«Взаимодействие логопеда, учителя и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письма в условиях детского туберкулезного стационара»
методическая разработка по теме

Пичугина (Сайманина) Мария Александровна

Данная методическая разработка предназначена для практикующих логопедов медицинских и педагогических учреждений. В работе раскрываются особенности взаимодействия учителей и воспитателей с логопедом с целью оказания помощи в преодолении нарушений письма у детей школьного возраста. Здесь также отражены практические логопедические приемы и методы работы, предназначенные для занятий воспитателей и учителей с данной категорией детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

на тему:

«Взаимодействие логопеда, учителя и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письма в условиях детского туберкулезного стационара»

Автор:

логопед Пичугина Мария Александровна

Согласно современным исследованиям, нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. Это указывает на несомненную актуальность указанной темы.

Известно, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка, а специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Количество детей с подобными проблемами из года в год только растет. Таким детям необходима специальная коррекционная помощь.

Однако логопед не в силах в одиночку справиться с нарушением. Для эффективности работы необходим тесный контакт между логопедом, учителем и воспитателем. Только этот союз позволит достигнуть хороших результатов.

        Цель работы: обосновать и доказать необходимость  участия в коррекционной работе всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  • раскрыть особенности коррекционной работы со школьниками, имеющими нарушения речи;
  • доказать необходимость создания эффективной системы коррекционной  работы с привлечением всех участников образовательного процесса.

        Учителю начальных классов необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой. При этом даже опытные педагоги не могут обойтись без помощи логопеда.

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами. Ведь у логопеда и учителя начальных классов общие задачи:

  • обеспечить успешное овладение учеником программ по родному языку и чтению;
  • развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление ребенка;
  • развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие и пространственные представления и пр.;
  • воспитывать ребенка в процессе обучения.

Успех работы логопеда так же во многом зависит от тесного контакта с учителями начальных классов. Обязательно должны быть выработаны единые подходы, требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих занятия у логопеда.

На уроке в классе и на логопедическом занятии необходимо:

  1. учитывать возрастные особенности детей;
  2. осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  3. предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;
  4. учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
  5. добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
  6. широко использовать наглядность, игровые приемы.

Логопеду необходимо проводить беседу с учителем с целью объяснения  следующих рекомендаций:

  1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.
  2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.
  3. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов.

В системе коррекционной работы логопеда в условиях детского стационара необходима также поддержка воспитателя. Ниже предлагаются рекомендации для воспитателя:

  • всесторонне развивать личность учащегося-логопата;
  • обучение должно носить воспитывающий характер;
  • добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
  • закреплять в классе поставленные логопедом звуки по заданию логопеда;
  • заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками;
  • следить за правильным произношением звуков детей-логопатов;
  • контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.

Решение логопедических проблем потребует от воспитателя желания помочь ребенку с нарушение речи и терпения. Так, воспитателю необходимо:

  1. поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
  2. правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
  3. проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
  4. систематически выполнять все задания логопеда;
  5. поддерживать постоянную связь с логопедом.

        Воспитателям и учителю важно знать:

  • занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
  •  занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка;
  • занятие не следует перегружать заданиями.

Работа по коррекции письменной речи  достаточно сложна и кропотлива. Практика показала, что хороших результатов, как уже было сказано выше,  можно добиться только в том случае, если  в процесс коррекции помимо логопеда  будут вовлечены все участники образовательного процесса: учителя и воспитатели.

Далее я расскажу, как осуществляется подобная  работа в нашем детском реабилитационном отделении.

На протяжении всего года проводится первичное логопедическое обследование, по результатам которого выявляются дети с речевой патологией и, в частности, с дисграфией. Такие дети два-три раза в неделю начинают посещать занятия на логопункте. Коррекционная работа ведется по специально разработанному плану и включает в себя разнообразные методы и приемы для коррекции дисграфии. Работа ведется  строго целенаправленно и обязательно с использованием большого количества тщательно подобранного однотипного речевого материала.

Параллельно с логопедом в работу включаются учитель и воспитатели.

Учитель включает в структуру урока или использует в качестве организационного момента специально подобранные логопедом задания.

        Упражнение "Корректурная правка".

     Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученики  в течение пяти (не больше) минут работают над следующим заданием: зачеркивают в сплошном тексте заданные буквы. Начинать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

        Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними. Следует остановиться на нарушении у учащихся с дисграфией  самоконтроля за собственной письменной продукцией. Операцию контроля за собственной письменной продукцией нужно специально формировать.

В данном случае используется прием «Проверь друга». Дети обмениваются текстами и проверяют друг друга. По результатам проверки они сами ставят себе оценки. Одну оценку за выполнение задания, а другую за проверку.

        Упражнение  «Фотографы»

Учитель произносит слово. Дает инструкцию: послушайте, какой звук «живет» в это слове на четвертом месте и покажите его «фотографию». Дети  показывают букву из разрезной азбуки. Например, учитель произносит слово  «морковка», дети показывают букву «к». Далее учитель просит показать «фотографии» «соседей» этого звука перед ним и после него, назвать общее количество звуков в слове.  

        После уроков с воспитателями дети выполняют похожее задание с использованием цифрового ряда. Перед ребенком лежит ряд пронумерованных от 1 до 9 фишек. Услышав слово, ребенок ведет палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигает, говоря при этом, например: «В этом слове четыре буквы». Указать место звука в слове. Назвать выборочно звуки из слова.   

Также для работы с воспитателем рекомендовано упражнение

        "Звуковой анализ в "технике сканирования"

(задание выполняется без предварительного чтения слова):

посмотри на слово; посмотри на среднюю букву в этом слове (например, Д в слове "лодка"); посмотрев на среднюю букву, найди еще и букву справа (к) и слева (о); продолжай упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получишь все слово целиком; назови слово.

После того как выполнена работа с пятьюдесятью словами,  проводится слуховой диктант этих слов. 

Письмо с проговариванием вслух: воспитатель ("ведущий") проговаривает лексический материал вслух, ребенок ("ведомый") записывает, затем роли меняются; проговаривание и одновременная запись лексического материала ребенком.

Слова произносятся вслух громко, в шепотной речи, проговаривание только сложных слов.

Дети с дисграфией на низком уровне выполняют такие задания, как воспроизведение последовательности движений, звуковых и графических ритмов, допускают много ошибок при воспроизведении последовательности изображений, затрудняются при воспроизведении временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), не способны к автоматизации речевых рядов

Вот несколько примеров  упражнений, которые по рекомендации логопеда учителя используют на своих уроках:

  1. Посмотрите на образец (фигуры, символы, буквы), запомните его, затем то, что запомнили: нарисуйте пальцем на парте; расскажите; напишите в тетради. После выполнения каждого задания дети сверяют выполненное с образцом. Обсуждают, какой вариант выполнения был наиболее успешен.
  2. Упражнение для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей: проверьте, одинаковые ли знаки (буквы, цифры) вычеркнуты на карточке и карточке-образце; проверьте, правильно ли срисован узор; выложите по памяти ряд из отдельных элементов; напишите по памяти ряд из отдельных элементов. После выполнения каждого задания учитель просит сверить выполненное с образцом, дополнить и уточнить.
  3. Упражнение для развития навыков анализа и воспроизведения временных и пространственных последовательностей.

Моделирование звуковой стороны слова с помощью букв происходит в два этапа:

1) установка временной последовательности фонем, из которых состоит слово;

2) дальнейшая трансформация её в пространственную последовательность букв.

Временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. Всеобщая значимость как временных, так и пространственных отношений предметов и явлений обусловлена самим фактом существования всего живого в границах определённого отрезка времени и определённого пространства. Главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением.

В данном случае нам помогает решение разного рода нестандартных задач, способствующих формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы головоломки с палочками (лучше использовать спички): преобразование одной фигуры в другую, изменение количества квадратов в фигуре и пр. Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур обучают детей анализу предъявляемого образца и словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей («Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино» и др.)

Таким образом, ребёнок продолжает играть и в тоже время продолжает развивать слабые стороны, тем самым избавляя себя от трудностей в овладении навыками чтения и письма.

У детей с дисграфией  отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук. Установлена и обратная зависимость – уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук, синхронизированных с работой глаз.

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом, а так же снимает писчий спазм, который преследует некоторых детей на раннем этапе обучения.

Для этого логопедом рекомендовано включать в структуру урока следующие игровые упражнения: пальчиковая гимнастика («Колечки», «Шива пашет на быке», «Лестница в небо», «Не дрожать», «Солнце, заборчик, камушки», «Ладонь кулак». «Тяни-толкай», «Землемерка», «Мама, мама!» и пр.).

С воспитателями  игры с верёвочкой, сооружения различных построек из спичек и пластилина, оригами.

 Таким образом, дети с дисграфией получают ежедневное систематическое коррекционное сопровождение, как в школе на уроке, так и после с воспитателем. Результаты такой слаженной работы всех участников образовательного процесса несравнимо выше, нежели те, что получает логопед ведущий «бой» в одиночку.

Обследование показало, что 50% детей уже после двух месяцев имеют положительный результат. А итоговое обследование показывает, что  не более 10% из них допускают специфические ошибки при письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор методик коррекционной работы для устранения нарушений интонационной стороны речи.

Для устранения дефектов интонационной стороны речи, не вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции, требуется специальная  логопедическая  работа....

Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях детского дома

Воспитание и профилактика правонарушений в условиях детского дома....

Мастер-класс: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...

«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...

«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...

Система коррекционной работы с детьми ОВЗ.

В соответствии с Конституции РФ и законом « Об образовании» дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ предусматривает ...