ОТКРЫТЫЙ УРОК "МАТЕМАТИКА НА СУДНЕ"
план-конспект урока на тему

Интегрированный урок с элементами деловой игры, направленный на создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся о многогранниках и их свойствах для результативного усвоения материала и применения при решении профессиональных задач, возникающих на судне

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ

ТЕМА "МАТЕМАТИКА НА СУДНЕ"

ГРУППА 220

МАРТ 2016-03-15

Преподаватель Кантаева Тамара Витальевна

Эпиграф

Самая хорошая пчела отличается от самого плохого инженера тем, что инженер в начале работы всегда составляет план, а пчела руководствуется инстинктами и рефлексами.

Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся о многогранниках и их свойствах для результативного усвоения материала и применения при решении профессиональных задач, возникающих на судне.

Образовательные задачи урока:

1.        Закрепить знания формул для вычисления площадей и объёмов многогранников и тел вращения.

2.        Научить основным подходам применения их на практике для расчета конкретных математических фигур и тел, из которых условно можно составить корпус судна.

Развивающие задачи урока:

3.        Развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы).

4.        Развивать метапредметные умения и навыки, которые ведут к формированию тесной связи предметов специального цикла с математикой.

5.        Содействовать развитию информационной компетентности (аспект: извлечение вторичной информации, 1 уровень, обработка информации 2 уровень); коммуникативной компетентности (письменная коммуникация 1 уровень); самоменеджмент (аспекты: оценка результата продукта деятельности 1 уровень; рефлексия 1,2 уровни).

6.        Развивать интерес к математике, профессии, расширять общий кругозор.

7.        Актуализировать значимость регионального компонента в обучении через знакомство с работой конкретного завода Сибирского федерального округа — ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод».

Воспитательные задачи урока:

8.        Воспитывать чувства коллективизма, ответственности за принятые решения.

9.        Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ТИП УРОКА: обобщающий с элементами деловой игры.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Чертеж (схема) судна, чертежные инструменты, калькуляторы, плакат с кроссвордами, презентация.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека, в данном случае в профессиях, связанных с речным и морским флотом.

Вопрос 1. Как связана, например, профессия капитана судна с необходимость математических знаний?

Вариант ответа.

Капитан определяет курс и скорость судна, маневрирует с целью избегания опасностей, постоянно следит за позицией судна с помощью карт и навигационного оборудования. Он направляет и проверяет членов команды, которые держат судно на правильном курсе, обеспечивает работу моторов, имеет обзор маршрутов судна и общается с капитанами других судов, заботится о том, чтобы на судне соблюдались требования безопасности. Он знает какой груз и какие пассажиры находятся на судне, знает о погрузочно-разгрузочных работах и следит, чтобы уровень загрязнения судном не превышал действующие нормы.

Вопрос 2. Как связан процесс построения судна с математикой?

Вариант ответа.

Постройка судна начинается с создания математической модели определенного вида и степени формализации, которая постепенно на различных этапах получает материальное воплощение в чертежах, схемах реальной модели судна, практических алгоритмах судостроительных работ. На каждом этапе разработки реальной модели судна в математическую модель могут быть внесены уточнения, улучшающие ее качество, до тех пор, пока реальная модель не получит заданных оптимальных характеристик.

3. СЦЕНАРИЙ УРОКА (ХОД ИГРЫ)

Задача деловой игры

Определить водоизмещение судна (в м3 и тоннах) и расход листового металла в квадратных метрах для изготовления корпуса судна.

В группе выбираются:

  1. Директор
  2. Конструктор
  3. Технолог
  4. Математик-постановщик
  5. Программист

Роль Директора судостроительного завода берет учитель

Задание директору:

  1. Обобщить результаты работы специалистов.
  2. Информировать в ходе деловой игры о проделанной работе и предстоящих этапах (с привлечением студентов к активным ответам):
  • рассказать об ООО «САМУСЬСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНО-СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД» (пос. Самусь Томской области, ул. Ленина, 21)
  • назвать геометрические фигуры, из которых состоят корпус и рубка судна;
  • показать чертежи общего вида и деталей;
  • назвать формулы, которыми пользовались при расчетах;
  • показать алгоритм и назвать ответ (в конце работы)
  1. Представить ответ кроссворда.

4. Необходимая информация и данные к уроку-игре

Формула для вычисления объема усеченной пирамиды

V = (H/3)*(S1 + (S1*S2 )1/2+ S2)

Размеры макета, см

Элемент корпуса судна (геометрическое тело)

a

b

S

h

1

Нижнее основание усеченной пирамиды

0,2

12

2,4

2

Верхнее основание усеченной пирамиды

2

14

28

3

Сумма S1 + S2

30,4

4

Произведение

67,2

5

Корень из произведения

8

6

V

39

1,5

7

19

Реальные размеры геометрических тел, компонентов корпуса, м

Масштаб 1:1000

 

Элемент корпуса судна (геометрическое тело)

a

b

S

h

1

Нижнее основание усеченной пирамиды

2

120

240

Осадка

2

Верхнее основание усеченной пирамиды

20

140

2800

22400

8

3

Сумма

3040

14560

4

Произведение

672000

5

Корень из произведения

820

6

 (S1 + (S1*S2 )1/2+ S2)

3860

15

7

V

19299

Задание конструктору:

  1. Выполнить чертеж общего вида предложенного судна.
  2. Защитить по своему эскизу конструкцию судна будущего.

Задание технологу:

  1. Произвести нужные замеры по макету судна.
  2. Определить истинные размеры реальной модели, увеличив размеры макета в 1000 раз.
  3. Сообщить конструктору размеры судна и помочь в нанесении их на чертежи.

Задание математику-постановщику:

  1. Назвать геометрические фигуры, из которых состоят корпус
  2. Выбрать формулы, по которым нужно рассчитать водоизмещение и полную поверхность судна.
  3. Составить алгоритм расчета.

Задание программисту:

  1. Рассчитать водоизмещение судна и площадь полной поверхности судна.
  1. Подготовительный этап – комплектование команд и выполнение домашнего задания.

Приблизительный хронометраж Урока – игры

  • организационный момент (10–15 мин);
  • выполнение задания (30–35 мин);
  • подготовка директора и программиста к отчету (7–8 мин);
  • выступление директора и других специалистов (10–15 мин);
  • разгадывание кроссворда (7–8 мин);
  • выступление экспертов (10–15 мин).

4. ВВЕДЕНИЕ РЕАЛЬНОЙ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ

Расчеты, которые мы произвели для вычисления водоизмещения судна, основаны на непосредственных применениях формул объемов и поверхностей геометрических тел и являются достаточно трудоемкими. В реальности применяют приближенные формулы, дающие приемлемую точность

Непосредственно с планиметрией и стереометрией связаны геометрические размерения судна. Зная длину, ширину, осадку корабля и коэффициент полноты водоизмещения, можно приближенно определить объемное водоизмещение по формуле

V = δLBT, где

δ – коэффициент полноты водоизмещения;

L – длина по ватерлинии;

B – ширина по ватерлинии;

T – осадка.

Коэффициент полноты водоизмещения показывает, какую долю подводная часть корабля составляет от объёма описанного параллелепипеда.

Коэффициент полноты водоизмещения для кораблей одного класса принимает близкие значения:

Пассажирские суда         0.45 – 0.65

Грузовые суда                 0.70 – 0.78

Ледоколы                         0.46 – 0.52

Авианосцы                 0.60 – 0.68

Эсминцы, крейсера         0.35 – 0.42

Рассчитайте по этой формуле, какое водоизмещение будет иметь пассажирское судно длиной 200 м, шириной 20 м и осадкой 10 м.

V = (0.45…0.65)•200•20•10 = ??… т

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

- подводятся итоги занятия,

- выставляются оценки,

- саморефлексия студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

Открытый урок математики в 1 классе

Открытый урок математики в 1 классе.Тема : " Решение задач" Основная цель урока- закрепить решение задач в пределах 10.Урок начинается с мобилизующего момента, дети отгадав загадку ,узнают,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИКА” ПО ТЕМЕ: НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИИ Автор-составитель: преподаватель математики Козырева Татьяна Александровна Краснодар, 2014г.

Разработка урока составлена в соответствии с программой по математике ( по учебнику А. Н. Колмогоров и др. „ Алгебра и начало анализа ” 10 – 11кл. Урок по теме: „ Нахождение наибольшего и наимень...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИКА” ПО ТЕМЕ: НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИИ Автор-составитель: преподаватель математики Козырева Татьяна Александровна Краснодар, 2014г.

Разработка урока составлена в соответствии с программой по математике ( по учебнику А. Н. Колмогоров и др. „ Алгебра и начало анализа ” 10 – 11кл. Урок по теме: „ Нахождение наибольшего и наимень...

Открытый урок "Функциональные зависимости на уроках математик и физики"

Открытый урок "Функциональные зависимости на уроках математик и физики"...

Открытый урок "Математика и труд"

Открытый урок для учеников 5-ого класса «Математика и труд. Задачи на совместную работу»...

Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"

Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"...