Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекционного занятия «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды»
учебно-методический материал на тему

Иевлева Ольга Дмитриевна

Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды» составлен в соответствии с действующей рабочей программой по   дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел «Сохранение здоровья детей и подростков» и требованиями ФГОС к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».    

     Тема изучается на 2 курсе с учетом знаний и умений, полученных на базе общепрофессиональных  дисциплин, основ латинского языка с медицинской терминологией, анатомии и физиологии, психологии, русского языка и культура речи.

     На изучение темы на лекции отводится 90 мин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для преподавателей

по проведению лекционного занятия

«Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды»

Автор  О.Д. Иевлева,  преподаватель

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Ухтинский медицинский колледж»

Дисциплина: «Здоровый человек и его окружение. Раздел: «Сохранение здоровья детей и подростков»

Тема:  Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды.

Специальность: 31.02.01. «Лечебное дело»        

Форма обучения: очная

Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового материала

Вид занятия: лекционное занятие

Методы контроля знаний: устный опрос.

Место проведения: ГПОУ «УМК»

Продолжительность занятия: 90 минут

Пояснительная записка

     Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды» составлен в соответствии с действующей рабочей программой по   дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел «Сохранение здоровья детей и подростков» и требованиями ФГОС к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».    

     Тема изучается на 2 курсе с учетом знаний и умений, полученных на базе общепрофессиональных  дисциплин, основ латинского языка с медицинской терминологией, анатомии и физиологии, психологии, русского языка и культура речи.

     На изучение темы на лекции отводится 90 мин.

В результате освоения темы у студента должны быть сформированы общие компетенции, необходимые для консультирования семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья будущего ребенка:

ОК.1    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к  

            ней устойчивый интерес.

ОК.2    Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы

            выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.6    Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 12  Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,

             производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК.13  Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для

             укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Цели занятия:

Учебные:

  • обеспечить необходимый уровень исходных знаний по теме «Внутриутробный и  интранатальный периоды;  
  • научить умению аргументировано излагать научный материал;
  • формировать профессиональный кругозор и общую культуру

Развивающие:

  • развитие логического и клинического мышления, памяти, привычки учебного труда: готовность к занятию, организованность;
  • формирование познавательного интереса к  содержанию учебного материала и профессиональной мотивации будущего специалиста;
  • развитие  умения обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать  необходимые выводы;
  • развитие внимательности, наблюдательности и умения выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов;
  • развитие способности находить связь и закономерность с ранее изученным материалом, использовать межпредметные связи

Воспитательные:

  • формирование ориентации учащихся на высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов среднего звена;
  • формирование сознательного отношения к процессу учения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью
  • привитие добросовестного отношения к труду, ответственности за порученное дело;
  • формирование интереса к профессии;
  • формирование у студентов целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.

Ожидаемый результат знаний

После изучения темы студент должен знать:

  • характеристику антенатального периода;
  • факторы, влияющие на развитие плода;
  • понятие о дородовых патронажах, цели и сроки патронажей;
  • характеристику интранатального периода.

Оснащение занятия

  • оборудование учебной аудитории (доска, столы и  стулья  для преподавателя  и учащихся)
  • журнал успеваемости;
  • учебно-программная документация (Рабочая программа, календарно-тематический план по  дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел «Сохранение здоровья детей  и подростков», рекомендации по проведению лекционного занятия  по теме  «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды»);
  • медицинская документация (схемы дородового патронажа);
  • тесты итогового контроля знаний по теме.

Межпредметные связи

Анатомия, физиология, фармакология, психология, русский язык и культура речи.

План-хронокарта занятия

№ п./п

Название этапа

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационный момент

3 мин

Проверка санитарного состояния аудитории, внешнего вида студентов и их готовности к занятию; регистрация отсутствующих.

Сообщают об отсутствующих, готовят письменные принадлежности.

2

  • Мотивация учебной деятельности.

Целевая установка

7 мин

Сообщает тему, план лекции;  дает ее обоснование.

Объясняет необходимость изучения и усвоения данной темы, Сообщает цель занятия, определяет задачи студентов на занятии.

Записывают в тетради тему,   цели и задачи. Слушают, осознают, конспектируют. Получают представление о содержании занятия и осмысливают тему

3.

Изложение нового материала

55 мин

Излагает новый материал с использованием активных методов изложения по плану лекции в виде побуждающих вопросов к беседе.

Слушают, записывают в тетради, отвечают на вопросы преподавателя.

4.

Обобщение и систематизация изученного материала

10 мин

Проводит обобщающую беседу в соответствии с планом лекции, делает выводы по основным вопросам темы.

Слушают, записывают в тетради, отвечают на вопросы преподавателя

5.

Блиц-контроль полученных знаний

5 мин

Задает вопросы в форме «верно-неверно», комментирует ответы студентов.

Отвечают на вопросы, поднимая цветные карточки

6.

Заключительная

часть.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

5 мин

Подводит итоги лекции, комментирует работу студентов отвечает на вопросы студентов,

Высказывают свое мнение по поводу достижения целей занятия, задают вопросы. Оценивает свою работу, достигнутый результат.

7.

Задание на следующее занятие

5 мин

Излагает задание на следующее занятие

Записывают задание на следующее занятие

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

1. Прочитать конспект лекций

2. Прочитать учебники:

  1. Здоровый человек и его окружение [Электронный ресурс] : учебник / В. Р. Кучма, О. В.Сивочалова - 4-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432327.html
  2.  Педиатрия с детскими инфекциями [Электронный ресурс] : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования/ Запруднов А. М., Григорьев К. И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970431115.html
  3. .Здоровый человек и его окружение [Электронный ресурс]: учебник / Волков С.Р., Волкова М.М. - М. : Медицина, 2005. - (Учеб. лит. Для студ. средних медицинских учебных заведений). - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN5225048447.html

3.  Ответить на опорные вопросы по теме:

  1. Характеристика антенатального периода.
  2. Факторы, влияющие на развитие плода.
  3. Понятие о дородовых патронажах. Цели и сроки патронажей

4. Составить кроссворд по теме «Внутриутробный (антенатальный)  и интранатальный периоды

Список использованных  источников

  1. Здоровый человек и его окружение [Электронный ресурс]: учебник/В.Р.Кучма, О.В.Сивочалова -4-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.– http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432327.html
  2. Здоровый человек и его окружение [Электронный ресурс]: учебник/Волков С.Р., Волкова М.М. - М.: Медицина, 2005. - (Учеб. лит. Для студ. средних медицинских  учебных заведений). - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN5225048447.html
  3. Педиатрия с детскими инфекциями [Электронный ресурс]: учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования/ Запруднов А. М., Григорьев К. И. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2014. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970431115.html 
  4. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 514 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело (Зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2014 N 32673).
  5. Методические рекомендации по составлению и оформлению учебно-методических разработок занятий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://medkol- ukhta.ru/d/592383/d/rekomendacii-po-oformleniyu-lekciy,-prakticheskih,-seminarskih- zanyatiy.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекционного занятия «Пропедевтика клинических дисциплин «Введение»

Пропедевтика клинических дисциплин является одним из базовых предметов в системе среднего медицинского образования.Термин «пропедевтика» происходит от греч. propaideyō (обучаю предвар...

Выпускная аттестационная работа "Методы и приёмы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО "РЖД""

Методы и приёмы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО "РЖД""....

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО «РЖД»

У взрослых людей различная скорость усвоения новых навыков и знаний, поэтому при работе со взрослыми обучающимися необходимо индивидуализировать процесс обучения, повышать чувство собственного достоин...

Презентация к выпускной работе "Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО «РЖД»

Задачи выпускной аттестационной работы:1) дать общую характеристику и классифицировать методы активного обучения;2) проанализировать особенности и виды лекционныхзанятий, применяемых в учебных центрах...

Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"

Методическая разработка  урока  по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...

Методические рекомендации по организации проведения практических занятий по дисциплине ОП.10 Аналитическая химия

Методические рекомендации по организации проведения практических занятий по дисциплине ОП.10 Аналитическая химия специальность 33.02.01....