Учим и учимся с увлечением. Как сделать уроки интересными (из опыта работы)
статья

Бабыкина Елена Анатольевна

Статья из опыта работы преподавателя истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx127.63 КБ

Предварительный просмотр:

Учителя - "серая масса закомплексованных неудачников"

 Из выступления проректора РАНХиГС Ивана  Федотова 

Обидные и несправедливые слова в адрес огромного количества моих коллег честных, квалифицированных и креативных профессионалов. Пусть небольшая статья о моем профессиональном  педагогическом  опыте послужит защитой того дела, которому мы посвятили почти 20-30-40 лет своей жизни.

Мне повезло, я всю жизнь занимаюсь тем что мне нравится. Мне очень нравится- научить.

В каждой профессии есть свои приёмы, свои инструменты, свои подходы и свои тайные тропы. Сейчас их называют забавным словечком "фишки". Хочу предложить вашему вниманию некоторые фишки своей "классной и домашней работы".

Работа преподавателя сопряжена с чувством бессилия, переживания и испытания терпения. Только используя свою страсть к любимой работе можно взлететь над препятствиями, а не врезаться в них и "сгорать на работе".

Хороший план- половина дела! Начнем с тематических пристрастий. Много лет мой рабочий тематический план выглядит следующим образом (пример)

Мои любимые темы по истории

Мои нелюбимые темы по истории

- Религии Древнего мира

- Древняя Греция

-Крещение Руси

-Татаро-монгольское нашествие

-Россия начала XX века  и т.д.

-Первобытная история

- Древний Восток

-Варварские королевства Европы

- Империя Карла Великого

- СССР в 1960-80 г.г.

Это очень кратко и не принципиально.

Эти темы потребуют особого внимания в виде "приманки" и для педагога и для учащихся.

Никакого противоречия с ПТП нет, это лишь детальная работа с планом

Нормальная человеческая реакция, у любого педагога есть любимые и нелюбимые темы.

Что делать с темами фанатом которых я не являюсь?

  • Подготовить заранее творческие задания для учащихся (на доске, на листах)
  • Брейн - ринг ("Становление абсолютизма в Европе"- 1 ряд Англия, 2 ряд Испания, 3 ряд Франция)
  • Заранее  подготовленные проекты учащихся ("Китай в III-XIII в","Монгольское нашествие", "Династия Мин"

Прежде чем переходить к остальным фишкам и "приманкам" урока, следует остановиться на некоторых общих принципах работы, несложных и вполне достижимых:

1. Контакт

Чтобы избежать изнурительных битв с учениками, нужна способность углублять контакт. Налаживать контакт- значит взаимодействовать.

Я моделирую поведение, которого жду от своих учеников. Негибкий, зажатый, невесёлый учитель порождает негибких, зажатых, невеселых учеников.

На первых уроках нужно суметь "продать товар", я "продаю образование" - товар, который переворачивает жизнь, меняет мир. Многие учащиеся были неуспешны в школе и моя задача объяснить, втолковать, убедить, что теперь всё будет по-другому, что я умею учить и научу, что они научаться учиться. Я фанатик образования и очень красочно расскажу чем мы будем заниматься, буду горячо убеждать что у всех всё получится, что учеба-это приключение; расскажу как работает наша память и о том что в каждом скрыто несколько способностей и талантов, которые нам в помощь.

2. Личные увлечения

Планировать занятия так, чтобы можно было продемонстрировать свои увлечения, а так же позволить учащимся развивать свои.

Мои увлечения (профессиональные и не только):

  • Составление работающих конспектов
  • Обработка информации разными способами: интеллект-карты, опорные конспекты, схемы и т.д.( Потребуется не тетрадь для конспектов, а папка с листами А4, цветные карандаши, маркеры, распечатки таблиц, карт)
  •  Практическая психология
  •  Сценарии мероприятий на заданную тему
  •  Финансовая грамотность
  • Мотивирующая литература
  • Развивающие игры
  • Я отличный рассказчик, а интригу в истории ещё никто не отменял ☺:

"Вы слышали про 1 мировую войну? А про 2-ю? А что вы знаете о Нулевой мировой войне?- начало урока "Крымская война".

  • Комментарии к видеоматериалам.  Это обязательно!

Делаем паузу и рассказываем "всякие крутые штуки". Учащиеся всегда чувствуют когда вы вместе с ними реагируете на видео.

Делиться уникальным собой весело и привлекательно. Приподнесение материала становится притягательным. А если вы ещё играете на гитаре, разбираетесь в автомобиле или хорошо рисуете, то нет цены вам в учебном процессе.

3. Креативность

Творческие идеи не приходят ни с того ни с сего, этот процесс включается когда мы задаём правильный вопрос и активно ищем на него ответ:

- Как мне провести урок на тему ..?

- Что я могу использовать на уроке?

Творческий потенциал редко имеет отношение к гениальности, креативные идеи возникают у правильно направленного внимания. Если задана тема, направлено внимание- нужная информация к нам придёт.

К 75-летию великой Победы мне хочется провести урок: "Как они воевали :  люди и техника", о летчиках и танкистах, артиллерии  и кораблях, назвать конкретные имена, показать технику, рассказать о приёмах ведения боя. Это урок реконструкция. Я делюсь задумкой с учащимися, коллегами, родными и близкими, неродными и далёкими, со всеми ,кто готов меня слушать, не могу носить идею в одиночку. И пошёл поток идей:

-Родственник предложил модели самолётов и танков из своей коллекции для демонстрации на уроке (их можно подержать в руках);

-Люди на форуме рассказали о боевом построении "Этажерка"- так воевал Покрышкин И

-Коллега предложила оформить коллаж Бессмертный полк;

-Учащийся принес видеореконструкцию "Подвиг З. Колобанова"

Можно продолжать до бесконечности, процесс запущен, люди принесли идеи, загорелись сами. Так ли уж я креативна? Правильно был поставлен вопрос, долго сконцентрировано внимание. Все должно получиться!

Креатив защищает от выгорания и хронической усталости, выгораем и устаём от рутины, серости и однообразия. Так что спасение утопающих-дело рук самих...

4.Трансформация

Создай у учащихся возможность получить необычные впечатления ( в мотивирующей литературе это называется Фиолетовая корова). Чтобы вас услышали надо выделиться. Этот принцип помогают воплотить вопросы: "Есть ли в моём арсенале уроки, на которые я могла бы продавать билеты?    Учащиеся охотно идут на мои уроки?  Не любят пропускать мои уроки?"

5.Сундучок с идеями

Записывать все что приходит в голову для успешного урока! Идеи быстро забываются если их не фиксировать. у более организованного человека это может быть блокнот, который всегда под рукой. У меня это пластиковый конверт на кнопке в котором разные бумажки и клочки с записями, вырезки из газет и журналов- никогда не угадаешь что и когда может пригодиться- поэтому "сундучок" хорошее подспорье.

6. Ну и последний принцип Быстро и легко

Чем больше от вас потребуется шагов чтобы быть продуктивным, тем меньше вероятность того что вы будете добиваться нужного результата. Как говорится: спортзал далеко- фитнеса не будет. Поэтому этих шести принципов вполне достаточно для продуктивной работы.

Теперь самое время ознакомиться с некоторыми "фишками" в подготовке и ведении уроков как на любимые темы, так и темы фанатами которых я не являюсь. Если не нравится слово фишки, можно использовать "крючки" т.е. то чем вы цепляете внимание своих учеников.

Цель фишек, приманок и крючков- расшевелить учащихся.

1.Удивительная история

Тема урока

час

Д/з

Удивительная история

24

Образование государства Русь

1

[1] § 18

История кн. Ольги

26

Крещение Руси

1

[1] § 19

История крестов разной формы

29

Древнерусская культура

1

[1] § 22

Кирилл и Мефодий

30

Практическая работа 3 Древнерусская литература

1

[1] стр.141

31

Борьба Руси с иноземными завоевателями

1

[1] §23

"Мы хотим умереть"-Евпатий Коловрат

"Удивительная история" должна зажечь интерес к теме. Желательно иметь такую захватывающую историю на каждый урок! Для удобства в ПТП (рабочий вариант) включается дополнительный пункт (см. образец выше).

Удивительные истории- вдохновляющие примеры которые дают учащимся возможность для самоанализа и личностного роста, таких историй за годы работы накопилось очень много от Евпатия Коловрата до Генри Форда.

2.Вопрос- бонус

  • Кто первым догадается..?
  • Кто подведет итог..?
  • Кто сделает вывод..?
  • Кто спрогнозирует..?

3.Хобби- крючок

Сторонние интересы учащегося или педагога помогут в преподнесении материала. В теме "Борьба Руси с иноземными захватчиками" мне помог учащийся член клуба исторической реконструкции, мы с ним совместно провели 8 уроков в разных группах и в разные годы. Ученик закончил учебу и ушёл, а связи с клубом остались. ( уч.Нозик Дмитрий)

C:\Users\arinas\Downloads\IMG-6026630acba0f3aaa7ab0e813c031499-V.jpg

Фото: учащийся 12 группы (2018 год) в костюме и с вооружением русского воина XIV-XV века. Снаряжение предоставлено клубом исторических реконструкций.


4.Польза в жизни

Как я могу показать учащимся, что материал будет полезен им в будущем. Тема "Ценные бумаги" вызывает живейший интерес группы и массу вопросов. После занятия учащийся попросил почитать книгу Г. Карлиц ,Д. Хониг "Начинающий инвестор" и через несколько уроков выступил перед группой с сообщением. (уч. Денис Иванов)

4.Актуальность

Какие текущие события связаны с этим уроком. "Гражданская война в России 1918-1920 гг."- гражданская война на Украине сегодня.

5.Самостоятельность

Возможности для самостоятельного выборы и для автономной работы. Самостоятельная домашняя работа в каждом семестре - поле для творчества учащихся;  нужно обращать их внимание на лучшие образцы работ, с иллюстрациями, картами, схемами. Чтобы захотелось сделать подобное или ещё лучше (уч. Громов А.- Дибиров Л)

6. Движение

Неактивную группу заставить подвигаться в аудитории:

-комната-измеритель мнений (перейти от одной стены к другой

- игра с действием и движением (обществознание, игра "Пограничник и нарушители")

- чаще выходить к доске (география, "политическая КМ);

- смастерить что-то на уроке созвучное теме (журавлик- Хиросима)

7.Искусство

- музыкальные фрагменты

- визуальные образы событий

- снять видео и показать в классе

- инсценировать историческое событие ( Наполеон- Кутузов)

7. Неконференция

Дискуссионное мероприятие, в котором учащиеся сами определяют ход его работы ( история, Антигитлеровская коалиция)

Совместная работа может дать на редкость творческие, инновационные и эффективные результаты.

В заключении работы считаю необходимым уточнить, что целью нашего преподавательского труда должно стать совершенствование образования, а не его стандартизация. Мы просто должны брать самые лучшие идеи отовсюду и стараться использовать их.


Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

Учим и учимся с увлечением.

Как сделать уроки интересными.

( из опыта работы)

Статья преподавателя

Бабыкиной Е.А.

2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Урок или игра. Технология учебно – игровой деятельности учащихся на уроках географии.

Классификация ролевых игр, основные цели и задачи игровых уроков. Виды и типы игровых уроков с примерами из опыта работы....

Публикация на тему: "Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках истории" (из опыта работы)

В данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разруш...

Доклад на тему: Использование методов проблемного обучения на уроках истории (из опыта работы)

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестно...

«Использование образовательных квест-технологий на уроках географии» (из опыта работы)

Квест – это совершенно новая форма, которая позволяет ребятам полностью погрузиться впроисходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен накоммуникационном взаимод...

Как сделать презентацию интересной. Презентация на тему "Зарождение письменности"

Как сделать презентацию интересной.Сделав не одну презентацию, хочу поделиться своим опытом по оформлению и содержанию презентаций.1) Краткая статья.2) Презентация "Зарождение письменности"...

Статья "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других""

В статье "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других" идет речь о форме наставничества "Обучающийся-обучающийся", на что направлена деятельность наста...