Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию
рабочая программа на тему

Акимова Марина Михайловна

Программа содержит цели,задачи и  методы по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_duh-nravstv_prosveshcheniyu.docx101.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Среднеикорецкая СОШ» Воронежской области

Лискинского района с.Средний Икорец

ул 50 лет Победы, 1

Контактный телефон:

(473)99-1-9

Рассмотрена на педсовете                                                 Утверждена директором

             Педсовет № 1                                                    МКОУ «Среднеикорецкая СОШ»        

             «25» августа 2014 г.                                              ________________/ Бунина Н.Е. /                                                                                                      

Программа

развития системы духовно-нравственного

образования и воспитания

Разработали:

Акимова Марина Михайловна,

учитель начальных классов,

Алфеева Марина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

                                                                            Климова Александра Павловна,

организатор школьного

православного центра

по духовно-нравственному

просвещению.

                                                     2016 учебный год

Информационная карта программы

1. Полное название программы

Программа «Духовно – нравственная деятельность в образовательной и воспитательной работе МКОУ «Среднеикорецкая СОШ»

2. Авторы программы

Алфеева М.В., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Акимова М.М., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, Климова А.П., организатора школьного православного центра духовно-нравственного просвещения

3.Руководитель программы

Бунина Н.Е.,директор МКОУ «Среднеикорецкая СОШ»

4. Территория, предоставившая программу

Село Средний Икорец Лискинский муниципальный район Воронежской области

5. Название проводящей организации

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

6. Адрес организации

Село Средний Икорец, ул. 50 лет Победы , д.1

7. Телефоны

99-1-96

8. Цель программы

Интеграция духовно-нравственного компонента в учебно-воспитательную деятельность МКОУ «Среднеикорецкая СОШ»

9. Специализация программы

Духовно – нравственное развитие и воспитание  детей и подростков

10. Сроки реализации

2012 – 2016 гг.

11. Количество лет

4

12. Место проведения

Село Средний Икорец

МКОУ  « Среднеикорецкая СОШ»

13. Кадровый потенциал образовательного учреждения

Алфеева М.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, окончила курсы по духовно-нравственному воспитанию при лаборатории духовно-нравственного просвещения ВОИПКиПРО, преподает метапредметный курс «Оглянись вокруг» (область «Духовно-нравственная культура») по программе Шевченко Л.Л.,

Акимова М.М., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, окончила курсы по духовно-нравственному воспитанию при лаборатории духовно-нравственного просвещения ВОИПКиПРО, преподает предмет ОРКСЭ в 4 классах

Климова Александра Павловна,

организатор школьного

православного центра

по духовно-нравственному просвещению.

14. Официальный язык

Русский

15. Общее количество учащихся

700

16. Краткое содержание программы

Программа направлена на формирование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей в рамках образовательной программы МКОУ «Среднеикорецкая СОШ»

Содержание

  1. Пояснительная записка ______________________________________5-6
  2. Концептуальные основы программы___________________________7
  3. Актуальность и новизна программы ___________________________8-11
  4. Цель и задачи программы ____________________________________12-14
  5. Основные этапы и направления духовно-нравственного развития обучающихся. Базовые национальные ценности _________________15-19
  6. Основные принципы и подходы, лежащие в работе

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ______20-21

  1. Содержание духовно-нравственного образования и воспитания____22-28
  2. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися___________29-31
  3. Совместная деятельность образовательной организации, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию

и воспитанию ______________________________________________32-33

  1. Повышение педагогической работы родителей __________________34-35
  2. Ожидаемые результаты духовно-нравственного

           развития и воспитания обучающихся__________________________36-38

  1. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся___________________________39
  2. Духовность личности педагога как условие результативности

процесса духовно-нравственного воспитания ___________________40-41

  1. Материально – техническое и методическое обеспечение_________42

           

  1. Пояснительная записка

Возрождение России – это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, то есть воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно-нравственных и патриотических качеств и национального самосознания.

Данная программа призвана поддержать важнейшее для государства и общества направление внутренней политики – воспитание граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории и культуры через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе  ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов России.

МКОУ «Среднеикорецкая СОШ» - новый тип общеобразовательного учреждения, в котором сочетается современное естественно-научное, гуманитарное и духовно-нравственное образование и воспитание детей.         Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерная программа воспитания и социализации обучающихся, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи Воронежской области.

 Данная программа направлена на создание в детях современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Ведущая ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  содержит тринадцать разделов, каждый из которых конкретизирует, раскрывает и поясняет основные концептуальные идеи программы.

Первый – «Концептуальные основы программы». В нем рассматриваются вопросы утраты духовных и нравственных ценностей подрастающим поколением, что неизбежно ведет к усилению современного общественного кризиса России.

Второй – «Актуальность и новизна программы».

Третий - «Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» - раскрывает  конкретную цель и  задачи духовно-нравственного развития школьников младшего и среднего звена.

Четвертый – «Основные этапы и направления духовно-нравственного развития обучающихся. Базовые национальные ценности» - содержит  приоритетные направления воспитательной работы, определяет  традиционные источники нравственности, знакомит с этапами работы на ступенях младшей и средней школы.

 Пятый – «Отличительные особенности программы».

 Шестой – «Основные принципы и подходы, лежащие в работе

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»

Седьмой - «Содержание духовно-нравственного развития обучающихся»

Восьмой – «Виды деятельности и формы занятий с обучающимися».

Девятый – «Совместная деятельность образовательной организации, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию

и воспитанию»

Десятый – «Повышение педагогической работы родителей».

Одиннадцатый - «Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития обучающихся - определяет  ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому из направлений воспитания.

Двенадцатый - «Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся».

         Тринадцатый – «Духовность личности педагога как условие результативности процесса духовно-нравственного воспитания»

  1. Концептуальные основы программы

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального и среднего общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Программа духовно–нравственного развития и воспитания разработана в соответствии  с Законом «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования и Концепцией духовно – нравственного воспитания российских школьников.

Программа духовно-нравственного развития и воспитании обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением собственной программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом культурно исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов. Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

             

   3. Актуальность проблемы духовно-нравственного просвещения

«Человек есть существо самое кроткое и самое божественное,

если он будет укрощен настоящим воспитанием. Если же его

не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет

самым диким животным из всех, кого производит земля»

Платон. О Законах. Книга 6.

     Педагогика – это непрерывный общественный процесс воспитания детей, текущий в глубине любого общества, который своим содержанием и формой точно отражает основной комплекс идей, бытующих в обществе, способы организации жизни конкретно исторической эпохи и ее основные общественные тенденции и противоречия.

      Это значит, что школа отражает каждый период истории человечества. Идеалы Древней Греции, христианства, эпохи Возрождения, Просвещения… Идеалы школы не являются ее собственным порождением, они укоренены в обществе.

     Обратимся к нашей современной жизни. Время, в которое мы живем – время идеологического вакуума. Мир потерял цель. Не к чему стремиться, нет светлого будущего.  Все оказалось утопией. И коммунизм, и демократия. Наступило время двойных стандартов. Идеологией стали деньги - осязаемый продукт, отодвинувший честь и нравственность. На фоне десоветизации и декапитализации происходит упадок морали. Как никогда раньше, идет информационная война – глобальная война мировоззрений. В педагогике хорошие результаты – это воспитание в детях труда и правил доброй жизни. У многих современных детей наблюдается тяга к праздной жизни, потребительству, пустому времяпровождению. А пустота, как правило, заполняется пороками. Желание жить по западным стандартам, но отсутствие часто материальных возможностей выражается в недовольстве всем, родителями в первую очередь за то, что, как им кажется, они не могут обеспечить детям праздную жизнь.

     Что делать в этих условиях педагогике?

     Любая образовательная программа направлена на достижение триединой цели: обучение, воспитание, развитие. Воспитание, способное выполнить три главные роли, - сформировать гражданина, работника и семьянина.  

     Педагогика включает в себя две основные составляющие: воспитание и обучение. Великие педагоги считали, что процесс воспитания является базовым основанием любой педагогики. Какие бы синонимы слова «воспитание» мы не встречали, во всех случаях речь идет о духовно-нравственном  становлении личности, о создании нравственного кодекса ученика. «Образовать человека, самое непостоянное и самое сложное существо из всех, есть искусство из искусств», - так сказал Святой Григорий Назианзин.

     Любое мировоззрение строиться либо на идеологии, либо на традиции.  Традиции складываются в течение сотен и тысяч лет. Одно поколение перенимает от предыдущего все необходимое для сохранения данного народа. Вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта нести свою особую миссию в этом мире. Народ рассыпается, образуя население, массу, толпу.

     Основа идеологии всегда рационалистична. Сконструированное человеческим рассудком представление о жизни, ее целях отражает прагматические интересы конкретных людей или групп. Идеологи пытаются присвоить элементы традиции, создать их искусственно, но не дольше чем два, три поколения. Поэтому идеология – искусственная традиция, не имеющая ни мудрости поколений, ни опыта жизни, ничего, кроме человеческого своеумия и своеволия, человеческой корысти и лукавства.

     Главная задача нашего времени - вернуться от идеологии к традиционной жизни. В условиях современного мира возвращение к истокам приобретает качества инновационных действий. И в этом особую роль играет система образования.

     Почему важно возвращение от идеологии к традиции? Традиция закладывает цель жизни человека. Эта цель – особый идеал личности человека в обществе.

     Но каков же этот идеал? До недавнего времени цель образования была в том, чтобы воспитать человека, западно ориентированного, нравственные основы которого базируются на либеральных ценностях. Сейчас новые поправки в Законе «Об образовании» в п.2 Статьи 14 говорят о том, что содержание образования должно обеспечить среди других требований формирование духовно-нравственной личности. Это позволяет вернуть в школу духовно-нравственное образование и воспитание. В этих условиях воспитательная миссия школы заключается в том, чтобы не сбиться с пути, верно выбрать нравственные ориентиры, воспитать в детях чувство гражданской ответственности и патриотизма, так как величайшими ценностями огромного числа граждан нашей страны были верность памяти предков, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость.

     Здесь следует отметить, что наши традиции классического образования базируются на православии, не зная основ которого, невозможно понять русскую культуру.

     Что может светская педагогика взять у христианской?

     Она может позаимствовать новый метод общения педагога с ребенком, основанный на любви. Не стараться подгонять ребенка под стандарт, а стараться понять его. Потому что каждый ребенок уникален. Педагогу следует распознать в ребенке заложенные в нем природные способности и стремиться раскрыть их, ни в коем случае не ломая его. Традиции христианской педагогики - это не только повторение старых традиционных форм учебного процесса, это поиск и обретение новых форм в традициях и Преданиях Церкви. Это язык Церкви, переведенный на язык времени.

     В настоящее время, когда наблюдается тенденция к духовности и нравственности, необходимо осознать подходы к пониманию этих основных теоретических основ духовно-нравственного воспитания.

     Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». По словарю В.И.Даля, под духовностью подразумевается все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. В более широком понимании духовность – это (в этическом, политологическом и теологическом смыслах) устремление человека к те или иным высшим ценностями смыслу, идеалу; стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу и, таким образом, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является любовь.

     Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего мира.

     Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве. При их отсутствии невозможно полноценное существование личности и культуры.

     Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит, безусловно, и внеисторическое религиозное начало.

    Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний)

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

     Исходя из сказанного, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у детей. В широком смысле духовно-нравственное воспитание – это интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства.

Особенностью данной программы является ее ориентированность на христианские ценности: привлечение Библии, славянская письменность, знакомство с историей православия, его идеалами. Особое внимание уделяется проблеме расхождения социально-этических понятий в духовных и светских смыслах, размывания последних и нравственной дезорганизации ученика. Поэтому программа расширяет и конкретизирует представления учащихся о таких понятиях, как духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, толерантность, мобильность и т.д. и создает условия для применения полученных знаний об этих понятиях и их правильное использование в разнообразной деятельности созидательного характера.

4. Цель, задачи и участники духовно-нравственного процесса

      Сущностью любого воспитательного процесса является устремление ребенка  к духовным и нравственным идеалам. Нравственные идеалы всегда исходят из национальной идеи, которая в своей основе имеет духовные корни. Национальная идея – смысл существования данного народа на данной территории.

     Национальная идея тесно связана с духовностью, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования, это залог процветания и защиты современной России.
     Духовно-нравственное просвещение в школе – важное образовательное и воспитательное условие, при котором, « смыслом, стратегической целью, конечным результатом образования является человек, его внутреннее, духовно-нравственное состояние», при котором важно формирование у него таких компонентов, как:

воля – главная нравственная сила, направленная на воспитание в ребенке совести с целью развития в нем самодисциплины;

эмоции – движений сердца, направленные на почтение перед окружающим миром и людьми, мерилом которого является стыд;

интеллект – данный от Бога разум, направленный на совершение ребенком благого дела с целью воспитания в себе ответственности перед всем, к чему он сопричастен.

     Основная цель нравственного развития и воспитания личности заключается в формировании в ребенке следующих критериев:

  • обогащение ребенка духовными знаниями для полноты его образования;
  • приобщение ребенка к православным традициям через знакомство с основными понятиями духовно-нравственного развития (вера, язык, древние традиции);
  • воспитание любви к своей семье, к своей Родине, к своему народу, уважение к его ценностям и святыням;
  • воспитание ценности семьи, взаимосвязи семьи и родины, своего народа, уважительного отношения к родителям и взрослым;    
  • формирование способности ребенка к осуществлению своих желаний, поставленных перед собой целей через воспитание в себе самодисциплины; 
  • формирование в ребенке накопленных духовным опытом русского народа критериев нравственности и четкое следование им (преданность русской вере, культуре, языку, истории);
  • формирование умения различать добро и зло, приобретение силы к деланию добра;
  • формирование в ребенке стремления к самосовершенствованию путем выдавливания из себя раба страстей.

     Цель: способствовать нравственному взрослению обучающихся, их интеллектуальному и духовному развитию, формированию в них целостной личности с приоритетом духовного начала, способной противостоять злу, соблазну, греху.

          Задачи:

  • преподнесение ребенку идеала человека, пробуждение желания следовать ему;
  • раскрытие цели и смысла жизни человека, высоты назначения человека через христианское мировоззрение;
  • указание путей и средств к достойному прохождению жизненного пути;
  • помощь ученику в познании себя, раскрытие перед ним, прежде всего греховной природы человека;
  • пробуждение желания самосовершенствоваться, воспитание самодисциплины, самоконтроля, самоограничения;
  • формирование в детях приверженности к русской культуре и своей вере, к православным традициям и обрядам;
  • создание благоприятной школьной среды и приложение усилий педагогов для духовно-нравственного  становления личности ребенка.

     Участникакми духовно-нравственного просвещения и воспитания в школе являются:

  1. Школьный духовно-просветительский центр

задачи:

  • формирование духовной среды в школе;
  • распространение знаний о вере, о том, что ее окружает.
  1. Семья

 задачи:

  • возрождение традиционного семейного уклада;
  • развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку школе в работе с детьми в данном направлении;
  • улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
  1. Священник

 задачи:

  • взаимодействие со школой, учителями, родителями, детьми;
  • приобщение их к знаниям о православной вере и культуре;
  • направление и координация действий педагогов в духовно-просветительской работе с детьми.  
  1. Лаборатория по духовно-нравственному просвещению при ВОИПКиПРО

задачи:

  • подготовка учителей для преподавания ОПК в образовательных учреждениях;
  • оказание помощи учителям в работе духовно-нравственного просвещения с детьми.
  1. Православно-информационный центр г.Воронежа (руководитель Дорохов В.Г.).
  2. Внешкольные учреждениями по месту жительства, организации села, оказывающие спонсорскую помощь в организации православных праздников.

  1. Основные этапы и направления

духовно-нравственного развития обучающихся.

Базовые национальные ценности.

 

     Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в программе отбирается на основании базовых национальных ценностей, которые направлены на  формирование в ребенке национального воспитательного идеала и выступают в качестве ориентиров воспитательной работы. Понятие базовых национальных ценностей содержаться в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  в трудах схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония…», которая является тем мерилом, с которым соотносятся все поступки, нравственные понятия, жизненные ценности человека.

Общегражданские ценности:

Самоотверженность, Мужество, Служение, Соборность, Свобода, Справедливость. 

Личные и семейные ценности:

Личность, Достоинство, Благородство, Творчество, Любовь, Семья, Братство.

Ценности человеческих отношений:

Общение, Добрососедство, Добро, Миролюбие, Милосердие. 

Ценности, несущие предельные смыслы:

Святость, Смысл жизни, Правда, Терпение, Иерархичность.

 

     Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике школы.  

На  основе воспитательного идеала выпускника начальной и средней школы определены традиционные источники нравственности:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

         Ценности: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, сохранение традиций своего народа);

социальная солидарность (свобода личная и национальная, уважение к людям, к институтам государства и гражданского общества, справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (долг, свобода совести и вероисповеданий, забота о благосостоянии общества);

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе; отношение к языку и культуре, ответственность перед ними; долг перед старшим поколением, любовь к близким; доброе отношение к родной православной вере, родной школе и ее традициям, истории города, области, края, национальным героям и великим святым России, важнейшим событиям истории страны.

     Задачи:

  • воспитание любви к своему Отечеству, родному краю, к своему   народу на основе изучения православных  культурных традиций;
  • обогащение детей знаниями о прошлом своего народа, формирование в них уважительного отношения к символам государства - флагу, гербу, гимну;
  • формирование уважения к защитникам Родины, ее национальным героям и святым;
  • воспитание чувства национальной гордости.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Мир человеческих отношений.

     

     Ценности: первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; духовные традиции народа (представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога, многообразии культур и религий народов и уважение к ним); воспитание и поддержка в детях высоких, добрых чувств нравственности: сострадания, милосердия, преданности, сочувствия, совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма через великие и прекрасные образцы в природе, в истории, в окружающих людях; побуждение в детях стремления к облагораживанию своих  чувств (при этом учителю быть самому примером нелицемерного поведения); искоренение в себе дурных качеств: зависти, гнева, жестокости, предохранение себя от искушения своеволия, нравственных падений; ограждение невинных, чистых детских сердец от соблазна греха; сохранение совести в отношении к Богу (не пренебрегать его заповедями), к ближнему (не обижать, не оскорблять никого), вежливое отношение взрослым, к вещам (не обращаться с ними небрежно); бережное, гуманное отношение ко всему живому;

      Задачи:

  • формирование в детях нравственных ценностей и христианского сознания через соприкосновение с традиционным укладом жизни благочестивых предков;
  • воспитание в них необходимости обуздания и воздержания своих чувств – надежного средство духовно-нравственного возрастания; формирование способности к духовному развитию;
  • обучение детей умению отличать чувства истинные от ложных, умение управлять своими эмоциями; формирование умения управлять собой, быть сдержанным с окружающими;
  • возбуждение в ребенке чувства стыда, укоров совести как самого естественного вида наказания за плохие поступки;
  • искоренение в ребенке всего дурного и насаждение всего доброго в отношение к другим людям;
  • воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • воспитание ребенка в бескорыстной любви к ближним;
  • предохранение себя от искушения своеволия, чувственности, нравственных падений, подавление в себе расположенности ко злу;
  • укрепление воли, придание ей надлежащего христианского направления, приучение к самообладанию, формирование способности  к нравственному подвигу, подчинение своего самолюбия нравственному благу;
  • образование в себе нрава и сердца с целью умения быть милосердным;
  • стремление направлять свою волю в сторону добра.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

      Ценности: первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значения творчества в жизни человека и общества (уважение к труду, настойчивость, трудолюбие); знание и умение оценивать свои способности в подходе к труду; социальная справедливость (приоритет нравственных ценностей над материальными); личность педагога (педагог – прежде всего воспитатель в духовно-нравственной жизни, который берет за руку и ведет по безбрежной пустыне жизни).

     Задачи:

  • дать детям представление о ценности труда как основы становления цельной, иерархично развитой личности, как спасении от духовной лени, горя, уныния;
  • формирование в детях стремления к труду на благо общества, воспитание в ребенке чувства сопричастности с обществом, стремления быть полезным ему;
  • воспитание в детях способности к бескорыстному отношению к результатам труда, к меценатству;
  • воспитание в детях открытого отношения к людям через передачу им накопленных ими знаний и опыта.

   

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

     Ценности: представление детей о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: духовного, душевного и физического.

     Задачи:

  • формирование представлений о духовном, о важности духовного начала перед физическим;
  • формирование нравственных качеств подростка на состояние его здоровья и здоровья окружающих людей;
  • формирование первоначальных представлений у ребенка о возможном негативном влиянии на здоровье компьютерных игр, телевидения, алкоголя, табакокурения, наркотиков;
  • воспитывать в ребенке правильные приоритеты: тело не превращать в культ, спорт в идола.

     5) Воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде.

     

     Ценности: природа (планета Земля, родная земля, экологическое сознание); нравственный выбор (милосердие, любовь, отношение к миру и людям).

     Задачи:

  • развитие у детей интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
  • формированию ценностного отношения к природе, понимания активного, но разумного отношения к природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

     

     Ценности: прекрасное в окружающем мире человека; ценность знания об этом, стремление к познанию Истины; искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, смысл жизни, нравственный выбор, эстетическое развитие); воспитание духовно-нравственной культуры школьников на традициях православной культуры.

      Задачи:

  • ознакомление с истоками культурного  наследия  и национальными традициями русского народа;
  • формирование чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества на примере жизни Церкви, ее канонических и гармонических видов искусства.

  1. Семья и семейные отношения.

     Ценности: семья (любовь к близким, почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, о продолжении рода); личность (саморазвитие на примере христианских устоев семьи, смысл жизни, любовь к жизни и человечеству, способность к выбору); уважительное отношение к своему дому, своей семье, традиции семьи, к представителям старшего поколения; доброе отношение к окружающим.

Задачи:

  • формирование в детях почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование отношения к семье как главной ценности человеческого общества;
  • воспитание в детях ролевого начала материнства и отцовства.

  1. Основные принципы и подходы, лежащие в работе

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

     Принципы, лежащие в основе программы духовно-нравственного образования,основанного на христианских идеалах, во многом отличаются от светской педагогики (научность, доступность, идейность):

  1. Принцип ориентации на идеал.
  2. Аксиологический принцип – отбор ценностей (в том числе религиозных).
  3. Принцип следования нравственному примеру - ведущий метод, обеспечивающий возможность выбора.
  4. Принцип диалогового общения, основанный на выборе идеала (друзья, значимые взрослые).
  5. Принцип полисубъективности, основанный на воспитании различных мировоззренческих установок.
  6. Принцип системно-деятельностной организации воспитания (учебная, внеучебная, внешкольная)

     То же и с принципами воспитания:

  1. Необходим контакт с детьми и добрая совесть учителя перед Богом.
  2. Воспитание в детях мировоззрения, в котором есть место Богу и Церкви.
  3. Воспитание правдой, основанной на Истине.

     Воспитание, построенное на духовно-нравственных принципах, должно быть целенаправленным, научить благочестию, а не быть просто функциональным, то есть дать набор определенных знаний. Здесь важен дар интонации педагога - участия, любви, а не нотации. Этим достигается позитивный опыт ребенка для дальнейшей социализации.

      В основе программы духовно – нравственного просвещения и воспитания обучающихся школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три методологических основания (подхода): анропологический, историософский, средовой.

   

      Антропологический подход.

          Понимание этого основания заключено в слове антропос – человек. На этом уровне происходит замена понятия человек на понятия, характеризующие его социальные роли (учитель, ученик, контингент, профессионал, специалист и т.д). На понятия, характеризующие состояние современного человека (лох, лузер, ботаник, стропила и т.д.) Понимание человека как модели и как духовно-нравственной личности, задача воспитать которую стоит перед школой.

     Антропологический подход изначально определяет такую систему воспитания школьников, при которой формирование личности возможно при наличии у человека элемента самосознания, когда субъективное «я» подчиняет себе эмоции, руководит интеллектом, управляет телом и душой (желаниями). Уровень психологии достигает такого уровня, при котором вложенные в человека нравственные законы заставляют его помнить о себе как о носителе нравственности.

     

     Историософский подход.

     

     Общее понимание подхода  заключается в интеграции науки, философии и богословия. Любая культура имеет религиозный аспект, следовательно – свой менталитет. Русская культура построена прежде всего на православных христианских традициях. Духовно-нравственный компонент этой культуры распространяется на все сферы человеческой деятельности: коммуникативную, когнитивную, физическую, эстетическую, трудовую.

     Историософский подход позволяет каждый из этих компонентов провести через изучение всех школьных предметов.

     

     Средовой подход.

          Средовой подход опирается на принцип «Познай самого себя». В зависимости от того, в какой культурно-образовательной среде воспитывается ребенок (природная, социальная, религиозная), зависит  духовно-нравственное становление его личности.

7. Содержание духовно-нравственного образования и воспитания

Особенность программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального и среднего общего образования в МКОУ «Среднеикорецкая СОШ» – это интеграция урочной, внеурочной, внешкольной,  и общественно-полезной деятельности. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание  и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии). Реализация целевых установок средствами учебных предметов

В содержании программ основного общего и среднего полного общего образования также заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки Программы.

Русский язык

Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Литература

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Английский язык

Изучение иностранного языка – это:

- приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах;

- формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

- воспитание качеств гражданина, патриота;

- развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;

- лучшее осознание своей собственной культуры.

География

География — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Изучение предмета направлено на формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Биология

Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

История

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.

Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т.д.

Обществознание

Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;

- углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;

- повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни;

- для решения типичных задач в области социальных отношений;

- для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;

- для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

- для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Математика

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении:

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Физика

Целями обучения физике являются:

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей.

Химия

Большой вклад в достижение главных целей Программы вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

- формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

- выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Физическая культура

Цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В основной и средней школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Основы безопасности жизнедеятельности

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

- повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

- снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

- формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

- обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Технология

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Изобразительное искусство

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что, наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся, формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; принятие мультикультурной картины современного мира.

Музыка

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

- принятие мультикультурной картины современного мира;

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности.

В программах многих учебных предметов большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.

Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям,  к результатам труда и др.

     Содержание внеурочной деятельности представлено разнообразными формами работы: классными часами, кружковой деятельностью, акциями, конкурсами стихов, поделок, рисунков, олимпиадами, Днями семьи, Народного единства, Матери, Пожилого человека, круглыми столами, месячниками, смотрами, концертами, выставками поделок, рисунков, стенгазет и т.д. С 2013 года Среднеикорецкая школа работает по новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения. Формы внеурочной деятельности представлены через школьную газету «Ростки дружбы», театральную студию, телевидение, духовно-нравственное образование, обеспечивающие более глубокую социализацию детей, воспитание в них активной гражданской позиции.

        Внешкольные мероприятия: экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические и патриотические мероприятия, полезные дела.

        В общественно-полезной деятельности участвуют не только педагоги и воспитанники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны труда, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи.

         

8. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

  1. Гражданско-этическое и правовое воспитание:

- изучение символов России,

- месячник военно-патриотического воспитания;

- конкурс рисунков «Защитник Отечества»;

- военно-спортивный праздник в честь Дня защитника Отечества;

- классные часы «Праздник со слезами на глазах»;

- конкурс стенгазет, плакатов, рисунков;

- праздничный концерт;

- смотр-конкурс патриотической песни;

- книжные выставки;

- участие в митинге на День Победы (траурная панихида);

2. Духовно-нравственное воспитание:

- Внедрение духовного компонента (основ православной культуры) в программу гуманитарных дисциплин (классы гуманитарной направленности);

- Православное краеведение. Изучение духовного наследия края и села;

- участие в жизни Богоявленского храма;

-молебен в начале учебного года;

- участие в богослужении;

- проведение дней православной молодежи;

- проведение дней славянской письменности;

- проведение православных памятных дат;

- проведение рождественских балов;

- Родительский всеобуч: беседы с родителями о православной педагогике, о традиционном укладе семьи;

- встречи с отцом Романом (Скляров).

Кружки:

- знакомство с церковно-славянским языком (чтение Священного писания);

- церковное пение;

- круглые столы молодежи со священником по избранной молодежью теме;

          - встречи и занятия с учащимися и родителями с просмотром  

          видеопрограмм;

- работа православной библиотеки.

- Выпуск стенгазет духовного содержания;

- Лекции с детьми отца Романа.

- День пожилого человека;

- День матери «Пусть всегда будет мама»;

- День народного единства;

- православные праздники «Покров», «Рождество», «Крещение», «Масленица», «Пасха», «Вознесение»;

- праздники, посвященные православным святым»;

- акция «Милосердие»;

- операция «Делай добро другим»;

- всемирный День семьи «Папа, мама, я – вместе дружная семья»;

- классные часы «Теплая заступница мира холодного…», «Пред именем Твоим позволь смиренно преклонить колено…».

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

- классный час «Делу время – потехе час», «Нужно ли стремиться к успеху?», «Труд: радость или проклятие?», «Те, кто трудились во славу России» (купцы-меценаты);

- Месячник «Чистое село»;

- выпуск стенгазет;

4. Семейное воспитание:

- проект «Моя родословная»;

- тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи;

- оказание психологической помощи «проблемным» семьям;

- классные родительские собрания;

- организация Дней семьи;

- конкурс рисунков, сочинений «Семейные традиции»;

5. формирование ценностного отношения к здоровью:

- организация Дня здоровья;

- просмотр видеофильма по профилактике алкоголя, табакокурения;

- беседы о вреде наркотиков;

- беседа «Что такое СПИД?»;

- приглашение в школу специалистов психологов, врачей, инспектора ПДН;

- Беседы о компьютерной зависимости;

- Беседы с подростками о целомудрии «Береги честь смолоду»

- Беседы о сохранении здоровья православными методами.

6. Экологическое воспитание:

- Классные часы «Земля – мой дом родной», «Животные – братья наши меньшие»;

- Выпуск плакатов, рисунков «Земля – наш общий дом»;

- турпоход по родному краю;

- книжные выставки;

- участия в научно-практических конференциях, областных педагогических чтениях.

7. Художественно-эстетическое и культурологическое воспитание:

- проведение православных праздников;

- выставка поделок, рисунков;

- организация и проведение предметных недель;

- посещение храма;

- паломнические поездки;

- классные часы «Икона – явление русской культуры», «Библейские сюжеты в творениях великих художников», «Православные певцы земли русской», «Влияние духовной музыки на человека»;

- деятельность православного школьного театра;

- поделки из бумаги «Спасо-Иерусалимский храм»;

- проекты.

8. Организация социально значимой деятельности:

- волонтерская акция «Память храня…»;

- волонтерская акция с ветеранами войны;

- проведение акции «Белый цветок».

9. Социальные проекты: организация краеведческой работы. способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), значения области в истории и культуре России (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности. Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановимся на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”. Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.

9. Совместная деятельность образовательной организации, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

     Реализация программы построена на основе взаимодействия школы, семьи и объектов социального партнерства. Программа поэтапно реализуется через 6 основных направлений:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  • формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Основные направления реализации программы осуществляются в единстве школы, семьи и общественных организаций.

          В рамках социального партнерства осуществляется деятельность:

  1. Проведение митинга Победы совместно с администрацией села;
  2. Установление Поклонных крестов при въезде в село;
  3. Проведение общесельских православных праздников;
  4. Бурение водной скважины и установление колонок в духовно символических для Среднего Икорца местах: на территории кладбища и улицы Пролетарской – месте проведения православного праздника Крещения Господня;
  5. Установление погребального колокола на кладбище;
  6. Устроение места для моления в Среднеикорецкой больнице;
  7. Организация уголка «Маленький христианин» в детском саду;
  8. Организация рождественского вертепа в зоне отдыха на территории ДК.

10. Повышение педагогической работы родителей.

«Семья с существующими в ней взаимоотношениями

между детьми и родителями – первая школа

интеллектуального, нравственного, эстетического

и физического воспитания»

 В.А.Сухомлинский

Современная семья утратила понятие святости брака. Культура вседозволенности, провозглашая свободные отношения, воспринимает семью как новое развлечение, ролевую игру, психологический эксперимент.

Тайна брака, связывающая двух людей в Вечности, подменяется фантазиями и мимолетными эмоциями. Самопожертвование и любовь отсутствуют, есть только стремление получить наибольшую выгоду или удовольствие от брачной сделки. Тогда как семья – смысл и цель двух людей. Любовь между ними – не просто чувство, но устроение сердца, при котором он готов забывать себя ради тех, кого он любит.

Смысл брака и его цель – рождение детей. Иллюзия современного человека заключается в непонимании между различением счастья и удовольствия. Поэтому браки разрушаются. Все приобретает временный смысл.

Девочки и мальчики изначально не получают опыта создания семьи. Психологи и социологи констатируют печальный факт: настоящие мужчины уходят из современного общества, потому что их воспитывают женщины. Исподволь, шаг зашагом происходит жуткая смена понятий о назначении полов, которая, кажется, уже перестала нас ужасать. «Государство сильно не только мощью своей армии, твердостью своих законов и богатством своей земли, но и крепостью входящих в него малых государств – человеческих семей. Когда разрушаются семьи, расшатываются устои государства», - сказал президент В.А.Путин.

В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно - нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание  внутрисемейных отношений. При этом  взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьника.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и отражается в Законе Российской Федерации «Об образовании» «Права и обязанности родителей в современных условиях»  в Конституции Российской Федерации Семейного кодекса Российской Федерации.

В данном контексте важно повышать педагогическую культуру родителей  (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания школьников через:

  1. Педагогические беседы для мам: Как может мать одухотворить материальную сторону жизни в собственном доме? Какие средства существуют для духовного общения и единения всей семьи? Как по-христиански понять путь материнства и отцовства?
  2. Тематические родительские лектории: «О супружестве», «О духовном значении отцовства и материнства», «О предмете родительской любви».
  3. Круглые столы-встречи  для пап «Служение отца в семье»
  4. Тренинги о миссии воспитания отца, который не вправе переложить ни на плечи жены, ни тем более государства. Отец сам должен осознать и сформулировать цель воспитание своего ребенка, ответив на вопросы: кого я воспитываю? Какие душевные свойства  я хочу привить своему ребенку? Как я могу помочь ребенку максимально раскрыть и развить свои таланты, а не мои амбиции?
  5. Классные часы: «Я хотел расцвести и по жизни идти…»
  6. Организацию и проведение православных праздников, паломнических поездок по святым местам.

  1. Ожидаемые результаты духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся

      Результатом нравственного воспитания обучающихся на старшей ступени обучения должен быть твердо сложившийся характер выпускника с сильной энергией воли, правильно развитым умом, благородным сердцем - цельный характер, позволяющий назвать его целомудренным. Поэтому истинный плод воспитания - добиться того, чтобы ученик осознал свою греховную природу и изменился в лучшую сторону.

      Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

     Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

     Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

     Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

     Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников в образовательном учреждении МОУ «Среднеикорецкая СОШ»

     По каждому из заявленных направлений по духовно-нравственному развития и воспитания обучающихся планируются достижения следующих результатов:

     

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине,  государственной символике, к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • ценностное отношение к языку, культуре, православной вере;
  • воспитание четких представлений о гражданском и патриотическом долге;
  • первоначальные знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Мир человеческих отношений.
  • получение детьми представлений о ценности человеческой жизни;

  • приобретение элементарных знаний о моральных нормах и правилах нравственного поведения во взаимоотношениях с людьми;
  • приобретение нравственного опыта во взаимоотношениях со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционной русской культуре, ее традициям, вере, языку;
  • осознание необходимости устойчивого нравственного поведения в быту через образец нравственного идеала.
  • обретение качеств неравнодушия к жизненным проблемам других людей, сочувствия к человеку, находящемуся в трудной ситуации, способности эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • первичное представление о ценности труда как основы становления цельной, иерархично развитой личности, как спасении от духовной лени, горя, уныния;
  • осознание стремления к труду на благо общества, чувства сопричастности с обществом, стремления быть полезным ему;
  • понимание способности к бескорыстному отношению к результатам труда, к меценатству;
  • открытие для себя верного отношения к людям через передачу им накопленных ими знаний и опыта.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • первичные представления о духовном, о важности духовного начала перед физическим;
  • приобретение знаний нравственных качеств подростка о состоянии его здоровья и здоровья окружающих людей;
  • получение первоначальных представлений у ребенка о возможном негативном влиянии на здоровье компьютерных игр, телевидения, алкоголя, табакокурения, наркотиков;
  • расстановка ребенком правильных ценностей: красота тела не должна быть приоритетом.

     5) Воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде.

  • привитие детям интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
  • получение детьми ценностного отношения к природе, понимания активного, но разумного отношения к природе;
  • способность детей к бережному отношению к природе.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

  • получение элементарных представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • получение знаний о культурном  наследии  и национальных традиций русского народа;
  • первоначальные умения видеть прекрасное в окружающем мире, красоту природы, труда и творчества на примере жизни Церкви, ее канонических и гармонических видов искусства.
  • понимание сути традиций Воронежского края.

7) Семья и семейные отношения.

  • приобретение знаний о семье как главной ценности человеческого общества;
  • получение детьми знаний о почтительном отношении к родителям, заботливого отношения к ним;
  • осознание детьми ролевого начала материнства и отцовства, нравственных принципов во взаимоотношениях в семье;

  1. Методика и инструментарий мониторинга

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.

 Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

          Формальные критерии:

- проектирование образовательной, внеурочной и  внешкольной среды общеобразовательного учреждения;

- создание условий для самореализации личности в урочное и внеурочное время.

          Неформальные критерии:

- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в школе и вне ее;

- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно-психологический климат школы;

- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.

13. Духовность личности педагога как условие результативности

процесса духовно-нравственного воспитания.

«Школьное образование сегодня – это служение,

и служение тяжкое до самоотвержения и креста,

и кто не готов к нему, тому лучше отойти в сторону

 и заняться другим делом»

В.Г.Распутин

Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от личностных качеств педагога.

Педагогика – это движение ученика и учителя. Слово «учитель» должно реализовываться на примере личного опыта. Не допустим способ обучения в виде вещания, декларирования прописных истин без связи с духовной жизнью ребенка. Важно, чтобы знания не стали формальными, поэтому педагогику нельзя сводить к проповеди. Обучать ребенка надо, не показывая собственного превосходства. «Учить – не уча!» - вот высшая форма воспитания. Священник А.Ельчанинов говорил: «Всякое принуждение, даже к добру, вызывает только отпор и раздражение. Единственный путь привести человека к чему-либо – это действовать собственным примером и этим привести его к желанию встать на тот же путь. Тогда только как самостоятельный, свободный акт, поворот этот будет прочен и плодотворен».

Для педагога важно:

1. Постараться понять, что обучающиеся - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Возможно, более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку. Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

6. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

     Цель школы - воспитать личность. Не вялого, пассивного, со всем согласного и безынициативного человека, а сильную личность. Чтобы наши дети могли управлять государством, организовывать производство, преподавать, сочинять, чтобы наши дети были активными, творческими единицами общества, может быть, даже лидерами.

      Мы должны приспособить наших детей к этому миру. Вот наша задача. Чем профессиональнее преподаватель - тем лучше для школы, а если он еще и духовный человек, это уже идеал. Нужна полнота личности в каждом, кто встает на занятиях перед детьми. Какие критерии педагога современной школы? Это человек, любящий детей, любящий свое дело, талантливый, обладающий полнотой личности.

     

  1.  Материально – техническое и методическое обеспечение

Материально – техническое обеспечение

  1. МКОУ «Среднеикорецкая СОШ» - крупный социокультурный, образовательный и досуговый центр села Средний Икорец вместе с прилегающей территорией.
  2. Православный центр духовно-нравственного образования и воспитания (православная библиотека, учебный православный класс, кабинет изучения церковнославянского языка).
  3. Актовый зал с передовым техническим оснащением.
  4. Техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, принтер, телевизор.
  5. Аудио – и видеотехника

Методическое обеспечение

  1. Православная библиотека с алфавитным и систематическим каталогом.
  2. Каталоги фильмов и мультфильмов для детей (на жестком диске).
  3. Каталог музыкальных дисков в МР-3
  4. Каталог художественных отечественных фильмов.
  5. Каталог документальных отечественных фильмов.
  6. Каталог зарубежных художественных фильмов.
  7. Каталог православных документальных фильмов.
  8. Интернет-ресурсы.
  9. Книги, словари.
  10. Учебный иконостас, иконы.
  11. Карты, плакаты.
  12. Тематические подборки православных публикаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания студентов в условиях реализации образовательных программ

Сегодня, когда одной из важных проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литерату...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях реализации образовательных программ

Опыт работы в направлении духовно-нравственного воспитания обучающихся...

Программа по духовно-нравственному воспитанию школьников

Материал будет полезен для учителей и студентов педагогических колледжей...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по духовно-нравственному воспитанию "Человек звучит гордо"

                  Проблема духовно- нравственного воспитания является одной из главных, стоящих перед каждой семьёй, обществом и государством в цело...

Программа духовно-нравственного воспитания "Мой выбор"

Материал представляет собой программу по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...