Дидактические игры по профессиям
статья на тему

Федосеев Константин Алексеевич

Дидактические игры помогают качественно закрепить изученный материал порождают рост познавательной мотивации за счёт занимательности и увлеченности способствуют развитию теоретического и практического мышления в профессиональной сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по профессиям

Принцип проведения дидактических игр в учебно-воспитательной работе профессионального политехнического лицея

На современном этапе необходим поиск адекватных и адаптированных способов оценивания общекультурных компетентностей, характеризующих общий уровень информированности в профессиональном деятельности, умения работать в команде паритет в отношениях педагога и ученика и др. Дидактические игры помогают качественно закрепить изученный материал порождают рост познавательной мотивации за счёт занимательности и увлеченности способствуют развитию теоретического и практического мышления в профессиональной сфере.

Творческая активность личности в дидактической игре стимулируется тем, что игра позволяет обучающемуся ощутить значимость своего «Я». Закомплексованность и скованность обучающегося на фоне преобладающего интереса к ходу игры сменяются активностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные эмоции, задаёт творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления. Происходит повышения самооценки, повышается уверенность в своих силах.

В процессе дидактической игры наиболее полно реализуется один из важнейших принципов обучения принцип единства обретения знаний и опыта

Психолого-педагогические принципы дидактической игры:

  1. Принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, реализация этого принципа является необходимым условием игры, поскольку несёт в себе обучающие функции
  2. Принцип совместной деятельности. Этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников;
  3. Принцип диалогового общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только дискуссия с максимальным участием членов команды способна породить поистине творческую работу
  4. Принцип проблемности лежит в основе содержания игры и закладывается в систему проблемных учебных заданий, представленных в форме описания конкретных ситуаций или задач. Они могут содержат не альтернативы, противоречия, неверные данные, задания на поиск недостающей информации и т.п.  Проблемность содержания выступает объективной предпосылкой самостоятельного мышления каждого участника игры.

Технологии проектирования дидактических игр.

1.Цель игры:

- формирование познавательных и профессиональных интересов;

-формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

-воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива.

2. Задачи: поиск способов неформального оценивания общекультурных компетентностей, обучающихся (информационных, познавательных, коммуникативных).

3. Технологическая схема игры

Этапы подготовки:

3.1 Разработка игры

- разработка идеи, сценария;

- составление плана игры, общего описания игры, содержания инструктажа,

- подготовка материального обеспечения.

3.2 Ввод в игру на предварительном этапе:

- постановка проблемы, цели;

- сообщение условий, проведение инструктажа;

- соглашение о регламенте и правилах;

- формирование команд;

- проведение консультации по подготовке к игре.

3. 3 Этап проведения:

- работа команд над заданием;

- выступление команд;

- работа экспертов.

3.4 Этап анализа и обобщения:

- вывод по результатам игры;

- анализ, рефлексия;

- оценка и самооценка работы;

- выводы и обобщения на перспективу;

- рекомендации организатора по дальнейшему проведению игры и участникам по изучению содержанию предметов.

Методические рекомендации по оценки сформированности компетенций в ходе дидактических игр.

Наблюдения за освоением информационных и общекультурных компетенций может быть включенным (для педагогов, непосредственно участвующих в игре) и внешнем (для тех, кто «болеет» за своих коллег в зале). Каждый преподаватель может или должен предварительно перед игрой сделать матрицу, в которой будут обозначены фамилии участников и рядом в столбцах обозначены компетенции в соответствии с ФГОС. Матрица позволяет быстро ставить баллы за проявление в освоении таких компетенций, как умение работать в команде и готовность к освоению информации по профессии.

Баллы по каждому участнику могут быть в дальнейшем учтены при построении индивидуального профиля освоения компетенции обучающегося. При применении соответствующего коэффициента баллы могут быть преобразованы в оценку по предмету и учтены в текущей успеваемости.

К экспертной оценки достижений в ходе игры можно привлечь и учащихся, наблюдавших за игрой команд из зала. Самой объективной получится оценка, получившаяся в результате сопоставлении оценок педагогов, экспертов из числа учащихся и собственной самооценки ученика.

В ходе отбора участников могут применяться не только рейтинговые показатели (у кого наивысший рейтинг освоения предмета), но и игровые методы отбора (дидактическая игра проводится на уровне класса или группы на предварительном этапе).

Дидактическая игра может быть включена в общую систему оценивания качества образования, включающую обязательные формы контроля (зачет, экзамены, текущая успеваемость и др.). сюда же могут быть включены нестандартные формы оценивания: творческие конкурсы, конкурсы профессионального мастерства различных уровней, исследовательские работы и др.

Итоговые достижения обучающегося могут быть представлены на выпускном квалификационном экзамене, выпускной классификационной работе в виде приложения – портфолио.

Дополнительным стимулом к повышению качества обучения служит размещение на сайте учреждения информации о каждом выпускнике, показавшим наилучшие результаты. Таким образом, создаётся банк сведений о будущих кадрах для потенциальных работодателей.

Безусловно, все эти мотивирующие формы отслеживания достижений, обучающихся являются вспомогательными. Основными являются формы контроля в рамках профессионального модуля и промежуточный квалификационный экзамен в тестовом режиме online.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Дидактическая игра как форма оценивания компетенций в профессиональном образовании

Приложения к дидактической игре «Профессионалы» составлены по материалам О.М. Астапчик, К.А. Федосеева.

Ход игры и условия проведения.

Место проведения: актовый зал лицея.

Техническое оснащение игры: мультимедийный проектор с компьютером, экран, микрофоны с акустической системой. Программное обеспечение должно быть таким, чтобы обеспечить управление выбором вопросов с помощью гиперссылок (по аналогии с таблицами выбора в известной интеллектуальной викторине «Своя игра»). Все приведённые ниже вопросы викторины должны быть оформлены в виде слайдов, связанных с гиперссылками основной таблицы в каждой рубрике вопросов.

Инструктаж.

В игре принимают участие три команды:

  •  сборная команда мастеров производственного обучения;
  •  сборная команда обучающихся 3 курса;
  •  сборная команда обучающихся 2 курса.

В команды обучающихся входят по одному представителю от каждой профессии лицея.

Каждая команда на предварительном этапе придумывает название команды, девиз и. форму одежды.

Игра состоит из следующих этапов:

Вступление;

Представление команд;

Разминка;

Викторина «Я - профессионал»;

Конкурс «Творческие люди» (Буриме);

Подведение итогов и награждение команд;

Каждый конкурс оценивается жюри по пятибалльной системе, и победитель определяется по сумме набранных очков.

Жюри состоит из преподавательского состава, представителей администрации и обучающихся лицея.

Ход игрового этапа.

  1.  Представление ведущих и жюри.
  2.  Ведущие приглашают участников. Каждая команда занимает свое место на сцене, выбирает капитана. Капитаны команд подходят к ведущим мероприятия, представляются и тянут жребий очередности выступления команд.
  3.  Конкурс «Представление команды».
  4.  Участники в порядке очередности представляют название команды и девиз в произвольной форме.
  5.  Конкурс-разминка «Всякому молодцу - ремесло к лицу».
  6.  Команды выбирают вариант вопроса презентации. На обсуждение ответа дается 15 секунд, за это время участники должны ответить на вопрос и ответ записать на заранее подготовленном бланке и сдать ответы через помощников организаторов в жюри.
  7.  Викторина «Я — профессионал».
  8.  Перед командами на экране высвечиваются темы викторины и вопросы расположенные по уровню сложности. Команды поочередно выбирают вопрос и дают на него ответ. Если команда дает неправильный ответ, другая команда может на него ответить. За правильные ответы команда получает очки, соответственно сложности вопроса. По окончанию конкурса все очки, полученные игроками, суммируются и определяется победитель.
  9.  Конкурс-викторина «Творческие люди» (Буриме)
  10.  Каждой команде одновременно выдается одинаковый набор слов и письменные принадлежности. Участники из этих слов должны сочинить стихотворение произвольной формы. Время, отводимое командам, 5 минут. После этого капитаны или другие представители команды озвучивают свои произведения. Жюри оценивает полноту использования слов, поэтичность, юмор и выразительность стихотворений.
  11.  Подведение итогов и награждение команд.

После проведения всех конкурсов жюри подсчитывает баллы, заработанные командами, и один из членов жюри зачитывает результат игры, объявляя победителей и комментируя игру участников. Любой представитель жюри также может высказать свое мнение об игре и ее участниках. После объявления итогов производится награждение участников грамотами и призами.

Описание игры

Вступительное слово ведущих

1 ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы рады видеть вас в нашем уютном актовом зале!

Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли цитату древнегреческого философа Эзопа «истинное сокровище для людей - умение трудиться».

2 ведущий:

Конечно, ведь труд облагораживает человека, а умение трудиться позволяет не унывать и преодолевать трудности. Вы уже выбрали будущую профессию, в настоящее время получаете необходимые знания, и поэтому мы решили назвать нашу игру «ПРОФИ», так как уверены в том, что вы станете настоящими профессионалами

  1.  ведущий:

Уверены в себе? Тогда просим команды на сцену! (музыка, команды выходят на сцену).

  1.  ведущий:

Капитанов команд просим подойти к ведущим для жеребьевки, (проводится жеребьевка очередности выступления команд).

  1.  ведущий:

А теперь разрешите мне представить вам наше компетентное глубокоуважаемое жюри:

Его одолели заботы.

Большое хозяйство на нём.

Тяжёлая это работа,

Без отдыха ночью и днём. (Директор)

  1.  ведущий:

Без неё неразбериха,

Нестыковка, суета,

Где она - там сразу тихо!

Где она - там красота! (Зам. директора по учебно - производственной работе         )

1 ведущий Талант несравненный — танцует, поет и роль несомненно любую возьмет.

Он в жизни удачлив, известен вполне,

Но главное, он очень счастлив в семье! (Мастер на все руки ...) 2 ведущий

Глядя на Вас, наш добрый учитель,

Невольно завидуя, говорим вслух:

Прав был мудрец, как вы тут не вертите, - В здоровом теле здоровый дух! (….)

1 ведущий: А так же два представителя учащихся лицея, будущие профессионалы

Конкурс «Представление команды»

  1.  ведущий: У нас сегодня игра для тех, кто любознательный, сообразительный и внимательный.

У нас сегодня игра профессионально-развлекательная!

  1.  ведущий: Для начала давайте познакомимся. Наши участники старались всё успеть, понять, они волнуются, поэтому просим поддержать их улыбками и аплодисментами.
  1.  ведущий: Итак, прошу любить и жаловать. Слово для приветствия предоставляется команде..., (№1...№2...№3...) (музыка).

Разминка

«Всякому молодцу - ремесло к лицу»

  1.  ведущий: Специалист - это тот, кто знает очень много обо всем, необходимом в профессии и в жизни. И на разминке мы решили проверить эрудированность наших команд. Готовьтесь к самым неожиданным вопросам, вооружившись смекалкой и чувством юмора! Начинаем! Начинаем наш первый тур!
  1.  ведущий:

Болельщиков предупреждаем,

Что встреча, будет горяча!

И им от всей души желаем

Болеть без вызова врача!

(Объяснение правил первого конкурса «разминка»:

  1.  ведущий: на экране появляются вопросы и по каждой картинке дается 10 секунд на размышление. За это время каждая команда должна найти ответ на вопрос, записать ответ на бумагу и отдать его нашим помощникам. Все понятно? Тогда вперед!

Викторина «Я - профессионал»

  1.  ведущий: Мы часто говорим: «Профессионал». И сразу возникает уважение к тому, о ком это сказано. Это словно высшая оценка человека, причём неважно, кто он: токарь или хирург, механизатор или спортсмен.
  2.  ведущий: На профессионалах держится мир. Не будь их, люди жили бы по-прежнему в каменном веке. Но они есть. И есть не только среди ваших настоящих и будущих наставников, но и среди учащихся нашего лицея.

1 ведущий: Не далее, чем вчера, прошел конкурс «Защита лучших выпускных квалификационных работ» и сегодня мы хотим вручить дипломы участникам данного конкурса. Слово для вручения предоставляется (проходит вручение дипломов).

2 ведущий: А давайте прямо сейчас устроим нашим командам мини-экзамен?

Вопросы викторины связаны с разными профессиями. Готовы сразиться?

1 ведущий: Дерзайте, думайте, старайтесь, чтоб победить наверняка!

  1.  ведущий:          (проводит объяснение правил конкурса Профессионал). Сейчас на экране вы увидите темы вопросов. По каждой теме на экране обозначены 5 вопросов разной сложности. Первая команда выбирает тему и сложность вопроса. 10 секунд на рассуждения и участники должны дать ответ. Если ответ верен, то команде зачитывается количество баллов сложности данного вопроса. Если ответ неверен, то право ответа переходит следующей команде и так далее. Выбор вопроса происходит по очередности.
  2.  ведущий: Итак, вперед!

(после конкурса, пока жюри подводит итоги, на экране - презентация «Мастер-выпускник лицея»)

  1.  ведущий: Пока жюри подводит итоги. Вашему внимании предлагается презентация, которую выполнили учащиеся 2 курса «Мастер - выпускник лицея».
  2.  ведущий: Слово предоставляется жюри.

Конкурс «Творческие люди» (Буриме)

  1.  ведущий: Сильные команды у нас подобрались. С такими можно и в клуб “Что? Где? Когда?” записаться. А как насчет творчества? …Вот вам, уважаемый ведущий, несколько слов: всё, тишина, где... сможете создать рифму?
  2.  ведущий: -Конечно, я ещё тот лирик...

Всё умолкло. Тишина.

Где же ты, скажи, весна?

  1.  ведущий: Итак, господа поэты, ваша задача - из предложенных слов составить весеннее, смешное (или не очень) стихотворение.
  2.  ведущий: Время на выполнение - 5 минут. Вперед!

А мы продолжаем смотреть творческие задания 2-го курса (звучит музыка, проводится презентация).

1 ведущий: Итак, закончились 5 минут. Представителей команд... просим к микрофону, (команды по очереди читают свои стихотворения).

КОНКУРС «Знаете ли вы?»

  1.  ведущий: А знаете ли Вы преимущества профессионала?
  2.  ведущий: Конечно. Профессионализм даёт освобождение от

неуверенности в себе.

  1.  ведущий: А мне кажется, что Профессионализм обеспечивает уважение - со стороны коллег.
  2.  ведущий: Да, а еще Профессионализм даёт силы - для выполнения всех поставленных задач.
  1.  ведущий: И профессионализм открывает путь к достижению успеха и жизненных благ.

Подведение итогов

  1.  ведущий: Наше веселое состязание подходит к концу и сейчас наступает кульминационный момент. Жюри должно определить победителя.
  1.  ведущий: Слово жюри.
  2.  ведущий: Наше мероприятие закончилось победой команды.... Давайте поздравим их - самых умных, эрудированных, смелых

и весёлых! Все ваши высоты еще впереди. Нет сомнения в том, что вы добьетесь признания своего профессионализма не только в стенах лицея. Главное - никогда не останавливаться на достигнутом.

1 ведущий: И помните, что профессионализм - самое сильное звено в цепочке успеха! До скорых встреч!!! (музыка).

Вопросы викторины (по рубрикам)

Разминка «всякому молодцу ремесло к лицу»

Примечание. Вопросы разминки содержат задания и на общую эрудицию, и на смекалку, и даже учитывают тонкости знания русского языка

вопроса

Содержание вопроса

Ответ

1.

Как говорят о маленькой зарплате?

Кот наплакал

2.

Перед человеком какой профессии все люди снимают шляпу?

Парикмахер

3.

Человек, работающий с напряжением.

Электрик

4.

Кого называют профессором кислых щей?

Малограмотного человека, который рассуждает о том, чего не понимает.

5.

Самый «пробивной» труженик в магазине.

Кассир (пробивает чеки)

6.

Представитель какой профессии часто задаёт вопросы, на которые сам знает ответ?

Учитель

7.

За чем продавец торгует?

За прилавком

8.

Что можно приготовить, но нельзя съесть?

Уроки

9.

Какая буква, приблизившись к самому хорошему учителю, очень плохо на него влияет?

М (Учитель, Мучитель)

Вопросы викторины «Я- профессионал!» (по разделам) рубрика «укротитель волос»

100 Какова нормальная температура воды для мыться головы? (36,6).

200 Как в 19 веке назывался мастер оказания парикмахерских услуг? (цирюльник).

300 В каком веке были модными причёски в стиле барокко и рококо? (18 век).

400 Где впервые стали применять такой приём в причёске, как начёс? (Древний Египет).

500 Как называется расчёска для укладки волос с острым наконечником? (хвостик).

рубрика «с чертежом в руках»

100 Какое геометрическое тело на всех трёх проекциях выглядит одинаково? (шар)

200 Как называется чертёж, на котором изображения наносятся с помощью условных обозначений? (схема).

300        Какое геометрическое тело на трёх проекциях выглядит как два треугольника и круг? (конус)

400        Скажите общее название для изометрической проекции и диметрической проекции? (аксонометрия)

500        Название какого инструмента переводится с тюркского

как «Чёрный камень»? (карандаш).

рубрика «приятного аппетита!»

100        Как правильно берут хлеб с общей тарелки? (руками)

200        Что является основным ом энергии, возобновляемых и строительных материалов в организме? (пища)

300        Как называется вещество, придающее цвет моркови?(каротин)

400        Общее название для этих продуктов (растений): помело, танжерин, померанец, лайм? (цитрусовые)

500        Какое общее название имеют река в Ярославской области,         кухонная утварь и первая в мире электростанция?(Сковородка)

рубрика «техника»

100        Какую форму имеет режущая часть резца? (Форму клина)

200        Какое устройство используется для выхода компьютера в

глобальную сеть для подключения компьютера к сети? (модем) 300 Как называется сплав меди с оловом? (бронза)

400 Чем характеризуется детонационная стойкость бензина? (Октановое число)

500 Назовите двухпозиционный электромагнитный аппарат, предназначенный для частых включений силовых электрических цепей в нормальном режиме работы. (контактор)

рубрика «по одёжке встречают»

100        Что защищает тело человека от неблагоприятных условий окружающей среды? (одежда)

200        Как называется кратковременное господство вкусов в манере одеваться? (мода)

300        Как называются предметы одежды, используемые человеком, связанные между собой единством назначения, дополненные аксессуарами, причёской и гримом? (костюм)

400        Как называется индивидуальная манера человека одеваться, держаться, иметь сой имидж? (стиль)

500        Как называется профессия художника-модельера одежды, появившаяся с развитием профессионального моделирования одежды, и которую отличает производство одежды очень высокого качества? (кутюрье)

рубрика «всего понемногу»

100        С какого возраста может быть заключён договор о материальной ответственности? (С 18 лет)

200        Они бывают капиллярные, инжекторые, шариковые, гелевые... (ручки)

300        Когда работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку при увольнении? (в последний рабочий день)

400        Как называется способ письма для быстрой записи устной речи? (стенография)

500        Какое слово встречается в профессиональных терминах профессий повар, токарь, парикмахер?        (фартук)

рубрика «купи-продай»

100        Назовите простое электронно-вычислительные устройство для работы продавца (калькулятор).

200        Они бывают счётными, медицинскими, крановыми, автомобильными.... (весы).

300 Эти устройства бывают фискальными и нефискальными... (кассовые аппараты).

400        В переводе с французского это слово обозначает «беседка», парковый павильон (киоск).

500 Что такое гривен? (10-копеечная русская монета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Дидактическая игра по экономики предприятия и отрасли "Увлекательный мир экономики"

разработка дидактической игры по экономике между двумя учебными группами....

Дидактические игры как средство мобилизации познавательной деятельности студентов

В данной работе рассмотрены :1) методические подходы к игровой деятельности студентов ;2) варианты применения дидактических игр на разных этапах проведения учебного занятия ;3) игры по общественным и ...

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...

методическая разработка "Дидактические игры на уроках географии"

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотру...

Методическая разработка на тему «Дидактическая игра-конкурс «Своя игра»

Проведение соревновательного командного мероприятия, позволяющего принять в нем участие наиболее большему количеству обучающихся, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика»....