Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г'] – [К'] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление образа букв Г-К.
план-конспект урока на тему

Корж Дарья Андреевна

В этом конспекте преследовались следующие задачи: 

1) Коррекционно - образовательные: 

различать звуки г-к, г"-к" на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте.

2) Коррекционно - развивающие:

развивать общую моторику, согласовывать движения и речь.

3) Коррекционно - воспитательные:

создавать ситуацию успеха, стимулировать речевую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_i_bukvy_g-k.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: дифференциация звуков [Г] – [К], [Г'] – [К'] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление образа букв Г-К.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

· различать звуки [Г] – [К], [Г'] – [К'] на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте;

  • закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
  • дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

· закреплять навык звукового анализа и синтеза;

· закреплять образ букв;

· формировать связную речь при составлении описательного рассказа.

2.Коррекционно-развивающие:

· развивать общую моторику, согласовывать движения и речь;

· развивать познавательные психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление;

· развивать фонематические процессы;

3.Коррекционно-воспитательные:

  • создавать ситуацию успеха;
  • стимулировать речевую активность;

Оборудование: цветные фишки для обозначения звуков, предметные картинки, карточки с буквами Г и К.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Пальчиковая гимнастика

С веток ягоды снимаю 
(левая рука согнута в локте и поднята на уровне лица. Кисть опущена (пальцы – ветки). 
Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимает ягоды»)

И в лукошко собираю.
Ягод полное лукошко!
Я попробую немножко. 
Я поем еще немножко. 
Я поем еще чуть-чуть – 
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки. 
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать! 
(Считает ягоды, нажимая указательным пальцем на левую ладошку.)

3. Ориентировка во времени

– Какое сегодня число?
– День недели?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?

Записать число в тетрадях.

4. Сообщение темы занятия

– Ребята, на доске я выписала несколько слов. Прочитайте их:

Берека, гнига, крустный, кустой.

– Что вы заметили?
– Кто-нибудь знает, почему так происходит?
– Какие замены произошли в словах? Какие звуки обозначают эти буквы?
– Сформулируйте тему и запишем ее в тетрадях.

5. Работа над темой занятия

1) Характеристика звуков по плану.

– Что общего в этих звуках?
– Как образуются эти звуки?

2) Развитие фонематического слуха

а)  Повторить за учителем: (тактильный контроль)

га-га-ка        ка-га-ка
ка-га-га        га-ка-га

б) Сравните пары слов по звучанию и по смыслу:

Галина – калина
Гол – кол
Горка – корка
Игра – икра

в)  Подберите рифму:

Очень зелены, густы
В нашем садике … 
(кусты).

Зреет красная калина, 
Соберет ее … 
(Галина).

Мы пришли сегодня в гости, 
Принесли собачке … 
(кости).

г) Логопед называет слово, дети показывают букву, которой обозначают звук: согнул, приказ, густой, клюква, морошка, голубика, клубника, ветка, крыжовник, княженика, шиповник, брусника, черника, ягоды.

д)  Графический диктант:

глубокий, круглый, грелка, колокольчик, костяника, заголовок.

Разделить слова на слоги. Слоги обозначить черточками. Над соответствующими слогами поставить буквы Г или К.

Образец:  голубика – г_   _   _  к_.

е) Соотнести таблички с названиями ягод с изображениями на картинках. Картинки на доске.

3) Звуко-буквенный анализ слова ягоды.

4) Образовать однокоренные слова:

  • Назовите ягоду ласково. (Ягодка)
  • Человек, который любит собирать ягоды. (Ягодник)
  • Если пирог с ягодами, то какой он? (Ягодный)

Записать слова на доске. Выделить общую часть.

6. Физкультурная пауза

Услышите название ягоды, наклонитесь за ней; а если другое слово – поднимаете руки вверх: клюква, морошка, земляника, листок, клубника, корень, рябина, ветка, калина, гроздь, черника, кисть.

Зарядка для глаз.

7. Формирование лексико-грамматического строя речи.

– Знаете ли вы, чем полезны ягоды? (Много полезных веществ. Из черники даже делают лекарство для глаз).
– Что из них можно приготовить? 
(Повидло, джем, компот, желе, кисель, варенье, карамель, пюре, мармелад).

Устно:

Компот из малины – малиновый компот
Желе из малины – 
Пастила из вишни – 
Напиток из земляники –

Письменно:

Джем из клубники – 
Варенье из брусники – 
Морс из клюквы –

– Что мы составили?  (Словосочетания). Составить устно 2 – 3 предложения с этими словосочетаниями.

8. Формирование связной речи

1) Записать под диктовку после предварительного анализа:

Огнем горят гроздья калины.

Подчеркнуть букву, обозначающую звонкий звук, двумя черточками, обозначающую глухой звук - одной.

2) Составить предложения по опорным словам.

а) Снегири, клевать, рябина, ягоды.
б) В, полки, на, погребе, стоят, компотом, с, банки.

9. Итог занятия

– Какие два способа проверить звонкость – глухость согласных? 
– Какое слово «лишнее»?

  • Голубика, клюква, костяника, клубника. (Голубика)
  • Брусника, рябина, шиповник, морошка. (Рябина)

– Назовите ягоды, в которых 2 звука К (крыжовник, клубника, костяника, клюква).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Ш, дифференциация звуков К-Г

Это презентация для работы с детьми с нарушениями речи....

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 6-7 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П]. Текст «Спорт»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи6-7 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Текст «Спорт»...

Дифференциация звуков С-Ш. Посылка в Простоквашино от д.Федора.

Игра -презентация направлена на дифференциацию звуков С-Ш....

Дифференциация звуков Л— Р в играх

Уточнение артикуляции звуков, введение условных обозначений звуков (л- «пароход гудит», вырабатываем подъем спинки языка....

Занятие по развитию речи. Тема: Дифференциация звуков "З–С".

Занятие по развитию речи. Тема: Дифференциация звуков "З - С" . Цель: Учить чёткому произнесению звуков “с - з”; выделять звуки “с - з” из ряда согласных, слогов, слов....

Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща

Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща...