Урок по литературе в 7 классе. Тема: Роль поэтов и поэзии в годы Великой отечественной войны.
план-конспект урока на тему

Открытый урок по литературе на тему:Роль поэтов и поэзии в годы Великой Отечественной войны".

Целю данного урока является: дать обзор поэзии военных лет, показать, что поэзия, как оперативный жанр, соединял высокие патриотические чувства с личными глубокими переживаниями лирического героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx32.04 КБ
Файл prilozh.docx13.72 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx656.1 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект урока по литературе в 7 классе

Тема: Роль поэтов и поэзии в годы Великой Отечественной войны

Многие из нас будут

сражаться с оружием в руках,

многие будут сражаться пером.

Александр Фадеев

Цель:

Дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Задачи:

познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

развивать умение выделять главное в лекционном материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвященному ВОВ.

Формы работы: классно-урочная

Тип урока: урок изучения нового материала с обобщением изученного.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, листы бумаги, ИКТ

Межпредметные связи: история, музыка

Этап урока

Время

Презентация

1

Организационный момент

У: Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

2

Слово учителя

У: Сегодня наш урок мы посвятим важному историческому событию нашей  Родины, которое отразилось на всем, в том числе и на литературе. А о каком событии идет речь, вы мне скажите после того, как прослушаете песню на стихи Евгения Винокурова «Москвичи». Музыку написал советский и российский композитор Андрей Эшпай.

Звучит аудиозапись песни «Москвичи».

Слайд№1

Портрет Е. Винокурова, А. Эшпая

3

Введение темы

У: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком событии идет речь в песни? Какой теме посвящено произведение? О чем оно?

Д: Событие – Великая Отечественная война.

У: Действительно. Это стихотворение, написанное Евгением Винокуровым в 1953 году (т.е. в послевоенное время) о московских мальчиках, не вернувшихся  с фронта в годы ВОв, и их матерях, угасающих в пустых квартирах. Оно стало одним из самых популярных стихотворений.

У: Итак, сегодняшний урок мы посвятим теме Великой Отечественной войны. Поговорим о героизме русских солдат, о роли писателей и поэзии в эти годы.   А также проследим связь литературы с другими предметами.

У: Откройте тетради, запишите число – 13 апреля, и тема урока: «       », эпиграф (вспомним, как записывается эпиграф).

Запись темы.

4

Беседа по теме урока

У: Прежде чем мы приступим к работе с поэтическими текстами, вспомним некоторые факты из истории.

- назовите, пожалуйста, дату начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.);

- Назовите год окончания войны (9 мая 1945);

- Сколько лет длилась война? (4 года)

- Кто в то  время стоял во главе государства? (И.В. Сталин)

- Почему называется Великая Отечественная? (ВОВ -самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгие четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой. )

-Почему именно 9 мая считается днем окончания войны? (В этот день подписан акт о капитуляции  фашистской Германии)

- Что является символом победы в Вов? (флаг водруженный над Рейхстагом )

- Посчитайте, пожалуйста, сколько лет прошло со дня окончания ВОВ ( 72 года).

У: Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига, и тем больше – страшную цену победы. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!  А сколько искалеченных судеб, сколько изломанных жизней, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение  Отечества.

Тема войны интересовала поэтов и писателей с самого первого дня и по сегодняшний день. Давайте вспомним некоторые из них. Какие лирические произведения о войне вы можете назвать?

Д: Самойлов «Сороковые», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?» Симонова, «Майор привёз мальчишку на лафете» Симонова, «Рассказ танкиста» Твардовского.

У: С самого начала войны начали появляться поэтические произведения. Как вы думаете, почему?

Д: - В стихотворениях легче можно выразить мысль, чувства, легче воспринимаются, эмоциональны.

У: Какую роль они играли, для чего были нужны?

Д: Стихи, песни поддерживали русский народ, придавали им сил, укрепляли дух.

У: Правильно, ребята. А сейчас я хочу, чтобы вы вслушались в суровую музыку стихотворения Анны Ахматовой “Мужество”.

Чтение стихотворения “Мужество” наизусть.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

У: Вы прослушали стихотворение «Мужество». Какие эмоции, чувства вызывает оно?

Д:

У: О чём  это стихотворение? Почему А. Ахматова  говорит про «великое русское слово», что она имеет в виду?

Д:

Стихотворение «Мужество», преисполнено патриотизма, в стихотворении «Мужество» она обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени. «Час мужество пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», — утверждает поэтесса, и эта строчка является ключевой в данном произведении, сдержанном, емком и поражающем своей суровой красотой. Поэтесса отмечает, что ей, как и тысячам других людей, «не страшно под пулями мертвыми лечь» ради того, чтобы сохранить «великое русское слово». Именно в этом она видит свою главную задачу поэта и гражданина, носителя русского языка, который обязан передать его будущим поколениям «свободным и чистым».

У: Что такое мужество, как вы думаете? Дайте определение понятию «мужество», запишите в тетрадь.

Работа в тетради, запись понятия, обсуждение в классе

У: Каждый поэт – это особый мир, особый взгляд на жизнь. В том числе и на войну. Когда множество поэтов по-разному рассказывают о войне, то получается полная и объёмная картина.

У: Многие поэты и писатели не понаслышке знают, что такое война, так как они прошли все тяготы фронтовой жизни, видели трагедию страны из нутрии. Конечно, о войне знают лучше те, кто был на поле боя. Писатель- фронтовик замечает то, что видит каждый солдат. А это те существенные мелочи, из которых складывается яркая картина времени и событий…

У: К.Симонов с первых дней Отечественной войны находился на Западном фронте. Был корреспондентом газеты «Красная звезда». Закончил войну в Берлине.

У: Есть одно военное стихотворение необычной судьбы. Стихотворение «Жди меня» Константина Симонова.

 У: Об истории создания этого стихотворения расскажет…..

Сообщение ученика

Д: Стихотворение К. Симонова «Жди меня» было написано в 1941 году (в самом начале войны). Вскоре оно облетело всю линию фронта, став для солдат одновременно и гимном, и молитвой. Это произведение посвящено актрисе Валентине Серовой, вдове военного летчика, с которой поэт познакомился в 1940 году. Звезда театра и любимица Сталина, она поначалу отвергала ухаживания Симонова, считая, что не вправе предавать память мужа, погибшего во время испытаний нового самолета. Однако война все расставила на свои места, изменив отношение не только к смерти, но и к самой жизни. Уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина. И именно это давало поэту силы и веру, вселяло надежду, что рано или поздно война закончится, и он сможет быть счастливо со своей избранницей. Поэтому, обращаясь в стихотворении к Валентине Серовой, он просит ее лишь об одном: «Жди меня!».
В первые дни войны ему довелось оказаться в Белоруссии, где к тому времени шли ожесточенные бои, и поэт чуть не погиб под Могилевом, попав в немецкое окружение. Однако он убежден, что именно любовь женщины сможет уберечь его и многих других солдат от гибели. Любовь и вера в то, что с ним ничего не случится.

На фронте стихотворение «Жди меня» вырезали из газеты, переписывали и с ним шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами. В то время всё было общим: страдание и горе, надежды и радости, вера в победу.

 

У: Среди многих записей стихотворения "Жди меня" эта запись выделяется особо: она сделана Симоновым в Берлинской радиостудии 7 мая 1945 года, за два дня до победы. Как писал позднее известный исследователь звучащей литературы Лев Алексеевич Шилов, "именно эта фонограмма при всем ее техническом несовершенстве как-то особенно действует на слушателя - той достоверностью чувств, которые слышны в этом немного усталом голосе". Сохранил старую пленку знаменитый ленинградский радиожурналист Лазарь Ефимович Маграчев, присутствовавший тогда в студии.

Звучит стихотворение “Жди меня” в исполнении автора. (фонозапись)

У: Скажите, пожалуйста, какое настроение в этом стихотворении?

Д:

У: Какая фраза является ключевой?

Д:

У: Сколько раз она повторяется?

Д:

У: Как называется прием повтора начальных слов, звуков, фраз?

Д:

У: Какие средства выразительности еще использует автор?

Д:

У: Что хочет сказать этим стихотворением автор?

Д: В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться. «Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет», — просит поэт, отмечая, что не стоит поддаваться отчаянию и уговорам тех, кто советует забыть любимого человека.

У: С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Стихотворения и поэмы А.Твардовского занимают в поэзии о войне особое место. Поэма «Василий Тёркин» - это энциклопедия Вов. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудрёный её быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки, тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая прибаутка, и глубокая мысль. Тут рядом, казалось бы, несовместимое – кровь и слёзы, шутка и смех. И всё это написано простым и при этом ярким, образным языком.

Объявление о спектакле на доске.

У: Конечно, люди не хотят войны. И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувствами гнева, но и чувствами острого сострадания. Чувство неизъяснимой вины перед теми, кто погиб, чувство благодарности можно увидеть в стихотворении А. Твардовского “Я знаю, никакой моей вины”.Оно призывает нас быть готовыми к ответу перед собственной совестью. Послушайте его, ответьте на вопрос: какую тему затронул автор?

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны, в том,

Что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что  я их мог, но не сумел сберечь

Речь не о том, но все же, всё же, всё же…

Д: Тема ответственности живых перед павшими .

У: Правильно. Александр Трифонович Твардовский - первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими. Той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл. До конца дней Александр Трифонович пронес чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны

У: Стихи о войне, о тех ужасных событиях создавались не только во время войны, но и в послевоенное время. Как вы думаете, почему?

У: В год 20-летия победы участник Великой Отечественной войны, поэт Юрий Георгиевич Разумовский написал стихотворение о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. И стихотворение это называется “Я обращаюсь к молодым”. 

Чтение стихотворения. На фоне  песни “На безымянной высоте”.

Я обращаюсь к молодым.
Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой - к передовой.
Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О "безымянной высоте
У незнакомого поселка".
Я нюхал тех сражений дым,
Я видел слева смерть и справа,
И это все дает мне право - 
Я обращаюсь к молодым:
- Мальчишки, вам по двадцать лет,
И вы - ровесники Победы,
Но смысл ее - не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть - на высоте,
Когда понадобиться это..

У: К кому обращается автор? Почему?

Д:

У: О какой высоте говорит здесь автор?

Д: Высота духа, моральная высота, о которой нужно помнить нам всегда.

У: Молодцы, ребята! Так какая же роль была у поэтов и их произведений во время ВОВ?

Д:

У: А какое значение стихов о войне в наше мирное время?

Д: Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне – это школа мужества.

Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание сил духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.

У: Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.

Река времени всё и дальше и дальше уносит от нас события той страшной войны. Но память колючей льдинкой живет у нас под сердцем.

И когда наступает опять долгожданный май, когда каждая травинка и любая пташка поёт гимн всепобеждающей жизни, мы встречаем праздник Победы “со слезами на глазах” и приносим на могилы павших букеты цветов.

И так будет всегда, пока будут биться сердца тех, для кого слова “Родина” и “Память” священны.

У: Закончит наш урок я предлагаю песней, которая также посвящена теме Вов и тем самым почтит память павшим.

Все учащиеся поют один куплет из песни( слова на слайде)

Слайд №2

Портрет И.В. Сталина,

Годы войны

Слайд №3

Фотография «Водружение флага над Рейхстагом»

Слайд №5

Портрет А.Ахматовой

Слайд №6

Портрет К. Симонова

Слайд №7

Портрет В. Серовой

Слайд №8

Портрет А.Т. Твардовского

Слайд №9

Портрет Ю.Г. Разумовского

4

Домашнее задание. Рефлексия

У:

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • С какими произведениями познакомились?
  • С каким понятием познакомились?

У: Понравился вам урок? И что понравилось? С какими предметами был связан наш урок?

Д:

У: К следующему уроку вам надо будет подготовить одно на выбор стихотворение наизусть.



Предварительный просмотр:

Евгений Винокуров

Москвичи

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.

Свет лампы воспалённой
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.

Друзьям не встать. В округе
Без них идёт кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.

Пылает свод бездонный,
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой.

1953

Анна Ахматова

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

1942

Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1941

Александр Твардовский

«Я знаю, никакой моей вины…»

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…

1966

Ю. Г. Разумовский

Я обращаюсь к молодым

Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой - к передовой.
Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О "безымянной высоте
У незнакомого поселка".
Я нюхал тех сражений дым,
Я видел слева смерть и справа,
И это все дает мне право -
Я обращаюсь у молодым:
- Мальчишки, вам по двадцать лет
И вы - ровесники Победы,
Но смысл ее - не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть - на высоте,
Когда понадобиться это...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку . Александров Александр Васильевич 1883 – 1946 гг. Советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР Василий Иванович Лебедев 1898 – 1949 гг. Русский советский поэт.

Слайд 2

Иосиф Виссарионович Сталин 1878 – 1953 Российский революционер грузинского происхождения, советский политический, государственный, военный и партийный деятель, Генералиссимус Советского Союза. С конца 1920-х - начала 1930-х годов до своей смерти в 1953 году Сталин был лидером Советского государства.

Слайд 3

Егоров (справа) и Кантария на фотографии 1945 года со Знаменем Победы Одна из постановочных фотографий Халдея с красным знаменем на крыше Рейхстага, ошибочно принимаемая за водружение Знамени Победы Фотография корреспондента газеты «Правда» В.А. Тёмина «Знамя Победы над Рейхстагом 1 мая 1945 года в Берлине».

Слайд 4

Анна Ахматова, 1940 г . Анна Ахматова 1889 – 1966 Русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Номинантка на Нобелевскую премию по литературе. Стихотворение «Мужество» написано 23 февраля 1942.

Слайд 5

Константин Михайлович Симонов 1915- 1979 гг. Константин Симонов с первых дней Отечественной войны находится на Западном фронте. Был корреспондентом газеты «Красная звезда». Стихи К. Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить.

Слайд 7

Валентина Васильевна Серова 1917 – 1975 гг. Советская актриса театра и кино. На фронтовых дорогах. Валентина Серова и Константин Симонов, 1944 г.

Слайд 8

Александр Трифонович Твардовский, 1910 —1971 гг. Русский советский писатель, поэт, журналист. «Я знаю, никакой моей вины…», 1966. Стихотворение проникнуто чувством неизъяснимой вины перед теми, кто погиб, чувством благодарности. Оно призывает нас быть готовыми к ответу перед собственной совестью

Слайд 9

Разумовский Ю.Г. Разумовский Юрий Григорьевич 1919 -2000 гг. Русский поэт, публицист. Представитель «фронтового поколения» в русской поэзии. Стихотворение «Я обращаюсь к молодым» написано в год 20-летия победы Великой Отечественной войны. Оно о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни .

Слайд 10

Песня на стихи Евгения Винокурова «Москвичи». Музыку написал Андрей Эшпай . Винокуров Евгений Михайлович 1925 - 1993 Эшпай Андрей Яковлевич 1925 - 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Вклад ученых-физиков Красноярска в Великой Отечественной Войне" к научно-практической конференции "Красноярский край в годы Великой Отечественной Войны"

Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние двадцать  лет. За это время историки России приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную истор...

Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Тема Великой Отечественной войны всегда была актуальной для любого поколения. Именно воспоминания тех военных лет помогают воспитывать в каждом человеке такие черты характера, как мужество, героизм, г...

Презентация к уроку "Культура в годы Великой Отечественной войны"

Презентация к уроку "Культура в годы Великой Отечественной войны"...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия " Поэзия в годы Великой Отечественной войны"

Данная методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по дисциплине "Литература" предназначена для преподавателей литературы. В первую очередь несет большую воспитательную нагруз...

План конспект занятия на тему " Республика Бурятия в годы Великой Отечественной войны"

Обобщение и систематизирование знания у учащихся о причинах, ходе и итогах Великой Отечественной войны, о положении Республики Бурятии в годы  войны;Рассмотрение влияние мировых исторических собы...

«Роль железной дороги, железнодорожников, выпускников ФЗУ № 1 г. Зима в годы Великой Отечественной войны».

Тема внеклассного мероприятия: «Роль железной дороги, железнодорожников, выпускников ФЗУ № 1 г. Зима в годы Великой Отечественной войны». Цель мероприятия – Воспитание...