Как сделать урок эффективным
консультация на тему

Храмцова Татьяна Сергеевна

В консультации описаны простые и доступные всем приемы, которые помогут повысить эффективность урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_uroka.docx28.87 КБ
Office presentation icon effektivnost_uroka.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:

«Повышение эффективности

 работы на уроке»

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Храмцова Татьяна Сергеевна

Все мы прекрасно знаем, что   главная составная часть учебного процесса – это урок. Сегодня я буду говорить, о тех простых приемах, которые помогают нам с вами вызвать у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, т е сделать урок максимально эффективным

Но, какими бы внешне эффективны приемами ни пользовался педагог, если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения

Вопрос качества, а значит и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, учителя, учащихся и их родителей. Что влияет на эффективность урока?

ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Начало занятия – с формулирования проблемы

Его особенность в том, что с началом изложения нового материала преподавателем формулируется проблема, которая должна быть решена к концу занятия.

Например на одном из недавних уроков чтения  перед знакомством с новым произведением Ю Сотника «Учитель плавания» я поставила перед учащимися сл. проблему:

 В конце урока мы с вами должны ответить на очень важный вопрос – можно ли рассказывать о секретах ваших друзей?

2. Простота и доступность речи

 Простота и доступность может быть обеспечена: умением уверенно владеть материалом без подробного текста; развитием своего голоса, чтобы он звучал убедительно, внятно и выразительно; усилением своей речи движениями, жестами и выражениями; умением соизмерять степень трудности вашей информации с обстановкой.

Пример с изменением громкости речи – сейчас я говорю шёпотом и только один раз

Ничто так не навевает скуку, как монотонная речь. Даже с физиологической точки зрения такая речь должна вызвать утомление, сонливость.

А.С. Макаренко вспоминал, что он стал настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 10–15 оттенками, и тогда не боялся, что к нему кто-то не подойдет.

3. Неоднократные повторения

 Суть неоднократного повторения в том, что наиболее важные места в ходе изложения учебного материала (определения, выводы, важные формулировки и т. д.) повторяются несколько раз, причем при разном темпе и громкости. Это улучшает запоминание, подчеркивает важность материала, привлекает особое внимание.

Пример – правило в парах

4. Не говорить «с листа»

Язык письма и язык речи воспринимаются по-разному. Несомненно, что разговорная речь оказывает более сильное воздействие: она более доходчива и понятна, располагает к взаимному общению с педагогом. Во-вторых, это может вызвать у учащихся чувство того, что тот недостаточно знает материал. Наконец, неправомерно в этих случаях требовать от обучаемых знаний учебного материала на память.

5. Не пренебрегать языком жестов

Язык жестов относится к так называемой неречевой коммуникабельной деятельности человека и возник намного раньше, чем речь. В педагогической деятельности он выступает как вспомогательный элемент общения с аудиторией.

Один английский психолог прошлого века Майкл Арчил установил, что на каждый один жест жителя Финляндии используют жестикуляцию: итальянец – 80 раз, француз – 110, мексиканец – 180. Наши психологи считают, что мы отличаемся значительной сдержанностью в проявления своих чувств с помощью жестов и мимики: нам далеко до финнов, но и далеко до итальянцев. У нас чрезмерная жестикуляция (например, с помощью рук) воспринимается как признак невоспитанности. Тем не менее жесты, мимика могут значительно повысить эффективность восприятия речи.

6. Смена рода деятельности обучаемых

Эффективность усвоения учебного материала значительно увеличивается, если использовать различные каналы воздействия на обучаемых. В частности, прочность знаний повышается при использовании различных видов памяти: образно-зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной, словесно-логической, – находящихся во взаимной зависимости. Поэтому в ходе изложения учебного материала следует периодически менять род деятельности обучаемых (запись, выслушивание, наблюдение, самостоятельное мышление). Помимо всего указанного, это нарушает монотонность изложения, снижает усталость обучаемых, повышает их интерес, что не может не отразиться на качестве усвоения материала.

Готовясь к выступлению, я взяла один из конспектов  урока русского языка и посчитала, сколько раз менялись на уроке виды деятельности

  • Чистописание
  • Устный опрос по ранее пройденным темам + проговаривание правила, заданного на дом (в парах)
  • Разбор фразеологизма – совместное объяснение его значения - микродиалог
  • Работа с диктантом Федоренко – развитие зрительной памяти
  • Взаимопроверка
  • Физминутка
  • Работа с учебником – разбор, комментированное письмо 1 части текста, самостоятельное списывание 2 части текста
  • Физминутка для глаз
  • Разборы морфемный, синтаксический

Итого смена рода деятельности была 9 раз за урок – то есть в среднем каждые 5 минут.

7. Речевое управление вниманием

Многие преподаватели в ходе занятия используют речевые, так называемые сигнальные, фразы, с помощью которых повышается внимание аудитории. Например, преподаватель говорит: «Интересно, понятно ли вам будет то, что я сейчас изложу?» Можно и не говорить этой фразы, а просто излагать дальнейший материал, но фраза сказана, сигнал сработал, вызвав повышенное  внимание. У опытных педагогов имеется большой набор таких сигнальных фраз, которые, кстати, они используют часто бессознательно.

Скорее всего то, что я вам скажу, вызовет улыбку..

Возможно вы мне сейчас не поверите..

Хочу чтобы сейчас меня непременно услышали мальчики…

8. Использование кратких диалогов («микродиалогов»)

 Это нарушит монотонность занятия, повысит внимание и активность аудитории.

9. Комплекс упражнений «Ассиметричная гимнастика для мозга».

 Эта гимнастика синхронизирует работу обеих полушарий. В 1981 году психолог Роджерс Пери получил Нобелевскую премию за исследования в этой области. Он установил, что когда мы задействуем данные технологии, то продуктивность мозга многократно увеличивается и результативность обучения возрастает в несколько раз. И при овладении любым новым навыком, и учебой в нашем случае, необходимо запустить мозг в работу по максимуму.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

1. Поощрять вопросы

 «кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится».

2. Правильно отвечать на вопросы

Отвечайте кратко и однозначно. При ответе сразу переходите к существу вопроса. Часто на заданный вопрос достаточно «да» или «нет».

Не отвечайте на вопрос, который не поняли. Потребуйте от спрашивающего доходчиво объяснить, что он имеет в виду, и только тогда приступайте к ответу. Старайтесь быть точным: вместо слова «много» лучше назвать хотя бы примерное количество, вместо «большой» – конкретные размеры и т. д.

Если сразу не можете ответить на вопрос, не пытайтесь вводить собеседника в заблуждение, не старайтесь «выкручиваться». Скажите прямо, что для полного и точного ответа вы должны навести дополнительные справки или проконсультироваться. Не забудьте при этом указать, когда сможете ответить на вопрос.

Когда необходимо дать конкретный и точный ответ на конкретный вопрос, старайтесь избегать слов «может быть», «иногда» и т. д.

3. Умело задавать вопросы

Не задавайте вопросов, требующих простых и односложных ответов типа «да» или «нет», «уменьшится» или «увеличится» и т. д.

Вопросы должны быть такими, на которые нет прямого ответа в конспекте, учебнике, другом пособии, но которые требуют знания изученного материала.

Практиковать вопросы, требующие известных знаний материала смежных учебных дисциплин.

Например, при решении задач, я иногда спрашиваю, зачем мы сейчас столько времени потратили на решение задачи данного вида? Где нам это может пригодиться?

На уроках окружающего мира много вопросов задаю и я, и сами дети. Например, сейчас мы знакомимся с темой «Наш организм». Множество вопросов, которые не затрагиваются в теме урока, но которые интересны детям. Почему вредно курить? Что происходит с организмом при переедании? Что лучше ранец или обычный портфели и почему и т д

Такие вопросы мы называем толстыми – ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГНО МЫШЛЕНИЯ.

По литературному чтению даже устраиваем соревнования, чья команда придумает как можно больше толстых вопросов к данному произведению

4. «Хитрые» вопросы

Особую активность у обучаемых вызывают не совсем обычные вопросы.

Пример .  На слова героини одного из рассказа: «А меня хоть золотом осыпь, так я не поеду»– можно поставить вопрос: «А если все же осыпать эту купчиху золотом, она поедет?» Это обычно вызывает бурную реакцию у аудитории.

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧУВСТВА

. Создание обстановки доброжелательности

Рабочая обстановка   зависит главным образом от преподавателя. Доверие, расположение, жизнерадостное состояние благоприятствуют положительному воздействию на обучаемых. И наоборот, состояние подавленности, антипатии, напряженности, подозрительности, чрезмерная строгость и требовательность ослабляют восприимчивость, понижают интерес и активность на занятиях.

1. Эмоциональная завязка занятия – Пожелайте друг другу… улыбнитесь…. Подумайте о чет-то хорошнем..

2 Заставить удивляться

Прием построен на чувстве удивления обучаемых и способен значительно повысить их внимание и интерес. Здесь можно использовать специально подобранные диапозитивы и фрагменты кинофильмов, привести «удивительные» факты, исторические аналогии и т. д.

Нос и уши растут на протяжении всей жизни.

80% мозга – вода.

Уникальны не только отпечатки пальцев, но и «узор» на языке.

В организме достаточно железа, чтобы изготовить гвоздь длиной 7,5 см.

10% веса человека приходятся на бактерии и 14% – на кости.

Здоровая печень может профильтровать 720 литров крови в день.

При чихании человек разгоняет воздух до скорости 166 км/ч.

Самое прочное вещество организма – зубная эмаль.

Без слюны Вы не почувствуете вкуса.

При попадании на кожу желудочный сок прожжет в ней дыру.

Пощекотать себя невозможно.

4. Эмоциональная разрядка

Обычно педагог легко улавливает моменты снижения активности и внимания аудитории, усталости. Для снятия наступившего состояния целесообразно привести остроумный пример, анекдотический случай, Как правило, внимание после этого восстанавливается.

5. Включение элементов состязательности

Воздействие на чувство спортивного азарта, самолюбия, как ничто другое, влияет на активную деятельность.

Кто первый решит сложное уравнение правильно в каждой команде?

Первые 5 человек, решившие задачу, получают отметки в журнал.

6. Мнимое недоверие

Прием применяется с целью задеть самолюбие обучаемых, стимулировать их учебно-познавательную деятельность. Если, к примеру, им объявить: «Это задание не очень сложное, но у вас может не хватить терпения и настойчивости для того, чтобы выполнить его до конца», – всегда найдутся такие, которые попытаются это сделать.

При этом задание должно быть не слишком сложным, посильным для большинства обучаемых, что вселит в них уверенность в успешном овладении знаниями, повысит их интерес к учебе. Но очень важно, чтобы обучаемые не догадались об истинной цели педагога, поэтому прием должен не часто применяться и лучше в индивидуальной работе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТСО и ИКТ

1. Использование раздаточного материала

2. Составление алгоритма занятия

Многие опытные преподаватели перед началом изложения учебного материала воспроизводят на классной доске, экране, схеме его алгоритм. Это способствует лучшему усвоению материала: информация становится более доступной; прослеживается логика рассуждений, доказательств, решений; видна конечная цель; облегчается работа при подготовке к зачетам, экзаменам. Такие схемы, алгоритмы иногда называют скелетами знаний.

3. Использование плакатов , таблиц , и др учебных пособий

4. Оформление классной доски

5. Использование ТСО и ИКТ

Главное условие эффективного использования – это оправданность .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение эффективности урока Храмцова Т С

Слайд 2

«Урок – колесо очень древнее, но попробуй без него обойтись»

Слайд 3

Ассиметричная гимнастика для мозга

Слайд 5

Урок- главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Слайд 6

Каждый из нас задумывался над тем, как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызвало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Слайд 7

Что же влияет на эффективность урока?

Слайд 8

Изложение учебного материала Начало занятия – с формулирования проблемы Простота и доступность речи Неоднократные повторения Не говорить «с листа» Не пренебрегать языком жестов Смена рода деятельности обучаемых Речевое управление вниманием Использование кратких диалогов

Слайд 9

Вопросы и ответы Поощрять вопросы Правильно отвечать на вопросы Умело задавать вопросы «Хитрые» вопросы

Слайд 10

Воздействие на чувства обучаемых Создание обстановки доброжелательности Эмоциональная завязка занятия Заставить удивляться Эмоциональная разрядка Включение элементов состязательности Мнимое недоверие

Слайд 11

Использование учебно-наглядных пособий , ТСО и ИКТ Использование раздаточного материала Составление алгоритма занятия Использование плакатов , таблиц , и др учебных пособий Оформление классной доски Использование ТСО и ИКТ Главное условие эффективного использования – это оправданность

Слайд 12

Л.Н.Толстой утверждал: « Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соизмерять его с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше будет вызывать вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».

Слайд 13

Всем желаю творческих успехов. И пусть каждый наш урок будет максимально эффективным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через запахи, звуки. Взрослые всегда могут сделать так, чтобы прогулки не только оздоравливали ребенка, но и развивали его личность. Как именно можно это сделать? Отдых с детьми

Отдых с детьмиСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпровождения - пассивная роль р...

Как сделать урок русского языка "живым"?

Статья содержит информацию о понятии "мотивация", также в ней можно найти упражнения и приемы, которые позволяют формировать и развивать положительную мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятел...

Интегрированный урок-эффективное средство обучения.

Интегрированный урок-эффективное средство обучения....

Учим и учимся с увлечением. Как сделать уроки интересными (из опыта работы)

Статья из опыта работы преподавателя истории и обществознания...

Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...