Упражнения на сплочение.
материал на тему

Паршикова Елена Александровна

Сплочение - возможность для команды стать единым целым для достижения конкретных целей и задач.Вы педагог ? У вас  творческое объединение?Команда волонтеров, спортсменов или любителей игры КВН?Упражнения на сплочение помогут вам добиться благоприятного климата в коллективе,умения работать в группе продуктивно и эффективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_na_splochenie.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на сплочение        Ò-   -Ò

      отряда                               Ώ`  Ώ

   

 «Десяточка»

Участники игры образуют круг так, чтобы соседи соприкасались плечами.

Задание: досчитать до десяти всей командой. Считать игроки должны про себя. Во время игры нельзя разговаривать, договариваться о каком-либо определенном алгоритме. Дабы избежать перемигивания и переглядывания друг с другом, необходимо смотреть на носки своих ботинок. Если эти правила не будут соблюдаться, ведущий должен остановить игру и попросить начать ее заново.

Вариант № 1: ведущий задает ритм счета. Например, хлопает три раза в ладоши и просит игроков начать счет про себя. Как только каждый игрок доходит до цифры 10, он хлопает в ладоши. Задание считается выполненным тогда, когда все игроки одновременно хлопают в ладоши.

Вариант №2 (усложненный): ведущий подает какой-либо сигнал, и игроки про себя начинают счет, в конце которого также им необходимо хлопнуть в ладоши.

«От 1 до 20»

Ведущий предлагает группе закрыть глаза и сосчитать от 1 до ...(количество участников группы). Каждый участник группы имеет право назвать только одно число. Соседи не могут произносить рядом стоящие числа. Если какое-либо число произносят одновременно 2 и более человека, счет начинается сначала. Группа не договаривается заранее о том, кто и какое число называет. Счет должен проходить интуитивно.

«Покрывало»

Реквизит: покрывало.

Ведущий раскладывает на полу кусок ткани или покрывало размером 2 на Зм (размеры даны условно и зависят от количества участников в команде) и предлагает всем участникам встать на покрывало. Затем по сигналу ведущего команда должна перевернуть покрывало на другую сторону, при этом участники команды не должны наступать на пол и покидать покрывало.

Задание можно усложнить, отведя определенное время на его выполнение.

        

«Путаница»

Все участники встают в круг, держась за руки. Выбирается водящий, который отходит так, чтобы не видеть, что делает остальная группа. Игроки, не размыкая рук, деформируют круг, запутывают цепочку. После того как цепочка запутана, приглашается водящий, задачей которого становится распутать всех и восстановить первоначальный круг.

«В тесноте, да не в обиде»

        На полу рисуется квадрат или кладутся листы ватмана. Команде участников предлагается представить, что они едут в переполненном транспорте. Необходимо встать так компактно, чтобы уместились все, даже те, кто находится за дверью воображаемого автобуса. Другими словами, надо расположиться в этом квадрате так, чтобы никто из игроков не остался за его пределами.

Затем площадь квадрата уменьшается в два раза, и игра повторяется.

 «Веселое построение»

        По сигналу ведущего собравшиеся должны объединиться по временам года, в которые родились участники игры. Затем в четырех полученных группах игрокам необходимо построиться по месяцам рождения. Далее ведущий просит построиться по дням рождения.

«Глухой – немой - слепой»

        Группа разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом: первый участник играет роль «глухого и немого» - он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, а также жест и пантомима. Второй участник играет роль «глухого и парализованного». Он видит и говорит, но не может двигаться. Третий - «слепой и немой». Он способен только слышать и показывать. Тройкам дается задание: договориться о встрече, о подарке имениннику, в какой цвет красить забор и т.д.

«Слепой и поводырь»

        Участники объединяются парами и решают, кто из них будет «слепой» (игрок, идущий с закрытыми глазами), а кто «поводырь». «Поводырь» должен будет провести «слепого» по определенному участку пути.

        Участок пути готовится заранее и представляет собой дорогу, на которой располагаются различные предметы. Эти предметы «слепому» необходимо будет перешагивать или обходить. Помогать ему в этом (вести «слепого») должен «поводырь». Организатор этой игры должен проследить за тем, чтобы предметы, лежащие на дороге, были безопасны для здоровья игроков. Также он должен страховать участников в момент прохождения ими всего участка пути. После того как все пары прошли дорогу, игроки меняются ролями и игра повторяется. По окончании игры участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

«Прыжок без парашюта»/ «Доверительное падение»

Для этой игры четыре пары участников становятся с одной стороны стула лицом друг к другу, скрестив руки так, как это рекомендуется делать при переноске раненых. Спиной к ним на стул становится ещё один игрок, который будет «прыгающим». Он становится на край стула и падает назад как восковая палочка. Стоящие сзади со скрещенными руками 8 человек ловят его. Острота ощущений и успех того, что товарищ пойман, захватывают и увлекают ребят. Боязнь того, что их товарищ может удариться, заставляет ребят крепко держаться друг за друга.

Структура детского коллектива очень вариативна, не всегда отношения в нём складываются гладко. Наряду с референтными (значимыми) группами часто в детском коллективе встречаются так называемые «отверженные». Эта игра будет более продуктивной, если вожатый незаметно для ребят сделает так, чтобы на стул чаще становились «отверженные», а ловили их лидеры или те, кто их отвергает.

«Слепой паровозик»

        Участники сцепляются в маленькие паровозики по трое. Тот, кто впереди, закрывает глаза и слушается движений последнего. Средний игрок - нейтрален. Игра должна проходить в молчании. В роли «слепого паровозика» (первого игрока) должны побывать все участники игры. Основная задача играющих - двигаться по площадке, не сталкиваясь с остальными «паровозиками».         

        В конце игры участники делятся своими ощущениями, полученными в ходе выполнения задания.        

«Шаги»

Всему отряду, выстроившись в шеренгу нужно синхронно (одновременно, начиная с одной и той же ноги) и без ошибок дойти до определенного места, выполняя комбинацию шагов: 3 вперед, 2 вправо, 1 назад, 2 влево. При ошибке хотя бы одного человека -  начинают заново. Во время выполнения задания говорить нельзя. Можно брать только 3 обсуждения.

«Обувь сними!»

Все участники снимают 1 ботинок с правой ноги и складывают в одну кучу. Затем делятся на 2 команды. По команде ведущего каждый должен подбежать и взять чужую обувь, надеть. Побеждает команда, которой удалось обуться быстрее. Потом участникам предлагается отправиться на поиски своей пары обуви, познакомится с человеком-хранителем, пожать ему руку и т.п.

«Найди пару»

Реквизит: карточки по количеству участников, на которых попарно написаны названия животных, например «собака» и «собака», или имена героев одной сказки, например «Малыш» и «Карлсон» и др.

Всем участникам раздаются карточки, которые они не показывают никому и не произносят. Затем все закрывают глаза и начинают хаотично двигаться. Задача – найти свою пару. Если на карточках животные, то участники издают соответствующие звуки. Если имена сказочных героев -  выкрикивают СВОЕ имя. Найдя пару, нужно взяться за руки и ждать, пока найдутся остальные. Проверить соответствие.

«Шляпа»

Чертится круг  радиусом около 1,5 м. С каждого участника берется какая-либо вещь, кладется в шляпу, которая затем ставится в центр. Задача отряда – каждому достать любую вещь, не двигая шляпу и не заступая за круг.

«Электроцепь»

Участники сидят на полу в кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга, вытянув ноги к центру и держась за руки. Задача – встать всем на ноги, не расцепляя рук.

«Стена»

На расстоянии 1м от пола натягивается веревка. Участникам говорится, что это стена, через которую им необходимо перебраться, не задевая веревку.

«Паутина»

Между деревьями на высоте 30-40 см натягивается веревка. Задача участников – пройти с одного края на другой через «паутину», не задевая ее. Участники идут по очереди. Если кто-либо из участников задел веревку, все возвращаются и начинают заново.

«Пластилин»

Участникам нужно образовать пары. Теперь один человек в паре – скульптор, а другой – пластилин, который закрывает глаза и полностью отдается в руки скульптора. Последний «лепит» фигуру, придумывает ей название (тему можно задать заранее). Презентация фигур. Затем меняются ролями. В заключении обсудить степень доверия; что было легче «лепить» или быть «пластилином»; какие трудности, чувства возникали в процессе «лепки».

 

«Болото»

Перед участниками чертится поле  6*6 квадратов.

Поле - болото, по которому участники должны пройти и не утонуть. Чтобы не утонуть, нужно идти по кочкам. Какие из квадратов -  кочки, знает только ведущий.

 ‹-- У него вот такая шпаргалка.

Участники узнают путь путем проб и ошибок.

Условия:

  1. Нельзя разговаривать.
  2. Можно стоять одновременно только в одном                             квадрате.
  3. В «болоте» может находиться только один человек.
  4. При ошибке ведущий говорит «Бип!», после чего участник «тонет», возвращается к краю болота , а движение начинает другой.
  5. Задание считается выполненным, когда последний участник ступит на противоположную сторону болота.

«Коллаж»

Реквизит: газеты, журналы, клей, маркеры, скотч, ножницы, листы ватмана.

Отряду предлагается составить коллаж на определенную тематику (например, «Наш отряд», «Лагерь моей мечты», «Наши любимые вожатые», «Наши именинники» и др.) В ходе работы нельзя разговаривать, общаться лишь жестами и мимикой. До начала работы можно обсудить проект будущей стенгазеты, которая, кстати, может в итоге отлично вписаться в отрядный уголок!

 «Печатная машинка»

Участникам предлагают представить, что они все вместе – печатная машинка, Сейчас им нужно напечатать фразу (например, «Приятного вечера, милые друзья!»). Участники по кругу называют буквы алфавита, и каждый запоминает, какой буквой он будет в машинке (может получиться по две и даже три буквы на одного участника). Только печатать буквы ребята должны хлопками, не произнося ни звука. Перед началом и в конце фразы участники должны дружно хлопнуть по два раза. Пробелы, запятые и другие знаки препинания так же заменяются коллективным хлопком. При ошибке нужно начинать заново с двух хлопков.

Можно напечатать буквы на карточках, карточки раздать. Тогда «печатать» нужно будет подходя к столу и складывая карточки стопкой буквой вниз.  Тогда нужно избежать повторения букв в фразе.

 «Выбрось пальцы»

На счет ведущего (на старт, внимание, марш) участники должны выбросить на одной руке одинаковое количество пальцев, не договариваясь и не обсуждая. Условие: нельзя два раза подряд выбрасывать одно и то же количество пальцев.

«10 секунд»

Участники сидят в кругу. В течении 60 секунд постоянно должны стоять 4 (строго 4!) человека, но каждый – не дольше 10 секунд. Команда может брать обсуждение до тех пор, пока не выполнит задание. Во время выполнения задания разговаривать нельзя.

«Поворот»

        Участники игры выстраиваются в шеренгу лицом к ведущему. По команде ведущего все должны повернуться либо налево, либо направо. Задача игроков - повернуться всем в одну сторону, не договариваясь.

«Скакалка»

        Определяются два представителя команды, которые будут вращать скакалку (веревку), а остальная часть команды через нее должна будет одновременно перепрыгнуть. Участникам дается время договориться о том, как они будут выполнять это задание. Задание считается выполненным, после того как вся команда одновременно смогла перепрыгнуть через вращающуюся скакалку.

«Скала»

        Все участники команды встают в одну линию, сцепляя руки за спинами и образуя «скалу». На расстоянии 6-7см проводится черта, указывающая, что за ней «пропасть». Каждый из игроков по очереди становится «альпинистом». Он должен пройти по «скале» и не сорваться в «пропасть».

«Глухонемой художник»

Одному участнику объясняют его задание, он должен изображать увлеченного художника, который, не говорит, не слышит, а только видит. Его задача рисовать, ни на что не отвлекаясь. Группа должна отвлечь художника (причинять грубую силу запрещено). Пытаться отвлечь художника участники должны по одному.

«Живые руки»

        Участники садятся друг напротив друга с закрытыми глазами таким образом, чтобы не знать, кто сидит перед ними. Игрокам предлагается пообщаться молча, только с помощью рук: познакомиться и поздороваться, поссориться, помириться, попрощаться.

        Затем идет обмен впечатлениями.

«Строим квадрат»

                Все участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. По команде ведущего, не расцепляя рук и не открывая глаз, им необходимо построить, например, квадрат. После того как играющие построились, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть на выполненную ими фигуру. Затем игроки вновь закрывают глаза и по команде ведущего строят следующую фигуру. Строить можно не только геометрические фигуры, но и буквы алфавита.

«Головоломка»

        

        Реквизит: квадраты, разрезанные на фрагменты, перемешанные друг с другом и разложенные в конверты.

В каждой группе должно быть пять человек, которые располагаются вокруг стола.

Каждая группа получает пакет с пятью конвертами, содержащими материалы, изображенные на рисунке. Необходимо собрать пять квадратов одного размера из полученных в конвертах материалов. Разрешается собирать квадраты любым способом, выполняя следующие правила:

  • нельзя разговаривать и жестикулировать;
  • участники могут передавать фрагменты друг другу, но не могут их брать самовольно;
  • нельзя собрать содержимое конвертов в одну кучу, и затем разбирать их, или делать вклады в этот общий «банк»;
  • все кусочки должны быть использованы (каждый квадрат состоит из трех кусочков);
  • за один раз можно передать только один кусочек;
  • все материалы передаются от одного конкретного лица другому.

        После выполнения задания ведущий проводит обсуждение, задавая вопросы: как точно выполнялись правила, какое было нарушено, почему, играющие конкурировали или сотрудничали друг с другом, в какой группе квадраты были собраны быстрее и почему, какие параллели усматриваются между выполнением этого задания и жизнью.

 

«Дорисуй настроение»

Реквизит: листы бумаги и ручки или карандаши на каждого участника.

Все участники игры садятся в круг. По сигналу ведущего каждый на своем листке бумаги начинает рисовать что-либо. Через некоторое время ведущий останавливает всех, говоря «Стоп!», и просит играющих передать свой листок соседу, сидящему справа. Затем ведущий дает команду «Начали!», и все продолжают рисовать, а точнее, дорисовывать полученный рисунок соседа слева, добавляя в него свои изменения. Далее вновь звучит команда «Стоп!», лист передается следующему игроку, который продолжает рисовать, изменяя рисунок по своему усмотрению. Игра завершается, после того как лист с рисунком, пройдя всех участников игры по кругу, вернется к своему хозяину.

Ведущий проводит анализ выполненного задания, задавая участникам вопросы: какая деталь в полученном рисунке им больше всего понравилась, какие изменения в настроении у них произошли, что из увиденного вызвало смех и т.д. Кроме того, просит хозяина рисунка поблагодарить тех, кто, изменив его рисунок, улучшил ему настроение.

«Кружка»

Реквизит: покрывало, кружка.

На покрывале или цветном куске ткани мелом чертится извилистая тропа, шириной 15 см. все участники берутся за края одеяла и натягивают его. Ведущий устанавливает на начало маршрута кружку, дном вверх. Задача участников, держась обеими руками за края одеяла провести кружку по тропе, не нарушая границ. Участникам дается 5 минут на обсуждение. Упражнение выполняется молча. Если кружка выходит за границу тропы, ведущий возвращает ее на начало.

«Звезда»

Реквизит: 6 веревок

Всех ребят нужно разделить на команды по 5 человек, каждой команде дается веревка длиной около семи метров, связанная в кольцо.

Задача команд после трехминутного обсуждения,

взяться обеими руками за веревку, и, не отпуская

её, как можно быстрее сложить звезду.

«Крокодильчик»

Все усаживаются на пол, широко расставив ноги, вплотную друг к другу паровозиком, и поднимают руки вверх. Первый человек ложится на руки сидящих сзади. Задача остальных передать первого по рукам до конца цепочки, первый становиться последним, упражнение продолжается.

«Мостик»

        Ведущий чертит мелом на полу две линии так, чтобы получился узкий мостик. Участникам предлагается попарно разойтись друг с другом на «узком мостике».

«Животное»

Участникам нужно изобразить животное, у которого количество ног в три раза меньше, чем у всех участников.

«Несуществующее животное»

Участникам нужно изобразить из себя любое животное, не существующее в природе, придумать его название, причем, каждый участник должен знать, какую часть тела этого животного он олицетворяет. Для удобства можно разделить ребят на группы и получится несколько животных.

«Узелки»

Участникам дается веревка, на которой на расстоянии 30-40 см друг от друга  завязаны узелки. Участники каждый берется левой рукой за веревку по всей ее длине. Их задача – развязать все узелки, не отнимая и не передвигая рук.

«Зомби и Великаны»

1

2

3

4

Чертится площадка из четырех секторов. Отряд делится на две части – Зомби и Великанов. Весь отряд с одной стороны площадки должен попасть на другую, но Зомби нельзя находится во 2 и 4 секторе, а Великанам – в 1 и 3.

«Портные»

Участникам дается веревка, на которую они должны «пришить» себя друг к другу (через отверстия в одежде, на теле и т.п.) и в таком состоянии пройти определенное расстояние.

«Отрядный рисунок»

Отряду нужно нарисовать что-либо (задается), держась всем за один маркер.

«Кто есть кто»

Участникам на спину крепятся карточки, на которых написаны существительные (например, ночь, лифт, ерунда, горизонт, музыка, грубость, поцелуй, сыр, вилка, часы, бумага, бревно, катастрофа, скандал, клякса, рулон, презерватив, забор, карыто, яблоко, деревня). По сигналу ведущего участники начинают хаотичное движение, во время которого разговаривать нельзя, но нужно жестами и мимикой объяснять друг другу, что написано у них за спиной. Можно спросить любое количество человек, до тех пор, пока не догадаешься, что написано на спине. Если участник догадался, садится на стул, не снимая карточки. Когда все определятся, проверить соответствие, обсудить.

«Найди опору»

 Все участники группы разбиваются на пары. Двоим  участникам  надо  встать спинами друг к другу.  Один из участников должен спиной опереться на спину другого,  совершенно расслабившись, отдав  всю тяжесть "опоре".  Второй участник должен держать первого столько, сколько захочет. Затем оба партнера стоят, прижавшись спинами друг к другу. Они находят точку опоры для обоих, выбирая угол наклона. Запрещается поддерживать партнера, оба должны "отдать" друг другу всю тяжесть своего тела. В этом положении они могут стоять столько, сколько захотят.

Считается, оптимальная позиция говорит о удачном тандеме и если найти верный баланс, можно простоят таким образом очень долго. Умудренные туристы в таком положении могут даже спать во время дождя, когда земля мокрая.  

А еще более сложное задание – сесть в таком положении на корточки и встать, не разъединяя спин и без помощи рук.

Обсудить: В каком случае стоять было удобнее? Когда стоять хотелось дольше?  Почему некоторым не удавалось опереться друг на друга? Что было легче делать: опираться или удерживать?  Если эту процедуру сравнить с процессом общения, какие мысли возникают?

 «Импульс»

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий просит участников вспомнить, что такое импульс, как он передаются, а так же сообщает, что чем быстрее передается импульс, тем ближе друг другу люди и между ними хорошее понимание. Затем ведущий пускает импульс пожатием руки соседу. Сосед – следующему и т.д. по кругу. Передавать импульс можно только тогда, когда он дошел до тебя и в том направлении, откуда пришел. Ведущий в это время отсчитывает время, за которое импульс пройдет и вернется к нему обратно. Можно пускать несколько раз, стремясь к лучшему результату. В какой-то раз можно запустить два импульса в разные стороны.

 «Шанхайцы»

Участники берутся за руки, образуя цепочку. Затем цепочка по спирали свивается в плотный клубок. В таком положении группа должна пройти расстояние метров 20. При этом каждый участник выкрикивает свое имя, и что он умеет делать. По окончании пути группа возвращается на свои места и по очереди пытается вспомнить, кто и что умеет делать.

«Проводник»

Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Вожатый объясняет правила:

  1. Запрет на разговоры.
  2. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.
  3. Последний – машинист поезда.
  4. Хлопок по левому (правому) плечу – поворот влево (вправо).
  5. Хлопок по обоим плечам – вперед.
  6. Хлопок по обоим плечам двойной – назад.
  7. Хлопок по обоим плечам дробью – стоп.

Задача машиниста – провести паровозик до определенной точки.

                                                                 «Очередь»

 Не надо сообщать название игры заранее, чтобы не дать играющим догадаться о смысле игры до того, как будут проведены необходимые приготовления. Принцип следующий. Один человек, который знает правила игры, должен построить всех по кругу с закрытыми глазами. Подглядывать нельзя. После этого все вытягивают вперед одну руку, и водящий потихоньку отстукивает по руке какой-то номер, в зависимости от числа участников. После этого водящий объявляет, что надо построиться по порядку номеров, т. е. человек, которого ударили один раз, должен быть первым, потом должен стоять человек, которого ударили два раза и т. д. При этом нельзя ничего говорить, хотя кричать, стучать, хлопать, обниматься, шалить, целоваться, да заниматься любыми вещами можно, лишь бы не говорить и не открывать глаз. Можно кому-то дать два одинаковых номера, а какой-то пропустить. Тогда могут получиться две очереди с разрывом, или получится одна, если люди догадаются о вашем действии. Желательно все снимать на видео, тогда не только ведущий, но и все остальные смогут увидеть, как все участники, как слепые котята, стукаются друг о друга, мычат и пытаются как-то общаться.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сплочению детского коллектива "Планета моей группы"

Тема «Планета моей группы»Цель: создание дружественной атмосферы, доброжелательного и открытого общения друг с другом.Оборудование:набор наклеек с разными рисунками, ватман с изображением голубой план...

Сплочение детского коллектива в гастрольной поездке.

Санкт-Петербург30 января 2014 года       В настоящее время любой творческий коллектив имеет возможностьпринять участие в фестивалях или конкурсах, проводимых в родном гор...

Психологический тренинг сплочения

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, ко...

Классный час на тему: «Сплочение коллектива»

Цель: сплочить коллектив учеников.Задачи: - понять значимость друг друга и коллектива;- оценить состояние сформированности и сплоченности классного коллектива;- обобщить знания о взаимоотношениях;- со...

«Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»

Семинар для классных руководителей на тему: «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива».     «Благоприятный морально-психологический ...

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА «Доверие и сплоченность – секрет дружной группы»

Тренинг сплочения относится  к категории тренингов командообразования. Данный тренинг подходит, практически к каждому коллективу, вне зависимости от того, командная форма взаимодействия или нет, ...