Мастер – класс для родителей «Играем с пальчиками – развиваем речь»
методическая разработка на тему

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей и форм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_dlya_roditeley.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

    Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому я считаю данную тему актуальной. 

      Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили мне определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка. А ведь уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок. Многие родители не осознают, что данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы.

     Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества  неприятных моментов в будущей школьной жизни  малыша.

      Именно поэтому я решила провести  мастер – класса по ознакомлению родителей как с  и традиционными, так и нетрадиционными формами работы по развитию мелкой моторики.

     Многие родители были удивлены, увидев на столах набор предметов, необходимых для занятия. Они даже не представляли себе, что с помощью шишек, прищепок, шнурков мы можем выполнять различные задания для пальчиков. Окунувшись в эту работу, они кропотливо наматывали шнурки на пальчик, нанизывали бусы, со смехом хлопали «пузырчатый полиэтилен». Для них всё это было ново и интересно.

    В процессе мастер – класса  был показан самомассаж шипованными  мячиками,  колечками.

    В ходе занятия  родители узнали, что различные задания на развитие мелкой моторики и координации движений руки  решают сразу несколько задач:

  • косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
  •  во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
  • ускоряют созревание речевых областей и  стимулируют развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

      Развивая у детей дошкольного возраста мелкую моторику, мы развиваем интеллект ребёнка и совершенствуем точность его движений.

Мастер – класс для родителей

«Играем с пальчиками – развиваем речь» 

Подготовила:

Гулина Людмила Васильевна,

учитель-логопед МАДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад №6 города Шебекино Белгородской области»

2015

Цель мастер – класса: 

    Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и  распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребенка.

2.Обучить участников мастер-класса различным видам пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

2.Закрепить умения участников мастер – класса применять полученные знания на практике.

Оборудование: бельевые прищепки, шнурки, шишки, орехи, пузырчатый полиэтилен, пробки от бутылок.

Вступительное слово.

     Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям.

     Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.

     В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

     Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Используя пальчиковые игры в своей работе с детьми, мы заметили, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками.

     Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму! »

     Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение взрослого, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

     Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека.

     Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это китайская пальчиковая гимнастика для Вас!

1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (10 раз) .

2. Поочередно, начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.

     Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.

      Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.

     Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

  - Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.

 -    Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

 -   Заряд положительных эмоций — это три.

    Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.

    Сегодня наш мастер-класс мы посвящаем развитию мелкой моторики. С древних времен на русской земле детей забавляли шишками, орехами, камушками и прочим природными материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры и т.д. Мы сегодня попробуем поиграть с этими предметами.

1.Упражнения с шишками.

Мишка с шишкою играет,                       Перекатывание шишек между

Между лап ее катает.                             ладонями до появления

Медвежата все хохочут,                        приятного чувства.

Шишки лапы им щекочут.

Шишки, словно ежики,                            Круговые движения сосновой

Колются чуть-чуть.                                шишкой между ладонями.                

Покатать в ладошках

Шишку не забудь.

Я сильнее всех на свете!                         Сжимание и разжимание шишки.

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать,

Буду руки развивать.

От ладошки до локтя                              Прокатить шишку от кончиков

Покатила шишку я.                                  пальцев до локтя и обратно.

2.Упражнение «Орехи».

  • Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех!
  • Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

          А потом обратно, чтобы стало мне приятно!

  • Научился я орех между пальцами держать!

          Это в школе мне поможет буквы ровные писать!

3.Упражнение «Прищепки».

Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждое слово. Прищепки должны быть не тугие, чтобы не повредить пальчики детей.

Левая рука

Вот проснулся, встал гусёнок,
       5       4                3          2

Пальцы щиплет он спросонок.

   2              3          4         5

Правая рука

- Дай, хозяйка, корма мне

     5         4            3       2

 Раньше, чем моей родне!

      2           3     4         5

4.Упражнение «Пузырчатый полиэтилен». 

Мы с друзьями сели дружно.
Успокоиться нам нужно.
Лопать пузырьки опять,
Силу в пальцах развиваю!

5.Упражнение «Веселый шнурок».

    Наматывается шнурок на руку, на пальчики ребенка:

   Вверх шнурок,
  Вниз шнурок,
  И еще, еще разок!
  Вот какой у нас узорчик!
  Вот какой у нас заборчик!

6.Упражнение «Бусины»

  • Бусины нарядные нанижу на нитку,
    Подарю их Машеньке, получу улыбку.
  • Гусеница длинная по столу ползет,
    Это я из бусинок собрала ее.

7. Игра «Шагаем в пробках».

 Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. 

  

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы. 

        Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.

Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с ним в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! 

               Нам две руки природою даны,

               И обе драгоценны и нужны.

              Одна дары от жизни принимает,

              Другая их с поклоном возвращает.

             А что же остается у того,

             Кто не жалеет в жизни ничего?

             В его руках богатство остается,

             Оно любовью к ближнему зовется.

Совет взрослым:

Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Уважаемые родители, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Новогодняя игрушка».

Цель: привлекать родителей к совместному сотворчеству с детьми, познакомить родителей и детей с различными технологиями изготовления новогодних игрушек, создать предновогоднее настроение в процессе из...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».

На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Основная цель речевого развития – доведение его д...

Буклет «Играем с пальчиками — развиваем речь»

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки....развитие функций руки и развитие речи шло параллельно... Поэтому тренировку пальцев рук нужно начинать как можно р...

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников. Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"

В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие, так как ребенок быстро утомляем, не может ещё в силу возраста выполнять полноценную артикуляционную гимнастику, Детям трудно запом...

Мастер - класс с родителями: Изготовление куклы - оберег "Колокольчик"

Цель : ознакомить с культурно-исторической и педагогической ценностью народной тряпичной куклы, изготовить куклу – оберег «Колокольчик ». Задачи: Образовательная : сформировать знани...

Мастер-класс для родителей «Тренируем пальцы - развиваем речь»

Мастер-класс для родителей «Тренируем пальцы-развиваем речь»...

Мастер-класс с родителями "Зайчик на пальчик"

Передача профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства в процессе изготовления игровой куклы «Зайчик»....