Понятийный словарь курса «Теория и методика воспитательной работы»
материал на тему

Помыкина Светлана Михайловна

в словаре даны термины курса Теория и методика воспитательной работы в алфавитном порядке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл словарь21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Понятийный словарь

 курса «Теория и методика воспитательной работы».



А

Анализ включает в себя следующие понятия:

Логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставляющие и последовательное изучение с целью выявления существенных качеств и свойств;

Разделение объекта на составные части;

Метод научного исследования , мысленное или реальное расчленение объекта какого- либо объекта (явления) на части, элементы;

Начальный этап научного исследования, позволяющий перейти от общего описания какого-либо объекта (явления) к выявлению его внутреннего строения, состава, определению свойств его отдельных частей, отношений между частями и т.д.

Различают следующие виды анализа:

количественный, основу которого составляют статистические данные, характеризующие многостороннюю деятельность учреждения. При его проведении анализируется динамика и структура показателей (за несколько лет), проводится сравнительный анализ отдельных данных;

качественный, в ходе которого анализируется содержание работы, ее специфика, направленность; дает ответы на вопросы: как ведется работа , какими средствами достигнуты те или иные успехи, или в чем проявились недостатки.
Анализ учебного занятия – разбор содержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из основных способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства.
Д
Детское творческое объединение – ключевое понятие для педагогики дополнительного образования. В общевидовом плане характеризует сущность любой их устоявшихся ныне форм организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. В социально- педагогическом плане – это объединение детей по поводу своего творческого самоопределения и развития. К числу сегодня положительно зарекомендовавших себя детских творческих объединений следует отнести: ансамбль, кружок, клуб, лабораторию, научное общество (объединение) учащихся, салон, секцию, творческую мастерскую, центр, школу и т.д.
И
Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка и позволяющий максимально развить все имеющиеся у него способности.

Инновация – создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в жизни, профессиональной деятельности.

Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно новых знаний о закономерностях каких-либо явлений. Важнейшие характеристики исследования – систематичность и эмпиричность. Систематичность – строгая и четкая последовательность проведения всех видов исследования, благодаря которой можно осуществлять системный подход. Эмпиричность – это возможность объективной проверки предположений разработчика, касающихся различных сторон исследования и его результатов, не только самим исследователем, но и другими лицами.
К

Качество образования (обучения и воспитания) – это система показателей (нормативов ) знаний, умений, навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, которая отражает степень удовлетворения от ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных услуг, а также степень достижения поставленных в образовании целей и задач.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Неправильно выбранные критерии приводят к формальной оценке конечных результатов.

М

Метод (педагогический) - способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленный на решение задач воспитания и обучения.

Мониторинг определяется так:

система контролирующих и диагностических мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровня усвоения обучающимися учебного материала и его корректировку;

регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.



Мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности.
Н



Нововведение (инновация) – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства, метода и т.п. новшества для удовлетворения человеческих потребностей.

Навыки – автоматизированные действия.

Научно-методическое обеспечение - обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.
О

Образовательное пространство –педагогически организованная среда , в которой осуществляется образование, воспитание, развитие растущей личности.

Оптимальный – наилучший в данных конкретных условиях, дающий максимальный воспитательно-образовательный эффект при минимальных необходимых затратах имеющихся ресурсов и профессиональных усилий педагога.

Образовательный проект – оформленный комплекс инновационных идей в образовании социально – педагогическом движении, образовательных системах, педагогических технологиях и деятельности.
Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.
Опытно-экспериментальная работа – метод преднамеренных изменений, инноваций в области образования в расчете на получение более высоких результатов с последующей их проверкой и оценкой . Строится на основе добытых наукой фактов, в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой.
Отслеживание результата – наблюдение за характером продвижения к целям: повременный контроль за деятельностью по достижению целей; процесс систематического снятия показателей; система наблюдения и изучения деятельности по определенным критериям.

Оценивание результата – наблюдение за характером продвижения к целям; повременный контроль за деятельностью по достижению целей; процесс систематического снятия показателей; система наблюдения и изучения деятельности по определенным критериям.
П



Педагогические принципы – основополагающие идеи, которыми руководствуется педагог, решая образовательно-воспитательные задачи. В зависимости от профиля задач различают принципы воспитания – идеи, в опоре на которые решаются воспитательные задачи, и принципы обучения – идеи, предопределяющие действия педагога в решении им задач обучения.


Прием (воспитания, обучения) – элемент, деталь метода.

Педагогическая технология представляет собой:

целенаправленное использование технических средств обучения или программного обучения в учебно-воспитательном процессе;

совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм исходного объекта в процессе производства объекта-цели;

планирование процесса обучения, воспитания, развития детей;

систематизацию в единый комплект идей, способов организации деятельности, ресурсов, средств для достижения цели образования;

систему управления познавательной деятельностью обучающихся;

конструирование (возможен переход за рамки одной сферы деятельности) средств и методов педагогического процесса для решения конкретных задач, обеспечивающих функционирование людей в определенном виде деятельности;

систематичное, последовательное воплощение на практике спроектированного учебно-воспитательного процесса, т.е. проекта определенной педагогической системы, реализуемой на практике;

систему приемов и способов реализации образовательного процесса, направленного на достижение проектируемого результата.

Передовой педагогический опыт – это высокое мастерство педагога в широком смысле, основанное на успешном применении установленных наукой принципов и методов, дающие высокий результат, соответствующий современным требованиям, а способное в современных условиях удовлетворять актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Педагогическое творчество – творчество, направленное на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Портфолио ( в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в опаределенный период его обучения;

- это папка личных достижений школьника.


Р

Рефлексия ( педагогическая) – процесс самоосознания педагогом логики своих состояний, мыслей и действий в ходе воспитания и обучения детей.
Результат – итог деятельности, соотнесенный с ее целями, представляющий собой объективное изменение состояний, свойств субъекта, объекта, продукта, процесса или системы в какой – либо фиксированный момент, достигнутое вследствие какого-то организованного действия (субъектно-объектного воздействия или субъектно-субъектного взаимодействия), сопряженное с целью данной деятельности. В реальности результат может иметь две составляющие: предсказуемую (заранее определяемую), совпадающую с целью полностью или частично, и непредсказуемую (непредвиденные последствия). Соотношение этих двух частей полученного результата характеризует степень осознанности, прогностичности и целенаправленности деятельности.
С

Самодиагностика – самостоятельная диагностика педагогом своей деятельности, самостоятельное видение своих недостатков и умение преодолеть их. В.П. Беспалько дает полную структуру самодиагностики:

самонаблюдение;

самоанализ;

самооценка;

самокоррекция.

Процедуры самодиагностики:
1.
Исследование своей деятельности.
2.
Обнаружение и изучение затруднений.
3.
Создание мотивов для перестройки деятельности.
4.
Умение определять эффективность своего труда и результаты его перестройки.
5.
Определение возможных негативных влияний на правильно сформулированные звенья педагогической деятельности.



Система – совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность.
Т

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, традициям, чувствам, мнениям, идеям, убеждениям.
У

Учебное занятие – промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным учебным предметом.

Учебно- воспитательный процесс – процесс обучения и воспитания в их диалектическом единстве.
Ц

Цель – отвлеченная, мысленная модель, проект определенного результата деятельности человека и путей его достижения.

Ценностные ориентации растущей личности – предпосылка и результат воспитания ребенка; изучение и приведение изначально существующих у ребенка разрозненных ценностей в упорядоченную гуманистическую систему есть, в самом широком значении слова, основное содержание и центральная стратегическая задача воспитательной работы педагога в учреждении дополнительного образования.






ЗАДАЧА- то, что требует исполнения, разрешения; сложный вопрос, проблема требующая исследования и разрешение.(Ожегов С.И)
КОГНИТИВНЫЙ (лат. cognitio - знание, познание) - познавательный
КОНЦЕПЦИЯ - (concepqio- понимание, система)- определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.(СЭС), (ФЭС) “Особая совокуплямость целей”, “образовательное видение”, “ядро ценностей” (Хойль, 1986).
КОМПЕТЕНЦИЯ - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью…
МИССИЯ - ответственное задание; поручение, роль( возложить важную миссию на кого-либо). (Ожегов С.И.). “Совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений и нарправлений деятельности, характерных для кокретной школы”. (Хойль, 1986) “Лицейское и гимназическое образование”, пилотный номер.
МОНИТОРИНГ – это наблюдение , накопление материала , которое даёт возможность проанализировать и выявить закономерность .
МОТИВАЦИЯ - динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач или планомерное и последовательные решения на практике заранее спроектированного педагогического процесса.П.Т. – это строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующие успех педагогических действий. (Сластеник В.А. и др. Педагогика- М. : Школа пресс, 1997, с.330).
ПРОГРАММА- 1) план деятельности работ; изложения содержания и цели деятельности; 2) краткое содержание учебного предмета.
РАЗВИТИЕ- необратимое, направленное закономерное изменение материи и сознания,их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его состава или структуры: обратимость изменений характеризуют процессы функционирования; - при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться и поэтому процесс лишается характерной для развития, единой, внутренне взаимосвязанной линии.(СЭС) “В основе развития лежит инновационный процесс- процесс создания и освоения новшеств, т.е. процесс движения к качественно новому состоянию, причем не случайному, объективно необъективному”(Управление развитием школы. Под редакцией М.И.Поташкина, с.75).
СТРАТЕГИЯ- искусство планирования и руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. (Ожегов С.И.) ТАКСОНОМИЯ (греч. taxis - расположение по порядку; nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности и знания, имеющих иерархическое строение (объекты…
ТИПОЛОГИЯ - научный метод, основанный на расчленении объектов и их группировке с помощью обобщенной модели или типа. греч.Typos - форма, образец…
ЦЕЛЬ- идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности в качестве непосредственного мотива. Цели направляют и регулируют человеческую деятельность.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - смыслообразующее содержание практики, состоящее в целеформировании и целереализации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема : Принципы социальной работы по дисциплине Теория и методика социальной работы

Данная учебная презентация на тему: " Принципы социальной работы" может быть полезна преподавателям специальности 040401 " Социальная работа" для СПО , студентам очной и заочной форм обучения по специ...

Лекция - Субъект и объект социальной работы по дисциплине Теория и методика социальной работы

Данная лекция предназначена для преподавателей специальности 040401 " Социальная работа" СПО, для студентов специальности 040401 " Социальная работа", очной и заочной форм обучения , базовой подготовк...

лекция - методы социальной работы по дисциплине ОП.02 Теория и методика социальной работы

Данная лекция может быть полезна как преподавателям , так и студентам специальности СПО 040401 " Социальная работа", базовой подготовки...

методическое пособие по дисциплине Теория и методика социальной работы

методические указания по выполнению контрольных заданий для студентов заочной формы обучения по специальности40.02.01 "право и организация социального обеспечения"...

тестирование по дисциплине "теория и методика социальной работы"

Тестовые задания по дисциплине "теория и методика социальной работы"...

Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа...

КОС по ОП.01 Теория и методика социальной работы 39.02.01 Социальная работа

КОС, ФОС по ОП.01 Теория и методика социальной работы 39.02.01 Социальная работа...