Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекционного занятия «Пропедевтика клинических дисциплин «Введение»
методическая разработка

Иевлева Ольга Дмитриевна

Пропедевтика клинических дисциплин является одним из базовых предметов в системе среднего медицинского образования.

Термин «пропедевтика» происходит от греч. propaideyō (обучаю предварительно).

Целью дисциплины является формирование основы знаний по диагностике внутренних болезней.

В рамках этой цели решаются следующие задачи:

1. овладение основными физическими методами исследования больного;

2. изучение основных симптомов и синдромов, встречающихся в клинике внутренних болезней;

3. изучение дополнительных методов исследования.

Будущий фельдшер должен уметь распознавать симптомы заболеваний, знать основные диагностические методы, владеть методологией диагноза, уметь рационально использовать правила и принципы деонтологии и медицинской этики при обследовании и лечении пациента, оформлять основные медицинские документы – историю болезни, амбулаторную карту.

От качества проведения субъективных и объективных методов обследования зависит успех диагностики, эффективность лечения, проведение последующих диспансерныхмероприятий (вторичная профилактика) и даже – в определенной степени – исход заболевания.

А без теоретических знаний это невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon propedevtika_klinicheskih_distsiplin_vvedenie.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для преподавателей

по проведению лекционного занятия

«Пропедевтика клинических дисциплин «Введение»

Автор О.Д. Иевлева, преподаватель

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Ухтинский медицинский колледж»

Профессиональный модуль: ПМ. 01   Диагностическая деятельность

МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин

Тема: «Пропедевтика клинических дисциплин «Введение»

Специальность: 31.02.01. «Лечебное дело»

Курс: 2        

Форма обучения: очная

Тип занятия: изучение нового учебного материала

Вид лекции: лекция-визуализация.

Методы контроля знаний: устный опрос.

Место проведения: ГПОУ «УМК»

Продолжительность занятия: 90 минут

Участники: студенты. 

В результате освоения темы у обучающегося должны быть сформированы общие (ОК) и профессиональные (ПК)  компетенции, необходимые   для будущей профессиональной деятельности фельдшера

Код

Наименование результата

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в

 профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Цели занятия

Организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению знаниями по теме «Пропедевтика  клинических дисциплин «Введение»,   формирование компетенций,   необходимых  будущему фельдшеру в дальнейшей работе.

Учебные:

  • обеспечить необходимый уровень исходных знаний по теме «Пропедевтика    
  • клинических дисциплин. Введение»;
  • научить умению аргументировано излагать научный материал;
  • формировать профессиональный кругозор и общую культуру

 

Развивающие:

  • развитие логического и клинического мышления, памяти, привычки учебного труда:  

      готовность к занятию, организованность;

  • формирование познавательного интереса к содержанию учебного материала и

      профессиональной мотивации будущего специалиста;

  • развитие умения обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать  

      необходимые выводы;

  • развитие внимательности, наблюдательности и умения выделять главное при оценке

      различных процессов, явлений и факторов;

  • развитие способности находить связь и закономерность с ранее изученным материалом,

      использовать межпредметные связи

Воспитательные:

  • формирование ориентации учащихся на высокий уровень общеобразовательной и    

      профессиональной подготовки специалистов среднего звена;

  • формирование сознательного отношения к процессу учения, стремления к

      самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью

  • привитие добросовестного отношения к труду, ответственности за порученное дело;
  • формирование интереса к профессии;
  • формирование у студентов целостного миропонимания и современного научного

      мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей:        

      гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.

     Методическая цель:

Организовать проведение теоретического занятия с применением объяснительно - иллюстративной и мультимедийной презентации.

Ожидаемый результат знаний

После изучения темы студент должен:

Знать:

- определение клинической дисциплины, ее цели и задачи;

- историю развития предмета с древности до наших дней. Роль отечественных ученых в  

  развитии диагностики; 

- основные принципы этики и деонтологии;

- сущность понятий «пропедевтика», «терапия». «педиатрия», «здоровье», «болезнь»,

  «этиология», «патогенез»;

- основные причины развития болезней;

 - периоды течения болезни и их характеристики;

 - определение понятия «симптом», «синдром», их клиническое значение;

- определение понятия «диагноз», виды диагноза;

- определение понятий «ремиссия», «рецидив»;

- определение понятия «осложнение», виды осложнений;

 - сущность понятия «исход», «прогноз», их разновидности;

- особенности психологии общения с пациентом; 

- работа с родственниками пациента. 

 Уметь:

- применять принципы этики и деонтологии при общении с пациентами и их

  родственниками.

- свободно пользоваться медицинской терминологией

Мотивация

Пропедевтика клинических дисциплин является одним из базовых предметов в системе среднего медицинского образования.

Термин «пропедевтика» происходит от греч. propaideyō (обучаю предварительно).

Целью дисциплины является формирование основы знаний по диагностике внутренних болезней.

В рамках этой цели решаются следующие задачи:

1. овладение основными физическими методами исследования больного;

2. изучение основных симптомов и синдромов, встречающихся в клинике внутренних болезней;

3. изучение дополнительных методов исследования. 

Будущий фельдшер должен уметь распознавать симптомы заболеваний, знать основные диагностические методы, владеть методологией диагноза, уметь рационально использовать правила и принципы деонтологии и медицинской этики при обследовании и лечении пациента, оформлять основные медицинские документы – историю болезни, амбулаторную карту.

От качества проведения субъективных и объективных методов обследования зависит успех диагностики, эффективность лечения, проведение последующих диспансерныхмероприятий  (вторичная профилактика) и даже – в определенной степени – исход заболевания.

А без теоретических знаний это невозможно.

Современные образовательные технологии, используемые на занятии

  • личностно-ориентированная технология;
  • групповые технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • технология критического мышления;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Оснащение занятия

  • оборудование учебной аудитории (доска, столы и стулья для преподавателя и  

      учащихся)

  • план-конспект занятия по теме «Пропедевтика клинических дисциплин. Введение»;
  • журнал успеваемости;
  • учебно-программная документация (Рабочая программа, календарно-тематический план  

      по ПМ. 01   Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика клинических      

      дисциплин;

  • презентация по теме «Пропедевтика клинических дисциплин. Введение».

План-хронокарта занятия

№ п./п

Название этапа

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационный момент

3 мин

Проверка санитарного состояния аудитории, внешнего вида студентов и их готовности к занятию; регистрация отсутствующих.

Сообщают об отсутствующих, готовят письменные принадлежности.

2

  • Мотивация учебной деятельности.

Целевая установка

7 мин

Сообщает тему, план лекции; дает ее обоснование.

Объясняет необходимость изучения и усвоения данной темы, раскрывая практическую значимость приобретаемых на занятии знаний и умений. Сообщает цель занятия, определяет задачи студентов на занятии.

Раскрывает план занятия с демонстрацией на экране

Записывают в тетради тему,  цели и задачи. Слушают, осознают, конспектируют. Получают представление о содержании занятия и осмысливают тему.

3.

Изложение нового материала

50 мин

Излагает новый материал с использованием активных методов изложения по плану лекции в виде побуждающих вопросов к беседе.

Демонстрирует электронную презентацию. В течение лекции  предлагает студентам задать друг другу по 2 вопроса  по только что полученной информации.

Слушают, записывают в тетради, отвечают на вопросы преподавателя, смотрят презентацию, задают вопросы друг другу и отвечают на них.

4.

Проведение физкультминутки

5 мин

Преподаватель объясняет и показывает упражнения.

Выполняют упражнения.

5.

Обобщение и систематизация изученного материала

10 мин

Проводит обобщающую беседу в соответствии с планом лекции, делает выводы по основным вопросам темы.

Слушают, записывают в тетради, отвечают на вопросы преподавателя

5.

Блиц-контроль полученных знаний

5 мин

Задает вопросы в форме «верно-неверно», комментирует ответы студентов.

Отвечают на вопросы, поднимая цветные карточки

6.

Заключительная

часть.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

5 мин

Подводит итоги лекции, комментирует работу студентов отвечает на вопросы студентов,

Высказывают свое мнение по поводу достижения целей занятия, задают вопросы. Оценивает свою работу, достигнутый результат.

7.

Задание на следующее занятие

5 мин

Излагает задание на следующее занятие

Записывают задание на следующее занятие

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

1. Прочитать конспект лекций.

2. Прочитать учебники:

1). Пропедевтика клинических дисциплин [Электронный ресурс] : учебник / В.М.    

Нечаев; под общ. ред. В.Т. Ивашкина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. -    

http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970438299.html

2). Рябчикова Т.В., Смирнов А.В., Егорова Л.А., Рупасова Т.И., Карманова И.В.,    

 Румянцев А.Ш. Практическое руководство по пропедевтике внутренних болезней.- М.:  

 ГОУ ВУНМЦ, 2004.-192 с.

3. Ответить на опорные вопросы по теме:

1). Определение клинической дисциплины, ее цели и задачи.

2). История развития предмета с древности до наших дней. Роль отечественных ученых в развитии диагностики.

3). Основные принципы этики и деонтологии.

4). Сущность понятий «пропедевтика», «здоровье», «болезнь», «этиология», «патогенез».

5). Основные причины развития болезней.

6). Периоды течения болезни и их характеристики.

7). Определение понятия «симптом», «синдром», их клиническое значение.

8). Определение понятия «диагноз», виды диагноза.

9). Определение понятий «ремиссия», «рецидив».

10). Определение понятия «осложнение», виды осложнений.

11). Сущность понятия «исход», «прогноз», их разновидности.

12). Особенности психологии общения с пациентом. 
       работа с родственниками пациента. 

Список использованных  источников

1. Пропедевтика клинических дисциплин [Электронный ресурс] : учебник / В.М.    

    Нечаев; под общ. ред. В.Т. Ивашкина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. -    

     http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970438299.html

2. Рябчикова Т.В., Смирнов А.В., Егорова Л.А., Рупасова Т.И., Карманова И.В., Румянцев    

     А.Ш. Практическое руководство по пропедевтике внутренних болезней.- М.: ГОУ  

     ВУНМЦ, 2004.-192 с.

3. Чапова О.И. Пропедевтика детских болезней. М. Владос, 2005.

4. Мухин Н.А. Пропедевтика внутренних болезней. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

5. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 514 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело (Зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2014 N 32673).

6. Методические рекомендации по составлению и оформлению учебно-методических разработок занятий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://medkol- ukhta.ru/d/592383/d/rekomendacii-po-oformleniyu-lekciy,-prakticheskih,-seminarskih- zanyatiy.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по МДК 01.01 Пропедевтика клинический дисциплин, специальность: 31.02.01 Лечебное дело, тема Методика диагностики заболеваний органов дыхания

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями рабочей программы по МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин по специальности 31.02.01 Лечебное дело преподавателем Фоминых В.Н...

Методическая разработка практического занятия по МДК 01.01 Пропедевтика клинический дисциплин, специальность: 31.02.01 Лечебное дело, тема: Методика диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы

Методическая разработка практического занятия по МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин по специальности 31.02.01 Лечебное дело составлена преподавателем Фоминых В.Н....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия на тему: Субъективные и объективные методы исследования. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы. ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин, раздел Общая пропедев

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия на тему Субъективные и объективные методы исследования по ПМ 01. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы МДК 01.01. Проп...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин Тема 1.4.Пропедевтика в педиатрии

      Методические  рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной самостоятельной работы составлены в  соответствии  с  требованиями ...

Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"

Методическая разработка  урока  по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...