Организация предметно-развивающей среды для развития детей раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей.
статья на тему

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса. Организация развивающей среды должна быть построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 20 «Ладушки»

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

Выступление

«Организация развивающей предметно-пространственной среды

для развития детей раннего возраста

с учётом индивидуальных особенностей»

в рамках кустового методического объединения

«Построение образовательного процесса в ДОУ

на основе поддержки индивидуальности и инициативы детей

в различных видах деятельности»

проведённого на базе МБДОУ № 11 «Искорка»

декабрь 2016 г.

Подготовила: Ярнатовская Татьяна Михайловна

воспитатель

Организация  предметно-развивающей среды для развития  детей  раннего   возраста   с учётом индивидуальных особенностей.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса. Организация развивающей среды должна быть построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В   раннем   возрасте  таким содержанием будет: «предметная  деятельность  и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей  раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций.

Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей  раннего   возраста  является важным  условием  их полноценного развития.

Педагогический процесс  в   раннем   возрасте  опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его  деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении  игровых  задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной  деятельности  у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их  деятельности  и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация  игровой  самостоятельной  деятельности  детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную  игровую  деятельность  воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того  возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных  условий  развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания  игровой   деятельности детей; наконец, большое  значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их  возрастом.

Согласно  ФГОС   ДО, предметно-игровая среда в нашей группе  раннего   возраста   организована следующим образом:

  • уголок театрализованной  деятельности  – уголок ряженья.

Красивая ширма для показа представлений, игрушки (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

  • уголок сенсорного развития.

Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.

  • уголок конструирования.

Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

  • уголок изобразительной деятельности.

Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран».

  • спортивный уголок.

Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают).

  • музыкальный уголок.

Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

  • художественно-речевой уголок.

Яркие картинки, книжки.

  • экологический уголок.

Комнатные растения. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей реализовано при помощи следующих видов игр, которые использованы воспитателями в группе  раннего   возраста:

 дидактические игры;

сюжетно-ролевые игры;

подвижные игры;

пальчиковые игры;

сюжетное конструирование и др.

Комплексный метод руководства игрой в группах  раннего   возраста   включает в себя такие компоненты как:

планомерное обогащение жизненного опыта детей;

совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям  игрового  опыта  игровых  умений;

своевременное изменение  игровой  среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и  игрового опыта;

активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на  побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения  игровых  задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Список литературы:

Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет.  Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.

Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.

Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.

Смирнова Е.  Ранний   возраст : игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – с.22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОСы ПМ.02. Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей для специальности 100116 Парикмахерское искусство

КОСы ПМ.02.Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей  для специальности 100116 Парикмахерское искусство...

Доклад "Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей клиентов".

Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей клиентов....

Методическая разработка по теме "Деловой этикет" и "Индивидуальные особенности личности"

Задания контролируют знания учащихся по пройденным темам: "Деловой этикет" и "Классификация общения"...

«Особенности трудовой деятельности учащихся 7 класса с учетом индивидуальных особенностей».

Одной из важнейших задач коррекционной школы  8го вида является подготовка учащихся к общественно полезной трудовой деятельности. Как и массовая школа, коррекционная школа 8го вида призвана уделя...

"Правила подбора прически с учетом индивидуальных особенностей лица." февраль 2017

Тема:  Правила подбора прически с учетом индивидуальных особенностей лица.Цели :Обучающая – обобщить, систематизировать и проверить теоретические знания по теме: «Моделирова...

Творческая мастерская: « Дифференцированный урок - основа становления личности и развития индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ

Работая 6 год в адаптивных классах, мы убедились, что основными недостатками организации уроков являются:...

Программа "Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа с учётом их индивидуальных особенностей"

Программа "Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа с учётом их индивидуальных особенностей"...