Интегрированный урок-эффективное средство обучения.
план-конспект урока на тему

Интегрированный урок-эффективное средство обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok-effektivnoe_sredstvo_obucheniya.docx92.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме :

«Интегрированный урок- эффективное средство обучения учащихся со сложной структурой дефекта».

Подготовила : Себелева З.В. учитель 8б класса «Особый ребенок»

31.03.2015г.

Дословно латинское integratio – восстановление, восполнение; integer – полный, цельный. Интеграция – объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства.

У каждого педагога класса «Особый ребенок» есть тема по самообразованию. Каждый  выбирает тему, которая близка и интересна, которая может повысить уровень профессионального мастерства и если все получается,поделиться своими успехами с другими. Тема должна быть полезна. На заседаниях МО мы учимся друг у друга учить наших детей.

Работая в классе «Особый ребенок» не первый год,  и наблюдая, как с каждым годом меняются дети, меняются интересы, взаимоотношения, отношение к предметам, я заметила, что чем старше становятся ученики, тем труднее заинтересовать их в учебной деятельности. Не хочется,  чтобы уроки были скучными и однообразными.. Учитывая, что на основе программы Е.И.Капланской ,  до 5 класса программы по всем предметам и планирование строится на основе проектных тем одного предмета – развития речи, а с 5 класса – на основе тем СБО,  я решила взять тему по самообразованию напрямую связанную с межпредметными связями. Из года в год учитель дублирует темы, предложенные в программе. Это непросто, как доля учителя, так и для учащихся.  Ученики моего класса трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, рассеянноевнимание, быстро утомляемые, слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни, я решила изучить и использовать на уроках адаптированную мною форму интегрированного обучения в коррекционной школе, что способствовало снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков

Интегрированный  урок наряду с сочетанием методов и средств обучения предполагает сочетание форм организации учебной деятельности школьников с отклонениями в развитии.. На сегодняшний день однозначно принятого педагогического определения понятия «интеграция» не существует. Каждый учитель проводя урок по своему предмету, сам того не замечая, использует элементы интеграции. Так,  например, начиная первый урок, мы обязательно говорим, какое сегодня число и день недели. На уроках письма, изучая тему «Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?»  я возьму слова из текста, который мы будем изучать на уроках «Основы грамоты». Это поможет подготовить учеников к чтению произведения, пониманию смысла прочитанного, и далее детального анализа произведения. У детей разный уровень. Коля и Карина смогут найти по образцу, повторить за учителем слоги, слова. Даниил и Карина Кюрт могут при помощи учителя раскрыть смысловое значение слова, найти главное, задать вопрос. При работе с текстом, узнавая слова, они гораздо увереннее ориентируются в тексте.

Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и её решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Каменский, Д. Локк, И. Герберт, К.Д. Ушинский и др.

Я считаю, что использовать интегрированные уроки в коррекционной школе VIII вида можно и нужно, т.к. на них формируется у обучающихся единая научная картина мира, целостное представление о нём, но нельзя подменять ими обычные, традиционные уроки, которые не менее важны.
Методической основой интегрированного подхода является установление связей в понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятию с точки зрения разных наук и разных учебных предметов.
С учётом возрастных особенностей умственно отсталых школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Каждый предмет объеденяет различные области знаний.
Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями, способствуют естественному установлению межпредметных связей, с целью интеграции знаний при рассмотрении определённых объектов, явлений, процессов.

Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков, курсов зависят от многих условий. Поэтому я стараюсь учитывать те обстоятельства, которые помогли сделать вывод о возможности и необходимости интеграции.
В коррекционной школе интегрированные уроки рекомендуют строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение и развитие речи как предмет включает помимо литературных текстов материалы по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, родной земли.. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности включает сведения из географии, биологии, ботаники.
За основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения. Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей , и обеспечивающего интеграцию  является развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
 Например, при изучении темы по развитию речи «Весна»,  на остальных предметах задания строятся по этой же тематике. На уроке «Основы грамоты» мы будем читать произведение «Полюбуйся , весна наступает»( автор Никитин), на уроках письма я предлагаю детям работать со словами из текста: в ярком золоте день утопает. И провести работу над словами, отвечающими на вопросы, что? День, что делает? Утопает. В каком золоте? Что имел ввиду автор? – это дети уже узнали на уроке основ грамоты.  По предмету родная земля, тема :Весна в родном городе, ученики уже имеют определенный запас слов, чтобы описать приход весны , рассказать красивыми словами, сравнениями. И разумеется, на уроках математики, используя знания полученные ранее, мы будем считать перелетных птиц в гнездах.. Составлять задачи по этой теме.
Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков, курсов зависят от многих условий. Поэтому я стараюсь учитывать те обстоятельства, которые помогли сделать вывод о возможности и необходимости интеграции.
Каково значение межпредметных связей в учебном процессе?
«возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,
«широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения
кругозора школьников»,  создается ситуация успеха и появляется желание учиться», «формируются положительные нравственные качества».
Считаю, что интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность и требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.
Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование, поэтому она старается творчески осуществлять самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей интегрированных уроков (в этом проявление творческой активности учителя), для чего профессионально владение теоретическими вопросами и осознанно применяет методические рекомендации с учётом современных программ и требований коррекционных школ.
Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Каковы могут быть формы интегрированных уроков? Методист Г.И. Модышевская раскрывает факторы, влияющие на эффект интегрированных уроков. В своих работах она выделяет уроки, которые более приемлемы для интеграции.
При этом используются методы и формы, способствующие осуществлению интегрированного подхода: беседа, экскурсии, словесное рисование, рисунки-пантомимы, репродукции мастеров живописи, фотоальбомы, аудиозаписи.
 Интегрированными уроками должны быть не только уроки объяснения, но и обобщения и закрепления знаний.
Урок с элементами творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и высокий уровень самостоятельности.
Для повышения устойчивого интереса к процессу обучения проводит урок-игру, урок-практикум, урок-экскурсию, путешествие. Это стимулирует активность ребенка.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
На интегрированных уроках умственно отсталые дети работают сравнительно легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Вывод:

Интегрированные уроки повышают интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни, способствуют снятию перенапряжения, утомляемости обучающихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков. Интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся. Она помогает детям с ограниченными возможностями здоровья целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Интегрированные уроки позволяют учащимся более глубоко понять связь между предметами, особенности каждого предмета, глубже осознать своё место в этом мире, что даёт им осознание своей защищенности, уверенности в себе

 

Интегрированный урок по развитию речи и живому миру

Тема урока: «Осенние хлопоты»
Место урока в учебном процессе: урок по предмету «Окружающий  мир» и Развитие устной речи в  классе для детей с особыми образовательными потребностями (дети с тяжелыми и множественными нарушениями)
Цель: продолжать закреплять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи урока:

I Образовательные:

  • Продолжать формировать знания о природных явлениях;
  • Уточнять и систематизировать знания о явлениях в природе;
  • развивать навык практической исследовательской деятельности на уроке.


Коррекционно-развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • расширять словарный запас и общий кругозор;
  • формировать способность эмоционально выражать собственное отношение к учебному материалу.

Воспитательные:

  • формировать адекватные межличностные отношения;
  • воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
  • воспитывать бережное отношение к воде.


Применяемые методы:

  • словесно-наглядный;
  • практический.


Используемые технологии:

  • здоровьесберегающего обучения;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникационные.


Ожидаемые результаты и способы их достижения.

В ходе практического выполнения заданий у детей должны сформироваться знания природных явлениях

  • актуализации знаний;

      открытия новых знаний;

  • закрепления.

С их помощью создается и разрешается проблемная ситуация, которая должна помочь учащимся усвоить новые знания.

Использование слайдов презентаций должно помочь подвести детей к правильным выводам, осмыслению нового учебного материала.

Единство стиля и оформления презентаций, гармоничное сочетание традиционных средств обучения  позволяет:

  1. провести урок в хорошем темпе;
  2. осуществить деятельностный подход к изучению материала;
  3. сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным;
  4. наглядно показывать и выделять значимые детали урока;
  5. представлять уникальные материалы (картины, звукозаписи и др.);
  6. применять различные формы работы на уроке;
  7. повысить мотивацию детей к занятиям;
  8. создать ситуацию успеха;
  9. минимизировать утомляемость учащихся;
  10. реализовать принцип «учение с увлечением»;
  11. создавать и совершенствовать собственную коллекцию мультимедийных материалов к урокам.


Продолжительность урока — 40 минут.
Словарная работа

Разноцветный, съедобные, несъедобные.


Ход урока:
Слайд 2, 3

“Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся, 
Это время года, осенью зовётся.”
(“Осень” М. Ходякова)

На прошлом уроке, осень прислала вам листочки, вы из замечательно раскрасили и украсили класс…Вспомните, куда вы ходили вместе с осенью на прогулку? (огород). Молодцы, вы правильно всё вспомнили…А куда мы пойдем с осенью сегодня?

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
( лес) 
Он большой, густой, зелёный
Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки, кабаны.
( лес)

- Осенью лес какого цвета? (золотой, разноцветный) Правильно. Как много в

лесу разных деревьев…
Слайд 4. Игра « С какого дерева листок?» (клен, береза, осина, рябина)

Игра индивидуальная «Разрезные картинки».У каждого ребенка конверт с разрезной картинкой, на которой изображен осенний лист. Картинки разрезаны на 4-6 частей, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Слайд 5. Листопад

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(листопад)

-А почему у деревьев опадают листочки? (Мало солнца, стало холодно)

-Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?  (Приклеить, пришить).

-А будут ли, такие листочки держатся? (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Слайд 6. Динамическая пауза

-Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Слайд 7. Грибы. А на земле, под листочками, посмотрите, как много осенью грибов.
Слайд 8. А все ли грибы можно есть? (Съедобные и несъедобные грибы) надо быть очень осторожным, когда собираешь грибы! Молодцы

Что это лежит в корзинке? (конверты с заготовками для аппликации) Коллективная работа аппликация «Осенние грибочки».

-Что можно сделать из грибов? (посушить, засолить, сварить суп, испечь пирог)
Слайд 9. Дикие животные. Кому в лесу осенью могут пригодиться грибы? Кто из животных собирает грибы? (белки, ежи, медведи, барсуки)
Слайд 10. Как животные к зиме готовятся.
Слайд 11. Заяц. - Какого цвета у зайчика шубка? Какого цвета будет шубка зимой? Зачем зайчик меняет цвет шубки?
Слайд 12. Белка. - Где живет белка? (в дупле на дереве) Как белка к зиме готовится?
Слайд 13. Медведь. – Что делает медведь зимой? Как называется дом медведя? (берлога)
Слайд 14. Еж. – Как ежик зимует? Как называется его домик?
Слайд 15. Художники очень любят рисовать осень… Игра «Путаница» проводится индивидуально (на картинках про осень не характерные для этого времени года явления)

Игра «Осенние листья» (на развитие зрительной памяти).

 

Детям предлагают запомнить лист. Далее лист надо закрыть и попросить детей отыскать точно такой же среди остальных.



 

http://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/434/433308/433308_html_657f4548.png http://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/434/433308/433308_html_m247a4c6d.png

Слайд 16.

Осень

Осень — огненная белка.

В желтых травах вдоль опушки

Подожгла кустарник мелкий

И осинника верхушки.

И с вершин слетая смело,

Удирая наутек,

Зажигает то и дело

Золотистый огонек.
-Какие приметы осени вы знаете? (часто идут холодные дождики, листопад, люди собирают урожай и т.д.)

Молодцы!

Итог урока.

Оценка работы класса.

А нашу замечательную картину «Осенние грибочки» мы вывесим в классе, пусть все любуются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки как средство развития личностных компетенций учащихся

Интегрированные уроки в системе среднего профессионального образования способствуют личностному и профессиональному росту студентов....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ ПО ПРОФЕССИЯМ: «ОПЕРАТОР НА НКТ» И «ПЕРЕПЛЕТЧИК»

План урока:1.     Организационный момент 2.     Сообщение темы, цели и задач урока.  3.     Презентация «Книги с планеты Мар...

Как сделать урок эффективным

В консультации описаны простые и доступные всем приемы, которые помогут повысить эффективность урока...

Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения).

 Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения)....

Интегрированный урок как средство позитивной мотивации и развития креативности у детей

Методическое пособие разработано с целью оказания информационно-методической помощи преподавателям и студентам-практикантам о современных технологиях интегрированных уроков. В методическом пособии дан...

Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...