Рабочая программа по электротехнике
рабочая программа на тему

Ракова Наталья Сергеевна

Рабочая программа по дисциплине Электротехника и электроника составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта средне профессионального образования по специальности Техническая  эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_elektrotehnika_2016_1.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум

сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

СОГЛАСОВАНО:                                                          УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ  ДИРЕКТОРА ПО  ТМР                                     ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО «РТСИСТ»

________И.В. ПОЛОВИНКИНА                                _________________В.А. СИЛАКОВ

«_____»_________________2016                                            «_____»_________________2016

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

для профессий  среднего  профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

по специальностям:

23.02.04 Техническая эксплуатация

подъёмно-транспортных, строительных,

дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Базовая подготовка

Очная форма обучения

Рабочая программа рассмотрена

на заседании предметно – цикловой  комиссии

и рекомендована к утверждению.

от « ______» ________________2016г., протокол № _______

Председатель ПЦК______________

пос. Молодежный, 2016г.

      Рабочая программа  дисциплины Электротехника и электроника разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности

23.02.04 Техническая эксплуатация  подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области «Россошанский техникум  сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

Разработчики:

Половинкина Ирина Вячеславовна,  зам директора по ТМР

Ф.И.О.,  должность

Ракова Наталья Сергеевна,  преподаватель

Ф.И.О.,  должность

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ   ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСЦИПЛИНЫ

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

16

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника и электронная техника

название дисциплины

  1. Область применения рабочей  программы

   Рабочая  программа  дисциплины Электротехника и электроника является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальностей  среднего профессионального образования по программе подготовки      специалистов среднего звена  по специальностям

          23.02.04 Техническая эксплуатация  подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла

указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен

уметь:

У.1 - рассчитывать основные параметры простых электрических и магнитных цепей;

У.2- собирать электрические схемы постоянного и переменного тока и проверять их работу;

У.3- пользоваться современными электроизмерительными приборами и аппаратами для диагностики электрических цепей;

знать:

З.1- сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;

З.2- принципы, лежащие в основе функционирования электрических машин и электронной техники;

З.3- методику построения электрических цепей, порядок расчета их параметров;

З.4- способы включения электроизмерительных приборов и методы измерения электрических величин

Дисциплина направлена на формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В части профессиональных компетенций:

ПК 1.2. Обеспечивать безопасное и качественное выполнение работ при использовании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и механизмов.

ПК 1.3. Выполнять требования нормативно-технической документации по организации эксплуатации машин при строительстве, содержании и ремонте дорог.

ПК 2.1. Организовывать выполнение основных видов регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в соответствии с требованиями технологических процессов.

ПК 2.2. Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 2.3. Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования с использованием современных средств диагностики.

ПК 3.2. Осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ.

ПК 3.3. Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.

ПК 3.6. Обеспечивать приемку эксплуатационных материалов, контроль качества, учет, условия безопасности при хранении и выдаче топливно-смазочных материалов.

ПК 3.7. Соблюдать установленные требования, действующие нормы, правила и стандарты, касающиеся экологической безопасности производственной деятельности структурного подразделения.

ПК 3.8. Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.

ПК 4.1. Совершенствовать типовые технологические процессы по содержанию и ремонту дорог путем внедрения новейших разработок в машиностроительной отрасли.

ПК 4.4. Обеспечивать безопасность работ при эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 4.5. Принимать рациональное решение по выходу из нештатной ситуации во время производства работ, принимая всю ответственность за принятое решение на себя.

ПК 5.1. Проводить диагностирование технического состояния подъемно-транспортных, дорожных, строительных машин с использованием современных средств диагностики.

ПК 5.2. Выбирать, обосновывать и применять типовые технологические процессы ремонта машин и разрабатывать новые.

ПК 5.3. Выбирать современное технологическое оборудование для оснащения ремонтного производства.

ПК 5.4. Разрабатывать технологические карты процессов ремонта деталей и сборочных единиц машин, с учетом результатов технической диагностики и дефектоскопии.

1.4. Количество часов на освоение рабочей  программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -   144  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов;

самостоятельной работы обучающегося  - 48 часов.

2.  СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем  дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:

      лабораторные работы

20

      практические работы

47

      контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе: доклады

самостоятельные работы

презентации

сообщения

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета    


2.2. Тематический план и содержание  дисциплины  Электротехника и электроника _        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятии, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены

Объем часов

1

2

3

Введение

Содержание учебного материала

Техника безопасности и охрана труда. Понятие о трудовой и технологической дисциплине. Понятие о культуре труда рабочего.

1

Электротехника. Техника безопасности и охрана труда.

1

 Раздел 1. Электротехника

Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока

Содержание учебного материала

Понятие об электрической цепи, электрическом токе, напряжении, сопротивлении. Мощность тока. Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для полной цепи. Законы Кирхгофа. Элементы, схемы электрических цепей и их классификация.

2

Понятие об электрической цепи, электрическом токе и напряжение. Закон Ома.

1

3

Работа и мощность электрического поля.

1

4 - 5

Практическая работа № 1 по теме: «Закон Ома для участка цепи».

2

6 -- 7

Практическая работа № 2 по теме: «Последовательное соединение проводников».

2

8 - 9

Практическая работа № 3 по теме: «Параллельное соединение проводников».

2

10

Законы Кирхгофа. Расчёт сложных электрических цепей.

1

11-12

Лабораторная работа № 1 по теме: «Ознакомление с основными измерительными приборами».

2

13-14

Практическая работа № 4 по теме: « Законы Кирхгофа».

2

15-16

Практическая работа № 5 по теме: «Расчёт цепей при смешанном соединении».

2

17-18

Лабораторная работа № 2 по теме: «Линейная электрическая цепь постоянного тока».

2

19-20

Практическая работа № 6 по теме: «Элементы электрических цепей»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Доклады на тему:

«Нелинейные цепи постоянного тока»,

«Вклад учёных в развитие электротехники»

Самостоятельная работа: «Законы Ома и Кирхгофа».

«Электроизмерительные приборы»

«Свойства магнитомягких и магнитотвёрдых материалов»

10

Тема 1.2. Электромагнетизм.

Тема 1.3. Электрические цепи переменного тока.

Содержание учебного материала

Магнитное поле. Классификация, элементы и характеристика магнитных  цепей. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Электродвижущая сила.  Вихревые токи.

21

Магнитное поле. Основные характеристики магнитного поля.

1

22

Классификация, элементы и характеристики магнитных цепей.

1

23-24

Лабораторная работа № 3 по теме: «Нелинейные электрические цепи постоянного тока»

2

25-26

Практическая работа № 7 по теме: «Магнитное поле».

2

27

Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции.

1

28

Электродвижущая сила.  Индуктивность.

1

29-30

Лабораторная работа № 4 по теме: «Последовательное соединение катушки индуктивности и конденсатора».

2

31-32

Практическая работа № 8 по теме: «Расчёт простейших магнитных цепей»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Доклады на тему:

«Конденсатор и катушка индуктивности. Области применения».

Самостоятельная работа:

«Магнитное поле», «Расчёт  простейших магнитных цепей».

Содержание учебного материала

Переменный ток. Элементы и параметры цепи переменного тока. Закон Ленца. ЭДС самоиндукции. Активное сопротивление. Ёмкость. Индуктивность. Трёхфазные цепи.

6

33

Элементы и параметры цепи переменного тока.

1

34-35

Практическая работа № 9 по теме: «Закон Ленца. ЭДС индукции».

2

36-37

Практическая работа № 10 по теме: «Энергия магнитного поля. ЭДС самоиндукции».

2

38

Электрическая цепь с активным сопротивлением.

1

39

Электрическая цепь с катушкой индуктивности.

1

40

Электрическая цепь с емкостью.

1

41-42

Практическая работа № 11 по теме: «Расчёт цепей переменного тока».

2

43-44

Несинусоидальные токи. Трёхфазные электрические цепи.

2

45-46

Лабораторная работа № 5 по теме: «Трёхфазная электрическая цепь, соединённая «звездой».

2

47-48

Лабораторная работа № 6 по теме: «Трёхфазная электрическая цепь, соединённая «треугольником».

2

49-50

Практическая работа № 12 по теме: «Расчёт трёхфазных цепей».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Презентации на тему:

«Закон Ленца».

«Закон электромагнитной индукции»,

«Резонанс».

Самостоятельная работа: «ЭДС индукции».

Доклады:

«Трёхфазные электрические цепи »

9

Тема 1.4.  Электроизмерительные приборы и электрические измерения

Содержание учебного материала

Виды и методы электрических измерений. Классификация электроизмерительных приборов. Погрешности измерений. Цифровые и аналоговые электронные приборы.

51

Классификация электроизмерительных приборов.

1

52-53

Лабораторная работа № 7 по теме: «Изучение электронной измерительной аппаратуры»

2

54-55

Практическая работа № 13 по теме: «Приборы и схемы для измерения электрического напряжения и силы тока».

2

56-57

Практическая работа № 14 по теме: «Прямые и косвенные методы измерения сопротивления».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Доклад на тему:

«Области применения цифровых измерительных приборов»,

«Применение информационно-измерительных комплексов»

4

Тема 1.5. Трансформаторы.   Электрические машины.

Содержание учебного материала

Трансформатор. Коэффициент трансформации. Автотрансформатор. Коэффициент полезного действия. Генератор постоянного тока. Двигатель  постоянного тока. Электропривод. Холостой ход. Измерительные и трёхфазные трансформаторы.

58

Типы, назначение, устройство и принцип действие трансформаторов.

1

59-60

Лабораторная работа № 8 по теме: «Однофазный трансформатор».

2

61-62

Практическая работа № 15 по теме: «Коэффициент трансформации».

2

63-64

Генераторы  и двигатели постоянного тока.

2

65-66

Лабораторная работа № 9 по теме: «Генератор постоянного тока».

2

67-68

Практическая работа № 16 по теме: «Изучение векторных диаграмм синхронного генератора».

2

69-70

Лабораторная работа № 10 по теме: «Двигатель  постоянного тока».

2

71

Основы электропривода. Схемы управления электродвигателями.

1

72-73

Практическая работа № 17 по теме: «Схемы управления электродвигателями».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Доклады на тему:

«Применение трансформаторов»,

«Автотрансформаторы»

Презентации:

«Генератор»,

«Двигатель постоянного тока»,

«Электропривод»

8

Раздел 2.

Электронная техника

Тема 2.1. Физические основы электроники. Электронные приборы.

Содержание учебного материала

Полупроводники. Диоды. Транзисторы. Выпрямители. Электронные и операционные усилители. Инверторы. Стабилизаторы.

74

Полупроводники. Диоды. Транзисторы. Тиристоры.

1

75

Выпрямители. Электронные и операционные усилители.

1

76-77

Практическая работа № 18 по теме: «Графические обозначения полупроводниковых  приборов».

2

78

Электронные стабилизаторы. Инверторы.

1

79

Электронные и операционные усилители.

1

80-81

Практическая работа № 19 по теме: «Изучение вольт-амперных характеристик полупроводникового диода».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Доклады на тему:

«Применение генераторов и двигателей постоянного тока»,

«Мультивибраторы»,

«Выпрямители и инверторы»,

«Полупроводниковые интегральные схемы».

4

Тема 2.2. Электронные устройства автоматики и вычислительной техники.

Содержание учебного материала

Интегральные микросхемы и микропроцессоры. Реле. Датчики регулирования и контроля. Элементы систем автоматики.

82

Назначение и классификация электрических аппаратов. Реле.

1

83

Интегральные микросхемы и микропроцессоры.

1

84-85

Практическая работа № 20 по теме: «Изучение интегральных микросхем».

2

86

Типовые элементы систем автоматики.

1

87-88

Практическая работа № 21 по теме: «Изучение электрических и магнитных элементов автоматики».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа:

«Определение параметров трансформатора».

Доклад:

«Микросхемы и микропроцессоры»

3

Раздел 3. Производство, распределение и потребление электрической энергии.

Тема 3.1. Электрические станции. Перспективы развития электротехники  

Содержание учебного материала

Электрические станции, сети и электроснабжение. Проблемы и перспективы производства  электроэнергии. Использование энергии Солнца. Подстанции и распределительные устройства. Области потребления электроэнергии.

89

Электрические станции, сети и электроснабжение.

1

90

Проблемы и перспективы производства  электроэнергии.

1

91-92

Практическая работа № 22 по теме: «Изучение схем электрических сетей»

2

93-94

Практическая работа № 23 по теме: «Расчёт электрических величин».

2

95

Практическая работа № 24 по теме: «Расчёт параметров электрических цепей».

1

96

Дифференцированный зачёт.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Доклады на тему:

«Электроэнергетические системы России»,

«Виды защит электроприводов»,

 «Энергопотребление в России и изменение его структуры»,

 «Перспективы производства электроэнергии».

Презентации на тему:

«Проблемы энергосбережения», «Перспективы развития электротехники»

4

Всего

96

144


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

  •   посадочные места по количеству обучающихся;
  •   рабочее место преподавателя;
  •  плакаты по электротехники;
  •  физическое оборудование.
  •   методические указания и контрольные задания для индивидуального проектного задания.

Технические средства обучения:

 компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1.  Электротехника и электроника: учебник для студ. Учреждений сред. Проф.образования/ Н. Ю. Морозова. – 6-изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 288 с.
  2. Петленко А.Б., Меркулов Р.В., Крашенинников, и др. Электротехника и электроника: Учебник. – М.: Академия, 2011.
  3. Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника: Учебник для учащихся не электротехнических спец-й техникумов. – М.: Высшая школа, 2012.
  4. Лобзин С.А. Электротехника. Лабораторный практикум. Учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2012.
  5. Электротехника: Учебник для нач.проф.образования/ П.А. Бутырин, О.В.Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов. – 7-е изд.,испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 272 с.
  6. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. Образования/ В.М. Прошин.- 8-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.

Дополнительные источники:

1. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: учебник для образоват. Учреждений нач. и сред. проф. Образования/ А.В. Фирсов; под ред. Т.И. Трофимовой.-2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 432 с.

2. Электротехника. Рабочая тетрадь/ Г. В. Ярочкина, А.А. Володарская.- 7-е издание стереотипное - М.: Издательский центр "Академия", 2009.- 96 с.

Интернет-ресурсы:

www.1september.ru – издательство «Первое сентября»

nauka.relis.ru – журнал «Наука и жизнь»

www.znanie-sila.ru – журнал  «Знание – сила»

http://nfkgtu.narod.ru/elektroteh.htm - курс лекций по электронике и электротехнике

http:// www.electric.org/elbook - Кузнецов Олег . Электрик.

http://www.eltray.com - Ванюшин М.Б. Мультимедийный курс "В мире электричества как в первый раз"

http://electricalschool.info/ -"Школа для электрика"

http://electrolibrary.info/ - "Электронная электротехническая библиотека"

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

У.1. – рассчитывать основные параметры простых электрических и магнитных цепей;

Лабораторные и практические работы. Самостоятельные работы

У.2. – собирать электрические схемы постоянного и переменного тока и проверять их работу;

Лабораторные и практические работы. Самостоятельные работы

У.3. – пользоваться современными электроизмерительными приборами и аппаратами для диагностики электрических цепей;

Лабораторные и практические работы. Самостоятельные работы

Знания:

З.1. – сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;

Фронтальный опрос, самостоятельные работы, тестирование, проверочные практические работы.

З.2. – принципы, лежащие в основе функционирования электрических машин и электронной техники;

Фронтальный опрос, самостоятельные работы, тестирование, проверочные практические работы.

З.3. – методику построения электрических цепей, порядок расчета их параметров;

Фронтальный опрос, самостоятельные работы, тестирование, проверочные практические работы. Лабораторные и практические работы.

З.4. – способы включения электроизмерительных приборов и методы измерения электрических величин

Лабораторные и практические работы, тестирование, проверочные практические работы.

Разработчики:

ГБПОУ ВО «РТСиСТ»             зам директора по ТМР                  И.В. Половинкина

   (место работы)                                   (занимаемая должность)                        (инициалы, фамилия)

ГБПОУ ВО «РТСиСТ»             преподаватель                              Н.С. Ракова

   (место работы)                                   (занимаемая должность)                          (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по электротехнике для СПО

Рабочая программа для радиотехнических специальностей для СПО...

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтер ОПС

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтер ОПС...

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования...

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности сварщик

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности сварщик...

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности МОСР

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности МОСР...

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности МОР

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности МОР...

Рабочая программа по электротехнике для групп НПО

      Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессии НПО  140446.03 «Электромонтёр...