Технология критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка
презентация к уроку на тему

Музыченко Наталья Юрьевна

Что такое методика развития критического мышления? Какие интересные приемы предлагает нам МРКМ?

На эти вопросы стараюсь ответить в своей работе и представить личный опыт использования данной методики на уроках русского языка и литературы в колледже. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка

Слайд 2

Технология ориентирована на развитие личности учащихся, на формирование необходимости самостоятельного познания и творческого подхода к обучению.

Слайд 3

В процессе применения этой технологии вырабатываются следующие учебные умения: умение видеть свои «знания» и «незнания»; умение работать в группах; графически оформлять материал; умение обобщать и систематизировать полученные знания;

Слайд 4

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя. Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности. Критическое мышление – это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

Слайд 5

В основе методики лежит трехступенчатая модель: 1.стадия вызова; 2.осмысление; 3.рефлексия.

Слайд 6

Стадия вызова Цель: -актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; -мотивировать к учебной деятельности.

Слайд 7

Стадия осмысления Цель: - позволяет учащемуся получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями.

Слайд 8

Стадия рефлексии Цель: - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - усвоение нового знания, новой информации учеником; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Слайд 9

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

Слайд 10

В чем же различия? Что принципиально новое несет технология критического мышления?

Слайд 11

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой стадии урока используются свои методические приемы.

Слайд 12

Стадия вызова Постановка проблемы, вопроса. Таблицы , содержащие вопросы или теоретические положения, которые помогают повторить и систематизировать изученный ранее материал. Инсерт (разная маркировка таблицы «+», «-», «?») помогает определить уровень знаний учащихся на 1 этапе урока. Исходя из этого, учащийся может составить для себя «Лист целеполагания». Прием инсерт можно использовать и при изучении материала. Этот прием является средством, позволяющим учащемуся отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. (Работа с учебником – маркированная таблица). Прием «Пометки на полях». «Лист целеполагания» помогает учащимся самостоятельно определить цели урока. Прием “Знаете ли вы, что” позволяет настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой(использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока). Прием «Корзина идей, понятий, имен» позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.

Слайд 13

Прием «Корзина идей, понятий, имен» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно учащимся по той или иной теме. 2. Сначала каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа 1-2 минуты). 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. (групповая работа не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании студента факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. 6. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Слайд 14

Приём«Верные – неверные утверждения » Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии. Тема «Местоимение». Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной. В предложении местоимения бывают только подлежащим. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица. Местоимения изменяются по падежам и числам. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Слайд 15

На 2 и 3 стадиях урока используются следующие приемы: 1.«Учебный мозговой штурм»- создание банка идей, возможных решений проблемы, их коллективное обсуждение в группах, выбор наиболее правильных решений. 2. Работа в группах. 3.Ключевые слова и выражения, их объяснение. 4.Верные и неверные утверждения(работа с памяткой). 5.Исследовательский метод (на всех уроках). 6. Составление алгоритмов, понятийных цепочек, таблиц. 7.Построение кластеров разных видов. 8.Обощающая таблица. 9.Рисунок.

Слайд 16

Кластер Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Слайд 18

Задание на уроке: В каких словах есть нулевое окончание? Выделите его графически: 1 вариант: 2 вариант: Определите грамматическое значение слов, имеющих нулевое окончание. Постройте кластер «Нулевое окончание». Сравните с исходным. Нулевое окончание

Слайд 19

Нулевое окончание сущ. м.р. ед.ч. сущ. м.р. и ж.р., Р.п.,мн.ч. гл. 2л. повел. накл. м.р., прош.вр.

Слайд 20

Прием «Лекция со стопами» Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Слайд 21

Толстые и тонкие вопросы. Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и домашней работы. “Тонкими” вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. “Толстые” вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут задаваться устно или оформляться в таблицу.

Слайд 22

Синквейн. Этот прием позволяет учащимся проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейнов: 1.Кто?Что? 2.Какой?Какая?- 2прилагательных 3.Что делает? – 3 глагола 4.Отношение к теме. 5. Синоним-метафора, передающее отношение к теме. Вывод. . Пример: Дорога Широкая, извилистая Ведёт, бежит, поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. Шоссе. (выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение словарного запаса).

Слайд 23

Приём «Диаманта» Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному. Например: 1.Город 2.Большой, древний 3.Строится,растет,процветает 4.Известный город, маленькая деревня 5. Возрождается, развивается, кормит 6.Красивая, родная 7.Деревня

Слайд 24

Прием “Верите ли вы?”. Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой. Кроссворды – это тоже прием критического мышления. Прием “Письмо по кругу”. Сочинение на определенную тему по одному предложению. Прием “Закончи предложение” – позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

Слайд 25

Прием “Взаимоопрос”. Он направлен на то, что учащемуся легче ответить своему товарищу, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. Прием “Сбор ассоциаций” Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы они писали приходящие на ум ассоциации. 1 этап – ученики работают индивидуально 2 этап – обсуждение в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант. 3 этап – каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими. Прием используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарем. Пример. Зима (снег, холод, мороз, Новый год, коньки, снеговик, метель, иней и т. д.) Заповедник (редкие растения и животные, Красная книга, лес, природа)

Слайд 26

Написание эссе Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется на уроке после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Слайд 27

Прием “Диаграммы сравнения” Цель: развитие умения сравнивать и обобщать Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения. Пример. Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.

Слайд 28

Рефлексивные вопросы. Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов: Что показалось вам сегодня трудным? Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе? Что в изученном сегодня для вас самое главное? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой?

Слайд 29

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. Будет ли востребована критическая теория в современных реформах, как она будет реализована в отечественной системе образования, зависит от всех нас, а от этого зависит, как мы и наши студенты будем думать и жить, учиться и учить в новом мире. Учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием технологии критического мышления посредством чтения и письма «Словообразование» для обучающихся 1 курса ПОО СПО

Урок русского языка с использованием технологии  критического мышления посредством чтения и письма Тема урока: «Словообразование»...

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...

Доклад "Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»"

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и форма...

Приёмы технологии критического мышления обучающихся на уроках физики посредством чтения и письма. Прием «Сводная таблица» по теме «Кинематика»

Приёмы технологии  критического мышления обучающихся на уроках физики посредством чтения и письмаПрием «Сводная таблица» по теме «Кинематика»...

Педагогический проект: "Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

1.Введение. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задача...