Логопедическое занятие по теме: "Ударение"
план-конспект занятия на тему

Павлова Вера Владимировна

Систематизация  и совершенствование знаний об особенностях ударения русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_udarenie1.ppt1.23 МБ
Файл hod_uroka.docx125.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цели: Будем учиться правильно ставить ударение в словах. Находить ударный слог. Поговорим о роли ударения в русском языке.

Слайд 2

Гласные буквы

Слайд 3

′ Са′д ро′к Му′к ю′г сло′н сто′н гря′зь же′сть

Слайд 4

Ударный слог - слог, который произносится с большей силой и длительностью. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным . Остальные слоги и гласные в слове безударные .

Слайд 5

′ Ры′ба ли′па го′ре со′ки за′яц

Слайд 6

′ рука′ дубы′ лицо′ лиса′ валы′ цветы′

Слайд 7

Транспорт, летающий в космос Большие кучи снега, которые наметает ветер зимой Листы, на которых мы пишем. Ракета, сугробы, бумага ′

Слайд 8

Ласковое название отца цыпленка Зимняя обувь для мамы У петуха на голове Петушок, сапоги, гребешок ′

Слайд 9

′ ′ ′ ′

Слайд 10

Вывод: Ударение в русском языке разноместное. Оно может падать на любой слог. Справка: во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, т.е. ударение закреплено за определенным слогом в слове. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском – на первый.

Слайд 11

На море красивые Спортсмены катаются на волны … . . . волнах

Слайд 12

Го′ры – гора′х Вода′ – на во′дах Леса′ – в леса′х Но′вости – нет новосте′й

Слайд 13

Проверка До′м – дома′ – до′мики Гри′б – грибы′ – грибно′й Со′м – сомы′ – со′мики Кро′т – кроты′ – кроти′ный Ку′ст – кусты′ – кустово′й Со′ль – соли′ – соляно′й Сто′л – столы′ – столо′вый Бли′н – блины′ – бли′нный Но′ж – ножи′ – но′жики Ли′ст – ли′стья - листово′й

Слайд 14

Ударение в русском языке подвижное. В родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Слайд 15

Пи′ща Пища′

Слайд 17

Вывод: Ударение различает слова по смыслу. От ударения зависит смыл слова.

Слайд 18

Слова, отличающиеся лишь ударением называют ОМОГРАФАМИ. Одной из причин возникновения омографов в русском языке является различное ударение: со′рок - соро′к. Омографы также могут возникать за счет того, что в текстах обычно не ставят точки над ё, например: небо (небе – нёбо), поем (поем – поём).

Слайд 19

Выводы: 1. Ударение всегда падает на гласный. 2. В русском языке ударение разноместное. 3. Ударение подвижное. 4. Ударение играет смыслоразличительную роль в словах омографах.



Предварительный просмотр:

Тема: «Ударение».

Цель: Систематизация  и совершенствование знаний об особенностях ударения русского языка.

Задачи:

- уточнить представления о смыслоразличительной функции ударения;

- упражнять в делении слов на слоги; в расстановке ударения в словах омографах;

- развивать мышление через отгадывание слов по его лексическому значению;

- воспитывать взаимопомощь, аккуратность, внимательное отношение к слову

Оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Ход занятия:

СЦЕНКА.

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «3 раза в неделю по столовой ложке.                                     /

                                                  После приёма пищи».

Начинает пищать.

Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)                                      /                      

- Ах ты, глупышка!                                                                                    пищи

 

(Актеры выходят)

Учитель:

- Ребята, почему же мальчик стал пищать?

- Почему мама назвала его глупышкой?

Правильно, мальчик неверно поставил ударение в слове, поэтому и не понял, что нужно сделать. Что же говорится в инструкции, когда нужно принять лекарство?

Как мы увидели из сценки, незнание правил русского языка может и насмешить и даже навредить здоровью, поэтому нужно быть внимательными.

  1. Сообщение темы и целей занятия.

Как вы уже догадались, темой нашего сегодняшнего занятия будет УДАРЕНИЕ.

Мы будем учиться правильно ставить ударение в словах, находить ударный слог, поговорим о роли ударения в русском языке.

  1. Актуализация опорных знаний

Как вы уже знаете из курса русского языка, ударение всегда падает только на гласные буквы, давайте назовем их (а, о, у, э, ы, и, я, е, ё, ю).

  1. Работа по теме занятия.

А) Разноместность ударения.

А теперь давайте произнесем слова: сад, рок, Мук, юг, слон, стон, грязь, жесть. Во всех этих словах одна гласная и именно она является ударной.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

А сейчас я буду называть вам слова, а вы попробуйте отхлопать ритмический рисунок этих слов, причем ударный слог мы будем хлопать громче, например:

Рыба, липа, горе, соки, заяц                        Сколько слогов в каждом слове? Давайте зарисуем этот ритм схемой Х-х, Х-х.  Х-это ударный слог.

Рука, дубы, лицо, лиса, валы, цветы        Сколько слогов в этих словах? Какой из них ударный? Попробуйте сами нарисовать схему с ударным слогом.

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны отгадать слово и зарисовать его схему

Транспорт, летающий в космос – ракета. Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? Зарисуйте только схему.

Большие кучи снега, которые наметает ветер зимой – сугробы.

Листы, на которых мы пишем – бумага.

Проследите, все эти слова соответствуют одному рисунку. Везде ударный 2 слог. Давайте его отхлопаем вместе.

Ласковое название отца цыпленка – петушок.

Зимняя обувь для мамы – сапоги.

У петуха на голове – гребешок.

Сколько слогов в этих словах? Правильно, три. Какой из них ударный? Какая схема у вас получилась?

Молодцы.

По какому признаку мы разбили слова на три группы? Какой же вывод мы можем сделать из наших схем?

ВЫВОД: Ударение в русском языке разноместное, оно может падать на любой слог.

(Справка: Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

  • Во французском языке ударение всегда падает на последний слог,
  •  в польском языке – на предпоследний слог,
  • в чешском языке – на первый слог).

Б) Подвижность ударения

Какое слово нужно вставить в оба предложения? 

На море красивые … .

Спортсмены катаются на … .

Дополнение предложений словом с постановкой ударения

- Что произошло с ударением в слове волны? (ударение передвинулось с первого слога на второй).

Упражнение в нахождении и образовании слов с подвижным ударением

1.Выбери и выпиши пару словосочетаний с подвижным ударением.

Высокие горы  - нашли в горах

Холодная вода – стояли у воды

Густые леса – живут в лесах

Свежие новости – нет новостей

2. Изменить слова так, чтобы в слове получилось два, затем три слога.

Дом-дома-домики, Соль-соли-соленый

Слова: дом, гриб, сом, крот, куст, соль, стол, блин, нож, лист

ВЫВОД: Ударение в русском языке подвижное. В родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Физминутка

В) Вспомним начало нашего занятия. Отчего же запутался мальчик? В чем он ошибся?

Правильно,  именно ударение может:

  • отличать одно слово от другого -    пиʹщи  и   пищиʹ

Правильность постановки ударения зависит от смысла высказывания, от его контекста.

Например, посмотрите на слайд, у нас есть интересное слово ЗАМОК, а ударения в нем нет. Что может обозначать это слово? Попробуйте сами закончить предложения.

Итак, какой вывод мы можем сделать из этого наблюдения? Правильно.

ВЫВОД: Ударение различает слова по смыслу. От ударения зависит смысл слова.

Справка: (Слова, отличающие лишь ударением называют ОМОГРАФАМИ. Одной из основных причин возникновения омографов в русском языке является различное ударение: со'рок – соро'к, вы'возить – вывози'ть.

Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над ё, например: небо (небо и нёбо), поем (поем и поём),заем (заем и заём). Омографы другого типа в русском языке весьма редки.

Омографы могут совпадать в написании во всех формах слова: о'рган – орга'н, безо'бразный – безобра'зный. Гораздо чаще омографы совпадают лишь в отдельных формах).

А теперь давайте поиграем с омографами. Я буду показывать карточку, зачитывая слово, написанное на ней. А вы, переставив ударение в этом слове на другой слог, находите  у себя нужную картинку. Тот, кто правильно нашел и произнес новое слово, получает карточку и кладет ее на свое игровое поле.

плаʹчу –плачуʹ, аʹтлас – атлаʹс, беʹлок – белоʹк, париʹть – паʹрить, каʹпель – капеʹль, поʹлки – полкиʹ, боʹчка – бочкаʹ, виʹна – винаʹ, дуʹхи – духиʹ, ириʹс – иʹрис, лесаʹ – леʹса, оʹрган  - оргаʹн.

А теперь запишите пару каждого слова в свои рабочие карты и расставьте ударение.

  1. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу, давайте уточним все, что мы вспомнили и узнали об ударении. Какие выводы мы сделали?

  1. Ударение всегда падает на гласный.
  2. В русском языке ударение разноместное.
  3. Ударение подвижное.
  4. Играет смыслоразличительную роль в словах омографах.

Шаблон к уроку по теме «Ударение».

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Ритмический рисунок слов с ударением

 на первом слоге.

Ритмический рисунок слов с ударением

 на втором слоге.

Ритмический рисунок слов с ударением

на втором слоге в трехсложных словах.

Ритмический рисунок слов с ударением

на третьем слоге в трехсложных словах.

Вывод:

     1.Упражнение в нахождении слов с подвижным ударением.

Высокие горы  - нашли в горах

Густые леса – живу в лесах

Свежие новости – нет новостей

Холодная вода – стояли у воды

      2. Изменить слова с образованием слов с двумя и тремя слогами.

Дом

Гриб

Сом

Крот

Куст

Соль

Стол

Блин

Нож

Лист

Вывод:  

Пищи-пищи

(еда - писк).

Замок –замок

ОМОГРАФЫ – слова, отличающиеся лишь ударением.

Плачу

плачу

Атлас

Атлас

Белки

Белки

Парить

Парить

Капель

Капель

Полки

Полки

Бочка

Бочка

Вина

Вина

Духи

Духи

Ирис

Ирис

Орган

Орган

Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения, используемые на логопедических занятиях

Данный материал помогает в вформировании связанной речи при использовании игровой формы....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Эффективность работы учащихся  на любом  этапе урока во многом зависит от умения учителя  разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, прим...

Конспект урока на тему "Ударение"

Научиться соотнесить слова с ритмической схемой, тренироваться в определении ударной гласной и ударного слога, закрепление знания о слоговом синтезе слов....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Ш" в словах".

На данном занятии закрепляется правильное произношение звука "Ш" в словах....

Здоровосберегающие технологии на логопедических занятиях

В работе отражено значение применения здоровосберегающих технологий на логопедических занятиях. в настоящее время становится востребованным становятся такие педагогические технологии, которые помимо п...