Обеспечение профессионально-значимых компетенций обучающихся средствами профориентационной работы
опыты и эксперименты на тему

Программа экпериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filial_gbou_rh_spo_hpk_eks._ploshchadka.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

экспериментальной площадки Института (ЭксПИ)

1. Образовательное учреждение (далее ОУ) – соискатель статуса ЭксПИ

Название (полное, без сокращений, согласно Уставу):

 Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия

среднего профессионального образования

 «Хакасский политехнический колледж»                              

Юридический адрес:

665100, п. Усть-Абакан, ул. Добровольского, 14

Фактический адрес:

665100, п. Усть-Абакан, ул. Добровольского, 14

ФИО руководителя ОУ:

Громов Александр Иванович

Телефон/факс:

тел. 8 (39032) 2-11-75

е-mail:

Pu12chakasia@yandex.ru

2. Тема программы (проекта)

Обеспечение профессионально-значимых компетенций обучающихся средствами профориентационной работы.

3. Сроки реализации программы: 3.5 года (январь 2014 – июнь2017)

4. Информация о руководителях, разработчиках программы

ФИО, должность разработчиков программы эксперимента

Граничникова Ольга Петровна – методист

Яковлева Татьяна Владимировна – зам. по УВР

Сидоренко Екатерина Ивановна – педагог-организатор

ФИО, должность руководителя программы (ответственного за разработку)

Граничникова Ольга Петровна - методист

Контактный телефон, е-mail, руководителя программы (ответственного за разработку)

+7 913 058 5660

metodist.pu-12@yandex.ru

5. Обоснование актуальности темы – постановка проблемы 

В современных социально-экономических условиях значительно возрастают требования, предъявляемые работодателем к  компетенциям личности студента не только как будущего специалиста, но и как человека, что предполагает  изменение целевых установок  профессионального образования в целом и профориентационной работы в частности.  Современному рабочему необходимы гибкость и нестандартность мышления, умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, чтобы не просто искать вид профессиональной деятельности и место работы по душе, а видеть в своей будущей специальности основу личностного роста, индивидуальной и социальной самореализации.

Как показывает история российской благотворительности и мирового опыта волонтерской деятельности, участие в волонтерстве способствует восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в личности, решает перспективную задачу формирования будущих профессионалов.

Кроме того, важная роль участия обучающихся в волонтерской деятельности обусловлена возможностью получения дополнительных профессиональных знаний и ее огромным воспитательным потенциалом. Все вышесказанное позволяет нам рассматривать волонтерскую деятельность обучающихся как одно из средство профориентационной работы, которое мы рассматриваем как совокупность социальных и педагогических процессов, способствующих восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в личности, решающих перспективную задачу формирования профессионально значимых компетенций будущих профессионалов.

Современная ситуация на рынке труда позволяет выделить следующие противоречия:

  • между новыми  требованиями работодателей к качеству подготовки квалифицированных рабочих и реальными трудностями в их реализации в образовательном и воспитательном процессе;
  • между необходимостью формирования  в процессе подготовки обучающихся профессионально значимых компетенций, учитывающих требования работодателей и недостаточной разработанностью его учебно-методического обеспечения, а также недооценкой потенциала волонтерского движения, как средства профориентационной работы, для обеспечения этого процесса.

Выделенные противоречия позволили определить проблему, которая заключается в необходимости выявления учебно-методических, организационных и технологических основ обеспечения профессионально значимых компетенций обучающихся средствами профориентационной работы.

6. Цель и задачи эксперимента

Цель: Теоретическое обоснование и экспериментальная апробация модели формирования профессионально значимых компетенций обучающихся средствами профориентационной работы.

Задачи:

  1. Обосновать роль и значение волонтерского движения, как одного из инновационных методов профориентационной работы, способствующих формированию профессионально значимых компетенций обучающихся.
  2. Описать критерии, показатели и диагностический инструментарий, позволяющие оценить уровень сформированности профессионально значимых компетенций обучающихся.

  1. На основе компетентностного, интегративного и личностно-деятельностного подходов разработать модель формирования профессионально значимых компетенций обучающихся посредством организации волонтерского движения.
  2. Разработать комплект электронных методических материалов профориентационной направленности по обеспечению профессионально значимых компетенций
  3. Создать банк методик и рекомендаций по комплексному мониторингу сформированности профессионально значимых компетенций.
  4. Разработать механизм содействия трудоустройству выпускников образовательного учреждения.
  5. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели формирования профессионально значимых компетенций, реализуемую посредством организации волонтерского движения
  6. Подготовить материалы эксперимента для опубликования и внедрения в практику.

Ожидаемые результаты:

  1. Организация и функционирование волонтерского отряда на базе  Филиала ГБОУ РХ СПО ХПК как центра волонтерского движения в Усть-Абаканском районе.
  2. Создание рекомендаций по обеспечению профессионально-значимых компетенций обучающихся посредством организации волонтерского движения.
  3. Действующая модель обеспечения профессионально значимых компетенций посредством волонтерства.
  4. Разработка и публикация комплекта электронных методических материалов эксперимента.
  5. Создание сетевого банка методик и инструментария по комплексному мониторингу сформированности профессионально значимых компетенций
  6. Привлечение потенциальных работодателей и, как следствие, принципиально новая система взаимодействия между работодателями и ПУ.
  7. Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
  8. Развитие предпринимательской активности и личностного потенциала обучающихся.
  9. Рост творческих достижений всех участников образовательного процесса (участие в конкурсах, презентациях и т.д.)
  10. Проведение круглых столов и семинаров на муниципальном и республиканском уровнях и консолидация представителей волонтерского движения.

7. Участники реализации программы

Участниками реализации программы являются обучающиеся, преподаватели, мастера производственного обучения, сотрудники образовательного учреждения. Эксперимент направлен на обучающихся для повышения их конкурентоспособности на рынке труда и работодателей для обеспечения их высококвалифицированными кадрами

Социальными партнерами выступают:

  • Управление природных ресурсов, землепользования, охраны окружающей среды, сельского хозяйства и продовольствия Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район;
  • ЧП Вакулина И.П.;
  • СТО «Гарант»
  • ЧП Коршакова А.П.
  • ЧП Силаева Н.М.
  • СТО ИП Ткачук Е.П.

8. Гипотеза программы / проекта

Процесс формирования профессионально значимых компетенций обучающихся средствами профориентационной работы будет эффективным, если:

  • теоретически обоснованы структура и содержание  профессионально значимых компетенций обучающихся и разработана модель их формирования;
  • разработана программа вовлечения обучающихся в волонтерскую деятельность;
  • определены основные критерии, показатели и уровни сформированности  профессионально значимых компетенций обучающихся
  • уточнены и обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование профессионально значимых компетенций обучающихся посредством волонтерского движения.

9. Характеристика имеющихся ресурсов образовательного учреждения для реализации программы: кадровые, материально-технические, источники финансирования, др.

Кадровые

Администрация:

6

Социальный педагог

1

Преподаватели:

9

Педагог-организатор

1

Мастера П/О:

14

Педагог-психолог

1

Методист

1

Библиотекарь

1

Материально-технические

I этаж:

101. ЛПК «Парикмахерское дело»

102. «Тракторы»

103. «ОБЖ»

104. «История»

105. «Автомобили»

106. Кабинет старшего мастера


II этаж:

201. «Математика»

202. «Информатика»

203. «Учебная часть»

204. «Приемная», Кабинет директора

205. «Педагогический кабинет»

206. «Парикмахерское дело»

207. «Парикмахерское дело»


III этаж:

301. «Библиотека»

302. «Сельскохозяйственные машины»

303. Кабинет зам. директора по УВР

304. Бухгалтерия

305. «Литература»

306. «Химия»

307. «Физика»

I этаж:

ЛПЗ «Тракторы №1»: «Шасси, Трансмиссия»

ЛПЗ «Автомобили»

ЛПЗ «Электрооборудование автомобилей, тракторов»


II этаж:

«Охрана труда»

«Автомобили, тракторы»



ЛПЗ «Сельскохозяйственные машины»

ЛПЗ «Комбайны»

«Спортивный зал» (приспособленный)



1. Мастерская «Слесарное дело»

2. ЛПЗ «Техническое обслуживание автомобилей»

3. Класс «Правила дорожного движения»

4. ЛПЗ «Тракторы №2: Двигатели»

Социальные ресурсы:

 Сотрудничество с общественными организациями поселка и республики, с государственными, коммерческими и некоммерческими организациями. Социальные партнеры.

Источники финансирования.

Бюджет, внебюджет, привлечение спонсорских средств для реализации проектов и программ, участие в грантовых конкурсах и программах.

10. Механизм реализации программы

Главным исполнителем программы является Администрация училища.

Соисполнителями мероприятий программы – классные руководители, мастера производственного обучения, педагоги-предметники, методист, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, обучающиеся и социальные партнеры – работодатели, общественные организации, средства СМИ и др.

Реализация Программы предусматривает работу на трех уровнях: школы, ПУ и работодателей с использованием всех средств и методов как педагогической деятельности в целом (круглые столы, семинары, конференции), так и профориентационной работы, в частности:

  • вовлечение школьников и работодателей в совместную с обучающимися волонтерскую деятельность;
  • создание информационной сети между волонтерскими организациями республики;
  • развитие системы профориентационных проб,  консультации с представителями школы, ПУ и работодателей;
  •  рубрики и разделы в газетах, на сайте, справочная литература, рекламные проспекты и брошюры, и т.д.

Процесс будет организован с учетом обеспечения сочетания интересов участников реализации программы и задач экспериментальной деятельности, и с привлечением всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

11. Этапы реализации программы

Сроки этапа

Мероприятия

Предполагаемый результат

Показатели достигнутых результатов

Информационно-аналитический этап

(январь 2014г- июнь 2014г)

Анализ кадрового потенциала ПУ, учебно-методических и материально-технических ресурсов для организации эксперимента.

 Определение совокупности мероприятий по организации, назначение ответственных за эксперимент.

Создание рабочей группы

Обеспечение программы нормативными рекомендательными материалами.

Получение информации о положении дел в училище и ее анализ

Список ответственных за эксперимент. Создание координационного совета. перечень основных мероприятий по организации и проведения эксперимента

Подбор психодиагностического инструментария и разработка методических рекомендаций по психолого-педагогической диагностике Комплексная диагностика профессионально-значимых компетенций профессионально значимых компетенций

Апробирование и корректировка системы диагностики результативности программы

Составление персональных карт обуч-ся; рекомендаций; базы данных

Комплект диагностических методик, банк данных. Совещание участников эксперимента по итогам анкетирования. Утверждение списков экспериментальных групп

Основной этап экспериментальной работы

сентябрь 2013г – апрель

2015 года

Проведение информационно-обучающей работы с участниками эксперимента, обеспечение их необходимыми информационными материалами.

Определение стратегии и форм организации работы с обучающимися.

Привлечение работодателей и социальных партнеров.

Наличие у каждого субъекта эксперимента учебно-методических материалов необходимых для выполнения поставленных задач. 

Создание рекомендаций по обеспечению профессионально-значимых компетенций обучающихся средствами профориентационной работы

Нормативная документация, планы. Программы и методики

Разработка программы мониторинга хода эксперимента.

.

Организация мониторинга по всем направлениям экспериментальной деятельности

Создание сетевого банка методик и инструментария по комплексному мониторингу сформированности профессионально значимых компетенций

Разработка программы организации волонтерского движения.

Создание волонтерского отряда

Список участников движения.

Информационно-обучающая работа с субъектами эксперимента. Реализация модели, обеспечивающей механизм формирования профессионально значимых компетенций в рамках эксперимента

Апробация программных материалов

Понимание и использование субъектами эксперимента методов профориентационной работы. Программы и методики

Диагностика с целью изучения эффективности экспериментальной деятельности.

Анализ результатов мониторинга реализации эксперимента

Промежуточные результаты хода эксперимента. Справка Выявленные недостатки..

Завершающий этап эксперимента

апрель - июнь 2015г

Итоги экзаменов.

Подведение итогов эксперимента. коллективная рефлексия, обработка и анализ результатов эксперимента

Сбор сведений по трудоустройству выпускников. Обобщение и презентация опыта, определение стратегических целей и задач дальнейшей работы.

Справка. Обновление сетевого банка данных. Соответствие уровня подготовки требования ФГОС НПО. Развитие предпринимательской активности и личностного потенциала обучающихся. Удовлетворенность участников экспериментальной деятельности, социальных партнеров, продолжение совместной деятельности

Обобщение передового педагогического опыта. Публикация полученного в ходе эксперимента опыта.

Обновление содержания и технологий обучения и воспитания с учетом современных требований к ним Сбор материалов для методического пособия. Разработка сборник материалов эксперимента

Презентация опыта на конференциях и семинарах.Рост творческих достижений всех участников экспериментальной деятельности. Комплект электронных методических  материалов эксперимента. Издание сборника аналитических материалов, содержащего результаты мониторинга

12. Диагностический инструментарий

На период реализации Программы создаётся координационный совет, который осуществляет оценку эффективности реализации эксперимента на основании программы комплексного мониторинга, включающей следующие параметры:

  1. Сформированность профессионально-значимых компетенций на различных этапах эксперимента;
  2. Участие работодателей в реализации эксперимента;
  3. Сохранность контингента обучающихся экспериментальных групп;
  4. Успешное трудоустройство выпускников.

13. Возможные риски и пути их минимизации

Риски

Мероприятия по их минимизации

Недостаточная готовность педагогического коллектива к работе в инновационном режиме

Подготовка коллектива, выявление и поддержка лидеров, способных к эффективному участию в реализации эксперимента. Создание доброжелательной атмосферы и поддержание инновационной среды.

Недостаточное количество педагогов, владеющих проективными методиками

Проведение обучающих семинаров и повышение квалификации педагогического коллектива


Снижение эффективности образовательного процесса, связанное с увеличением нагрузки на учащихся и педагогов.

Определение целесообразной организации учебного процесса, согласованной с санитарными нормами. Регулярный мониторинг учебной нагрузки, систематический контроль за состоянием здоровья всех участников образовательного процесса.


Неготовность работодателей принимать участие в запланированных мероприятиях

Просветительская работа с потенциальными работодателями, обеспечение им возможности получения в результате квалифицированных кадров

Резкое увеличение количества справок, анализов, отчетов в связи с необходимостью проведения мониторинга реализации эксперимента

Расширение возможности использования электронных носителей; использование электронных форм отчетности.

Рассогласование целей и результатов эксперимента

Определение четких сроков, отслеживание и корректировка основных шагов реализации эксперимента. Регулярное рассмотрение промежуточных результатов и их связи с основными целями. Комплексный мониторинг экспериментальной деятельности и принятие соответствующих управленческих решений.

Недостаток необходимых материально-технических ресурсов

Перспективное финансовое планирование, привлечение дополнительных финансовых средств за счет работодателей.

14. Возможности экстраполяции результатов программы в массовую практику

Организация волонтерского движения в Усть-Абаканском районе и сетевая консолидация всех участников волонтерской деятельности имеет огромное значение для профессионального образования.  Участие будущих профессионалов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности.

Теоретические положения и выводы, полученные в результате эксперимента создают предпосылки для их практического использования в образовательном процессе, что позволит  на практическом уровне решать проблему отбора условий, методов и средств обучения, направленных на формирование профессионально значимых компетенций обучающихся.

Теоретически обоснованная и экспериментально апробированная модель формирования профессионально значимых компетенций посредством волонтерского движения предполагает ее реализацию в практике профессионального образования и применение в процессе формирования  профессионально значимых компетенций, что будет способствовать сохранности контингента обучающихся, повышению их конкурентноспособности на рынке труда и в конечном счете удовлетворенности выбранной профессией.

Выделенные критерии и уровни сформированности компетенций обучающихся, способы их диагностики, предлагаемые методики могут быть использованы в системе профессионального образования для мониторинга учебно-воспитательного процесса.

Научно-методические рекомендации для преподавателей по формированию у обучающихся профессионально значимых компетенций, разработанные в процессе эксперимента, найдут применение при проектировании учебно-воспитательного процесса в соответствии с потребностями обучающихся, социальным заказом, запросами работодателей и требованиями государственных образовательных стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульного обучения".

Модульная система обладает определёнными преимуществами:  1) гибкостью с учётом индивидуальных способностей обучаемых и их особенностей;  2) ориентированностью на четкую конечную ц...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ

Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход.Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся...

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "нов...

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Статья: Внеаудиторная самостоятельная работа как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся

Самостоятельная работа - это один из способов организации образовательного процесса, стимулирующая активность и познавательный интерес студента....