Разработка учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка составленна автором в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения. Основная цель разработки - помочь преподавателям за короткий срок подготовить качественный учебно-методический комплекс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грешилова Валентина Александровна

Заместитель директора по учебно-производственной работе, преподаватель математики, СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж» г. Санкт-Петербург

greshilovav@mail.ru

Разработка учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Аннотация: Данная методическая разработка составлена автором в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (по профессиям, специальностям) третьего поколения. Основная цель разработки – помочь преподавателям за короткий срок разработать учебно-методический комплекс, отвечающий современным требованиям. Разработка комплекса показана на примере дисциплины естественно-научного цикла «Математика», но может быть использована как основа для любой дисциплины или междисциплинарного комплекса.

На сегодняшний день одним из наиболее актуальных вопросов в системе среднего профессионального образования остается вопрос разработки качественного учебно-методического комплекса  (далее УМК) по дисциплине (модулю).

Федеральный закон от 29.12.2012 №  276-ФЗ (ред. От 25.11.2013) «Об образовании в российской Федерации» дает следующее определение образовательной программе: «…образовательная программа – комплекс основных характеристик образования…, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)», иных компонентов, а также оценочных средств и методических материалов».

Любой стандарт по профессии или специальности содержит пункт «Требования к условиям реализации программы» в который включены подпункты:

«…образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу…

При формировании программы …..образовательная организация:

Имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов…

…программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям...

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчёта времени, затрачиваемого на ее выполнение».

Таким образом, перед образовательной организацией встает ряд задач, в которые в том числе входят необходимость распределения вариативных часов и разработка УМК по каждой дисциплине (модулю).

В предложенном Федеральным институтом развития образования макете рабочей программы дисциплины (модуля) нет пункта отражающего распределение часов вариативной части. Для того что бы отразить распределение часов вариативной части в рабочей программе я предлагаю в макете после пункта «1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:…»

Прописать следующие пункты «1.4 Освоение учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций

Код

Наименование компетенции

ОК…

ПК …

Наименование компетенций обучения приводится в соответствии с ФГОС.

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

     максимальной учебной нагрузки обучающегося ___ ч., в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   __ ч.;

самостоятельной работы обучающегося  ___ ч..

1.6 Количество вариативных часов на освоение программы учебной дисциплины:

____________.

Если вариативные часы, отведенные на учебную дисциплину, направлены на углубление и расширение основных понятий, то заполняется таблица 1. Если введены дополнительные компетенции и  дидактические единицы, то заполняется таблица 2.

Таблица 1

Компетенция

В результате освоения учебной дисциплины в рамках вариативных часов обучающийся должен уметь, знать

Дидактические единицы

Количество часов

уметь:

знать:

Таблица 2

Дополнительная компетенция

В результате освоения учебной дисциплины в рамках вариативных часов обучающийся должен уметь, знать

Дидактические единицы

Количество часов

уметь:

знать:

Указать дополнительные дидактические единицы, темы, разделы обеспечивающие формирование введенных дополнительных профессиональных компетенций, или требований к умениям и знаниям.

Например  (элемент из рабочей программы учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения», базовый уровень):

1.4 Освоение учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций

Код

Наименование компетенции

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ПК 1.4

Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей

ПК 1.5

Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей

ПК 3.2

Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

     максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   64 часа;

самостоятельной работы обучающегося  32 часа.

1.6 Количество вариативных часов на освоение программы учебной дисциплины:

8 часов.

Вариативные часы, направлены на углубление и расширение основных понятий

Компетенция

В результате освоения учебной дисциплины в рамках вариативных часов обучающийся должен уметь, знать

Дидактические единицы

Количество часов

ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 3.2

уметь: анализировать сложные функции  и строить их графики

знать:

основные понятия и методы математического анализа

Построение графиков сложных функций

4

ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 3.2

уметь:

решать прикладные задачи с использованием элементов интегрального исчисления

знать:

основные математические методы решения прикладных задач

Приложения определенного интеграла

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

практические работы

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

Подготовка к устному/письменному опросу по темам курса

Решение примеров по образцу по темам курса

Подготовка презентации и (или) докладов, рефератов

     28

      4

Промежуточная  аттестация в форме экзамена  

        Далее пункт 4 макета рабочей программы я предлагаю представить в следующем виде:

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и т.д..

4.1 Методы контроля и оценки текущей успеваемости

Название темы

Код формируемой компетенции

Результат освоения

Методы и средства контроля и оценки текущей успеваемости

умения

знания

в соответствии с тематическим планом и содержанием учебной дисциплины

в соответствии с ФГОС

в соответствии с ФГОС перечисляются умения, указанные в п.4. паспорта программы

в соответствии с ФГОС перечисляются знания, указанные в п.4. паспорта программы

индивидуальный/фронтальный устный/письменный опрос, практическое занятие,

практическая работа по темам курса,

оценка самостоятельной работы обучающегося,

ситуационные задачи, кейсы, выполнение технического задания, отчет, выполнение портфолио и т.д.

4.2 Промежуточная аттестация обучающихся

Форма

Средства контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины

В соответствии с учебным планом

Билеты с вопросами, ситуационные задачи, кейсы, выполнение технического задания, защита портфолио, реферата и т.д.

Заполняя таблицу 4.1, преподаватель еще раз проверяет, все ли он предусмотрел, работая над тематическим планированием. Все ли умения и знания учтены при подборе теоретического материала. Далее таблицу 4.1 переносим в новый документ и начинаем формировать фонд оценочных средств (далее ФОС).

Например (элемент из рабочей программы учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения», базовый уровень):

4.1 Методы контроля и оценки текущей успеваемости

Название темы

Код формируемой компетенции

Результат освоения (умения и знания)

Методы и средства контроля и оценки текущей успеваемости

уметь

знать

Дифференциальное исчисление

ПК1.4, ПК1.5, ПК3.2, ОК4, ОК5, ОК8

решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального исчисления

основные понятия и методы математического анализа;

основы дифференциального исчисления;

роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности

индивидуальный/фронтальный устный/письменный опрос,

практическое занятие № 1,

оценка самостоятельной работы обучающегося

Исследование функции при помощи производных

ПК1.4, ПК1.5, ПК3.2, ОК4, ОК5, ОК8

анализировать сложные функции  и строить их графики

основные понятия и методы математического анализа;

основные математические методы решения прикладных задач;

роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности

индивидуальный/фронтальный устный/письменный опрос,

практическое занятие № 2,3,

оценка самостоятельной работы обучающегося

        Используя данную таблицу, формируем фонд оценочных средств. При формировании ФОС необходимо помнить, что ФОС должен включать в себя, в том числе перечень вопросов и  заданий для проведения промежуточной аттестации. В составе УМК в свою очередь должна быть программа текущего контроля знаний и промежуточной аттестации.


Элемент ФОС учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения», базовый уровень

Паспорт фонда оценочных средств

Наименование тем

Код формируемой компетенции

Результат освоения (умения и знания)

Формы контроля текущей успеваемости

Оценочные средства

уметь

знать

ОК4, ОК5, ОК8, ПК1.4, ПК1.5, ПК3.2

решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального исчисления

основные понятия и методы математического анализа;

основы дифференциального исчисления;

роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности

Входной контроль

Тест

Приложение 1

Тема 1.1 Дифференциальное исчисление

Практическое занятие № 1 «Вычисление производных и дифференциалов высших порядков»

Практическая работа

Приложение 2

Самостоятельная работа: Подготовка к устному/письменному опросу по теме «Дифференциальное исчисление»

Вопросы к теме

Приложение 3

Самостоятельная работа: Решение примеров по образцу по теме «Дифференциальное исчисление»

Задание

Приложение 4

Самостоятельная работа: Подготовка презентаций и (или) докладов, рефератов по теме «Роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности»

Презентация/доклад/реферат

Приложение 5

Тема 1.2 Исследование функции при помощи производных

ОК4, ОК5, ОК8, ПК1.4, ПК1.5, ПК3.2

анализировать сложные функции  и строить их графики

основные понятия и методы математического анализа;

основные математические методы решения прикладных задач;

роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности

Практическое занятие № 2 «Исследование функции при помощи производных»

Практическое занятие № 3 «Исследование и построение графиков сложных функций»

Практическая работа

Приложение 1

Самостоятельная работа: Подготовка к устному/письменному опросу по теме «Исследование и построение графиков сложных функций»

Вопросы к теме

Приложение 3

 Самостоятельная работа: Решение примеров по образцу по теме «Исследование и построение графиков сложных функций»

Задание

Приложение 4

 Самостоятельная работа: Подготовка к практическим работам по темам «Исследование функции при помощи производных» и «Исследование и построение графиков сложных функций»

Приложение 6

 При разработке методических рекомендаций для обучающихся по выполнению практических/лабораторных/самостоятельных работ необходимо соблюдать основные элементы структуры пособия, а именно:

  • Титульный лист;
  • Пояснительная записка;
  • Содержание;
  • Литература/источники.

Важно помнить, что в пособии необходимо указывать критерии оценки каждой работы или вида работ.

Структура практической/лабораторной/самостоятельной работы зависит от характера работы.  Работы, имеющие репродуктивный или репродуктивно-творческий характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся применяют подробные инструкции.

При выполнении частично поисковых работ обучающиеся не применяют подробные инструкции, а самостоятельно осуществляют подбор оборудования; выбирают способы аналитических действий; планируют использование учебной и справочной литературы.

Работы, носящие поисковый характер, выполняются как решение проблемы с опорой на имеющиеся теоретические знания.

Как правило, в структуре практической лабораторной или самостоятельной работы должны быть отражены основные элементы такие как: тема работы, цель работы (для обучающегося!), оборудование, краткие теоретические сведения, образцы решения задач, порядок выполнения работы, варианты заданий, образец оформления работы/отчета, литература/источники.

Самостоятельная работа предполагает различные формы организации. Соответственно методические рекомендации могут быть представлены в другой форме (рекомендации по подготовке докладов, презентаций, проектов и т. д.).

К примеру, методические рекомендации  по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Математика» могут иметь следующую структуру: пояснительная записка, критерии оценки (в том числе выполнения заданий по образцу, выполнения самостоятельных практических работ, устных/письменных опросов, презентаций/докладов/рефератов), задания для самостоятельной работы (если есть учебное пособие, то данный пункт можно оформить в виде таблицы (пример приведен ниже)), методические рекомендации по выполнению примеров по образцу, методические рекомендации по подготовке к письменному/устному опросу, методические рекомендации по подготовке презентаций/докладов/рефератов, методические рекомендации по подготовке к практическим работам, литература/источники.

Преподавателям дисциплин естественнонаучного цикла есть смысл разработать учебное пособие (учебник), в полной мере реализующее умения и знания в соответствии с ФГОС. Такое пособие в значительной мере могло бы облегчить организацию аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся.

Например, раздел «Задания для самостоятельной работы», можно оформить в виде таблицы (элемент методических рекомендаций по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения», базовый уровень):

Наименование работы

Учебное пособие по математике

(Составитель В.А. Грешилова)

Теория

(номера страниц)

Упражнения

(номера страниц , № задания)

1 вариант

2 вариант

Самостоятельная работа: Решение примеров по образцу по теме «Дифференциальное исчисление»

16-25

стр. 24

5,7,13,14,19,21,21,27,31

стр. 24

6,12,16,17,24,25,29,33

И так оптимальный УМК, на мой взгляд,  по дисциплине состоит из рабочей программы дисциплины, ФОС, методических рекомендаций по выполнению практических/лабораторных/самостоятельных работ, учебного пособия (учебника) по дисциплине, программы текущего контроля знаний и промежуточной аттестации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация самостоятельной работы студентов по информатике и ИКТ в условиях требований Федерального государственного образовательного стандарта"

Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Необходимо перевести ст...

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум» прошла стажировку

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ ...

Программа производственной практики разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 270843.08(08.01.18)«Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования».

Программа производственной практики является часть программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС "Электромонтажник электрических сетей и электрооборудован...

«Бинарный урок – как одна из форм реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов»

В статье разбирается сущность понятия бинарного урока, рассматриваются его формы, определяются цели и задачи бинарных уроков, анализируется возникновение потребности в проведении таких уроков, рассмат...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...