Конспект урока на тему "Ударение"
план-конспект урока по теме

Солдатенкова Оксана Анатольевна

 Научиться соотнесить слова с ритмической схемой, тренироваться в определении ударной гласной и ударного слога, закрепление знания о слоговом синтезе слов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное общеобразовательное учреждение

                       Средняя общеобразовательная школа №7                                                

                      Открытый урок  на тему «Ударение»

                                                                             

                                                                              Подготовила: учитель-логопед    

                                                                                                   Солдатенкова О.А      

                                                    Ивантеевка 2014      

                                                                                                                                             Цель: на практическом уровне продолжить знакомить детей с ударением.

Задачи:

Образовательные: учить соотнесению слов с ритмической схемой, тренировать в определении ударной гласной и ударного слога, закрепить знания о слоговом синтезе слов.

Коррекционно-развивающие: обогащать и активизировать словарь по темам «Части тела», «Осень», работать над звукобуквенным анализом и синтезом, развивать фонематический слух, слуховое восприятие, память, внимание, навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные:  создавать ситуацию успеха, воспитывать чувство взаимопомощи, повышать речевую активность.

Оборудование: ноутбук с презентацией, индивидуальные зеркала, ватки-снежинки, слоги У ДА РЕ НИ Е, схемы слов, карточки со словами, карточки с буквами А И О У, рабочие тетради, индивидуальные карточки со словами.

           

  1. Организационный момент.

- Прозвенел и смолк звонок.

   Начинается урок.

   Все за парты дружно сели.

   На меня все посмотрели.

- Здравствуйте ребята! – К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся.

 Послушайте:

Заглянула Осень в сад-

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат,

Желтые метели

- Скажите, о каком времени года это стихотворение?

- А сколько всего времен года?

- Назовите осенние месяца.

- Какие приметы осени вы знаете?

  1. Знакомство с темой занятия.

Закрепление умения слогового анализа и синтеза, создание проблемной ситуации.

- Тему занятия вы определите сами. Сложите из слогов слово.

- Что получилось?

Прикрепляю на доску карточку УДАРЕНИЕ

- Сколько слогов в этом слове?

     - Что такое ударение?

- На какой слог падает ударение?

- На какую букву падает ударение?

Игра «Телеграфист»

Воспроизведение ритма слова.

- С помощью ручки изобразите слово ритмическим рисунком.

- Ударный слог самый громкий или самый тихий?

- Не забывайте об этом.

На экране картинки: листок, дерево, капуста, дождик, овощи

- Какие слова напоминают нам о осени?

- Почему?

- А теперь чтобы отдохнули глазки, сделаем гимнастику:

На доске по углам прикреплена новогодняя атрибутика, дети следят за лазерной указкой.

- Вернемся к ударению. Подберите слово к заданной схеме.

Схемы вывешиваются на доску, а слова на карточках выдаются детям.

  /                   /             /                       /

 __ __     __ __     __ __ __     __ __ __

ногти     рука      животик     голова

локти    спина     запястье

ухо        виски     колени

брови    глаза      

- Каким одним словом можно назвать эти слова?

-Давайте отправимся в «путешествие по телу»

Физминутка.

-К чему прикасаетесь – погладьте.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Устный диктант.

- Я буду диктовать слово, а вы поднимайте карточку с буквой, обозначающей ударный гласный.

ОСЕНЬ, ХОЛОД,  САПОГИ, ИНЕЙ, СНЕГ, ТУЧИ, ТУМАН, ЛИСТОПАД

- Вы знаете, что такое ЛИСТОПАД ?

- Посмотрите на экран.(изображение предмета, объяснение)

- Нам предстоит работа в тетради, но прежде мы выполним гимнастику для пальчиков:

Дождь, дождь веселей!

Капай, капай не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

     Брызги в поле пуще,

     Станет трава гуще.

- Теперь откроем тетради, запишем число.

- Напишем графический диктант.

- Вы записываете схему слова и ставите ударение.

 СНЕЖОК, ХОЛОД, ИГРУШКИ, ДЕДУШКА, СЮРПРИЗ, ПРОСТУДА.

    - Посмотрите на экран, проверьте свои работы.

    - А почему я вспомнила о простуде?

    - Чтобы не заболеть, мы сделаем массаж           «Неболейка».

   Чтобы горло не болело, мы его погладим смело,

(поглаживаем ладонями шею сверху вниз)

    Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

(указательным пальцем растираем крылья носа)

    Лоб мы тоже разотрем, ладошку ставим козырьком

(растираем лоб ладонями в стороны,вместе)

   «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею.

(растираем точки впереди и сзади за ушами)

    Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна!

(потираем обе ладони)

   - Выполним еще одно упражнение в тетради.

Тренировка в выделении ударного слога в словах на уровне предложения, закрепление знаний о слоговом синтезе слов.

  - У вас на карточках написаны слова. Из ударных слогов каждого слова составьте предложение, запишите его.

Карточки с подсказкой и без:

НАша, ДВОрик, Река, зОла, СЕно, коНЬ

бирюзаЗА, ОКна, астроНОМ, ХОчет, ЛОдка, НОги.

- Прочитайте свои предложения.

  1. Рефлексия.

- Наше занятие подходит к концу.

- Какое упражнение  понравилось больше всего?

- Какое задание показалось трудным?

- Как правильно поставить ударение?

- На какой звук всегда падает ударение?

- Как называется такой звук?

- Ударение помогает нам не путать слова, делать нашу речь четкой и правильной, а письмо грамотным.

- Спасибо за занятие, до новых встреч.

- О осени.

- Четыре.

- Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

- Дождь, желтые листья, ветер, снег.

У ДА РЕ НИ Е

- Пять.

- Выделение голосом одного слога.

- На слог РЕ.

- На букву Е.

хХ, Ххх, хХх, Хх, Ххх

- Дождик, овощи

- Части тела.

Дети выполняют зарядку

- О,О,И, И,Е,А,У,А,А

Выполняют пальчиковую гимнастику.

       /               /        /

 __ __ __,  __ __, __ __,

И т.д.

-Когда на улице холодно, можно простудиться.

Выполняют массаж

- На дворе осень.

- За окном холодно.

- Позвать слово.

- На гласный.

- Ударный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"

Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....