Методическая разработка занятия по теме: « Классификация психодиагностических методик (дисциплина: основы психодиагностики)».
методическая разработка на тему

Иванова Мария Алексеевна

Методическая разработка занятия по психодиагностике для студентов колледжа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihodiagnostika_klassifikatsiya_pd_metodik_urok.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по теме: « Классификация психодиагностических методик (дисциплина: основы психодиагностики)».

 Составитель: Иванова М.А.

Цель: Знакомство с классификацией психодиагностических методик.

Задачи:

Приобрести практический опыт:

  • планирования, организации и проведения психологического исследования;
  • проведения психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
  • реализации базовых психодиагностических процедур, направленных на исследование семейного фона младших школьников и последующих рекомендаций;

уметь:

  • использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологии в организации собственной профессиональной деятельности, разбираться в классификации психодиагностических методик;
  • осуществлять психологическое исследование;

знать:

  • знание современных требований к выбору психодиагностических методик;
  • знание особенностей психодиагностической работы с различными возрастными группами;
  • этапы построения психологического исследования;

  1. Познакомить с классификацией психодиагностических методик.
  2. Учится классифицировать методики по различным свойствам.
  3. Составить  описание методик по предложенной классификации.
  4. Учить студентов работать самостоятельно, оценивать свою деятельность.
  5. Выполнить задание по тех. карте.: продуктивная активность на уроке.

Время: 40 мин.

Оборудование:

- опорные материалы  к уроку,

- раздаточный материал с классификацией методик, листы самооценки;
-  Учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с.  « Практическая психодиагностика»

Конспект.

  1. Приветствие 1 мин.
  2. Актуализация знаний. 10 мин.

- Какие методы исследования человека вы знаете? С какими вы познакомились на уроках педагогики?

Сегодня на занятии мы познакомимся с классификацией психодиагностических методик.

- Для чего нам надо ее знать?

- Как мы сможем использовать эти знания в дальнейшей  профессиональной деятельности?

Методы психологии делятся на:

  • Методы сбора психологической информации.
  • Методы обработки и анализа психологической информации (с ними вы познакомитесь на экспериментальной психологии и ОУИДС).

- Какие методы отнесем к методам сбора психологической информации?

Методы психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений. Они позволяют не только описывать, регистрировать психические явления, но и научно объяснять их.

Основные методы психологии, они же и основные методы исследования мира вообще: наблюдение (житейское и научное), эксперимент (лабораторный и естественный).

В психодиагностике используются специальные методы, с помощью которых выявляются важные факты, закономерности и механизмы психики, особенности исследуемого человека (учащегося). Применяются и частные методы, какие:

- метод беседы

- анализ продуктов деятельности (тетради, поделки)

-анамнезтический метод (изучение истории болезни, мед. карта)

- биографический

- социометрия

- анкетный метод (опрос, интервью)

- метод тестов
3. Класификация психодиагностических методик. 5 мин.

- Что такое тест?

Тест – стандартизированная психологическая методика исследования человека. В экспериментальной психологии тест устанавливает количественные различия между людьми. Диагностическое обследование ориентировано на поиск известных закономерностей в «неизвестных» обследуемых.

11 КРИТЕРИЕВ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕСТА по В.К.Гайде, В.П. Захаров

(основание, по которому можно делить все тесты)

1. По назначению:

  -Общие диагностические: тест общих способностей GATB, Айзенк, Бине-Симона.

   -Профессиональная пригодность (технические, гуманитарные и др. способности: Беннета).

   -Специальные способности (музыкальные, художественные, конторские).

   -Тесты достижений (школьная успеваемость, отбор в ВУЗы).

 2. По качеству методики:

   - Стандартизованные

   - Нестандартизованные

3. По материалу оперирования:

   - Бланковый (тесты бумаги и карандаша).

   - Предметные (инструментальные): кубики, монтажные доски

   - Аппаратурные методики

4. По количеству испытуемых (индивидуальные, групповые):

К индивидуальным относятся проективные: Роршаха, ТАТ, Розенцвейга.

Индивидуальное тестирование предназначено:

-для больных

- при интересе к процессу решения задач

Проведение индивидуального тестирования требует большого мастерства.

5. По форме ответов:

- Устные

- Письменные

- Деятельностные

6. По ведущей ориентации (направленности):

- Скорости

- Мощности (уровень развития интеллекта)

- Смешанные

7. По составу задач:

- Гомогенные (однородные)

- Гетерогенные

8. По комплексности:

- Изолированные (одиночные)

- Батарейные

- Многократной интерпретации (проективные тесты)

9. По характеру ответов:

- Тесты с задачами, в которых ответы предписаны

- Тесты-задачи со свободными ответами

10. По широте ответа:

- Интеллектуальные

- Личностные (свободные ассоциации, проективные методики, самоотчет или личностные опросники)

11. По характеру умственных действий:

- Вербальные

- Невербальные

4. Практическая работа. 10 мин.

Сегодня на уроке мы будем учиться составлять описание методик. Для чего?

- Что бы целесообразно сделать выбор методик для исследования индивидуального или группового тестирования, знать что необходимо для проведения той или иной методики, чистые листы или бланки и тд.

Задание: классифицировать предложенные методики по всем параметрам (раздать распечатки по классификации).

1.Айзенк стр.141

2.Незаконченные предложения Сакса стр.117

3.Д-Д-Ч стр.36

5. Проверка выполненного задания, анализ работ. 10 мин.

6.Заключение.4 мин. На занятии мы познакомились с классификацией психодиагностических методик:

 Лист самооценки.

Задание: оценить  свою компетентность в области классификации психодиагностических методик .

ФИО, группа:

Компетентность

Баллы

1

Могу интерпретировать некоторые детали изображения

5

2

Могу интерпретировать основные элементы изображения

8

3

Составить портрет личности по тесту

10

4

Составить полную характеристику личности и дать рекомендации

15

5

Провести методику на другом лице и дать рекомендации

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Классификация и маркировка легированных сталей"

Методическая разработка содержит пояснительную записку , план урока, структуру урока, вопросы входного контроля и контрольные вопросы, тесты по темам "Углеродистые стали" и "Легированные стали"....

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

Методическая разработка открытого урока тема: «Классификация статистических показателей»

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Статистика" по теме "Классификация статистических показателей" для специальности: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский у...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по междисциплинарному курсу МДК 01.01 «Основы технологии пиротехнических производств» на тему: «Фейерверочные составы»

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия со студентами 3 курса специальности 18.02.11 Технология пиротехнических составов и изделий по МДК 01.01 Основы технологии п...