Самоанализ по самообразованию. Тема:Применение активных методов обучения
методическая разработка по теме

николаи наталья николаевна

Новые стандарты требуют и новые формы контроля, заключающиеся  в оценивании готовности к выполнению основных видов профессиональной деятельности и в оценивании достижений в обучении. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества процесса обучения является активизация познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_aktivnyh_metodov_obucheniya.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Применение активных методов обучения на учебной практике как средство формирования познавательной активности обучающихся.

Обоснование выбранной темы.

Вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в производственном обучении имеет большое значение, т. к. обучение и развитие носят компетентностный характер, и от качества освоения студентом профессиональных и общих компетенций зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся.

Новые стандарты требуют и новые формы контроля, заключающиеся  в оценивании готовности к выполнению основных видов профессиональной деятельности и в оценивании достижений в обучении. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества процесса обучения является активизация познавательной деятельности.

Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения общих и профессиональных компетенций умений: от воспризводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Формирование профессиональной компетенции, на мой взгляд, возможно только при наличии неоднократно повторяющегося практического опыта, сформированного путем активных действий, что позволяет выработать пролонгированную память. 

Работа над темой начата в 2013году.

Предполагается закончить работу над темой в 2018 г.

Цель: Введение в учебно-воспитательный процесс идей современных технологий обучения, обеспечивающих полноценное образование, учитывающих способности, интересы обучающихся; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции педагога.

Задачи:

Ознакомление с идеями современных технологий обучения.

Использование на учебной практике новых технологий, методов (проблемно-поисковые,  игровые и коммуникативные) и средств, включая   ИКТ.

Отбор технологий, эффективных для применения в ходе практики.

Мониторинг эффективности используемых технологий.

План реализации проблемы.

Действия и мероприятия

Срок реализации

1.

Изучение методической литературы, ознакомление с идеями современных технологий обучения,  их особенностями и требованиями.

2013-2014 гг.

2.

Внедрение в практику идей современных технологий обучения, анализ их использования в ходе учебной практики

2014-2016 гг.

3.

Разработка критериев, мониторинг эффективности применяемых образовательных технологий

2014-2016 гг.

Применение отобранных эффективных образовательных технологий, анализ результативности их использования.

2016-2018 гг.

5.

Анализ проделанной работы, диссеминация педагогического опыта.

2017 – 2018 гг.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня педагогической компетентности.
  2. Повышение мотивации студентов к овладению профессией.
  3. Повышение познавательной активности студентов.    

 Самоанализ использования активных методов обучения.

Современный этап педагогической практики предполагает отказ от репродуктивных методов обучения и переход к формам, позволяющим активизировать деятельность студентов, сделать их активными участниками образовательного процесса. Важно при этом включить механизмы саморазвития, пробудить внутренние потребности, ввести обучающегося в активную, самостоятельную, познавательную деятельность на всех этапах учебной практики. Внедрение в учебный процесс активных методов обучения способствует формированию у обучающихся устойчивого интереса к избранной профессии. У студентов формируется сознательное восприятие учебного материала, совершенствуются навыки принятия коллективных решений, развивается творческое профессиональное мышление. Для активизации познавательной работы учащихся я практикую разнообразные типы и формы заданий на всех этапах урока. Процесс овладения  новым практическим опытом подразделяется на ряд тесно связанных и взаимообусловленных ступеней (этапов, элементов), которые можно представить в виде лестницы.

Ступени овладения практическим опытом

Первая ступень -  осознание обучающимися целей и задач. Это имеет немалое значение: всякая работа протекает успешнее, если ясна цель и понятны её задачи.

Одной из распространенных технологий, способствующих  активизации деятельности студентов,  является технология проблемного обучения.

На первом этапе урока учебной практики я использую следующие методы проблемного обучения:

- подводящий к теме диалог, который представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы студентами (он содержит посильные вопросы, последний из которых  содержит обобщение и позволяет студентам сформулировать тему урока). По ходу диалога принимаются даже ошибочные ответы;

- побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих студентов к осознанию противоречия и формированию учебной проблемы;

 - сообщение темы с мотивирующим приемом: сообщение  готовой темы иногда я предваряю, либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих студентов (прием «актуальность») или оба приема вместе. 

               Вторая ступень - актуализация имеющихся знаний, навыков. Цель данного этапа, подготовить обучающегося к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

В начале урока, в ходе вводного инструктажа, стремлюсь создать у обучающихся активное отношение к работе, вызывая познавательный интерес и потребность в овладении знаниями и умениями. Это достигаю путем постановки перед обучающимися проблемы. Методические приемы в данном случае, могут быть различными:

- проблемные задания по составлению последовательности технологических операций приготовления блюда;

-  исследование пригодности сырья органолептическим способом.

            Цель подобных заданий – создание проблемных ситуаций и возникновение потребности найти решение проблемы, имеющей для обучающихся практическую значимость.

             Третьей ступенью  учебно-познавательной деятельности является пооперационная демонстрация технологического процесса. Эту ступень можно разделить на этап восприятия и этап осмысления.

            При демонстрации приемов приготовления изделия определенной формы, ставлю перед студентами проблемную задачу – озвучить новые для них технологические операции, попытаться определить их назначение и выполнить самостоятельно.

              При этом у обучающихся создается проблемная ситуация в связи с необходимостью использовать ранее усвоенные трудовые приемы в новых практических условиях. Как правило, создаю эти условия не только для того, чтобы студенты умели применить свои знания и практический опыт  на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого факта возбуждает у студентов познавательный интерес и стимулирует к поиску решения проблемы.

Четвертая ступень - применение  новых приемов и операций в ходе выполнения учебных работ/ закрепление. Закрепить навыки – значит их запомнить и сделать прочными. Студент должен не только усвоить, но и уметь применить их на практике. В то же время сама практика способствует лучшему усвоению учебного материала, выступает самым верным способом его закрепления.

            Для предупреждения ошибок  в работе, применяю метод деления обучающихся на креативные группы.  Обучающимся одной группы предлагаю перечислить возможные ошибки которые могут возникнуть при приготовлении блюда и обозначить причины их   возникновения, другой найти способы их предупреждения.  

            Завершает ступень познавательной деятельности обучающихся  - анализ результатов, рефлексия. Навыки самоконтроля и самооценки для будущего профессионала – это его самостоятельность, ответственность, умение определить направления дальнейшего развития.  

         При выявлении признаков брака в ходе отработки  практических навыков направляю  работу обучающихся так, чтобы они могли выявить брак и решить как исправить возникшую проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Использую метод - «генераторы и критики».

         Ставлю перед обучающимися проблему выявить виды и причины брака. Формирую две группы. Первая группа обучающихся — это генераторы. Они дают как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Никто друг друга не критикует. Принимаются все решения. Работа проводится быстро. (Группы не более семи человек.) Вторая группа – критики, обсуждают эти предложения и отбирают наиболее подходящие.

        На завершающем этапе использую такие методы как, самооценка, взаимооценка,  само и взаимоконтроль, побуждение к рефлексии. При побуждении студентов к рефлексии я использую: 

- анализ студентами собственной деятельности;

- ответы на вопросы побуждающие к рефлексам;

- оценку студентами собственного состояния в процессе работы.

         Оценка своего состояния в процессе работы – важное умение для обучающегося, будущего профессионала. Предлагаю описать свои ощущения, переживания, найти их причину. Использую рисуночную рефлексию, предлагая нарисовать свое состояния до выполнения работы и после.

         Для самоконтроля работы обучающихся во время урока использую «Инструкционные карты», «Карты контроля и оценки». 

             Результат использования активных методов обучения на УП считаю положительным. Проблемное обучение помогает студентам учится  мыслить не стандартно, анализировать ситуацию, находить и  принимать нестандартные решения, готовит их к самостоятельной активной творческой профессиональной деятельности. Эти результаты ярко демонстрируются на конкурсах профмастерства и в частности на чемпионате….World skils

Введение в учебно-воспитательный процесс идей современных технологий обучения, обеспечивает полноценное образование, учитывая способности и интересы обучающихся. У студентов формируется сознательное восприятия учебного материала, совершенствуются навыки принятия коллективных решений, развивается творческое профессиональное мышление.

          Технология проблемного обучения в УП является эффективным фактором формирования ключевых компетентностей, средством совершенствования образованности студента, профессионального роста педагогов, что в целом приводит к совершенствованию качества образования.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ ТЕМА: «ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ТОКАРНОМУ ДЕЛУ»

ТЕМА: «Применение форм и  методов на уроках  производственного обучения  по токарному делу»         Внимательный взгляд мастера, его опыт и интуиция почти...

ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Применение активных методов обучения в процессе освоения обучающимися современных сельскохозяйственных технологии»

При выполнении этой инновационной работы, я решил ряд проблемных вопросов.1. Повышение знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого проф...

Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения

Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...