Методическая разработка к комплексному занятию "Структура рецепта"
методическая разработка по теме

Дудина Нина Михайловна

Данная методическая разработка выявляет междисциплинарные связи общепрофессиональных дисциплин "Основы латинского языка с медицинской терминологией" и Фармакология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_recepta.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский областной медицинский колледж №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию по теме:

«Рецепт. Латинская часть. Правила оформления рецепта»

(комплексный урок по дисциплинам:

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»,

«Фармакология»)

г. Раменское

2010 год

Одобрена цикловой  методической        

общепрофессиональных  

дисциплин                                                    

                                                                     

Председатель ЦМК                                                        Заместитель директора по учебной работе   

___________           /Наговицына Ю.А./                          _____________    /  Александрова Е.П./

Протокол  № 1 от «___»__________2010г.                                  «____»__________________ 2010г.

Авторы:

Дудина Н.М., преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» высшей квалификационной категории

Наговицына Ю.А., преподаватель дисциплины «Фармакология» высшей квалификационной категории

Пояснительная записка.

Комплексный урок по дисциплинам: «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и «Фармакология» проводится на практическом занятии в группе 2Ф в Ι семестре.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями латинского языка и фармакологии в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые студентам, могут наполняться новым содержанием или варьироваться по усмотрению преподавателей.

Перечень использованной литературы:

Ю. И. Городкова «Латинский язык », «Феникс», Ростов-на Дону, 2005, издание пятое. Для студентов медицинских колледжей и училищ. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Суходолова Н.А.«Методическое пособие по латинскому языку и медицинской терминологии», Тверь, 1993

Аляутдин Р.Н. и др. «Фармакология», ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2010

Форма проведения: традиционная  лекция с использованием ИКТ

Цели занятия:

Выявить междисциплинарные взаимосвязи при изучении темы «Рецепт. Латинская часть. Правила оформления рецепта»

Закрепить теоретические знания основных правил выписывания рецептов и обозначений количества лекарственного вещества.

Выработать умение хорошо ориентироваться в структуре рецепта и нормативных документах по выписыванию рецептов.

Способствовать развитию профессионального интереса будущих медицинских работников к более глубокому овладению специальными знаниями.

Время проведения: 1,5-2 часа

Оснащение:

Раздаточный материал:

Федеральный закон от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2010                                                                         ( по 1 экземпляру на парту)

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств»                                                             ( по 1 экземпляру на парту)

Формы рецептурных бланков                                                                                    (по 1 набору на парту)

Презентации

«Структура рецепта»  

«Правила оформления  латинской части рецепта»                   

«Виды обозначения концентрации веществ» 

Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов  (Приложение 1)

План проведения занятия.

Ознакомление с Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».  Заполнение таблицы 1 «Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и проверка правильности её заполнения вместе с преподавателем фармакологии (10 минут)

Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ

№  статьи

Разработка и издание государственной фармакопеи

Разработка и доклинические испытания лекарственных средств

Организация проведения экспертизы лекарственных средств,  в целях их государственной регистрации

Государственный контроль при обращении лекарственных средств

Производство и маркировка лекарственных средств

Уничтожение лекарственных средств

Мониторинг безопасности лекарственного препарата

Ознакомление Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств»

Студенты читают часть ΙΙ и письменно выполняют задания:

1). Заполнение таблицы 2 «Выписывание различных групп лекарственных средств на соответствующих рецептурных бланках » и проверка правильности её заполнения вместе с преподавателем фармакологии (10 минут)

Группа лекарственных средств

Соответствующий рецептурный бланк

Наркотические средства и психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙ Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ

Психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙI Перечня

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учёту

Лекарственные средства, включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан

Анаболические стероиды

Лекарственные средства, не включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта

2). Заполнение таблицы 3 «Сроки действия рецептов при выписывании различных групп препаратов» » и проверка правильности её заполнения вместе с преподавателем фармакологии (5 минут)

Группа лекарственных средств

Сроки действия рецептов

Наркотические средства и психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙ Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ

Психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙI Перечня

Лекарственные средства, включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан

Лекарственные средства, не включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта

3). Решение ситуационных задач и проверка правильности  решения вместе с преподавателем фармакологии (6 минут)

Фельдшер выписал пациенту «Капотен» в таблетках по 0,0 125 г. В аптеке в наличии оказался препарат с тем же торговым названием, но содержанием лекарственного вещества 0,05 г. Фармацевт отказался выдать препарат покупателю, ссылаясь на несовпадение дозировок. Оцените действие фармацевта в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

 Фельдшер выписал пациенту раствор диоксидина для ингаляций: по 1 ампуле на ингаляцию курсом 5 процедур. В упаковке этого лекарственного средства оказалось 10 ампул раствора. Покупатель попросил отпустить ему количество ампул, выписанное в рецепте. Фармацевт отказался нарушить целостность вторичной упаковки. Оцените действие фармацевта в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

 Фельдшер выписал пациенту, уезжающему в командировку в Индию на длительный срок лекарственное средство, не включённое в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. Срок действия рецепта один год. Может ли пациент купить в аптеке годовой запас этого лекарственного средства?

 Пациент пришёл в аптеку с неправильно оформленным рецептом. Как поступит фармацевт в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Ознакомление с целями применения различных формрецептурных бланков

Учащимся раздают на стол по 4 формы рецептурных бланков и преподаватель вместе со студентами с помощью таблицы 2 определяют цели их применения, уточняет правила оформления каждой формы (10 минут)  

Просмотр презентаций и заполнение рецептурной формы.

Презентации:

«Структура рецепта»

«Правила оформления  латинской части рецепта»

«Виды обозначения концентрации веществ»

Одновременно учащиеся заполняют Форму рецептурного бланка 107/у  (30 минут)

Проведение текущего контроля по теме «Найди и исправь ошибки, допущенные при выписывании рецепта»

Приложение 1.

Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов.

Таблица 1.  «Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

Основные вопросы оборота лекарственных средств, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2010 № 192-ФЗ

№  статьи

Разработка и издание государственной фармакопеи

Разработка и доклинические испытания лекарственных средств

Организация проведения экспертизы лекарственных средств,  в целях их государственной регистрации

Государственный контроль при обращении лекарственных средств

Производство и маркировка лекарственных средств

Уничтожение лекарственных средств

Мониторинг безопасности лекарственного препарата

Таблица 2.  «Выписывание различных групп лекарственных средств на соответствующих рецептурных бланках»

Группа лекарственных средств

Соответствующий рецептурный бланк

Наркотические средства и психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙ Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ

Психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙI Перечня

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учёту

Лекарственные средства, включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан

Анаболические стероиды

Лекарственные средства, не включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта

Таблица 3.  «Сроки действия рецептов при выписывании различных групп препаратов» »

Группа лекарственных средств

Сроки действия рецептов

Наркотические средства и психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙ Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ

Психотропные вещества, внесённые в Список ΙΙI Перечня

Лекарственные средства, включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан

Лекарственные средства, не включённые в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта

Ситуационные задачи.

Задача 1.

Фельдшер выписал пациенту «Капотен» в таблетках по 0,0 125 г. В аптеке в наличии оказался препарат с тем же торговым названием, но содержанием лекарственного вещества 0,05 г. провизор отказался выдать препарат покупателю, ссылаясь на несовпадение дозировок. Оцените действие провизора в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Задача 2.

 Фельдшер выписал пациенту раствор диоксидина для ингаляций: по 1 ампуле на ингаляцию курсом 5 процедур. В упаковке этого лекарственного средства оказалось 10 ампул раствора. Покупатель попросил отпустить ему количество ампул, выписанное в рецепте, провизор отказался нарушить целостность вторичной упаковки. Оцените действие провизора в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Задача 3.

 Фельдшер выписал пациенту, уезжающему в командировку в Индию на длительный срок лекарственное средство, не включённое в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. Срок действия рецепта был максимальный. Может ли пациент купить в аптеке годовой запас этого лекарственного средства?

Задача 4.

 Пациент пришёл в аптеку с неправильно оформленным рецептом. Как поступит провизор в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 521 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Контролирующие задания «Найди и исправь ошибки, допущенные при выписывании рецепта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА" - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА"Приложения к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы компле...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого внеклассного мероприятия комплексного применения знаний по теме: «Полноценное питание в условиях крайнего севера»

Данный материал предполагается для использования во внеклассной работе или  для кружковой работы по экологии. Материал содержит данные пропагандирующие здоровый образжизни....

Методическая разработка по физической культуре МБОУ Казаковской СОШ Фитбол- аэробика для девушек 10-11 классов. (Вариативная часть комплексной программы В.И.Лях-2012г)

Фитбол- традиционное направление в фитнес-тренировке, мало подверженное моде и прошедшее многолетнюю апробацию в лечебной физической культуре. Программы с мячом представляют собой эстетически р...

Методическая разработка по теме: Рецепт. Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101 Лечебное дело

Методическая разработка  теоретического занятия  по теме: Рецепт.  Дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 060101  Лечебное дело I курс, 2014...

Методическая разработка. Тема « Комплексные соединения. Комплексонометрия» .Курс аналитическая химия.

Химия является не только общетехнической, но и общеобразовательной наукой. Проблема внедрения химических знаний в сознание учащихся заключается, прежде всего, в разработке системного подхода, исключаю...

Методическая разработка практического занятия «Выписывание в рецепте лекарственных форм»

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения рабочей учебной программы по фармакологии, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандарто...