Презентация "Конфликт и его структура"
презентация к уроку

Презентация по дисциплине ОГСЭ. 07. Основы деловой культуры для обучающихся медицинских колледжей 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБПОУ ДЗМ «МК №5» Конфликт и его структура C пециальность : Лечебное дело Преподаватель : Овикова А.В.

Слайд 3

Опорные понятия Конфликт — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. Субъект – участник конфликта. Объект – сама проблема, из-за которой возник конфликт. Предмет – конкретное материальное выражение объекта.

Слайд 4

Причины конфликтов Среди популярных причин конфликтов можно выделить следующие: Неадекватная самооценка (завышенная или низкая самооценка. Неадекватное представление о ситуации, другом человеке. Несовместимость социальных ролей. Дискриминация по любому признаку. Речь идет о «своих» и «чужих». Ограниченный объем ресурсов, то есть «битва за место, блага» .

Слайд 5

Причина конфликта

Слайд 6

Функция конструктивного* конфликта : *способствующего развитию взаимоотношений разрядка напряжения (оппоненты начинают лучше понимать друг друга); информационная и связующая (оппоненты получают новую информацию о себе, друг о друге и ситуации); сплочение и структурирование коллектива, организации (объединение людей против кого-то или чего-то); стимулирование к изменениям и развитию (поиск новых аргументов для отстаивания своей позиции); выражение скрытых идей и мыслей (позволяет более полно понять ситуацию и разобрать все варианты ее решения); диагностика межличностных отношений («друзья познаются в беде»).

Слайд 7

Функция деструктивного * конфликта : *препятствующего эффективному взаимодействию эмоциональное выгорание; увольнение, изгнание; снижение продуктивности, работоспособности; ухудшение взаимоотношений и социально-психологического климата; занижение значимости противоположной стороны, неадекватная оценка себя; эмоционально тягостная ориентация на саму борьбу и победу, а не на результат (решение проблемы).

Слайд 8

Функция конфликта для личности Положительные самопознание; коррекция самооценки; снятие собственного напряжения; саморазвитие; адаптация; социализация; самоутверждение; самореализация. Отрицательные снижение работоспособности, разочарование в себе, снижение самооценки, потеря мотивации, развитие пассивности, разрушение мировоззрения, потеря ценностей.

Слайд 9

Стадии конфликта Можно выделить 4 стадии развития конфликта: Формирование конфликтной ситуации. Осознание противоречия. Выбор тактики конфликтного поведения. Цель – блокировка намерений и достижений противоположной стороны. Разрешение конфликта. Происходит за счет изменения ситуации или отношения сторон к ней. Возможно частичное (устранены внешние признаки конфликта, но у сторон остались внутренние побуждения к противоборству) и полное (внешнее и внутреннее устранение конфликтного поведения и побуждений) разрешение.

Слайд 10

Структура конфликта Основными элементами конфликтного взаимодействия являются: 1) объект конфликта, 2) участники конфликта ( главные и второстепенные ) , 3) социальная среда, условия конфликта , 4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы .

Слайд 11

Разрешение конфликта Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта. Выделяют пять основных стратегий (К. Томас): соперничество; компромисс; сотрудничество; уход; приспособление.

Слайд 12

Формы завершения конфликта Конфликт может быть: разрешен, урегулирован, затушен, устранен, трансформирован в другой конфликт.

Слайд 13

Профилактика конфликтов !Предотвращать всегда эффективнее, нежели устранять! Потому предлагают несколько методов по снижению напряженности ситуации: Согласие, или общее дело . Если очевидно, что, например, между детьми назревает конфликт, то нужно их объединить делом, удовлетворяющим интересы обоих. Будучи увлеченными, они найдут другие общие темы и научатся сотрудничать. Развитие эмпатии , способности сопереживать. Формирование уважительного отношения и понимания ценности каждой личности . Опора на достоинства оппонента . Важно акцентировать внимание на отличиях, но в положительном ключе. «Я умею творчески излагать материал – ты структурировано оформлять». Снятие психологического напряжения с помощью «поглаживаний» (праздники, презентации, совместный отдых).

Слайд 14

Люди во многом схожи, но вместе с этим каждый из нас – уникальная личность, индивидуальность со своими интересами, потребностями и убеждениями. В этом состоит и прелесть, и сложность социальных взаимоотношений. Но без них, как известно, немыслима сама жизнь человека. На работе, в семье, на учебе не избежать конфликтов. Но важно пользоваться нашим отличием от животных – разумным интеллектом.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Конфликт и его структура

«Конфликты - это норма жизни.  Если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс».

Ч. Ликсон. 

Опорные понятия(3слайд)

Конфликт — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. 

Субъект – участник конфликта.

Объект – сама проблема, из-за которой возник конфликт. Объект обладает такими характеристиками:

  • относительность (становится объектом конфликта только в чьих-то глазах, например, власть может стать объектом конфликта);
  • связь с историческим моментом;
  • ограниченность (достанется не всем, хватит не всем).

Чаще всего объектами становятся ресурсы, статусы и духовные ценности.

Предмет – конкретное материальное выражение объекта. Так, например, объектом может быть статус, а предметом – повышение или прибавка.

Причины конфликтов(4 слайд)

Среди популярных причин конфликтов можно выделить следующие:

  1. Неадекватная самооценка. Индивид не воспринимает критику. Он либо злится (завышенная самооценка), либо злится и дополнительно внутренне тяжело переживает конфликт (низкая самооценка).
  2. Неадекватное представление о ситуации, другом человеке. Возникает от незнания, веры слухам, получения недостоверной информации или от недостатка данных.
  3. Несовместимость социальных ролей. Внутреннее противоречие одного человека или разные представления об одной и той же роли у двух людей. Например, подростки считаю себя взрослыми, но для родителей они – дети.
  4. Дискриминация по любому признаку. Речь идет о «своих» и «чужих».
  5. Ограниченный объем ресурсов, то есть «битва за место, блага».

Причиной конфликта может стать все, что не удовлетворяет потребности одного человека или группы людей, задевает интересы (личные или групповые) и ограничивает поведение и деятельность субъектов.

Причины конфликта (5 слайд)

1.jpg

Функции конфликта(6,7,8 слайд)

«В споре рождается истина» – гласит известное изречение. Это действительно так, но это далеко не единственная функция конфликта. Если конфликт конструктивен (конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений), то он выполняет следующие функции:

  • разрядка напряжения (при благоприятном ведении конфликта оппоненты начинают лучше понимать друг друга);
  • информационная и связующая (оппоненты получают новую информацию о себе, друг о друге и ситуации, которую могут использовать в дальнейшем);
  • сплочение и структурирование коллектива, организации (речь об объединение людей против кого-то или чего-то);
  • стимулирование к изменениям и развитию (поиск новых аргументов для отстаивания своей позиции);
  • выражение скрытых идей и мыслей (позволяет более полно понять ситуацию и разобрать все варианты ее решения);
  • диагностика межличностных отношений («друзья познаются в беде»).

Деструктивный конфликт (конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений) тоже выполняет определенные функции, но они негативны:

  • эмоциональное выгорание;
  • увольнение, изгнание;
  • снижение продуктивности, работоспособности;
  • ухудшение взаимоотношений и социально-психологического климата;
  • занижение значимости противоположной стороны, неадекватная оценка себя;
  • эмоционально тягостная ориентация на саму борьбу и победу, а не на результат (решение проблемы).

По отношению к конкретной личности конфликт также несет в себе положительные и отрицательные функции. К положительным относится:

  • самопознание;
  • коррекция самооценки;
  • снятие собственного напряжения;
  • саморазвитие;
  • адаптация;
  • социализация;
  • самоутверждение;
  • самореализация.

К негативным влияниям конфликта на конкретную личность относится:

  • снижение работоспособности,
  • разочарование в себе,
  • снижение самооценки,
  • потеря мотивации,
  • развитие пассивности,
  • разрушение мировоззрения,
  • потеря ценностей.

Стадии конфликта(9 слайд)

Можно выделить 4 стадии развития конфликта:

  1. Формирование конфликтной ситуации, то есть потенциальный конфликт (не всегда осознается самими субъектами).
  2. Осознание противоречия. Притом оно может быть адекватным (реальное видение ситуации), неадекватным (искаженное видение ситуации), неясным (очевидно напряжение, но не ясна причина), ложным («раздули из мухи слона»).
  3. Выбор тактики конфликтного поведения. Цель – блокировка намерений и достижений противоположной стороны.
  4. Разрешение конфликта. Происходит за счет изменения ситуации или отношения сторон к ней. Возможно частичное (устранены внешние признаки конфликта, но у сторон остались внутренние побуждения к противоборству) и полное (внешнее и внутреннее устранение конфликтного поведения и побуждений) разрешение.

Структура конфликта(10 слайд)

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия конфликта,

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

1 -  Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

2 - Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на 3 основных типа:

1. Межличностные (столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, противодействуют и мешают друг другу).

2. Межгрупповые (противоборство групп в коллективе, социуме).

3. Внутриличностные (столкновение противоположно-направленных мотивов, потребностей, интересов у 1-го человека).

Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы».

Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

По своей социальной значимости роли участников конфликта располагаются в следующем порядке: 1) отдельные индивиды, выступающие от собственного имени, 2) далее следуют коллективы, 3) социальные слои, 4) государство. Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика.

Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития.

3 - Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

4 - Характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

1) представления о самих себе,

2) восприятие других участников конфликта,

3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.

Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объективной реальностью. Однако, как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.

При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.

Разрешение конфликта (11 слайд)

— это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликт предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивал в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.

Выделяют пять основных стратегий (К. Томас):

  1. соперничество;
  2. компромисс;
  3. сотрудничество;
  4. уход;
  5. приспособление.

1. Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения.

Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; в важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; в отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

2. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить.

Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; в удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

3. Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.

Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; В склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

4. Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогично стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходи к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощь активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а об угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт.

применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

5. Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.

Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат давление третьей стороны.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, продолжительность конфликта.

Наиболее вероятным является использование компромисса, потому что шаги навстречу, что делает хотя бы одна из сторон, позволяю достичь ассиметричного (одна сторона уступает больше, другая — меньше) или симметричного (стороны делают примерно равные взаимные уступки) согласия.

Формы завершения конфликта(12 слайд)

Конфликт может быть:

  1. разрешен,
  2. урегулирован,
  3. затушен,
  4. устранен
  5. трансформирован в другой конфликт.

1.Разрешение возникает при условии, что участники настроены на полное решение проблемы и устранение противодействия. Проходит в несколько этапов:

2.Урегулирование предполагает включенность в процесс завершения конфликта независимого третьего лица. При этом ему важно быть максимально беспристрастным. В результате урегулирования удается повысить доверие сторон, наладит между ними прямой контакт, организовать совместное спокойное обсуждение, действовать в интересах урегулирования конфликта. 

3.Затухание предполагает переход открытого конфликта в скрытый, то есть это прекращение противодействия, но сохранение напряжения. Конфликт может затухнуть из-за:

  • истощения сторон;
  • потери мотива, значимости объекта;
  • отвлеченность сторон (возникли другие проблемы, конфликт отошел на второй план).

4.Устранение предполагает устранение конфликтной ситуации (условий, социальной ситуации, предрасполагающей к конфликту) и инцидента (действий оппонентов). Например, работника могут перевести в другой цех.

5.Трансформация В процессе взаимодействия меняются мотивы и интересы сторон, от чего возникает новый объект конфликта. Иногда трансформация появляется на фоне не полностью решенного конфликта.

Профилактика конфликтов(13 слайд)

Предотвращать всегда эффективнее, нежели устранять. Потому предлагают несколько методов по снижению напряженности ситуации:

  1. Согласие, или общее дело. Если очевидно, что, например, между детьми назревает конфликт, то нужно их объединить делом, удовлетворяющим интересы обоих. Будучи увлеченными, они найдут другие общие темы и научатся сотрудничать.
  2. Развитие эмпатии, способности сопереживать.
  3. Формирование уважительного отношения и понимания ценности каждой личности.
  4. Опора на достоинства оппонента. Важно акцентировать внимание на отличиях, но в положительном ключе. «Я умею творчески излагать материал – ты структурировано оформлять».

Снятие психологического напряжения с помощью «поглаживаний» (праздники, презентации, совместный отдых).

Заключение(14 слайд)

Конфликт может возникнуть на фоне любой неудовлетворенной осознаваемой человеком потребности. Согласно пирамиде А. Маслоу, человеку свойственна следующая иерархия потребностей:

физиологические (еда, сон);

в защите и безопасности;

социальные;

в уважении;

в самовыражении (самоактуализации).

Чарльз Диксон, американский психолог сказал: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Люди во многом схожи, но вместе с этим каждый из нас – уникальная личность, индивидуальность со своими интересами, потребностями и убеждениями. В этом состоит и прелесть, и сложность социальных взаимоотношений. Но без них, как известно, немыслима сама жизнь человека. На работе, в семье, на учебе не избежать конфликтов. Но важно пользоваться нашим отличием от животных – разумным интеллектом.

Решать и предотвращать конфликты не сложно, но это требует постоянной практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Структура книги. Элементы книги».

Цель. Дать понятие об основных элементах книги (обложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист, предисловие, послесловие, иллюстрации, содержание, словарь). Прививать любовь к книге, к культурн...

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК 01.01. Системное программирование

Примерная рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования...

Структура сварного шва

В презентации показывается структура сварного шва и прцессы протекающие  при сварке...

Структура сварного шва

Данная презентация с элемементами анимации. Красочно показывает структуру сварного шва и процессы протекающие в зоне плавления....

Структура урока мини-проекта

Приведена структура проблемного урока мини-проекта: "Система питания ДВС", этапами урока, действиями преподавателя и обучающихся....

Методическая разработка к комплексному занятию "Структура рецепта"

Данная методическая разработка выявляет междисциплинарные связи общепрофессиональных дисциплин "Основы латинского языка с медицинской терминологией" и Фармакология"...

Практическая работа №3 "Программирование с использованием структур"

Представлен теоретический материал, пример программы на C++ Builder, индивидуальное задание для выполнения практической работы....