Рабочая программа по физике
рабочая программа на тему

Ракова Наталья Сергеевна

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_odp_12._fizika.doc498 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум

сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

СОГЛАСОВАНО:                                                          УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ  ДИРЕКТОРА ПО  ТМР                              ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО «РТС И СТ»

________И.В. ПОЛОВИНКИНА                                _________________В.А. СИЛАКОВ

«_____»_________________2016                                         «_____»_________________2016

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП 12. ФИЗИКА

для профессий  среднего  профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

по специальностям

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

35.02.07 Механизация сельского хозяйства  

   

Рабочая программа рассмотрена

на заседании предметно – цикловой  комиссии преподавателей общеобразовательного цикла

и рекомендована к утверждению.

от « ______» ________________2016г., протокол № _______

Председатель ПЦК______________

пос. Молодежный, 2016г.

     Рабочая  программа  дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по физике  (2004г) в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определенным в стандарте требованиям к уровню подготовки обучающихся старших классов

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум

сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

Разработчики:

Половинкина Ирина Вячеславовна,  зам директора по ТМР

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Ракова Наталья Сергеевна,  преподаватель физики

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСЦИПЛИНЫ

25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

28

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

Физика  

название дисциплины

  1. Область применения рабочей  программы

   Рабочая  программа  дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для профессий среднего профессионального образования по программе подготовки      специалистов среднего звена  по специальностям

          23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

          35.02.07 Механизация сельского хозяйства  

Рабочая программа разработана на основе:

   1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089.

  2. Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312  « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Министерства образования РФ от20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011№1994, 01.02.2012№74)

3.  Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) для 10-11 классов  и авторской программы Л.Э.Генденштейна с УМК. – М.: Мнемозина, 2014 

4. Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования. (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 №29200), п23.

5. Учебного рабочего  плана ГБПОУ  ВО «РТСиСТ»  на 2017/2021 учебный год

        Рабочая программа  дисциплины Физика  предназначена для изучения физики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Согласно Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования русский язык  изучается как профильный учебный предмет.

1.2. Место  дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл

указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу

1.3.Цели и задачи  дисциплины – требования к результатам освоения  дисциплины:

Изучение физики  на профильном  уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

применение знаний по физике для объяснения явлений

природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учеб ной и научно-популярной информации по физике;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

использование приобретённых знаний и умений для: решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

В результате освоения дисциплины  на профильном  уровне обучающийся  должен

знать/понимать:

З.1 - смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчёта, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

З.2 - смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, электроёмкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

З.3 -  смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

З.4 - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь

У.1 -  описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

У. 2 -  приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать ещё неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определённые границы применимости;

У.3 -  описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

У.4 -  применять полученные знания для решения физических задач;

У.5 -  определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

У.6 -  измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учётом их погрешностей;

У.7 -  приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

У.8 -  воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет).

 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

 • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

 • рационального природопользования и защиты окружающей среды;

• определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

1.4. Количество часов на освоение рабочей  программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -  254 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -  169 часов;

самостоятельной работы обучающегося  - 85 часов.

2.  СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем  дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

254

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

169

в том числе:

      лабораторные работы

18

      практические работы

24

      контрольные работы

13

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

в том числе:

подготовка презентаций -

подготовка сообщений

работа с дополнительной литературой  

подготовка докладов

составление конспектов

Итоговая аттестация в форме  экзамена  


2.2. Тематический план и содержание  дисциплины  Физика

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятии, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Введение. Физика и методы научного познания

Содержание учебного материала

    Физика и методы познания мира. Современная физическая картина Мира.  Входной контроль  

1.

Физика и научный метод познания.

1

2.

Применение физических открытий.

1

3.

Диагностическая контрольная работа  

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Конспект по теме: «Физические законы»

Доклад по теме: «Роль эксперимента в познании природы»

1

Раздел 1. Механика

Тема  1.1.Кинематика

Содержание учебного материала

    Система отсчета. Материальная точка. Траектория, путь, перемещение.

Скорость. Решение задач. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Решение задач на уравнение прямолинейного равноускоренного движения. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении. Криволинейное движение. Решение задач на движение по параболе и по окружности. Решение задач на движение по параболе и по окружности. Контрольный урок по теме «Кинематика».

4.

Система отсчета, траектория, путь и перемещение.

1

5.

Скорость. Прямолинейное равномерное движение.

1

6.

Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.

1

7.

Решение задач по теме: Уравнение прямолинейного равноускоренного движения»

1

8.

Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения  тела при равноускоренном движении».

1

9.

Криволинейное движение.

1

10.

 Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».

1

11.

Решение задач по теме: «Движение тела, брошенного горизонтально»

1

12.

Обобщающий урок по теме «Кинематика».

1

13.

Контрольная работа №1 по теме: «Кинематика».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

 Доклады  по темам:

1. «Законы Ньютона в профессиональной деятельности».

2. «Деятельность К.Э.Циолковского, основоположника космонавтики»

3. «С.П.Королёв- теоретик космонавтики, конструктор, организатор»

4. «Свободное падение тел»

5. Конспект по теме: «Движение тела, брошенного горизонтально».

5

Тема 1.2. Динамика

Содержание учебного материала

    Закон инерции - первый закон Ньютона. Силы в механике. Сила упругости. Определение жесткости пружины. Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона

Всемирное тяготение. Движение под действием сил всемирного тяготения. Решение задач. Вес тела. Невесомость.  Решение задач. Силы трения Определение коэффициента трения скольжения. Решение задач. Решение задач. Контрольная работа по теме «Динамика».

14.

Закон инерции — первый закон Ньютона. Место человека во Вселенной.

1

15.

Силы в механике. Сила упругости.

1

16.

Лабораторная работа № 3 «Определение жесткости пружины».

1

17.

Сила ускорения, масса. Второй закон Ньютона.

1

18.

Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона.

1

19.

Решение задач по теме: «Законы Ньютона».

1

20.

Всемирное тяготение.

1

21.

Движение под действием сил всемирного тяготения.

1

22.

Вес тела  и невесомость.

1

23.

Силы трения.

1

24.

Решение задач по теме: «Законы динамики»

1

25.

Лабораторная работа № 4 «Определение коэффициента трения скольжения».

1

26

Движение по наклонной плоскости.

1

27.

Обобщающий урок по теме «Динамика».

1

28.

Контрольная работа №2 по теме: «Динамика».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

 Подготовить презентации по темам:

  1. «Законы Ньютона»
  2.  «Закон всемирного тяготения»
  3. «Первые шаги в космос»

Конспекты по теме:

  1. «Движение по горизонтали и вертикали»;
  2. «Движение по окружности под действием нескольких сил»;
  3. «Движение системы тел».

8

Тема 1.3. Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

    Импульс. Закон сохранения импульса Реактивное движение. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Решение задач. Энергия. Закон сохранения механической энергии. Изучение закона сохранения механической энергии. Решение задач на законы сохранения. Повторение темы «Подготовка к контрольной работе». Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике».

29.

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

30.

Реактивное движение. Освоение космоса.

1

31.

Решение задач по теме: «Закон сохранения импульса».

1

32.

Механическая работа. Работа сил тяжести, упругости и трения.

1

33.

Мощность.

1

34.

Энергия. Закон сохранения механической энергии.

1

35.

Кинетическая и потенциальная энергии.

1

36.

Решение задач по теме: «Закон сохранения энергии».

1

37.

Лабораторная работа № 5 «Изучение закона сохранения механической энергии».

1

38.

Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике».

1

39.

Контрольная работа № 3 по теме: «Законы сохранения в механике».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Подготовить доклады по темам:

  1. «Гравитация»
  2. «Реактивное движение»
  3. «Импульс»

Конспекты по теме:

  1. «Статика. Условие равновесия тел».
  2. «Колебания в природе. Период и частота колебаний».

6

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика.

Тема 2.1. Молекулярная физика

Содержание учебного материала

    Молекулярно-кинетическая теория. Количество вещества. Постоянная Авогадро.  Решение задач. Температура. Газовые законы. Опытная проверка закона Бойля - Мариотта. Проверка уравнения состояния идеального газа. Решение задач на изопроцессы. Температура и средняя кинетическая энергия молекул. Решение графических задач на изопроцессы.

Состояния вещества. Контрольный урок.

40

Строение вещества. Молекулярно-кинетическая теория.

1

41

Основная задача молекулярно – кинетической теории.

1

42

Агрегатные состояния вещества.

1

43

Газовые процессы.

1

44.

Решение задач по теме: «Газовые процессы».

45.

Лабораторная работа № 6 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта».

46.

Уравнения состояния идеального газа.

47.

Решение задач по теме: «Уравнения состояния идеального газа».

48.

Лабораторная работа № 7: «Проверка уравнения состояния идеального газа».

1

49.

Температура и средняя кинетическая энергия молекул.

1

50.

Первый и второй законы термодинамики.

1

51.

Насыщенный пар. Влажность воздуха.

1

52.

Лабораторная работа № 8 «Измерение относительной влажности воздуха».

53.

Решение задач по теме: «Законы термодинамики».

54.

Обобщающий урок по теме «Молекулярная физика».

1

55.

Контрольная работа № 4 по теме: «Молекулярная физика».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Сообщение по  теме: «История открытия броуновского движения»

Доклады по темам:

1.«Наблюдение зависимости температуры при работе двигателя от давления »

2. «Адиабатный процесс»

3. «Загадки процесса кипения»

Презентация по теме:

«Агрегатные состояния вещества».

8

Раздел 3. Электростатика

Тема  3.1. Электростатика

Содержание учебного материала

    Природа электричества Взаимодействие электрических зарядов Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал и разность потенциалов.

Электроёмкость. Энергия электрического поля. Решение задач.

56.

Электрические взаимодействия.

1

57.

Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

1

58.

Напряженность электрического поля.

1

59.

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

1

60.

Потенциал и разность потенциалов.

1

61.

Работа электрического поля.

1

62.

Электроемкость. Энергия электрического поля.

1

63.

Решение задач по теме: «Работа и энергия электрического поля»

1

64.

Обобщающий урок по теме «Электростатика».

1

65.

Контрольная работа № 5 по теме:  «Электростатика».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Информация по теме: «Использование сверхпроводимости в промышленности»

Доклады по темам:

1.  «Принцип действия электродвигателя»

2. «Электроёмкость»

5

Раздел 4. Электродинамика

Тема 4.1 Законы постоянного тока

Содержание учебного материала

        Электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Действия электрического тока. Электрическое сопротивление и закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерения силы тока и напряжения. Работа тока и закон Джоуля — Ленца. Мощность тока. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи

66.

Электрический ток.

1

67.

Закон Ома для участка цепи.

1

68.

Последовательное и параллельное соединения проводников.

1

69.

Измерение силы тока и напряжения

1

70.

Решение задач по теме: «Соединение проводников».

1

71

Лабораторная работа №  9 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

1

72.

Работа и мощность постоянного тока.

1

73.

Закон Ома для полной цепи.

1

74.

Электрический ток в различных средах.

1

75.

Решение задач по теме: "Закон Ома для полной цепи".

1

76.

Лабораторная работа № 10 по теме: «Мощность тока в проводниках при их последовательном и параллельном соединении».

1

77.

Расчёт электрических цепей.

1

78.

Обобщающий урок по теме «Законы постоянного тока».

1

79.

Контрольная работа № 6 по теме:  «Законы постоянного тока».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Презентация по теме:

1.  «Закон Ома»

Доклады по темам:

1. «Электричество в живых организмах»

2. «Закон Ома для полной цепи»

3. «Работа и мощность»

7

Тема 4.2. Магнитное поле

Содержание учебного материала

  Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с токами и магнитами. Взаимодействие проводников с токами. Связь  между электрическим и магнитным взаимодействием. Гипотеза Ампера. Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы

80.

Магнитные взаимодействия

1

81.

Магнитное поле.

1

82.

Сила Ампера и сила Лоренца

1

83.

Решение задач по теме: «Магнитные взаимодействия».

1

84.

Лабораторная работа №11 по теме:  «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током».

1

85.

Обобщающий урок по теме «Магнитные взаимодействия».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Доклады по темам:

  1. «Магнитное поле»
  2. «Линии магнитной индукции»
  3. «Сила Ампера»

Конспект по теме: «Проводники и заряженные частицы в магнитном поле».

3

Тема 4.3. Электромагнитная индукция.

Содержание учебного материала

    Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока. Альтернативные источники энергии. Трансформаторы. Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Опыты Герца.  Давление света. Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн. Передача и приём радиоволн. Перспективы электронных средств связи.

86.

Электромагнитная индукция.  Правило Ленца.

1

87.

 Индуктивность. Энергия магнитного поля.

1

88.

Лабораторная работа  № 12 по теме:  «Изучение явления электромагнитной индукции и принципа действия трансформатора».

1

89.

Решение задач по теме: "Закон электромагнитной индукции".

1

90.

Самоиндукция. Энергия магнитного поля

1

91.

Решение задач по теме: "Электромагнитное поле".

1

92.

Обобщающий урок по темам «Магнитные взаимодействия», «Электромагнитное поле».

1

93.

Контрольная работа № 7 по теме: «Магнитные взаимодействия.

 Электромагнитное поле».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Доклады по темам:

1.«Радиоволны»

«2.Опыты Герца»

3.«Трансформаторы»        

4

Раздел 5. Колебания и волны.

Тема 5.1. Колебания

Содержание учебного материала

Механические колебания. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. Превращение энергии при колебаниях. Резонанс. Период и частота колебаний. Пружинный и математический маятники. Колебательный контур.

94.

Свободные механические колебания.

1

95.

Период и частота колебаний.

1

96.

Пружинный и математический маятники.

1

97.

Решение задач по теме: «Механические колебания».

1

98.        

Лабораторная работа  №13 «Измерение ускорение свободного падения с помощью маятника».

1

99.

Колебательный контур.

1

100.

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

1

101.

Переменный электрический ток.

1

102.

Решение задач по теме: «Колебательный контур».

1

103.

Обобщающий урок по теме: «Колебания».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Доклады по темам:

  1. «Резонанс»
  2. «Колокола»
  3. «Электромагнитные колебания»

5

Тема 5.2. Волны

Содержание учебного материала

Волны. Звук. Электромагнитные волны. Передача информации с помощью электромагнитных волн.

104.

Механические волны. Звук.

1

105.

Электромагнитные волны.

1

106.

Передача информации с помощью электромагнитных волн.

1

107.

Решение задач по теме: «Механические волны».

1

108.

Обобщающий урок по теме: «Волны».

1

109.

Контрольная работа № 8 по теме: «Механические колебания и волны».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Доклады по темам:

  1. «Изобретение радио»
  2. «Передача и приём радиоволн».

Конспект по теме: «Амплитудная модуляция».

3

Раздел 6. Оптика.

Тема 6.1. Геометрическая оптика.

Содержание учебного материала

    Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы.

110.

Природа света.

1

111.

Законы геометрической оптики.

1

112.

 Линзы.

1

113.

Построение изображений в линзах

1

114.

Лабораторная работа № 14 по теме: «Определение показателя преломления стекла».

1

115.

Решение задач по теме: «Законы геометрической оптики».

1

116.

Глаз и оптические приборы.

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Доклады по темам:

  1. «Фотоэффект»
  2. «Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы»
  3. «Принцип использования лазера»
  4. «Лазерная оргтехника»

3

Тема 6.2. Волновая оптика.

Содержание учебного материала

Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой. Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.

117.

Световые волны.

1

118.

Интерференция волн.

1

119.

Дифракция волн.

1

120.

Лабораторная работа № 15  по теме: «Наблюдение интерференции и дифракции света».

1

121.

Свет и цвет в природе.

1

122.

Поляризация света.

1

123.

Обобщающий урок по теме «Оптика».

1

124.

Контрольная работа № 9 по теме:  «Оптика».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Презентации по теме:

  1. Дифракция
  2. Интерференция
  3. Дифракция
  4. Оптические явления в природе.

4

Раздел 7. Теория относительности.

Тема 7.1. Элементы теории относительности.

Содержание учебного материала

Основные положения СТО. Энергия тела. Относительность одновременности и промежутков  времени. Скорость света.

125.

Основные положения специальной теории относительности.

1

126.

Энергия тела. Скорость света.

1

127.

Решение задач по теме: «Специальная теория относительности».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Конспект по теме: «Относительность одновременности и промежутков времени»

1

Раздел 8. Квантовая физика.

Тема 8.1.Кванты и атомы

Содержание учебного материала

    Равновесное тепловое излучение. Ультрафиолетовая катастрофа. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Лазеры. Спонтанное и вынужденное излучение. Применение лазеров. Элементы квантовой механики. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между классической и квантовой механикой..

128.

Кванты света — фотоны.

1

129.

Закон  фотоэффекта.

1

130.

Решение задач по теме: "Фотоэффект".

1

131.

Строение атома. Опыт Резерфорда

1

132.

Теория строения атома водорода по Бору.

1

133.

Атомные спектры.

1

134.

Лабораторная работа № 16 по теме:  «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

1

135.

Лазеры.

1

136.

Квантовая механика.

1

137.

Обобщающий урок по теме «Кванты и атомы».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Доклады по темам:

1. Фотоны

2. Фотоэффект

Презентация на тему:

"Опыт Резерфорда".

5

Тема 8.2. Атомное ядро и элементарные частицы

Содержание учебного материала

    Строение атомного ядра. Ядерные силы. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. Реакции синтеза и деления ядер. Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Принцип действия атомной электростанции. Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы. Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия

138.

Атомное ядро

1

139.

Радиоактивность.

1

140.

Решение задач по теме: «Радиоактивные превращения».

1

141.

Моделирование радиоактивного распада

1

142.

Ядерные реакции и энергия связи ядер.

1

143.

Решение задач по теме: "Ядерная реакция".

1

144.

 Лабораторная работа № 17 по теме: «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям».

1

145.

Ядерная энергетика.

1

146.

Лабораторная работа № 18 по теме: «Моделирование радиоактивного распада».

1

147.

Перспективы и проблемы ядерной энергетики

1

148.

Мир элементарных частиц.

1

149.

Обобщающий урок по теме «Квантовая физика».

1

150.

Контрольная работа № 10 по теме: «Квантовая   физика».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Доклады по темам:

«Открытие нейтрона»

«Мир элементарных частиц»

8

Раздел 9. Астрономия и астрофизика.

Тема 9.1 Солнечная система. Вселенная.

Содержание учебного материала

    Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца. Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Разнообразие звёзд. Расстояния до звёзд. Светимость и температура звёзд. Судьбы звёзд. Наша Галактика — Млечный путь. Другие галактики. Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв.

151.

Размеры Солнечной системы.

1

152.

Солнце.

1

153.

Природа тел Солнечной системы.

1

154.

Разнообразие звёзд.

1

155.

Судьбы звёзд.

1

156.

Галактики.

1

157.

Происхождение и эволюция Вселенной.

1

158.

Обобщающий урок по теме «Строение и эволюция Вселенной».

1

159.

Контрольная работа №11 по теме:  «Солнечная системе. Вселенная».

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Доклады по темам:

«Физика и Вселенная»

«Галактика»

«Солнечная система»

4

Повторение курса физики

Содержание учебного материала

    Законы движения. Законы сохранения импульса, энергии и заряда. Законы постоянного тока. Магниты. Оптические явления. Законы геометрической оптики. Кванты. Скорость света. Вселенная. Планеты. Галактики.

160.

Кинематика.

1

161.

Законы сохранения в механике.

1

162.

Механические колебания и волны.

1

163.

Молекулярная физика.

1

164.

Электростатика. Законы постоянного тока.

1

165.

Магнитное взаимодействие.

1

166.

Оптика.

1

167.

Квантовая физика.

1

168.

Решение задач.

1

169

Итоговая контрольная работа

1

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Презентации по теме:

«Открытия в области энергетики»

«Большой Адронный Коллайдер»

«Новые элементарные частицы»

5

Всего

169

254

                        


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация  дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся

- рабочее место преподавателя

- комплект учебников

- дидактический материал

Технические средства обучения:

-  ноутбук с лицензионным программным обеспечением, презентационный материал

3.2 Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

2. Примерная программа  среднего полного общего образования по физике (профильный  уровень) для 10-11 классов. Сборник. – М.: Просвещение, 2011 

3.Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 класс. В 3 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни) – М.: Мнемозина, 2015.

4. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 11 класс. В 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни) – М.: Мнемозина, 2015.

Дополнительные источники:

1..Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

2.Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. физика. 10 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2010.

4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. физика. 11 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2010.

5.Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

6.Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.

7.Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.

8. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно – научного профилей: учебник для обоазовательных учреждений нач. и сред проф. образования.- М.; Издательский центр «Академия» , 2011

Интернет-ресурсы:

www.edu.ru 

http://www.zavuch.info

http://festival.1september.ru

www.spin.nw.ru – физика для школ через Интернет (С.-Петербург)

www.scientific.ru – новости науки

www.km.ru/science - Кирилл и Мефодий

vsm.host.ru – виртуальный музей космонавтики

www.1september.ru – издательство «Первое сентября»

nauka.relis.ru – журнал «Наука и жизнь»

www.znanie-sila.ru – журнал  «Знание – сила»

www.physics.ru – дистанционный курс «Открытая физика»

www.phys-i.narod.ru – информация по физике

www.abitura.com – физика для абитуриента

http://physflash.narod.ru/ -анимации по физике

http://elkin52.narod.ru/ - сайт Виктора Елькина

http://physics03.narod.ru/ -  Физика вокруг нас

www.fizika.ru – сайт Кривченко И.В.

Сайт учителя физики Фирюлиной Н.В.

fnv-site.ru  Блок содержит тесты и презентации по физике и информатике, доступные для скачивания и с возможностью on-line просмотра. Об авторе. Владелец и администратор сайтаучительфизики и информатики МБОУ "Лицей", г. Кирово-Чепецк, Кировская обл.есть видео к урокам


Сайт учителя физики – Доценко Надежды

your-physics.ru   Есть интерактивный учебник, медиаресурсы

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ  ДИСЦИЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения  дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, зачётных работ, контрольных работ, а так же выполнения обучающимися творческих заданий, мини-проектов, исследований, презентаций, сообщений, докладов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

У.1 -  описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

Лабораторные работы по разделам, тестирование, разработка докладов и презентаций.

У. 2 -  приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать ещё неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определённые границы применимости;

Лабораторные работы, тестирование, разработка сообщений и докладов, практические работы.

У.3 -  описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

Лабораторные работы, тестирование, практические работы, разработка сообщений.

У.4 -  применять полученные знания для решения физических задач;

Лабораторные работы, самостоятельные работы, практические и контрольные работы.

У.5 -  определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

Лабораторные работы, самостоятельные работы, практические и контрольные работы.

У.6 -  измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учётом их погрешностей;

Лабораторные работы, самостоятельные работы, практические и контрольные работы.

У.7 -  приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

Лабораторные работы, тестирование, разработка сообщений и докладов, практические работы, самостоятельные работы.

У.8 -  воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет).

Разработка докладов и презентаций, подготовка сообщений, самостоятельные работы.

Знания:

З.1 - смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчёта, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Лабораторные работы, самостоятельные работы, разработка докладов и презентаций.

З.2 - смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, электроёмкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

Лабораторные работы, контрольные работы, тестирование, самостоятельные работы, практические работы.

З.3 -  смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

Лабораторные работы, контрольные работы, тестирование, самостоятельные работы, практические работы.

З.4 -вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Лабораторные работы, самостоятельные работы, разработка докладов и презентаций.

Разработчики:

ГБПОУ ВО «РТСиСТ»             зам директора по ТМР                  И.В. Половинкина

   (место работы)                                           (занимаемая должность)                        (инициалы, фамилия)

ГБПОУ ВО «РТСиСТ»             преподаватель физики                    Н.С. Ракова

   (место работы)                                            (занимаемая должность)                          (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для профессии 110809 "Механизация сельского хозяйства"

Программа разработана в соответствии с  «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессиональн...

Учебно-методический материал рабочая программа по физике 2011

Программа учебной дисциплины «Физика»  предназначена  для  изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу...

Рабочая программа по физике

Рабочая программа по физике...

Рабочая программа по физике

Рабочая программа по физике для СПО...

Рабочая программа дисциплины "Физика"

Рабочая программа для специальностей СПО на 169 часов по стандартам третьего поколения...

Рабочая программа по физике для специальности 150415 "Сварочное производство"

В материале представлена рабочая программа учебной дисциплины "Физика" для специальности "Сварочное производство"...

Практические работы к рабочей программе по физике для специальности "Сварочное производство"

В материале представлен комплект практических работ к рабочей программе учебной дисциплины "Физика" для специальности "Сварочное производство" , изучаемой заочно...