Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия " Поэзия в годы Великой Отечественной войны"
план-конспект занятия

Татьяна Васильевна Янченко

Данная методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по дисциплине "Литература" предназначена для преподавателей литературы. В первую очередь несет большую воспитательную нагрузку. Она не только повышает познавательный интерес студентов к литературе, истории, но и учит гордиться всем, что связано с Великой Отечественной войной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Брянской области

ГАПОУ  «Суражский промышленно-аграрный техникум»

Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

«Поэзия в годы Великой Отечественной войны»

Преподаватель литературы

Янченко Т.В..

Сураж 2020 г.

Рассмотрена на заседании комиссии        Утверждаю

общеобразовательных дисциплин        Зам. директора по УР

Протокол № ____ от ______ 2020 года.                _________Т.И. Панус
Председатель комиссии
_______________ О.А. Слонская

                                 

Данная методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по дисциплине «Литература» предназначена для преподавателей литературы.

В первую очередь, она несёт большую воспитательную нагрузку. Она не только повышает познавательный интерес студентов к литературе, истории, родному языку и уровень овладения этим дисциплинам, но и учит гордиться всем, что связано с Великой Отечественной войной.

Содержание:

  1. Введение.                                                           4
  2. Основная часть.

Методика проведения внеклассного мероприятия

«Поэзия в годы Великой Отечественной войны»                     5

  1. План проведения мероприятия.                                 5
  2. Методика проведения.                                          7
  1. Заключение.                                                        8
  2. Литература.                                                         9

Приложение. Сценарий открытого мероприятия

«Поэзия в годы Великой Отечественной войны»                    10

1. Введение.

Открытое мероприятие по теме «Поэзия в годы Великой Отечественной войны» не только знакомит обучающихся с именами поэтов, писавших в годы Великой Отечественной войны, но и на примере их творчества показывает огромную любовь человека – творца к своей земле, к её красоте, к её истории, пробуждает чувство патриотизма.

В условия мирового кризиса мы перестали обращать внимание на историю и чтить память тех, кто вложил большое усилие в то, чтобы мы жили в мире и согласии. И что я считаю самым главным, перестали читать, а если и читаем, то литературу определённого типа, которая однотипна по своему скудному художественному содержанию. На открытом мероприятии мы коснёмся творчества А.Т.Твардовского, Д.Б. Кедрина, М.Д.Львова, А.А.Ахматовой, О.Ф. Берггольц, К.М.Симонова, А.А.Суркова, М.И. Алигер, В.М. Инбер, В.Э.Багрицкого. Несмотря на возраст этих поэтов, их объединяет огромная любовь к Родине, гордость за неё, это люди, которые преодолели страх смерти, победили в себе инстинкт самосохранения, что лежит в основе всей военной поэзии.

2. Основная часть.

Методика проведения внеклассного мероприятия «Поэзия

в годы Великой Отечественной войны»

2.1. План проведения мероприятия.

Тема: «Поэзия в годы Великой Отечественной Войны».

Место проведения: актовый зал

Преподаватель: Янченко Т.В.

Присутствуют: 1 курс

Цели проведения мероприятия:

развивающая - развитие навыков устной речи обучающихся, их творческих способностей, духовных ценностей;

образовательная - расширение уровня знаний по литературе, истории, знакомство с творчеством поэтов Великой Отечественной войны;

воспитательная - воспитание любознательности, интереса к истории, патриотизма. Привитие чувства ответственности за свою Родину. На примерах героев показать студентам образы для подражания.

Ход мероприятия.

Подготовительно-организационный этап.

В начале учебного года при обсуждении работы литературного кружка было решено включить в план его работы знакомство с творчеством зарубежных поэтов и поэтов Великой Отечественной войны. На занятиях кружка обсуждалась литература Великой Отечественной войны, поэтому согласно учебному плану было решено провести занятие, рассказывающее о поэзии военных лет. А чтобы вызвать ещё больший познавательный интерес к поэзии военных лет, было решено использовать стихи выдающихся поэтов Великой Отечественной войны, подготовленные и прочитанные на мероприятии детьми.

Организация открытого мероприятия.

Запланировано использование сведений из истории о Великой Отечественной войне и творчества (выступления детей). В качестве оформления на стенах актового зала были размещены лозунги и плакаты военной тематики (передовая, тыл, оружие, солдаты, техника, памятники), была организованна выставка книг, портреты и фотографии поэтов, на доске цитаты « Священный бой поэзии строкой», «Когда грохочут пушки, музы молчат»....

Основной этап

Ход урока

Применяемая методика

1.

Вступительное слово преподавателя

Объявление темы. Постановка целей. 3 минуты

2.

Рассказ преподавателем из истории Великой Отечественной войны, сопровождаемый выступлениями учащихся

Варьирование исторического материала с творчеством. 40 минут

3.

Заключительное слово преподавателя

Итоги. 2 минуты

2.2. Методика проведения открытого мероприятия.

Качественное обновление всей образовательной системы на данном этапе требует поиска новых педагогических условий, которые помогут обеспечить рост познавательного интереса студентов к предмету литературы. То, что в течение всего времени обучения включено в учебную программу, иногда оторвано от действительности, и не всегда связанно с современной жизнью.

Данное мероприятие обеспечивает подготовку к восприятию творчества военной тематики. Оно должно подтолкнуть студентов к чтению поэзии о Великой Отечественной войне.

Обучающимися с помощью преподавателя выбраны стихотворения, способствующие возникновению чувства патриотизма. Каждый из студентов подошёл серьёзно к подбору литературы. Никто не остался равнодушным.

Книги, заинтересовавшие ребят, были представлены на выставке.

Выполнена главная цель: студенты прочувствовали значимость данной темы, были ею увлечены и сопереживали героям.

3.        Заключение.

Открытое мероприятие по литературе  пробуждает интерес у студентов к предмету, развивает чувство патриотизма и гордости за своих предков.

Цели достигнуты: атмосфера сопереживания, сочувствие к героям, интерес к выставке книг, фотографий, лозунгов, плакатов.

Литература, используемая на мероприятии, может помочь в подготовке к проведению классных часов и уроков литературы при изучении темы «Особенности развития литературы в 40 – 90-е гг.»

4.        Литература.

А.М.Абрамов. Сердцевина поэзии - человечность (поэзия Великой Отечественной войны; основные черты и значение) // Победа и мир. - Л., 1982.

В. Кожинов. «Я начал песню в трудный год...»: Поэзия 1941-1945 годов // Москва. - 1999.

Т.Сталев. «Мы были высоки, русоволосы»: (о поэтах, погибших в годы Великой Отечественной войны) // В мире книг. - 1985.

П.Бобылёв. «Великая Отечественная война» // Москва. - 1984.

И.О.Шуминовой. «Священный бой поэзии строкой» // читаем, учимся, играем.-2008.-№10.

Приложение.

Сценарий открытого мероприятия «Поэзия в годы Великой Отечественной войны»

Оформление. На стене позади сцены висит солдатская маскировочная сетка. Сверху на ней плакат с надписью «День Победы. 1945-2010». По бокам плакаты с военной символикой и строками поэтессы Юлии Друниной «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Внизу на сцене – цветы и «вечный огонь». Но сцене углом стоят пять участников – три мальчика в военной форме, с автоматами и две девочки с санитарными сумками.

   

1.        Вступительное слово преподавателя.

Дорогие коллеги, учащиеся я очень рада приветствовать Вас на внеклассном мероприятии, темой которого является «Поэзия в годы Великой Отечественной войны».

Думаю, чтобы сегодня в этой аудитории все прочувствуют значение слов «Священный бой поэзии строкой».

2.           Основная часть.

 Наша страна готовиться отмечать 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

Все прошедшие века истории человечества перенасыщены войнами. И именно так уж повелось с давних пор: как только на нашу страну нападал враг, весь народ поднимался на защиту Родины. Но такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. Нашим дедам и прадедам в годы их молодости выпало на долю защищать Отчизну.

Немецкий фашизм втянул в эту войну десятки стран Европы, миллионы людей. По приблизительным подсчётам в этой войне погибло более 20 миллионов граждан России, большинство погибших были мирные люди. Война шла 1418 дней. Они были страшными. Помогали фронту все, кто мог.

Шумовой эффект -  в течение 7 секунд – стучит метроном.

1-й участник:  Не мы  судьбу,

Судьба нас выбирала.

2-участник:      Был выбор у судьбы-войны

Недолгий.

Вот три приметы нашего Вчера:

3-й участник: Крестьянский дом на берегу Урала.

4-й участник: Окоп стрелковый да блиндаж над Волгой.

5-й участник: И обелиск на берегу Днепра.

Шумовой эффект – в течение 5 секунд – стучит метроном.

Затем звучит мелодия вальса М.Блантера «В лесу прифронтовом». На экране – видеоряд-слайды репродукций на военную тему.

     Перегруппировка участников – по обе стороны сцены: девочка прикрепляет к ширме плакат «Родина-мать зовёт!», остальные изображают короткий отдых после боя. Двое прислонились к воображаемому дереву; третий  присел на корточки, что-то записывает в блокноте; четвёртая участница сидит на поваленном дереве и читает письмо из дома, изредка вытирая слёзы.

    В глубине сцены несколько новых участников-исполнителей сидят у костра. Баянист играет вальс «В лесу прифронтовом» (или звучит запись). Мальчик и девочка танцуют вальс. Сидящие у костра негромко поют:

С берёз неслышен, невесом

Слетает жёлтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист,

Вздыхают, жалуясь, басы,

И, словно в забытьи,

Сидят и слушают бойцы –

Товарищи мои.

Под этот вальс весенним днём

Ходили мы на круг,

Под этот вальс в краю родном

Любили мы подруг;

Под этот вальс ловили мы

Очей любимых свет,

Под этот вальс грустили мы,

Когда подруги нет.

И вот он снова прозвучал

В лесу прифронтовом,

И каждый думал и молчал

О чём-то дорогом:

И каждый думал о своём…

    Участники перестают петь, пара перестаёт танцевать. Мелодия продолжает звучать.

Чтецы, отрываясь от своих нехитрых занятий, исполняют фрагменты стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» (на фоне приглушённо звучащей мелодии вальса), мимикой, сдержанными жестами передавая рассказовую интонацию стихотворения:

1-й чтец. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди…

2-й чтец. Ну что  им сказать, чем утешить могли мы их?

3-й чтец. Но, горе поняв своим бабьим чутьём,

Ты помнить, старуха сказала: - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождём.

4-й чтец. «Мы вас подождём!» - говорили нам пажити,

«Мы вас подождём!» - говорили леса.

                                         5-й чтец.  

Ты знаешь, Алёша, порою мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса…

     Пятый  чтец возвращается к поваленному дереву, садится, несколько меняя позу. Позу синхронно меняют все перед каждым новым текстом: живые картины застывают на мгновение, будто на снимках, сделанных военным корреспондентом.

Наравне со взрослыми воевали и дети. Они не считали себя маленькими, не прятались за спины родителей, а делали всё, что могли, чтобы помочь уничтожить врага, изгнать его со своей земли и приблизить Победу.

Лёня Объедко жил в хуторе Семисводном. Когда в 1943 году фашисты заставили жителей разрушать постройки, Лёня и трое его друзей решили убежать. Убегая, они перерезали кабель связи, но были схвачены фашистами. Немецкий офицер долго избивал мальчика, но тот не произнёс ни слова. Озверевший мучитель застрелил юного патриота. Так, 14 марта 1943 г. оборвалась жизнь героя.

Витя Новицкий, юный житель Новороссийска, вместе с матросами оборонял сигнальную башню. Когда все взрослые были убиты, Витя встал к пулемёту и отстреливался от фашистов до последнего патрона, затем стал бросать гранаты. Немцам всё же удалось проникнуть в башню. Они зверски расправилась с Витей: облили его бензином, подожгли и сбросили тело на мостовую. Правительственным указом Витя был награждён орденом Отечественной войны (посмертно).

Второй чтец (девочка):

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

      Один из сидящих у костра подходит к чтецам и читает стихотворение Р.Гамзатова «Журавли». Под музыкальное вступление (фортепиано или грамзапись) к песне Яна Френкеля, остальные исполнители стоятся в шеренги, идут: одна рука на ремне автомата, другая резким взмахом отмечает ритм шага, на головах пилотки.

3-й чтец. Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей…

Шумовой эффект – чтение обрывают резкие пулемётные выстрелы – каждый из марширующих застывает в позе тяжело или смертельно раненного. Пилотки падают на пол.

4-й чтец.      Они до сей поры с времён тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Исполнители пантомимы распрямляются, застывают.

5-й чтец. Настанет день и с журавлиной стаей

Я полечу в такой же сизой мгле.

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

         Под мелодию песни исполнители разворачиваются и уходят за кулисы. На полу остаются пилотки. Девочка собирает их, рассматривает, прижимает к сердцу, затем в прощальном жесте поднимает их над головой.

Давно закончилась война, но мы помним имена тех, кто не щадил своей жизни для освобождения страны от врага. Конечно, это были годы тяжелейших испытаний, но вместе с тем это были годы мужества, героизма, беззаветной любви к своей Отчизне.

«Когда гремит оружие, музы молчат…» Это восходящее к древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к Великой Отечественной войне. Даже самый скептический исследователь жизни страны в 1941-1945 годах неизбежно придёт к выводу, что этот период насквозь пронизывала поэзия.

Воюющему народу нужна была правда о войне и о горе, которые пришли в каждый дом, каждую семью. Правда в поэзии стала нравственной опорой, духовным источником сопротивления. Лирическая поэзия – самый чуткий измеритель душевного состояния общества. Она сразу же обнаружила жгучую потребность в искренности, без которой невозможно чувство ответственности.

Строки  стихотворения, которое мы сегодня услышим, принадлежат известному советскому поэту-фронтовику Александру Трифоновичу Твардовскому. За его плечами дороги войны, сотни стихотворений, опубликованных во всех фронтовых газетах.

(Выступление со стихотворением «Война - жесточе нету слова...»)

Глубокие перемены претерпевает в поэзии военных лет образ Родины, ставший у самых разных авторов смысловым и эмоциональным центром художественного мира той поры. Он играет необычайно важную роль в поэзии Константина Михайловича Симонова.

Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»

И не только у Симонова война пробудила столь острое, столь личное восприятие Родины. Его чувства разделяли поэты Кедрин, Шубин, Львов и многие другие.

Очевидно, их стихи написаны не столько о войне, сколько войной, раскрывающие также темы родного дома, любви, природы.

Звучит стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату»

Солдата на войне поддерживала не только военная техника, но и любовь близких, верность любимых. И об этом писал К.М.Симонов в своём знаменитом стихотворении «Жди меня». Эти строки знали наизусть все солдаты войны от рядового до маршала.

Выступление студента с чтением стих-я «Жди меня»

Почему же поэзия тех лет смогла обрести столь существенное значение для всей страны? Да всё потому, что она выражала в себе глубокий и истинный смысл, который не всегда раскрывался в официальных сводках.

О героизме и мужестве писала ленинградская поэтесса Анна Андреевна Ахматова, которая потеряла на этой войне многих дорогих ей людей. И боль за них выражена в стихотворении «Мужество».

Звучит стихотворение «Мужество» в исполнении студента

История русской литературы не знает другого такого периода, когда за четыре года было создано столько значительных, подлинно талантливых поэм: «Василий Тёркин» А.Твардовского, «Твой путь» О.Берггольц и другими.

Целое поэтическое полотно развернул А.Твардовский. Его «Василий Тёркин» стал одним из главных героев войны, знаменитым персонажем.

Отрывок из поэмы «Василий Теркин»

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов. 944 из них ушли на фронт, не вернулись– 417. Поэтами из них было 48 человек. Самому старшему – И. Росину – 49 лет, самым младшим – Багрицкому и Смоленскому едва исполнилось 20 лет.

 

Чтение стихотворения Муссы Джалиля «Варварство».

3. Заключительное слово преподавателя.

Война закончилась, и поэзия вступила в пору её философского осмысления. Литература должна была вернуться к ценностям мира.

Как в полифоническом хоре звучат голоса разных, но всё же в чём-то близких друг к другу поэтов. Люди, победившие в себе инстинкт самосохранения, преодолевшие страх смерти – вот, что лежит в основе всей военной поэзии.

В заключение на сцену выходят все участники композиции, становятся полукругом, взявшись за руки, и поют, слегка раскачиваясь, заключительный куплет песни из кинофильма «Офицеры»

Нет в России семьи такой, -

Где б не памятен был свой герой,

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя

Ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.

Шумовой эффект – несколько ударов метронома, затем – гулкий звон церковного колокола.

                                                                                     Занавес.