Мастер-класс для родителей «Тренируем пальцы - развиваем речь»
консультация

Кувшинчикова Ольга Владимировна

Мастер-класс для родителей «Тренируем пальцы-развиваем речь»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_tr.paltsy.docx292.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Тренируем пальцы-развиваем речь»

Цель:

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей.

Задачи:

1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи.

2. Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

3. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

4. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр.

5. Побудить родителей использовать данные приёмы для организации семейного досуга и развития детей.

Оборудование:

Цветные карандаши по количеству участников, массажные мячи с колючками по количеству участников, шнуровки, сухой бассейн с крупами, пуговицы, счетные палочки, камешки, макароны, пластилин, цветные верёвочки и крышки от бутылок.

Ход мастер-класса:

Вступление

Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем мастер-классе. Многочисленными исследованиями учёных установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев.

За последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. А ещё не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку. Упражняясь каждый день по многу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук, т.е. развитие мелкой моторики является средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания. Глядя на предложенный материал на ваших столах, вы все догадались, какова тема нашего практикума: «Тренируем пальчики». Взаимосвязь мелкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Отечественные учёные (В.М.Бехтерев, Л. В. Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. Известный исследователь детской речи М.И. Кольцова пишет: “Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга”.

 Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной и мышечной систем. Почему развитие мелкой моторики так важно? Отечественные учёные (В.М.Бехтерев, Л. В. Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если общая моторика тела ребёнка хорошо развита, а движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. В своих научных исследованиях М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми для развития мелкой моторики.  В головном мозге человека очень близко друг к другу расположены центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы одновременно стимулируем развитие речевых центров головного мозга и общее развитие интеллекта ребенка. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

С чего же начать это непростое восхождение?

  1. Массаж

Начинать тренировку пальцев рук уже можно в возрасте 6-7 месяцев: сюда входят массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Цель массажа – стимулирование ощущений мышц, которые участвуют в работе речевого аппарата, а также в нормализации мышечного тонуса этих мышц.

 Проводится растирание, разминание, потряхивание(вибрация) и поглаживание ежедневно в течении 2-3 минут. Очень хорошо помогают разминать ладони и пальцы рук подручные средства(шестигранный карандаш, грецкие орехи, массажные мячики, шишки,  шарик Су-Джок,) Сначала взрослый  массирует руки ребёнка, а в дальнейшем ребёнок может самостоятельно выполнять эти массажные движения-проводить самомассаж.

 Выполняя массажные движения родители обязательно проговаривают названия пальцев Я вас познакомлю сейчас с некоторыми приёмами массажа кистей рук , а вы попробуете их освоить.

(Логопед демонстрирует приёмы массажа кистей рук и предлагает родителям повторить эти приёмы) 

Самомассаж можно сопровождать стишками или использовать музыкальное сопровождение. Это служит хорошей тренировкой образного мышления детей, их памяти, помогает быстро и легко запоминать стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

 Упражнение с шестигранным карандашом.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем.

Самомассаж.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

Упражнение с массажным мячиком.

Мой весёлый круглый мяч,

Щеки круглые не прячь.

Я тебя поймаю,

При освоении приемов самомассажа рук необходимо строго придерживаться следующих правил:

1. Все движения выполняют по ходу лимфатических путей. Для этого руки массируют от кисти к локтевому суставу, от локтевого сустава до подмышечной впадины (здесь находятся лимфатические узлы). Лимфатические узлы массировать нельзя!

2. Массажные движения не должны вызывать болезненности или неприятных ощущений, не должны оставлять на теле кровоподтеков, нарушать кожный покров, но массаж следует проводить достаточно энергично, должно появляться ощущение тепла, расслабленности и улучшаться настроение.

3. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.

4. Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

5. Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).

6. Все упражнения нужно выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

2. Пальчиковая гимнастика.

 Очень хорошо развивает моторику ребенка пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев, выполнение фигурок из пальцев. Эти упражнения не только важны для развития речи, но и развивают гибкость и подвижность, подготавливая руку к рисованию и письму

 Во-первых, это идеально подходит для занятых родителей, так как требуют минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша.

Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.

Малышам она очень – очень нравится, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий. Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка. 

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Родители демонстрируют, ребенок повторяет. В первую очередь нужно закрепить названия пальцев рук, чтобы дети могли правильно понимать инструкцию.

 Родители выполняют пальчиковую гимнастику под руководством логопеда.

 «Наши пальчики»

Пять пальцев на руке твоей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется БОЛЬШОЙ.

Палец второй –

Указчик старательный, -

Не зря называют его

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

Третий твой палец –

Как раз посредине,

Поэтому СРЕДНИЙ  

Дано имя ему.

Палец четвёртый зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.

Неповторимый он и упрямый.

Совсем как в семье.

Братец младший любимец. По счёту он пятый –зовётся МИЗИНЕЦ

Упражнение  «Пальчики здороваются» (Поочерёдное соединение  пальцев рук, начиная  с большого и наоборот с мизинца)

Упражнение «Посчитай пальчики» (Поочерёдное загибание пальцев правой, а затем левой руки в кулак. И наоборот поочерёдное разгибание пальцев из кулачка)

Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый “перекос”, что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.

Давайте разомнем наши руки-выполним комплекс упражнений.

Комплекс пальчиковой гимнастики.

https://urok.1sept.ru/articles/645628/img3.jpg

 

 3. Показ презентации

 Вам  предлагаются 15 упражнений из книги В. Цвынтарного "Играем пальчиками и развиваем речь", освоение которых поможет незаметно день за днём улучшить работу пальчиков вашему ребёнку): (домик, очки, флажок, лодка, стул ,стол, цепочки, скворечник, шарик, ёлка, корзина, колокольчик, собака, кошка, зайка, мышка)

 4.Показ родителями упражнений пальчиковой гимнастики.

Родители выбирают из картотеки любую игру, показывают иллюстрацию к ней и проводят игру со всеми родителями.

5.Пальчиковые игры с речевым сопровождением.

“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. О них можно говорить как о великолепном универсальном дидактическом и развивающем материале. Чтобы хорошо развивалась  речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки считалки, песенки. В принципе, любые стихотворения, произведения такого рода педагоги, воспитатели и родители могут сами “переложить на пальцы” т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. 

Рекомендации к проведению пальчиковых игр.

1. Перед началом упражнений дети должны разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

2. Перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

3. Обязательна демонстрация упражнения педагогом.

4. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, детей, точным переключение с одного движения на другое.

5. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц, чтобы приносили детям радость.

6. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз с начало одной рукой потом другой, а после двумя руками вместе.

7. Указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов, при необходимости отдельным детям оказывается помощь.

8. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

 6. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Совершенствованию моторики рук ребенка способствуют специальные упражнения с разнообразными подручными предметами (бельевыми прищепками, маленьким мячиком, цветными резиночками, бигуди, щётками, бусами, клубочками, верёвочками, шнурочками, камушками Марблс, аквагрунтом, бросовым материалом ),складывание фигур и орнаментов из цветных палочек , геометрических фигур, палочек Кюэзинера.

7. Задание  «Придумай игру с предметом» для двух команд.

Одной команде предложить цветные веревочки;

 второй команде – пробки от пластиковых бутылок.

Веревочки: завязывать узелки, прятать в руке, выкладывать рисунки, заплетать косички…

Пробки: выкладывать узоры, строить башню, ходить «на лыжах»

Развитие мелкой моторики в быту

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал лучше умолчать)

6. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

9. Помогать перебирать крупу.

10. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

11. Собирать на даче или в лесу ягоды.

12. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

13. Вытирать пыль, ничего не упуская.

14. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Затачивать карандаши (точилкой).

 Заключение.

Результаты многолетней работы показали, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей детей, положительно влияет на развитие речевых зон коры головного мозга, а также способствует сохранению физического и психического здоровья детей.

Уважаемые родители! Большое спасибо, что вы приняли  активное участие. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените  полученные знания со своими детьми.

Успехов Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».

На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Основная цель речевого развития – доведение его д...

Мастер – класс для родителей «Играем с пальчиками – развиваем речь»

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей и форм работы....

Буклет «Играем с пальчиками — развиваем речь»

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки....развитие функций руки и развитие речи шло параллельно... Поэтому тренировку пальцев рук нужно начинать как можно р...

Развиваем речь

Даный материал представлен для корекции звукопроизношения...

Буклет "Читаем детям книги - развиваем речь "

Буклет рекомендован для родителей...

консультация для родителей " «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека).

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация для родителей «В песок играем – речь развиваем»

Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – это занимательные игры. Одним из вариантов «летнего обучения» могут стать игры с песком!...