Лекция "Понятие конфликта и его структура. Причины и источники конфликта"
план-конспект занятия на тему

Колесникова Ирина Дмитриевна

Лекция по курсу "Психология общения" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_konflikty.docx53.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Камчатского края

КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»

Технологическая карта теоретического занятия (лекция) № 5

Дисциплина    Психология общения

Специальность  44.02.02 Преподавание в начальных классах (очная форма обучения)

Курс  III   Семестр VI

Тема программы «Общение в конфликте»

Тема занятия «Понятие конфликта и его структура. Причины и источники конфликта»

Группы  Ш-31,Ш-32 (школьное отделение)

Преподаватель  Колесникова И.Д.

Продолжительность  2 часа (90 минут) 

 Место проведения   учебная аудитория

Цели учебного занятия:

1.1. Дидактические:

  • ознакомить студентов с историей происхождения понятия;
  • сформировать понятия конфликта и его структуры, функции конфликта;
  • рассмотреть основные причины (источники) возникновения конфликтов в социуме;  
  • изучить конфликтогены и невербальное проявление конфликта;
  • 1.2.  Развивающие:
  • развивать интерес к психологии общения как науке;
  • развивать познавательные процессы, способности составлять и анализировать информацию;
  • развивать умение студентов воспринимать и осмысливать знания, полученные на занятии.

1.3. Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, выдержку, чувство ответственности;
  • воспитывать умение сочувствовать и сопереживать. 

1.4. Методические:

  • добиться эффективного усвоения учебного материала на I –II уровне;
  • обеспечить целенаправленную методическую работу преподавателя.

 

II. Методы:

2.1. Метод формирования интереса:

  • использование различных источников получения информации: журналы, интернет; учебные пособия.
  • использование методического материала.

2.2. Метод использования ТСО:

  • усиление предлагаемой информации.

III. Формируемые компетенции: ОК 1 - ОК 9

Обучающиеся должны знать: понятие конфликт, причины, структуру, функции, виды.

 Обучающие должны уметь: понимать причины конфликта и определять его в профессиональной деятельности.

Тип занятия изучение нового материала

Вид занятия лекции 

Образовательные технологии: информационно - коммуникативная

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный.

Средства обучения:

Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор

Электронные ресурсы: мультимедийная презентация

Литература:

  1. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум общения. Учеб. Пособие для студентов педагогических средних профессиональных учебных заведений. 2012г.
  2. Стюхина Г.А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или конфликты в нашей жизни: способы решения. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 40с.
  3. Панфилова А.П. Психология общения учебник для студ. Учреждений сред.проф. образования – А.П.Панфилова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 368с.

Интернет ресурсы

  1. http://all-psychology.ru/vvedenie/predmet.html
  2. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/predmet_psichologii_ee_zadachi_i_metodi.html
  3. http://www.anypsy.ru/content/opredelenie-psikhologii-kak-nauki-predmet-i-zadachi-psikhologii
  4. http://www.youtube.com/watch?v=nYcAIBx9CC8

Межпредметные связи

Дисциплина

Тема

Обществоведение

  1. Философские и психологические знания о человеке.
  2. Духовная культура личности.

Обеспечиваемые:

Дисциплина

Тема

Психология

  1. Личность. Структура личности. Психика.
  2. Эмоционально-волевая сфера личности

Карта внутрипредметных связей

Обеспечивающие темы

связь

Обеспечиваемые темы

Технологии коммуникации

конфликт

  1. Помехи в общении

Виды и уровни общения

конфликт

  1. Виды и способы разрешения конфликта

ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Этапы занятия

время

в мин.

Организационный момент.

1

Мотивация темы, цели занятия. План лекции.

2

Вопросы для актуализации опорных знаний.

3

Изложение нового материала.

65

Закрепление изложенного материала.

10

Систематизация и обобщение изученного материала.

6

Подведение итогов лекции. Задание на дом.

2

Заключительный момент занятия.

1

                                                               

Карта ТСО и наглядностей

№ пп

  Вид

    Наименование

ТСО

Мультимедийный проектор «BENQ», ПК, экран

Наглядности

  1. Презентация «Теория конфликта», «Структура и функции конфликта», «Динамика развития конфликта»

Лекция №5

Тема «Понятие конфликта и его структура. Причины и виды конфликтов»

Учебная цель – дать представление о конфликтах, его структуре, функциях, видах, источниках (причинах).

Этапы лекции

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

I.Вводная часть

1.Организационный момент.

2. Вступление, мотивация изучения темы.

3.Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция.

II. Основная часть

Изложение нового материала с использованием

презентации «Теория конфликта»

Вывод по вопросу 1.

Комментирование презентации «Причины конфликтов»

Проверка понимания прослушанного материала

Вывод по вопросу 2.

Релаксационная пауза

Презентация «Структура и функции конфликтов»

Вывод по вопросу 3.

III. Заключительная часть.

Закрепление изложенного материала.

Систематизация и обобщение изученного материала.

Подведение итогов лекции. Задание на дом.

Заключительный момент занятия.

Приветствие

Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как «столкновение», «разногласие», «спор», «схватка», «борьба» и т. п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах. Только произносилось бы оно в каждом языке по-своему. Однако, наверное, тот факт, что слово «конфликт» вошло в разные языки и прижилось в них, не случаен. Из этого, на первый взгляд, чисто лингвистического факта можно даже навлечь некоторые небезынтересные выводы, выходящие за рамки лингвистики. Во-первых, из него следует, что, очевидно, есть потребность в общем понятии, которое охватывает самые различные варианты столкновений, споров, схваток и пр. А во-вторых, этот факт свидетельствует, что повсюду на земле люди, живущие в самых разнообразных условиях, встречаются с явлением, которое обозначается словом «конфликт». Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликты. Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте; и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Тема «Понятие конфликта и его структура. Причины и источники конфликта»

План лекции:

  1. теория конфликта
  2. причины и виды конфликтов
  3. структура и функции конфликта  
  1. Какое определение понятию «конфликт» вы можете дать?
  2. Как Вы думаете, для чего необходимо изучать конфликты и поведение людей в конфликтной ситуации?
  3. Какие сферы психики человека задействованы в конфликтной ситуации?
  4. Можно ли жить без конфликтов? Почему?

  1. Теория конфликта

Слайд 1. Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, — они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково.

В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века. В классическом «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля его еще нет. А современный «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в XX веке оно имеет очень широкую область применения: «семейный конфликт», «вооруженный конфликт на границе», «конфликт с сослуживцами», «конфликтная комиссия».

В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Конфликты — это норма жизни

Противоположность конфликта — это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире и согласии легко, просто, удобно. Поэтому все мы ценим возможность такой жизни. «Худой мир лучше доброй ссоры», — утверждает пословица.

Слайд 2. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения. Они портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здоровье человека. Неудивительно, что люди вообще-то не любят конфликтов и побаиваются их.

Слайд 3. Конфликтологи-практики знают, что участники конфликта обычно не хотят называть конфликтом то, что между ними происходит. Даже тогда, когда конфликт в полном разгаре, они нередко говорят конфликтологу, призванному на помощь: «Не думайте, что мы конфликтуем. Никакого конфликта между нами нет, мы просто расходимся во мнениях...».

Слайд 4. Люди считают, что конфликтовать плохо, и, значит, утверждение, что они конфликтуют, бросает на них тень, портит их репутацию в глазах окружающих. Поэтому учителю надо быть тут осторожным: квалифицируя какие-либо отношения между людьми как конфликт, не всегда следует начинать улаживание их с заявления: «Между вами конфликт». Услышав подобное утверждение, участники конфликта могут почувствовать неприязнь к человеку, который столь резко и нехорошо характеризует их поведение и тем самым выставляет их в невыгодном свете. А это приведет к тому, что контакт с ними будет затруднен. Они будут избегать откровенности и недоверчиво воспринимать рекомендации конфликтолога, который, по их мнению, неправильно понимает суть дела и неверно оценивает их действия и их личные качества.

Слайд 5. Однако хотим мы того или нет, нравится ли нам или не нравится, но конфликты в нашей жизни неизбежны. А раз так, то остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу.

Мы чаще задаем такие вопросы:

  • Почему люди не понимают друг друга?
  • Почему люди ссорятся?

И реже:

  • Как я веду себя с разными людьми в разных ситуациях?
  • Часто ли я вступаю в конфликты с кем-либо? Почему?

В нашей жизни достаточно конфликтных ситуаций. Исследования психологов, социологов, философов выявили закономерности, по которым возникают и разгораются конфликты. Знание этих закономерностей позволяет ликвидировать конфликты в самом зародыше. Анализ большого числа конфликтов показал, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинные причины конфликта, «зацикливаясь» на наиболее возмущающих их моментах, лежащих на поверхности и являющихся следствием более глубоких причин. Лечение без диагноза обрекает на худший исход.

Как разгораются конфликты? С чего начинаются?

80% конфликтов возникают помимо желания их участников: темперамент, характер, интересы, мотивы, потребности, ценности.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (или бездействия) могущие привести к конфликту.

Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Есть даже афоризм: «Люди не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других и, потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Первый конфликтоген может быть непреднамеренным, появляется ситуативно.

Слайд 6. Наиболее часто встречающиеся конфликтогены.

  1. Стремление к превосходству:
  1. Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная критика, обвинение, издевка, сарказм.
  2. Снисходительное отношение: проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Не нервничайте», «Как можно этого не знать?», «Неужели Вы не понимаете?», «Вам ведь русским языком сказано», «Вы умный человек, а поступаете…», «Вы же педагог, психолог…». Народная мудрость гласит: «Если ты умный человек, то никому не говори об этом».
  3. Хвастовство, т.е. восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна.
  4. Категоричность, безапелляционность является проявлением излишней уверенности в своей правоте. Фразы: «Я считаю…», «Я уверен…».Более безопасно употреблять «Я думаю…», «Мне кажется…»,  «У меня сложилось впечатление, что…».Суждения о музыке, одежде, манере поведения.
  5. Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий занимает позицию превосходства.
  6. Перебивание собеседника – повышение голоса или когда один поправляет другого, тем самым показывает, что его мысли более ценны, его надо слушать.
  7. Утаивание информации. Появляются домыслы, слухи, сплетни. Возникает недоверие к скрывшему информацию, ибо его действие вызвало состояние тревоги.
  8. Нарушение этики: нечайно толкнул, наступил на ногу, не извинился, не поздоровался и др.
  9. Подшучивание, насмешки. Обычно объектом насмешек становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Осмеянный будет искать возможность поквитаться с обидчиком. Страдания, причиненные другому, отзвучит на причинившем его.
  10. Обман или попытка обмана есть средство добиться цели нечестным путем и является сильнейшим конфликтогеном.
  11. Напоминание о какой-то проигрышной для собеседника ситуации особенно в присутствии слушателей.
  12. Перекладывание ответственности на другого человека. Это попытки управлять другим человеком против его воли.

Слайд 7.  II. Проявление агрессивности.

Слайд 7. III. Проявление эгоизма. Эгоист добивается чего-то для себя обычно за счет других и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Слайд 8. Установлена закономерность: эскалация конфликтов.

На конфликтоген в свой адрес, человек старается ответить еще более сильным конфликтогеном и т. д.  К сожалению, мы устроены весьма несовершенно, болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляем ответную агрессию. Слайд 9. Безусловно, требования высокой морали более отвечает умение сдерживаться, а ещё лучше – простить обиду. К этому призывают все религии и этические учения. Но люди этому не следуют.

Слайд 10. Это объясняется тем, что потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и достойно относится к числу основных потребностей человека и потому покушение на неё воспринимается так болезненно.

 Слайд 11. Правила бесконфликтного общения.

  1. Не употреблять конфликтогенов.
  2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
  3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.

Есть ли понятие противоположное понятию конфликтоген?

Это все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважение и т.д.

Слайд 12. Есть ли вещества в организме, настраивающие нас на борьбу?

Есть: адреналин – аварийный гормон, придающий нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие ярость, гнев сопровождаются выделением норадреналина. И, наоборот, благожелательные посылы настраивают людей на комфортное бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» - эндорфинов.

Доброжелательное поведение оказывает (+) влияние на того, кто говорит и на того, кто слушает.

       Предложение к студентам задать вопросы

  1. Причины и виды конфликтов

Слайд 2. В основе классификации конфликтов лежат разные признаки. В противоречиях, порождающих деструктивную коммуникацию и приводящих к конфликту, могут быть как предметно-деловые разногласия, так и личностно-прагматические.

Слайд 3. В целом конфликт как разновидность проявления противоречий практически всегда является источником развития.

Источники (причины) конфликтов – это противоречия, возникающие между людьми, группами, организациями, государствами. Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые так или иначе затрагивают личные интересы, включая и руководителя.

Слайд 4. Объективные и субъективные причины конфликтов

Слайд 5. Объективные причины. К объективным причинам конфликтов можно отнести: размытость стратегических целей организации из-за экономической и политической нестабильности и экстремальных ситуаций в масштабах страны; неблагоприятные социальные условия труда и быта, низкая заработная плата специалистов; неразвитая материально-техническая база образовательных учреждений; низкий уровень организации труда, места и времени персонала; устарелость организационных структур, штатных расписаний, технологий; гендерные и возрастные проблемы работников и др.

Слайд 6-7-8-9. Организационно-управленческие причины. К причинам конфликтов по вине руководителей можно отнести, например, нарушение трудового законодательства; неразвитую систему мотивации; размытые личные цели и ценности руководителя; высокую потребность во власти; низкий уровень управленческой, профессиональной и социально-психологической компетентности руководителя; поощрение подхалимажа и угодничества, конформизма; эмоциональную неустойчивость руководителя и др.

Слайд 10-11-12-13-14-15.  Социально-психологические причины конфликтов. К распространенным причинам возникновения конфликтов по вине подчиненных относятся такие, как отсутствие сознательной дисциплины и ответственности; нечестное отношение к труду, сложившаяся косность и инертность в стиле работы коллектива; антипатии, неприязнь друг к другу; незнание должностных обязанностей или умышленное их игнорирование; низкий уровень профессиональной и коммуникативной культуры, негативные и акцентуированные черты характера и др.

Слайд -13-14-15. Социально-психологические причины конфликтов.  Одной из важнейших причин конфликтов в процессе профессиональной деятельности является также демотивация работников, т.е. потеря заинтересованности в работе.

Слайд16-17. Личностные причины конфликтов. Наиболее частой причиной, по которой работающие люди утрачивают мотивацию, является, прежде всего, отсутствие признания. Для того чтобы предупреждать конфликты в профессиональной педагогической деятельности и своевременно выявлять демотивацию, необходимо отслеживать ее признаки, включающие в себя: прогулы, опоздания, притворство, безучастность, внезапные вспышки раздражения.

Особенно характерным признаком демотивации является необщительность.

Люди стараются ограничить контакты до минимума, избегают взаимодействия, демонстрируют вербальную и невербальную агрессию, апатию.

Слайд 18. В классификации выделяются такие характеристики, как конструктивные и деструктивные конфликты.

Конструктивные конфликты — это те, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики: борьба противоположностей—источник развития). Причинами, например, конструктивных деловых конфликтов могут быть: необеспеченность задания ресурсами или отсутствие необходимой компетентности. Разрешение конструктивного конфликта — это устранение причин, недостатков, т. е. усовершенствование процесса трудовой деятельности.

Деструктивные конфликты — возникают в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Субъективными причинами, порождающими деструктивные конфликты, являются неправильные действия людей и несовместимость отдельных работников. В профессиональной деятельности причины конфликтов субъективного характера, как свидетельствуют специалисты по проблеме, возникают по вине самих руководителей (52 %) или по вине подчиненных (33 % — из-за несовместимости и 15% — из-за несоответствия требованиям занимаемой должности).

Слайд 19-20. Функции конструктивного конфликта

Слайд 21. Функции деструктивного конфликта

1). Итак, перечислите причины (источники) конфликтов?

Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

  • целей, интересов, позиций;
  • мнений, взглядов, убеждений;
  • личностных качеств;
  • межличностных отношений;
  • знаний, умений, способностей;
  • функций управления;
  • средств, методов деятельности;
  • мотивов, потребностей, ценностных ориентацией;
  • понимания: интерпретации информации;
  • оценок и самооценок.

2). Почему, как вы думаете, часть людей очень часто попадают в конфликтную ситуацию, а часть – редко? Ваши предположения.

Черты характера, особенности поведения человека характерные для конфликта:

  • стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово;
  • быть настолько «принципиальным», что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам;
  • излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;
  • критика, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная;
  • плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется;
  • консерватизм мышления, взглядов, убеждений, не желания преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии;
  • стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;
  • стремление к независимости – хорошее качество, но до определенных пределов;
  • излишняя настойчивость (навязчивость);
  • несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека;
  • неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка;
  • инициатива, особенно творческая (там, где это не нужно).

Устранение личностных недостатков – основная цель самосовершенствования личности (самообразования, самовоспитания и саморазвития).

Предложение к студентам задать вопросы.

Упражнения на глаза, шейный отдел позвоночника, кисти рук.

  1. Структура и функции конфликта  

Слайд 2. Конфликт наряду с тем, что он является системой, представляет собой и процесс.

Слайд 3. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и понятие «конфликтная ситуация» — фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

В структуру конфликтной ситуации входит несколько основных элементов.

Слайд 4.   Участники конфликта — лица, чья степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Выделяют несколько групп участников.

Слайд 5. Основные участники конфликта, или противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает «возражающий, противник в споре».

Слайд 6. Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т. д.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (подстрекатель, организатор и др.).

2.  Информационные модели конфликтной ситуации у основных и второстепенных участников конфликта.

Слайд 7. 3.  Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения, которого стороны вступают в противоборство. Борьба отражает стремление сторон разрешить это противоречие. В ходе конфликта она может затухать и обостряться. Так же ведет себя и противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной, пока противоречие не разрешится.

4.  Объект конфликта — его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

Слайд 8. 5.  Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, то есть микро- и макросреду, в которых возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид.

Слайд 9. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте (по С. М. Емельянову).

Классический подход К. Томаса и Р. Киллмена удобен для выделения основных стратегий поведения. Более глубокий вариант анализа предпринят С. М. Емельяновым. Он дополнил модель измерением ценности межличностных отношений.

Слайд 10. Как и ранее, основу модели составляют ориентации участников конфликта на собственные интересы и интересы противоположной стороны.

Качественная характеристика избираемого поведения — оценка интересов в конфликте — соотносится с количественными параметрами: низким, средним, высоким уровнем направленности на интересы.

Слайд 11. Исследования показывают, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

□       содержания предмета конфликта;

□       ценности межличностных отношений;

□       индивидуальных психологических особенностей личности.

Слайд 12. Ценность межличностных отношений для оппонентов занимает особое место в оценке моделей и стратегий поведения в конфликте. Так, если межличностные отношения (партнерство, товарищество, дружба, любовь и др.) не представляют ценности, то поведение оппонента в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба и пр.).

Слайд 13. Основываясь на изложенном С. М. Емельяновым, можно выстроить трехмерную модель стратегий поведения в конфликте и более полно учесть значимые факторы процесса формирования конфликтного поведения. В этом случае содержание отдельных стратегий предстает в несколько модифицированном виде:

□  уход (избегание, бездействие) — межличностные отношения не играют решающей роли, не становятся они и причиной, заставляющей решить проблему. В совокупности с низкой личной заинтересованностью в решении противоречия, отсутствием желания учитывать интересы оппонента эти характеристики позволяют уйти от активных действий, но не избежать конфликта в будущем;

□  принуждение (борьба, соперничество) — по сравнению с поставленной целью ценность межличностных отношений при реализации данной стратегии незначительна. Не берутся в учет и потребности оппонента. На первый план выходят личные интересы. Подобный стиль поведения характерен для деструктивной модели, как правило, разрушающей взаимоотношения сторон;

□  уступка (приспособление) — это своего рода жертвование личными интересами, заявление, что настоящие интересы лежат за пределами конфликтной ситуации. Оппонент стремится сохранить определенный уровень взаимоотношений, признает приоритет соперника;

□  компромисс — стратегия баланса между сохранением и развитием отношений, с одной стороны, и соблюдением интересов сторон — с другой. Ее основой становятся обоюдные и разумные отступления в требованиях;

□  сотрудничество — стратегия, признающая высокую ценность как межличностных отношений, так и интересов сторон конфликта. Четкое осознание первой характеристики позволяет искать все возможные варианты решения проблемы при максимальном учете требований оппонентов.

В конфликте используются комбинации стратегий, а может доминировать и одна. В конфликтах по вертикали оппоненты часто меняют стратегию поведения. Подчиненные идут на это чаще, чем руководители — 71 и 46 % соответственно. Порой конфликт начинается с кооперативного поведения, однако при его неудаче в ход пускается соперничество, которое может также оказаться неэффективным.

Вопросы для закрепления материала

  1. Раскройте понятие конфликт.
  2. Назовите виды конфликтов и дайте краткую характеристику.
  3. Перечислите причины конфликтов
  4. Какие функции выполняет конфликт в жизни человека?
  5. Что такое конфликтогены? Опишите алгоритм их воздействия на психику человека.
  6. Какие вербальные и невербальные проявления конфликта вы можете назвать?
  7. Опишите стратегии поведения человека в конфликте.

Таким образом, рассмотрены понятия конфликт, виды конфликтов, причины(источники) конфликтов. Современному педагогу необходимо усвоить данные понятия для формирования конфликтологической компетенции.

Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.

Общие признаки трудной ситуации таковы:

-наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;

-состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;

-заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки "обыкновенности".

Специфической реакцией личности на трудную ситуацию можно считать психическую напряженность, которая характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.

В зависимости от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы:

  • перцептивную (возникающую при затруднении в восприятии);
  • интеллектуальную (человек затрудняется решить задачу);
  • эмоциональную (возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
  • волевую (человек не может управлять собой);
  • мотивационную (связанную с борьбой мотивов).

Психологическая устойчивость - это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:

  • типа нервной системы человека;
  • опыт человека, профессиональной подготовки;
  • навыков и умений поведения и деятельности;
  • уровня развития основных познавательных структур личности.

Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный. Психологическая устойчивость – это не просто их сумма, а интегративное образование.

Очевидна зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства. С ростом трудности ситуации эффективность деятельности все больше и больше начинает зависеть от психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства.

 

  1. Чтение лекции. (для ИТО)
  2. Краткий конспект по уч. Панфилова А.П. Психология общения учебник для студ. Учреждений сред.проф. образования – А.П.Панфилова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 368с. Раздел «Общение в конфликте». (Для способных)
  3. Подготовьте сообщения (презентации с комментированием) на темы: «Роль негативных эмоций в общении человека», «Толерантное поведение приходит на смену конфликтам». (Индивидуальные задания)

Благодарю всех за внимание. Если есть  вопросы – задайте.

Студенты записывают тему и план

Ответы студентов

Студенты записывают

Ответы студентов

Студенты записывают информацию

Вопросы студентов

Студенты ведут записи в конспекты

Ответы студентов

Ответы студентов

Студенты выполняют упражнения

Студенты ведут записи в конспекты

Ответы студентов

Студенты выбирают задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по менеджменту "Природа конфликта, причины и последствия"

Разработка урока включает в себя пояснительную записку с обоснованим использования технологии развития критического мышления,  технологическую карту урока и  содержание урока (лекционны...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: «ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ»

Данный открытый урок проводится с целью обмена опытом и представления опыта преподавателя при проведении аттестации на первую квалификационную категориюТема: «Природа конфликтов, причины во...

Презентация "Конфликт и его структура"

Презентация по дисциплине ОГСЭ. 07. Основы деловой культуры для обучающихся медицинских колледжей...

Презентация "Причины возникновения и пути решения конфликтов между преподавателям и студентом"

В презентации представлено понятие конфликта, какие виды конфликтов существуют, причины возникновения и специфика урегулирования конфликтов...

«Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения»

Данный материал предназначен для профилактики конфликтов (трудных ситуаций)  в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций....

Методическая разработка лекционного занятия «Основные причины конфликтов и пути их разрешения» (для педагогов дополнительного образования)

В представленной работе рассмотрены теоретические вопросы из области конфликтологии, освещены основные направления и способы урегулирования конфликтных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться в п...

Причины возникновения и пути решения конфликтов между преподавателем и студентом

Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении. Конфликтные ситуации, участниками которых являются преподаватель и студент, харак...