Программа по духовно-нравственному воспитанию школьников
рабочая программа на тему

Романова Любовь Геннадьевна

Материал будет полезен для учителей и студентов педагогических колледжей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

ПЕТРОПАВЛОВСК – КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Программа

по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Разработала:                                                  Романова Любовь Геннадьевна

                                                                         учитель 1 кв. категории,

                                                                           зам. директора по УВР

 

2014-2015 уч. год

       

«Воспитание – это педагогическое управление процессом развития личности»

                                                                                   Х. И. Лийметс

                                                             

                                                                  У каждого ребёнка в глубине души

                                                             спрятаны колокольчики. Надо только

                                                        отыскать их, затронуть, чтобы они

                                                                  звенели добрым и весёлым звоном.

                   

            Проблема духовно-нравственного воспитания школьников- традиционная для педагогов, но, тем не менее, продолжает оставаться актуальной. Дело здесь в следующем. Во-первых, ученики живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые по-разному пережили противоречивость ценностных тенденций в общественном сознании в 90-е годы. Во-вторых, отношения детей с внешним миром часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности и высокую популярность среди юных россиян.

В-третьих, можно отметить неопределенность взглядов педагогов на содержание воспитания и организацию внеурочной деятельности детей. Всё это привело к тому, что, как говорят, «дети сегодня другие», младшие школьники в результате преобразований в обществе приобрели новые черты, не свойственные предыдущим поколениям детей данного возраста: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни, стремление к сотрудничеству, ориентированность на авторитеты сверстников и другие.

          Наряду с технологией духовно-нравственного воспитания весьма важной для педагогов предоставляется проблема обоснования, отбора приоритетных ценностей, на которые следует ориентироваться, строя процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.

          В системе воспитательной работы духовно-нравственному воспитанию отводится особое место, потому что мораль носит не только оценочный характер, но регулятивный характер в «пределах» понимания и усвоения «добра» и «зла». Поэтому на классных часах классный руководитель изучает со школьниками виды нравственных правил: вежливости, дружбы и товарищества , честной игры.

           Основными задачами является, формирование «первичных» нравственных отношений детей, таких как отзывчивость; чуткость; уважительное отношение к старшим, к родителям, учителю; формирование бережного отношения к окружающему миру природы.

            Воспитание нравственных чувств младших школьников – это не только классный час, но и повседневная работа учителя. Воспитание у учащихся чувств сострадания, умение радоваться за себя и за других, требует от учителя использовать разнообразные формы и методы работы: диалог, беседа, разговор, деловые и сюжетно-ролевые игры, комментированное чтение, рисование, обсуждение  мультфильмов, отрывков из художественных произведений, стихи, но главное – разбор и создание ситуаций морального выбора, составление нравственных обязанностей, оценка поступков и т.д.

               Учащиеся начальных классов отличаются большой эмоциональностью и впечатлительностью, поэтому очень важно заинтересовать их процессом общения ярким и увлекательным. Пришедший в школу ученик хочет хорошо учиться, интересно общаться – задача учителя не упустить эти желания, поддержать их словом и делом.

                 Воспитание происходит в повседневной деятельности ученика, каждую минуту урока и перемены, но особенно ярко проявляется в игре, классных часах и праздниках.

                   Особенностью учащихся начальных классов является неустойчивость поведения, что осложняет воспитательную работу. Переживания детьми радостей и неудач происходит очень бурно, но если учитель разбирает неудачи при всех детях или родителях, ребёнок теряет уверенность в себе, падает его интерес к учению, делам класса.  И наоборот поощрение младших благотворно влияет на их эмоции, поведение и формирование отношений, улучшается самочувствие и самое главное появляется желание учиться.

                     Проводя работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся, учителю всегда необходимо помнить , что стиль его отношений с детьми определяет характер отношений между детьми.

                    Основным критерием успеха воспитательной работы служит уровень воспитанности школьников, развитие их взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и формирование их отношений к выполнению своих обязанностей в школе и дома.

                     Учитель создаёт систему самоуправления и привлекает учащихся к организации жизни классного коллектива. Заботиться о формировании у детей чувства гордости за свой класс, помогает устанавливать дружеские отношения и стремиться сделать каждого активным участником общественно-полезных, коллективных творческих дел своего класса.

      Особое внимание необходимо уделять семейному воспитанию. На родительских собраниях вести просветительскую работу в вопросе воспитания детей доверием, примером, праздником, совместно с родителями проводить утренники, экскурсии. Ведь не только родители, учителя воспитывают детей, но и они воспитывают нас, не давая нам успокоиться и разлениться, помогая сохранить остроту и свежесть мироощущения, постоянно ставя перед нами сложные  вопросы. Дети – оценка нашей жизни, её смысл и продолжение.

         

      «Воспитание ума, сердца и чувств ребёнка – постоянный, напряжённый, но в то же время счастливый, творческий труд…»

Цель программы:

         Воспитание духовно-нравственной культуры личности, определяющейся степенью восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведении, в основе которого лежит не совокупность определённых качеств, а духовно-нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе.

Поставленная цель характеризуется в следующих задачах.

  • Влиять не на поведение ребёнка (чтобы изменить его), а на «Я» - образ,   который постепенно складывается в его сознании.
  • Воспитывать неравнодушное отношение: любовь в себе и к себе – только на любви (а не чувстве долга) может сформироваться культура человека, способствовать выработке потребности вести себя культурно и иммунитета к плохому.
  • Создать доброжелательный микроклимат в классе: построить взаимоотношения учащихся, классного руководителя, родителей на основе сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

        Принципом постепенности духовно-нравственное воспитание реализуется на каждом уроке, на классных часах, во внеклассной деятельности и в постоянной жизни детского коллектива.

         В организации же духовно-нравственного образования учитываются такие возрастные качества, как: эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; внушаемость и подражаемость; способность живо откликаться на слово учителя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление их использовать на практике. Детей в возрасте 7-10 лет отличает глубокая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на все психическое развитие ребёнка, в том числе радостное мироощущение, стремление быть лучше, что рождает волевое усилие в преодолении трудностей.

1 – й  блок

       Дети в 1-м  классе почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, поэтому каждое занятие носит игровой и сказочный характер. В этом озорном, фантастическом, игровом жанре легче всего преподносить высокие духовно-нравственные истины.

Тема

Форма проведения

  1. Наша любимая Родина.

Беседа, экскурсия, день знаний.

  1. Дружно в школе живёт

детвора : вместе работа и вместе игра.

Сюжетно-ролевая игра, беседа, рассказ.

  1. Культура речи.  Понятие о неразрывной связи поведения и речи. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.

Деловая игра, этикетные задачи.

  1. О вежливости . Вежливость  - необходимое появление общей культуры. Ситуации приветствия и прощания в классе, правила приветствия учителя. Жесты, поза. Улыбка при приветствии и прощании.

Сюжетно – ролевая игра по группам, Аукцион «Вежливые слова».

  1. Что такое этикет? Этикет в школьной жизни. Опоздание на урок и поведение в этой ситуации. Этикетный облик человека этикетное впечатление.

Анализ русских пословиц и поговорок и решение этикетных задач.

  1. Не ссориться и не обижать друг друга. Деловое взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к соседу по парте.

Разыгрывание разных ситуаций на уроке по группам. Критика типичных этикетных ошибок.

  1. Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Будь добрым и заботливым к старшим и младшим.

Сюжетно – ролевая игра, беседа.

  1. Следи за своей внешностью

( чистота и опрятность)

Беседа, рассказ, показ на примерах, показ видеофильма.

  1. Обобщение  «Праздник чудес» Создание праздничной атмосферы, совместные игры: культура поведения в общении, за столом.

Праздник, чаепитие, конкурсы, игры.

Учащиеся должны знать: правила этикета и социального быта. Вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице.

       Раскрыть сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине.

Учащиеся должны уметь: для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, употреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета.

2 – й блок

Тема

Форма проведения

  1. На перемене .Правила поведения во время школьной перемены. Умение развлечь себя и других.

Разучивание игр , в которые можно играть на перемене.

  1. В столовой . Правила поведения за столом. Разговоры за столом. Этикетные предписания и запреты.

Разыгрывание диалога в общении с работниками столовой. Критика типичных.

  1. В автобусе, на улице, в театре, в кино. Правила поведения и взаимодействия при коллективных выходах. Поведение на улице и в общественном транспорте. Допустимая громкость речи. Поведение в зрительном зале.

Экскурсии и наблюдение за поведением. Анализ этикетных ошибок. Составление беседы с билетёром. Этикетные запреты.

  1. Участие к человеку. Речевые формы утешения. Помощь и участие в различных ситуациях. Задушевный разговор между друзьями.

Круглый стол. Час общения. Игра по кругу «Чтобы я хотел сказать хорошее сидящему рядом больному другу».

  1. Дома после школы. Взаимоотношения детей и родителей. Речевые формулы сопереживания и сочувствия.

Устный журнал «Отношения в семье». Аукцион « Добрые слова». Беседа.

  1. «Деловой человек». Учебная жизнь как особая сфера делового общения. Деловой человек, его поведение и речь. Аккуратность, опрятность в одежде – приметы делового человека.

Круглый стол. Игровые ситуации. Беседы.

  1. Любовь к природе и забота о ней.

Викторина. Беседа.

  1. Коллективные дела класса и как надо в них участвовать.

Деловая игра, беседа, соревнование, собрание.

Учащиеся должны усвоить: сущность понятий : интерес, любовь к ближним, любовь к труду, вежливость, самолюбие, грубость, наушничество, подлость, обман,  щедрость души.

Учащиеся должны знать: как помочь товарищу в учёбе и как принять эту помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Правила культурного общения с людьми. Гигиенические требования к еде, одежде.

Учащиеся должны уметь: достойно вести себя в кинотеатре, театре, музее, библиотеке. Правильно выбирать книгу. Уметь закаливать свой организм. Производить мелкий ремонт одежды. Знать состав своей семьи и уметь уважительно с ним общаться. Уметь в любой ситуации подобрать нужные слова и поговорить со своим другом.

         

3 – й блок

Тема

Форма проведения

  1. Устав школы – закон жизни для учащегося и родителей. Активное участие в общественно-полезном труде – долг каждого школьника.

Классный час.

  1. «Кого мы называем добрым»

Час общения.

  1. Правила жизни честного человека. Честен тот кто работает на совесть. Чистое чувство правды.

Круглый стол.

  1. «Воля разумна , а упрямство капризно»

Час общения.

  1. Правила этикета. Способы выхода из конфликта. Поведение в конфликте.

Викторина.

Беседа. Круглый стол.

  1. Ты и твои товарищи. О дружбе, товариществе. Умей держать слово. Отзывчивость и чуткость. Как мы видим друг друга.

Беседа.

  1. Природа глазами души.

Круглый стол.

  1. Загадки природы.

Викторина.

  1. Жизнь – дана на добрые дела.

Занятие – практикум.

Учащиеся должны усвоить: сущность понятий: доверие, верность, взаимопомощь, враньё, мужество, обязанность, поведение, поступок, смелость, сочувствие, страх, трудолюбие, честность, семья, труд. 

Учащиеся должны знать:  как помочь товарищу в учёбе, труде. Любить и охранять природу – обязанность школьника. Как вести себя в конфликтной ситуации. Правила этикета. 

Учащиеся должны уметь: оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и учителю. Правильно играть и вести себя во время любой игры. Выполнять правила этикета в школе и обязанности  ученика. Уважать права личности.

4- й блок

Тема

Форма проведения

  1. Честь и достоинство школьника.

В чём выражается уважение к людям.

Сюжетно-ролевая игра, беседа, рассказ.

  1. Обязанности школьника в школе и дома. Поощрение и наказание.

Круглый стол.

  1. Культура речи школьника. Как мы обращаемся  друг к другу. Сколько способов прощаться. Вы сказали:  «Здравствуйте», или что такое речевой этикет и вежливость.

Час общения. Викторина.

  1. Ты и твоя одежда, обувь. Фигура, осанка,  грация. Береги своё здоровье. Уход за волосами, охрана зрения.

Беседа. Встреча с медицинским работником. Классный час.

  1. Об ответственности школьника за свои поступки.

Доклады, выступления, решения. Круглый стол.

  1. Чти память о тех, кто отдал свою жизнь за свободу Родины.  Наш край – частица великой Родины. Что ты расскажешь о своём городе.

Экскурсии, беседы. Классный час.

  1. Умей трудиться в коллективе. Взаимопомощь и взаимная поддержка. Соблюдай правила жизни в коллективе.

КТД.

  1. Женственные девочки. Мужественные мальчики.

Семейный праздник.

  1. Природа нам нужна, мы нужны природе. Мой любимый уголок природы. Сказка под ногами.

Устный журнал. Конкурс рисунков, сочинений.

  1. Портрет семьи. У моих родителей золотые руки.

Круглый стол. Выставка поделок. Семейный праздник.

  1. Итоговый праздник «Вот какие мы!»

КТД

Учащиеся должны усвоить: сущность понятий : бережливость, героизм и герой, оценка поступков товарищей и своих, малодушие, ненависть, привычки, сострадание, характер человека, физическая культура человека.. Обращение и его формы.

Учащиеся должны знать: как и в чём помочь друг другу. Правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизора. Какая обувь должна быть у человека по сезону.  Как дарить подарки. Как вести себя за столом.  Правила в походе, на экскурсии, при отдыхе на природе. Правила этикета в общении.

Учащиеся должны уметь: выбрать себе причёску. Подбирать  себе одежду, головной Убор, обувь в зависимости от сезона и необходимости( повседневная, праздничная, спортивная). Чистить, сушить обувь. Следить за походкой, жестикуляцией, Культурно вести себя в гостях. Изготовить подарок своими руками, дружить со сверстниками, помогать дома, учителю, однокласснику, младшему.  Принимать решение в ситуациях морального выбора  нести ответственность за эти решения перед собой, перед окружающими его людьми, своей страной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства...

"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию

Программа содержит цели,задачи и  методы по духовно-нравственному воспитанию...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по духовно-нравственному воспитанию "Человек звучит гордо"

                  Проблема духовно- нравственного воспитания является одной из главных, стоящих перед каждой семьёй, обществом и государством в цело...

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников.

Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям.  При осуществлении общих закономерностей каждому...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...