Семинар - практикум учителей изобразительного искусства на тему: "Технологическая карта урока"
методическая разработка на тему

Юшкина Марина Викторовна

текст выступления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_uchiteley_izobrazitelnogo_iskusstva.docx84.8 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум учителей изобразительного искусства

Цель: приобретение знаний педагогами изобразительного искусства в проектировании технологической карты урока, используя алгоритм её конструирования.

Задачи:

  1. Раскрыть необходимость создания практического средства реализации требований ФГОС в образовательном процессе.
  2. Представить методологические подходы к конструированию технологической карты урока.
  3. Обучить педагогов проектированию урока на основе технологической карты.
  4. Повысить педагогическую компетентность и мотивацию к профессиональному развитию учителей.

Раздаточный материал: макеты технологических карт, заготовка технологической карты урока для выполнения практического задания.

слайд 1

Семинар – практикум учителей изобразительного искусства

Ход семинара:

слайд 2

1.Введение. Актуальность темы.

Являясь современными учителями, мы с вами знаем, что с позиций нового федерального государственного образовательного стандарта – стандарта второго поколения, результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения: личностные результаты, предметные и метапредметные результаты.

Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию".

слайд3 -4

Для того чтобы приблизиться к решению задач, обозначенных новым стандартом, необходимо решать многие методические проблемы при обучении: развивать отдельные блоки УУД, все блоки в целом, диагностировать метапредметные результаты обучения, и всё это надо сделать на уроке!

А чтобы урок был успешным, его надо правильно организовать. Одни учителя при этом делают ставку на эффектное начало. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков отошло. 

слайд 5

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему давать урок, развивая понимание приобретаемых знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

слайд 6

Хорошим подспорьем организации урока является технологическая карта урока. Что это такое? Каковы её преимущества? Структура? Как её правильно составить? Ответы на эти вопросы мы постараемся найти сегодня.

Тема семинара «Технологическая карта урока»

 слайд 7

2.Введение в тему семинара.

Начнем мы с такой притчи:

Наберись смелости и сделай попытку! ( видео)

слайд 8

Что объединяет смысл этой притчи и подход к современному образованию? (Деятельность)

Психолого-педагогическими основаниями конструирования урока является системно-деятельностный подход, что соответствует ключевым особенностям ФГОС. Обучать по традиционной формуле «Послушай - повтори - выполни - получи отметку» сегодня невозможно.

слайд 9

Деятельностный подход - позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает окружающий мир в процессе собственной учебной деятельности. Собственная учебная деятельность школьников придает образовательному процессу личностный характер, усиливает личностную составляющую системно-деятельностного подхода. Образовательная деятельность в этом случае становится источником внутреннего развития ученика, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

слайд 10

3.Конструирование технологической карты урока.

Термин  «Технологическая карта» пришел в педагогику  из технических, точных производств.

Различные источники предлагают несколько определений этого понятия.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции,  обеспечивающий эффективное  и качественное преподавание  учебных курсов  в школе и возможность достижения  планируемых результатов освоения основных  образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение  сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

слайд 11

На мой взгляд самое доступное  для понимания  следующее определение:

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося.

слайд 12

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

слайд 13

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Таким образом, в структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации всех субъектов педагогической деятельности и синхронизации их действий.

слайд 14 -16

Какие основные моменты следует учитывать учителю  при подготовке к  современному уроку? Прежде  всего,  необходимо чётко понимать, чем традиционный урок отличается от урока по ФГОС.

Что ещё мы должны учитывать при конструировании урока?

1. Определение  темы учебного материала.

2. Определение  дидактической  цели темы.

3. Определение типа урока.

4. Продумывание структуры урока.

5. Обеспеченность урока.

6. Отбор содержания учебного материала.

7. Выбор методов обучения.

8. Выбор формы организации педагогической деятельности.

9. Рефлексия урока.

Что определяет структуру технологической карты урока? Это те изменения, которые диктует ФГОС: необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов - личностных, метапредметных, предметных; новое понимание образовательных результатов - необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности; понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.

слайд 17

Структурные компоненты  технологической карты урока. 

1.Блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить): тема, цель урока, планируемый результат, личностноформирующая направленность урока.

2.Инструментальный блок (какими средствами это достигается): задачи урока, тип урока, учебно-методический         комплекс.

3.Блок  организационно-деятельностный (структуризация на  действия и операции): таблица – схема урока, диагностика результатов урока, домашнее задание.

слайд 18

Необходимо четко обозначить тему, цель и задачи урока. Цель урока определяется планируемым результатом урока и путями реализации. Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство»,  и т.д. В формировании  цели следует избегать глагольных форм.

Задача –данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута  в преобразовании этих условий, согласно определенной процедуре. Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.д). Организованная последовательность задач  образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос «Что надо делать, чтобы достичь цели урока? Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить»,  «объяснить», «научить», «сформулировать», «воспитывать» и пр.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формировании планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть.

Очень важный этап урока – рефлексия. Это обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности  учащихся. Существуют различные формы проведения рефлексии на уроке. Применение рефлексии в конце урока дает возможность оценить  активность каждого  на разных этапах урока.

Каждый оценивает свой вклад в достижение  поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранной формы  работы:

- сегодня я узнал на уроке…

- было интересно…

- я понял, что…  

- я легко справился с …

Все эти моменты должны быть отражены в технологической карте.

слайд 19

C:\Users\123\Desktop\РМО изо 2017\img13.jpg

слайд 20-27

Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой.

слайд 28

Технологическая карта урока.

4.Практическое задание.

Составление технологической карты урока изо в 4 классе на тему: «Сопереживание – великая тема искусства».

5.Подведение итогов семинара. 

Завершим семинар словами великого педагога-практика Василия Александровича Сухомлинского: «Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли»

Помните об этом всегда, когда готовитесь к урокам. Желаю вам успехов в вашей дальнейшей педагогической деятельности. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика формирования профессиональных и исследовательских навыков в подготовке будущих учителей изобразительного искусства и английского языка

В Ейском педагогическом колледже при получении специальности «Преподавание в начальных» классах студенты имеют возможность получить дополнительное образование в области изобразительного искусства. В с...

Индивидуальный план профессионального самообразования учителя изобразительного искусства

Тема: «Формирование личностных компетенций на уроках изобразительного искусства»...

Конспект лекции МДК.02.04 «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительного искусства» Тема:"Виды пейзажа. Воздушная перспектива"

Для студентов и преподавателей Специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"Конспект занятия по МДК.02.04«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительного искусства»Тема «Виды пей...

Семинар-практикум для учителей математики, физики, информатики школ г. Курска

   10 марта 2017 года в школе проводился семинар – практикум   по теме «Интегрированный подход к развитию у школьников метапредметных навыков в практике работы учителей мате...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по междисциплинарному курсу 02.04. «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» Тема: «Декоративный сувенир - Топиарии»

Данная методическая разработка содержит методические указания и  практический материал к проведению  учебного занятия на тему «Декоративный сувенир - Топиарии» и носит, прежде вс...

Технологическая карта урока Изобразительное искусство по теме "Богатыри земли русской"

Мотивация учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимание значимости предмета «Изобразительное искусство», выражение своих мыслей  с д...

Из опыта работы учителя изобразительного искусства «Формирование у учащихся навыка работы с красками и кистью»

В статье говориться о том, что большинство учащихся не любят рисовать красками и каким образом необходимо убрать страхи у детей перед красками и привить любовь к данному процессу....