Проблема использования инновационных технологий в ОУ
статья на тему

Валяева Мария Григорьевна

Каждый преподаватель, используя такие технологии, в реализации которых формируется компетентная личность, имеет к ним непосредственное отношение к ним, то есть применяет инновационные технологии на практике. Но применять технологии необходимо в системе, не забывая про фундаментальность науки. Таким образом необходимо прийти к компромиссу изобилия технологий и конечной цели – формированию компетентной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Проблема применения инновационных технологий в ОУ

В настоящее время основной задачей стало развитие творческого потенциала учащегося, приобщение его к жизни в эпоху информационного общества. Информационная среда накладывает отпечаток на образ современного ученика. Это, в первую очередь, коммуникативная личность, способная критично относится к невероятному объему информации, работать с ней, отбирать и структурировать. Эти качества позволяют личности в новую эпоху информационного общества стать конкурентоспособными на рынке труда, получить возможность выбора и личностной реализации.

Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствовать новому времени, применять многообразные инновации, подстраивать их под специфику предмета.

Инновационным технологиям посвящено множество работ современных дидактиков. Проблемой рационального использования технологий в ОУ является:

  1.  Низкое качество информационной обеспеченности (старая комплектация кабинетов, информационно-коммуникативная безграмотность и т.п.);
  2. Отсутствие работы в системе (периодичность применения таких технологий, как метод проблемного обучения, метод-проектов, конференция и др.);
  3. Перегрузка обучающихся современными технологиями, что ведет к дезориентации и потере интереса;
  4.  Разобщенность целей педагогических работников (стремление «перетянуть одеяло на себя», дискредитируя ряд дисциплин).

Каждый преподаватель, используя такие технологии, в реализации которых формируется компетентная личность, имеет к ним непосредственное отношение к ним, то есть применяет инновационные технологии на практике. Но применять технологии необходимо в системе, не забывая про фундаментальность науки. Таким образом необходимо прийти к компромиссу изобилия технологий и конечной цели – формированию компетентной личности.

В ходе изучения дисциплины химия и биология, так же открывается большой простор для реализации ИТ на практике. Кроме того, спецификой предметов естественнонаучного цикла является их фундаментальность, поэтому все технологии реализуемые на этих дисциплинах имеют особенность: их главная цель – интегрировать процесс обучения, показать целостность наук и облегчить процесс обучения, как для преподавателя, так и для ученика.

  1. Интеграция дисциплин естественнонаучного, гуманитарного, профессионального циклов в аспекте инновационных технологий

Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.  Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики.

Актуальность интегрированных уроков продиктована новыми запросами социума, предъявляемыми к выпускнику, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Однако, предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности знаний и умений выпускника образовательного учреждения, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры и формированию компетенций.

Кроме вышеперечисленного, интеграция может восприниматься как фактор формирования и укрепления психологического здоровья обучающихся. Обобщенность учебных дисциплин, использование общих терминов и подходов или ссылки на то, что на том или ином уроке эту же тему ученики рассмотрят более подробно или с введением новых терминов, помогает сформировать общую конечную цель образования – формирование здоровой и гармонично развитой личности. Нередко на уроках химии или физики обучающийся не может совершить элементарные математические расчеты, совершая грубые ошибки в округлении или выводе формул, хотя данные науки являются дисциплинами естественного цикла. Этот факт можно объяснить слабостью интегрированных связей между дисциплинами, что в итоге является упущением педагога.

С другой стороны направленная в одну сторону деятельность педагогов (например, введение общей терминологии или общих правил решения) приведет к быстрой и глубокой актуализации знаний, ускорит процесс решения задач по известному алгоритму и  тп. Таким образом, интегрировано ориентированная работа педагогов облегчит работу педагогов и понимание темы учениками, сэкономит время и переведет процесс на качественно новый уровень.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах [1,4].

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

  1. Инновационные технологии в рамках здоровьесберегающих технологий.

Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах ОУ сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Методика интегрированного обучения имеет цели- помочь учащимся:

  • научиться познавать
  • научиться делать
  • научиться жить вместе
  • научиться жить в ладу с самим собой

Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления , не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти свое место в жизни , критическое мышление помогает как никакое другое [5,9].

Интегрированное обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока.

Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня при использовании большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы.

Большая возможность использовать на интегрированных уроках различных технологий, методов, форм - позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях ОУ  - это здоровьесберегающий подход в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии

Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствов...

Презентация "Использование инновационных технологий на уроках учебной практики"

Виды инновационных технологий используемых на уроках учебной практики...

Использование инновационных технологий на уроках английского языка

    В настоящее время все преподаватели учебных заведений работают по новым образовательным стандартам. Для повышения мотивации студентов,  их общих и профессиональных компетенци...

Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

              Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

        Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необхо...