Рабочая программа по литературе в 8 классе.
рабочая программа на тему

Девер Елена Алексеевна

Рабочая программа по литературе в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_8_klass.docx45.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №12» х. Мамацев

Шовгеновского района, Республики Адыгея.

                                                                               Утверждаю

                                                        Директор школы

                                                                 ______ И.М. Хапачева

                                                                         Приказ №21 от 25.08.2017г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя

Девер Елены Алексеевны

по предмету «Литература» в 8 классе

на 2017-2018 учебный год

количество часов в неделю - 2

Программа составлена к учебнику  «Литература»

Под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва и др.

Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рассмотрена на педагогическом совете, протокол №1 от 25.08.2017г.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  •   ФЗ «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012;
  • Закона РА от 27.12.2013 года №264 «Об образовании в РА»;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ №12 х. Мамацев;
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ ООШ №12 х. Мамацев;
  • Учебного плана МБОУ ООШ №12 х. Мамацев на 2017– 2018  учебный год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

8 класс

Предметные результаты:

— адекватное восприятие художественных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения исторической тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания к историческому словарю, понимание особой роли исторического комментария и др.).

Метапредметные результаты:

— расширение круга приемов составления разных типов плана;

— обогащение способов организации материала пересказов;

— расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы исторической тематики.

Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения, включая произведения на исторические темы.

ВОСЬМОЙ  КЛАСС

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка. Предание.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория.

Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Те о р и я  л и т е р а т у ры. Дума.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении

поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История

Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва». Теория литературы. Историзм художественной литературы. Роман. Реализм.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Теория литературы. Поэма. Романтический герой, романтическая поэма.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия. Сатира и юмор. Ремарки как форма выражения авторской поэзии.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя- гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ. Художественная деталь.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция. Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор) А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма.

Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине.

Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклоризм литературы. Авторские отступления как элемент композиции.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)

 М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь.

Русские поэты о родине, родной природе (обзор) И. Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.

Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Комедия.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Теория литературы. Исторический роман.

Учебно-тематическое планирование по литературе

Класс:8 класс

Количество часов 70     часов

Всего часов в неделю в 8 классе: 2 часа

п/п

Содержание раздела

Количество часов

В том числе:

Развитие речи/ Внеклассное чтение

Контрольные работы

Русская литература и история

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

4

Из литературы XVIII века.

3

Из литературы XIX века.

35

4/1

4

Из литературы XX века.

15

-/3

2

Повторение и систематизация изученного

3

Из зарубежной литературы.

6

Итоговый тест

1

1

ИТОГО

70

4/4

7

Произведения для заучивания наизусть.

Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор). А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).

Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).

А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).

О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе

Количество часов – 70 часов.

ТЕМА УРОКА

Решаемые проблемы

      Дата

проведения

План

Факт

1

Русская литература и история

Какая связь существует между литературой и историей?

2

Отражение жизни народа в народной песне. Частушки как малый песенный жанр.

Что такое фольклор?  Какие жанры фольклора существуют?

 Каковы особенности народной песни и частушки?

.

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Особенности содержания и художественной формы преданий «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Что такое предание?

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Защита русских земель и бранные подвиги Александра Невского.  

Что такое житие? Каковы особенности житийной литературы?

5

Особенности содержания «Жития Александра Невского»  и формы воинской повести и жития.

Каковы признаки жития?

 Какие признаки воинской повести?

6

Вн/чт Житие Сергия Радонежского. Историческая основа жития.

Какова связь жития с историей?

.

7

«Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Что такое сатира? Каковы особенности бытовой сатирической повести?

.

8

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль».

Каким представляется вам писатель?

Что такое сатира?

9

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль».

В чём заключается проблема воспитания в комедии?

.

10

РР Обучение анализу эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма в драматическом произведении

Каковы художественные особенности эпизода комедии?

11

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Мораль басни «Лягушки, просящие царя». Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

Что такое мораль?  Каковы художественные особенности басни?

12

И.А.Крылов. Историческая основа басни «Обоз».

Какова историческая основа басни «Обоз»?

13

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Характерные особенности жанра думы. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.

Какова связь  думы Рылеева с историей? Каковы особенности жанра думы?

14

А.С. Пушкин. Слово о поэте.  Основные темы и мотивы стихотворений «19 октября», «Туча», «К***».

Каковы основные темы и мотивы стихотворений Пушкина«19 октября», «Туча», «К***»?

15

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

Как проявляется интерес Пушкина к истории в его творчестве?

16

А.С. Пушкин. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора в историческом труде писателя «История Пугачёва».

Каким предстает Пугачёв в историческом труде Пушкина?

Что вкладывает Пушкин в понятие «пугачёвщина»?

17

А.С. Пушкин. История создания  романа «Капитанская дочка».

Какова история создания романа?

18

Формирование характера Петра Гринева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Разбор I  и II глав.

В какой семье, в каком окружении рос Петруша Гринёв?

Какое значение имеет имя героя? Какое значение имеет сон Гринева?

19

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Разбор III – V глав

Каковы впечатления Гринева от пребывания в крепости? Как и почему меняется впечатление Гринева о семье коменданта? Каковы причины ссоры Гринева и Швабрина? Как события в крепости повлияли на духовное становление героя?

20

Падение Белогорской крепости. Разбор VI и VII глав романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

С какой целью вводит автор эпизод с изувеченным башкирцем?

Как ведут себя герои во время взятия крепости бунтовщиками?

   21    

Образ Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. Разбор VIII-XII глав романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Какие противоречия мучают Гринёва?

Какими средствами характеризуется Пугачёв в сцене «военного совета»?

22

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

Каково отношениие к Маше Мироновой действующих лиц и автора? Почему образ капитанской дочки вынесен в название произведения?

23

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

24

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Каковы тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

25

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания.

В чем заключается романтизм образа Мцыри?

26

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

Какая тема является ведущей в поэме? Какие строчки помогают раскрыть содержание этой темы?

27

Историзм Н.В.Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии.

Какова история создания комедии Гоголя «Ревизор»?

28

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.

Какие причины для боязни приезда ревизора имеет каждый чиновник?

Какие сцены помогают охарактеризовать чиновников?

29

Хлестаков и хлестаковщина

В чем заключается смысл понятия«Хлестаковщина»?

30

Особенности композиционной структуры комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению

Каковы особенности композиционной структуры  комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»?

31

Особенность историзма И.С.Тургенева. Повесть «Ася».

 В чем заключается историзм Тургенева?

32

Характеристика героев повести И.С.Тургенева «Ася»

 В чем особенность портрета Гагина? Как характеризует Асю её портрет? Какими ещё способами изображается характер героини?

33

Анализ эпизода. Роль XVI главы в повести И.С.Тургенева «Ася»

Какие события описаны в главе? Что нового узнаём о героях? Какое место занимает глава в развитии сюжета? Каково авторское отношение к героям? Каковы художественные приёмы изображения героев?

34

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»

Почему повесть Тургенева называется «Ася»?Каковы основные черты Аси»? Какова жизненная позиция героини?В чём заключается трагедия Аси?

35

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» как художественно-политическая сатира на общественные порядки. Образы градоначальников в романе.

С помощью каких сатирических приёмов нарисованы образы героев сказки?Почему Салтыков-Щедрин выбирает жанр сказки для своих произведений?

36

Средства создания комического в романе «История одного города»

С помощью каких художественных средств Щедрину удаётся показать глуповцев?

37

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Какие нравственные проблемы поднимаются в рассказе? В чём актуальность рассказа?

38

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»

Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

Что такое рассказ?

В чём смысл названия рассказа Л.Н.Толстого?

39

Художественное своеобразие рассказа «После бала».

Какие художественные приёмы помогают раскрыть идейный замысел произведения?

40

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Какие проблемы поднимает Л.Н.Толстой в рассказе «После бала»?

Какие качества проявляет полковник на плацу? Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

41

Вн/чт Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

 Каковы особенности поэзии  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова?

Какова главная мысль стихотворений?

Какие художественные приёмы помогают воплотить идею стихотворения?

42

Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье

Какова роль рассказчика в истории?

О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

43

Проблемы счастья в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»

Как проявляется историзм Бунина в рассказе? От чьего лица ведётся повествование?

Какова интонация произведения? Какую роль играют картины природы? Почему муж героини покончил жизнь самоубийством?

44

Нравственные проблемы рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»

Что отличает героев Куприна?

Кто из героев больше понравился?

45

РР Подготовка к обучающему сочинению по творчеству Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина.

Как проявляется историзм в рассказах  Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина?

Какова роль пейзажа  в рассказах?

Что для героев  Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина  есть счастье?

46

А.А.Блок.  Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока.

О чём повествует Блок в цикле «На поле Куликовом»?

Почему в своем произведении он обращается к прошлому?

47

Художественные особенности цикла А.А.Блока «На поле Куликовом»

Что такое цикл художественных произведений?

Какие приемы выразительности использует поэт для создания художественных образов?

48

С.А.Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в поэме «Пугачев».

Как проявляется историзм в поэме «Пугачёв»? Какие художественные средства использует С. Есенин в поэме?

49

Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина.

В чём различие и сходство между героем С.Есенина, Пугачёвым в текстах преданий и Пугачёвым в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

В чём принципиальное отличие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?

50

Сочетание реальности и фантастики в рассказе М.А.Осоргина «Пенсне»

Какой приём используется автором, чтобы показать «необычную» жизнь вещей?

51

Рассказ И.С.Шмелёва «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

Какую роль в судьбе писателя сыграли детские впечатления?

Как проявляется в рассказе характер самого автора?

52

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение  исторических событий.

Какие юмористические и сатирические приёмы использует Тэффи в главах «Спарта», «Воспитание детей»; О.Дымов в разделе «Средние века»; А.Аверченко в разделе «Новая история»?

53

  Приёмы и способы создания сатирического повествования в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник» и М.М.Зощенко «История болезни».

На каком художественном приёме построен рассказ Тэффи?

 Что высмеивает Зощенко?

 

54

А.Т.Твардовский.  Слово о поэте. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Теркин».

Какова история создания поэмы «Василий Тёркин»?

 Какова особенность композиции произведения?

55

Герой и автор в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

Какие качества сделали Тёркина любимейшим героем читателей? Как развивается характер Тёркина? Какова роль автора в поэме?

56

А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

Какие нравственные проблемы поднимает Платонов в своём рассказе?

57

Вн/чт Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Какие качества прославляются в песнях военных лет, какие темы поднимаются в каждой из песен? Какова история создания «Катюши»? Какие интонации характерны для поэзии А.Фатьянова, Б.Окуджавы?

58

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Какие проблемы поднимаются в рассказе Астафьева?

Почему Саньки и героя не оказалось на фотографии?

Каково значение образа бабушки? Какую деталь в портрете учителя выделяет автор?

59

Вн\чт Русские поэты о Родине и родной природе.  Тема Родины, родной природы в стихотворениях И. Анненского, Д.Мережковского, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова.

Какое настроение передаёт поэт в стихотворении?

Какова роль художественных средств?

60

Вн/чт Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. Тема Родины в стихотворениях Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунина.

Какое настроение передаёт поэт в стихотворении?

Какова роль художественных средств?

61

Отражение истории в фольклоре, древнерусской литературе и литературе первой половины XIX века.

Как отражаются исторические события в произведениях устного народного творчества, древнерусской литературы и литературы первой половины XIX века?

62

Историческая тема в литературе второй половины XIX- начале XX вв.

Как отражаются исторические события в произведениях литературы второй половины XIX- начала XX вв.?

63

Уильям Шекспир. «Вечные проблемы» в трагедии «Ромео и Джульетта». Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Почему « Ромео и Джульетта» трагедия?

 Какие проблемы поднимаются автором трагедии?

64

Анализ эпизода трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

Почему Ромео и Джульетта решили вступить в брак? Кто виноват в трагедии, Случившейся в Вероне?

65

Ж.-Б. Мольер. Черты классицизма в  комедии «Мещанин во дворянстве».

Какие черты классицистической комедии  присутствуют в комедии Мольера? Каковы особенности драматического произведения?

66

Ж.-Б. Мольер. Общечеловеческий смысл комедии «Мещанин во дворянстве».

В чём заключается смысл комедии? Над чем смеётся автор?

67

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

В чём актуальность романа Свифта?

Какова доля фантастики в романе? Какие эпизоды можно назвать сатирическими, а какие –юмористическими?

68

В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Какие признаки исторического романа присутствуют в «Айвенго» В.Скотта?

69

Повторение и систематизация изученного в VIII классе.

Насколько усвоен материал 8 класса?

70

Итоговый тест

Насколько усвоен материал 8 класса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе (10 класс)

Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...

рабочая программа по литературе для 7 класса

Эта рабочая программа по литературе для 7 класса предназначена тем, кто работает по программе Г.С.Меркина....

Рабочая программа по литературе в 5, 7 и 8 классах.

Рабочая программаучителя  Девер Елены Алексеевныпо предмету «Литература» в 5, 7 и 8  классахна 2016-2017 учебный годПрограмма составлена к учебнику «Литература»Под рекакцией В.Я. Коровиной, ...

Рабочая программа по литературе (10 класс, профильное обучение)

Рабочая программа по литературе для 10 классов(профильный уровень) позволит расширить читательский кругозор учащихся,углубить литературоведческие знания....

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс...

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС к предметной линии учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других.

Рабочая программа по литературе 5 класса к предметной линии учебников В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева разработана с учетом ФГОС. В ней отражены все главные составляющие рабочих программ.Тематическое план...

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по учебной дисциплине "Литература" предназначена для учащихся 5 классов...