Оценка достижений обучающихся
статья на тему

Сертификат участника Росконкурса РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_dostizheniy_obuchayushchihsya.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка достижений обучающихся

Процесс оценки качества освоения учебной дисциплины (УД) или профессионального модуля (ПМ) по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) включает как текущий контроль успеваемости обучающихся, так и промежуточную, и государственную итоговую аттестации. При этом каждая образовательная организация, реализующая ППССЗ, самостоятельно разрабатывает конкретные процедуры и формы текущего и промежуточного контроля успеваемости по каждой учебной дисциплине и междисциплинарному курсу в составе профессионального модуля.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ППССЗ в образовательных организациях создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции обучаемых на различных этапах обучения. При этом оценка качества подготовки обучаемых и выпускников осуществляется по двум основным направлениям:

- оценка уровня освоения учебных дисциплин;

- оценка компетенций обучающихся.

Компетентностная модель подготовки по новым ФГОС предусматривает многоуровневую структуру контроля знаний. Фонд оценочных средств представляет собой совокупность методических материалов и средств для обеспечения контроля знаний, умений и компетенций обучаемых.

Фонд оценочных средств формируется после разработки составных частей программы подготовки специалистов среднего звена. В состав ФОС входит комплект методических и контрольно-измерительных средств, предназначенных для оценивания компетенций обучаемых на разных стадиях обучения, а также материалы, предназначенные дл проведения аттестационных испытаний на соответствие или несоответствие уровня их подготовки требованиям ФГОС.

Согласно закону «Об образовании в РФ» каждый выпускник обязан подтвердить свой образовательный уровень и квалификацию. Исходя из этого, контрольно-оценочные средства (КОС) и контрольно-измерительные средства (КИМ), образующие ФОС, формируются с учетом существующих требований и позволяют дать качественную оценку уровня квалификации обучаемого. Практика показывает, что довольно часто сформированность компетенций проверяется посредством тестов, которые разграничиваются не только по уровню сложности, но и по степени творческой активности обучаемых.

Процедура оценки результатов обучения позволяет определить соответствие индивидуальных образовательных достижений обучаемых и выпускников ПОО требованиям потребителей образовательных услуг – работодателей. Цель оценки – установить соответствие освоенных профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям ФГОС выполнить контролирующую, констатирующую и уведомляющую функцию. Несомненно, качественная организация контроля требует четкой проработки его видов, форм и процедур, определения объектов оценивания и критериев оценки, продуманности методического обеспечения.

С введением ФГОС оценивается не только уровень освоения того или иного материала, сформированность ПК и ОК (освоил/недостаточно освоил/не освоил), но и определяются уровни оценивания (1- ознакомительный, 2 – репродуктивный, 3 – продуктивный).

Все задания, в зависимости от уровня оценивания, подразделяются на три уровня сложности. Первый – самый легкий, третий – самый сложный. Выполняя легкое задание, обучающийся решает задачу по готовому образцу. Задания средней сложности подразумевают умение обучающегося высказать свои предположения, применить задание в другой ситуации, сравнить и выделить общее. Сложное задание самое трудоемкое и эффективное, оно отличается своей нестандартностью. В ходе выполнения задания обучающийся применяет имеющиеся знания из других областей. При этом точность и полнота оценки определяются рациональностью движения к цели. Роль объективного оценивания велика, так как именно объективный подход формирует у обучающихся адекватную самооценку и критическое отношение к своим успехам.

Важным этапом в планировании процесса оценивания является поиск ответов на такие вопросы, как:

- Что оценивается? (Конечно, же продукт практической деятельности, соответствующий по критериям эталонному качеству продукта).

- Как провести оценку? (В ходе процесса практической деятельности соотнести соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному стандартному эталону деятельности. При этом критерии оценки основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания).

- Кто должен оценивать? (Несомненно, ПОО, реализующая программы подготовки специалистов среднего звена и потенциальный работодатель).

Кроме того, для оценки сформированности профессиональных компетенций необходимо учитывать способность   обучаемых  переносить знания и умения на новые ситуации; планировать и организовывать деятельность; нестандартно мыслить и эффективно общаться с другими людьми. Все эти показатели представляют общие компетенции и являются обязательным элементом компетентностного обучения.

Оценка образовательных результатов  на основе модульно-компетентностного подхода проводится с целью:

- выявить сильные и слабые стороны подготовки обучающихся;

- оценить (по определенной шкале) уровень их профессиональной подготовки;

- мотивировать каждого обучающегося на дальнейшее обучение;

- выдать документ об овладении квалификацией или другой соответствующий документ;

- дать информацию работодателю о степени компетентности специалиста.

Среди важнейших принципов контроля целесообразно выделить следующие:

- Объективность, предусматривающую обоснованное содержание контрольных вопросов и заданий, разработку критериев оценивания знаний и умений, независимых от методов и средств контроля определенного педагога;

- систематичность, требующую комплексного подхода к проведению диагностирования освоенных знаний и умений на всех этапах дидактического процесса;

- наглядность, заключающуюся в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям;

- гласность, требующую оглашения процедуры, условий, критериев и результатов оценивания.

К педагогическим требованиям, предъявляемым к контролю¸ относят:

- индивидуальный характер контроля;

- систематичность и размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

- разнообразие форм проведения контроля;

- всесторонность и объективность контроля;

- дифференцированный подход и единство требований со стороны преподавателей.

Примеры форм оценочных заданий

Показатели оценки результатов (действия обучающихся)

Формы оценочных заданий

Определение, описание, перечисление, установка, выделение, узнавание

Краткий ответ (устно или письменно), дополнение недостающей информации, выбор из нескольких вариантов, сопоставление, таблица, односложный ответ

Объяснение, определение различий, оценка, обоснование, доказательство, пояснение, сделать вывод, обобщение

Выбор из нескольких вариантов, односложный ответ (устно или письменно), один вариант из двух, сопоставление,  таблица, структурированный вопрос

Применение, использование, решение, соотнесение, подготовка, вычисление, выполнение операций, показ

Выбор из нескольких вариантов, односложный ответ, структурированный вопрос, таблица, краткий ответ, задание, проект, «журнал», анализ ситуации, практическое задание

Анализ, выбор, определение различий

Выбор из нескольких вариантов, односложный ответ, анализ ситуации, утверждение, обоснование точки зрения

Планирование, проектирование, разработка, создание, распределение по категориям, организация, сбор

Развернутый ответ, проект, анализ ситуации, задание

Оценка, обоснование, сделать вывод. Дать оценку, сравнение

Развернутый ответ, проект, анализ ситуации, «журнал», интервью, анкета

Сбор, измерение, выполнение, создание, разбор, манипуляция, использование

Демонстрация практических умений, имитация, задание

Участие, работа, соблюдение мер безопасности, соотнесение, ведение разговора, имитирование

Практическое упражнение, имитация, ролевая игра, анализ ситуации, опросник, интервью

Таким образом, создание фонда оценочных средств является сложной и достаточно многокомпонентной задачей. Несмотря на наличие большого количества разноплановых диагностических средств оценивания обучающихся, новый ФГОС требует их детальной переоценки и проработки.

Литература.

  1. Бурлакова И.И. Система оценки достижений обучающихся (личностных, метапредметных, предметных) Министерство образования Московской области, ГБОУ ВПО  «Академия социального управления». – М.: 2013
  2. Горбунова Т.С. Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся. – Омск. 2008.
  3. Система контроля и оценивания достижений обучающихся (технология оценивания образовательных достижений учебных успехов). МБОУ «Лицей № 19». Майкоп. Республика Адыгея.2014.
  4. Festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Контроль и оценка образовательных достижений обучающихся при получении среднего общего образования".

Данная статья посвященя оценке и контролю качества образовательных достижений при изучении иностранного языка (английский) . В ней отражены формы и типы контроля, описаны  правила оформления...

Практический инструментарий для оценки достижений обучающихся по балльно-рейтенговой системе в художественном направлении

Балльно-рейтенговая система оценивания развивает у обучающихся стремление к лидерству в достижении результатов. Помогает отслеживать свой  личный рост. А педагогу даёт возможность объективно с по...

Инновационные технологии оценки достижений обучающихся

В материале представлены технологии матричной оценки и педагогического тестирования для оценивания результата учебных достижений....

Оценка достижений обучающихся

Оценка достижений обучающихся...

Статья "Оценка достижений обучающихся"

Статья "Оценка достижений обучающихся"...

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2

Программа Система оценки достижений обучающимися  с умеренной, тяжелой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   планируемых (возможных) результатов освоения адапти...