Методические доклады "Интервалы", Гармонические и мелодические интервалы. Интервалы как строительный материал.Увеличенные и уменьшенные интервалы
методическая разработка на тему

Ольга Александровна Харитонова

Доклады: ИНТЕРВАЛЫ. Виды интервалов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интервалы

           Что такое – ИНТЕРВАЛ?

           Слово – «интервал» произошло от латинского слова «intervallum» – промежуток или расстояние. Музыкальный интервал – это расстояние между двумя музыкальными звуками.

         Всякий интервал определяется объемной (количественной) величиной - числом составляющих его ступеней семиступенного звукоряда, - и тоновой (качественной) величиной - числом заполняющих его тонов и полутонов. Интервалы, образующиеся в пределах октавы, называются простыми.

         Ступеневая величина определяет основное название интервала и его числовое обозначение. Определяется по числу ступеней, его заполняющих, обозначается словами, образованными от латинских порядковых числителей.

Название интервала

Перевод

Числовое значение

Прима

Первая

1

Секунда

Вторая

2

Терция

Третья

3

Кварта

Четвертая

4

Квинта

Пятая

5

Секста

Шестая

6

Септима

Седьмая

7

Октава

Восьмая

8

В приме, терции, квинте и септиме ноты пишутся либо только на линейках, либо только в промежутках.

    Тоновая величина интервала определяется по числу полутонов, заключенных между его основанием и вершиной (по «Хроморяду»). Она определяет дополнительное название каждого интервала и выражается в понятиях:

  • Чистые (прима, октава, квинта, кварта);
  • Малые (секунда, терция, секста, септима);
  • Большие (те же интервалы);
  • Увеличенные (секунда, кварта, квинта);
  • Уменьшенные (септима, кварта, квинта).

   Все приставки - "чистая", "малая", "большая", "увеличенная", "уменьшенная" - помогают понять, какой же именно по тоновой величине простой интервал разделяет два звука в музыкальной системе, звукоряде. Например, в секунде до-ре один тон (большая секунда), а секунда ми-фа состоит всего лишь из полутона (малая секунда).

                 ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ.

  Интервалы гармонические представляют собой одновременное звучание двух звуков.

  Интервалы мелодические образованы последовательным движением одной ступени в другую.

  Гармонические и мелодические интервалы различаются по своей выразительности. В гармонических интервалах ценится окраска звучаний, а также слитность звуков - насыщенность или пустота, холодность или теплота. Так, терции и сексты воспринимаются как интервалы насыщенные, густые по окраске; квинты, октавы, кварты - как пустые, чистые, холодные; секунды и септимы - как колючие, напряженные, конфликтные.

            В мелодических интервалах ценится интонационная выразительность.

  Интонирование мелодических интервалов допускает варианты - их можно спеть немного шире или уже, и это не будет очень заметно для слуха. Величина гармонически интервалов более стабильна. Это заметно, когда интервал исполняется двумя голосами или голосом и инструментом, - слух сразу отмечает малейшую фальшь.

В пении для настройки на тональность следует использовать именно гармонические интервалы, особенно наиболее точные и неизменные по величине квинту и октаву. Верхний голос гармонического интервала называется вершиной, нижний - основанием.

    Интервалы могут быть изменены - увеличены (из чистых и малых) и уменьшены (из чистых и больших) - для этого один из звуков интервала повышается или понижается на полутон. Такое действие для звука называется альтерацией. Возможно двойное увеличение или уменьшение интервала в случае разнонаправленной альтерации его основания и вершины. Всякая такая альтерация считается хроматизмом и не меняет качественного характера интервала - например, из чистой кварты до-фа понижением вершины получается уменьшенная кварта до-фа-бемоль. Она количественно не соответствует большой терции до-ми, но одинакова с ней по тоновому составу - это и есть интервалы, равные энгармонически.

            Перемещение основания интервала вверх (или вершины - вниз) на октаву называется обращением интервала. Все чистые интервалы обращаются в чистые, большие в малые, увеличенные в уменьшенные и наоборот. Именно с помощью обращений построенный по квинтам звукоряд убирается в пределы одной октавы.

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ.

    При обращении интервала его вершина и основание меняются местами.

    Возможно два способа перемещения звуков, а именно:

  1. Перенесение основания интервала (нижнего звука) на октаву вверх.
  1. Перенесение вершины интервала (верхнего звука) на октаву вниз. В результате обращения данного интервала возникает новый интервал:

Ч1- Ч8

М2 - Б7

Б2- М7

М3- Б6

Б3- М6

Ч4 – Ч5

    При обращении большие интервалы переходят в малые и наоборот; чистые – в чистые.

М – Б; Б – М; Ч – Ч.

     Интервалы же шире октавы (составные) образуются прибавлением к октаве основных и имеют те же свойства - это нона (7 тонов), децима (8), ундецима (8,5), дуодецима (9,5), терцдецима (10,5), квартдецима (11,5) и квинтдецима (12).

                                                 КОНСОНАНСЫ И ДИССОНАНСЫ.

Гармонические интервалы могут звучать слитно, мягко. Такие интервалы называются консонансами. Другие - звучат резко, жестко и называются диссонансами.

    Из перечисленных интервалов чистая прима и чистая октава считаются весьма совершенными консонансами, чистая кварта и чистая квинта образуют пару совершенных консонансов, несовершенными консонансами являются терции и сексты. Секунды, септимы, а также увеличенная кварта и уменьшенная квинта считаются диссонирующими интервалами.

Интервалы различаются по многим признакам:

  • Одни узкие, другие достаточно широкие, просторные;
  • Голоса одних звучат согласовано, слитно, других - конфликтно;
  • Одни интервалы звучат насыщенно, другие - опустошенно;
  • Одни отличаются ярким, звонким колоритом, другие - приглушенным.

     Слово «консонанс» имеет корень «сон» (по-латыни son - звук, голос). Приставка «кон-» (лат.- con) соответствует русскому «со-». Вместе получается - «созвучный», «согласный».

Слово «диссонанс» имеет тот же корень (son - звук, голос), но приставка «дис-» придает слову отрицательный смысл - «несозвучный», «несогласный». К диссонансам относится тритоны, большие и малые секунды и септимы.

Музыка - это мир звуков с различными качествами интервалов. Очень важно с первых уроков (с первого знакомства) ввести ребенка в волшебный мир интервалов, раскрывая внутреннее эмоциональное содержание каждого из них.

Маленькие дети, в большинстве своем, не имеют достаточно развитого музыкального слуха, поэтому, начиная работу по формированию музыкального слуха, прежде всего надо привести в норму слышание диатонических ступеней в ладу.

Знакомить детей 5-8 лет со всеми диатоническими интервалами следует в игровой и занимательной форме, что дает основы для их практического применения.

Самым маленьким детям лучше всего преподносить интервалы образно, в виде сказок. Каждый образ должен отражать характер конкретного интервала. Ребенку трудно воспринимать сухие, абстрактные понятия «секунда», «терция» и т.д., пусть он знает названия интервала и запоминает образ (развивается образное мышление, включается активный слух).

    Каждый педагог так же как и ученик, волен придумать свои образы, исходя из своих представлений. «Опорные образы» - огромное подспорье в дальнейшей работе. Они должны быть ясными, легко запоминающимися, такими чтобы их можно было артистически обыграть, чтобы они не оставались формальными знаками.

Примеры образов интервалов:

(По В.Кирюшину)

Секунда - ежик (маленький и большой); Терция - белочка или зайчик;

Кварта - ворона или черепаха (четыре лапы и панцырь);

Квинта - медуза (пустая внутри, студенистая; ощущение ладонью этой медузы);

Секста - олень (красивый, грациозный); широкий интервал - и зверь уже большой ...; Септима - носорог (большой и добрый);

Октава - жираф (длинная шея, большое расстояние от туловища до головы); Тритон - Змей Горыныч (или крокодил). Хитрый, вредный.

(По учебно-игровому пособию «Путешествие в страну интервалов» Л.Лехиной) 

м2 - оса;

  1. - добрый ежик;
  2. - веселая кукушка;

мЗ - грустная кукушка;

ч4  -  петушок;

ч5  -  ослик;

б6        - елочка;

мб - пенечек от елочки;

м7 - горка;

67        - сугроб;
ч8 -жираф;

Т (Тритон) - злой колдун.

    Все это рассказать детям на одном уроке, показать иллюстрации, на следующем уроке большинство из ребят смогут определить интервалы на слух (школа Кирюшина).

 Прекрасно, если дома родители помогают детям, играя с ними во все эти игры. Каждый день можно загадывать ребенку один из известных звуков и строить от него все интервалы.  

 Игра включает ребенка в активный процесс познания музыки позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. В игре ребенок перевоплощается, раскрепощается, забывает об «официальности» урока.

Такие занятия превращают обучение из продолжительной, трудоемкой, изнуряющей работы в удовольствие, игру.

    Эти игры являются одной из важных составляющих изучения нотной грамоты.

   Далее назвать «имена» всех интервалов от примы до октавы. Объяснить, что их названия соответствуют названию цифр на итальянском языке.  Следует добиваться быстрого построения (назвать, написать или сыграть) любого интервала вверх и вниз от заданного звука без обозначения качества.

    Знание структурного строения звукорядов облегчает ориентацию в ладах. Например:

  • Структура хроморяда – 111111111111(12 полутонов) - самое простое построение и в интонировании;
  • Звукоряд мажорной (натуральной) гаммы - 2212221;
  • Звукоряд минорной (натуральной) гаммы - 2122122;

      На уроках специальности дети могут играть интервалы, воспринимая их мускульно (воспитывается «слышащая» ладонь), можно прорабатывать с детьми аппликатурные «звуковые портреты», давать им определения на «музыкально-теоретическом языке» и строить их на нотном стане.

 

СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.

    Кроме простых интервалов в музыке применяется также интервалы шире октавы, которые называются составными. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам и имеют те же свойства - это нона (7 тонов), децима (8), ундецима (8,5), дуодецима (9,5), терцдецима (10,5), квартдецима (11,5) и квинтдецима (12).

Таким образом получаются те же интервалы, но через октаву.

Каждый составной интервал имеет самостоятельное название по количеству ступеней, входящих в его состав.

нона        9, секунда через октаву

децима        10, терция через октаву

ундецима        11, кварта через октаву

дуодецима        12, квинта через октаву

терцдецима        13, секста через октаву

квартдецима        14, септима через октаву

квинтдецима        15, октава через октаву



Предварительный просмотр:

                                        ИНТЕРВАЛЫ

                     как музыкальный строительный материал

Тема «Интервалы» в программе 2-го класса является одной из самых главной. С предыдущих уроков дети уже знают, что значение «интервал» в жизни – это промежуток, расстояние. В музыке интервалы объясняются как музыкальный строительный материал – «музыкальные кирпичики», из которых «строятся» мелодия и аккорды.

«ПРИМА» - обычно не воспринимается как интервал. Мелодический интервал состоит из повторения одного звука. Гармонический интервал образуется при слиянии двух голосов в конце фраз в двухголосном пении.

«ОКТАВА» - выразительное свойство интервала – его размах и широта.

«СЕКУНДЫ» - при объяснении следует остановиться на необычных свойствах этих интервалов.

В мелодическом звучании секунды имеют плавный и спокойный характер.

В гармоническом звучании – это острый, резкий диссонанс.

«ТЕРЦИИ» - в начале интервал объясняется как начало трезвучия. Однако уже с первых уроков ученики изучают строение большой и малой терции. Мелодическая терция имеет мягкое звучание. Гармоническая терция звучит слитно.

  Движение параллельными терциями является одним из простейших и распространенных видов двухголосия. Поэтому изучение неустойчивых интервалов в ладу рекомендуется начать именно с терции.

 «КВАРТЫ» - указывается на активный, энергичный характер звучания мелодического интервала. Объясняются как соотношение V и I ступени лада - часть развернутого трезвучия.  Гармонический интервал звучит резко и жестко.

 «КВИНТЫ» - интервал объясняется как сочетание крайних звуков мажорного и минорного трезвучия. Часто применяются как аккомпанемент к песням, является самым удобным интервалом для сопровождения. В аккомпанементе могут использоваться и квинты на IV, V, VI ступенях.

               Для построения кварт и квинт необходимо помнить правило:

Первый звук без знака - второй звук без знака. Первый звук с бемолем - второй звук с бемолем. Первый звук с диезом - второй звук с диезом.

Исключение:   ФА - СИ-бемоль; СИ - Фа-диез

«СЕКСТЫ» - показать на примерах из музыкальных произведений выразительность, широту и плавность интервала в мелодическом и гармоническом звучании. Например: романс М.Глинки «Не искушай», романс А.Варламова «Красный сарафан».                                        

Интервал объясняется как соотношение I и VI ступеней. В мажоре соответственно образуется большая секста, а в миноре малая.

     Важно добиваться, чтобы ученики свободно строили, играли и пели сексты от любого звука вверх (пение от звука вниз более сложно и поэтому вводится в следующем классе). В произведениях наиболее часто встречаются сексты на V и I ступенях, поэтому большее внимание уделяется именно этим секстам.

Сексты на III и V ступенях связываются также с изучаемыми обращениями тонического трезвучия как крайние звуки этих аккордов.

При определении секст в мелодиях данного раздела можно вспомнить, какой аккорд «вписывается» в данный интервал.

«СЕПТИМА» - знакомство с новым интервалом происходит аналогично изучению пройденных ранее интервалов. Показываются септимы на всех ступенях (в мажоре и миноре). При исполнении музыкальных примеров указывается на резкое, терпкое гармоническое звучание интервалов, на широту и необъятность его мелодического звучания. Септима на V ступени выделяется как крайние звуки V7.

                ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ИНТЕРВАЛОВ.

    Для развития интонационного музыкального слуха необходимо научиться правильно слышать и петь интервалы.

    Упражнения этого раздела основаны на ладовом ощущении ступеней. В упражнениях обязательно петь ступени лада, а не ноты. Рекомендуется при этом петь один и тот же интервал от разных нот.

    Интонационные упражнения выполняются не только в классе. Они непременно должны являться частью домашнего задания.

    Интервалы по своей структуре делятся на 2 группы, различные по характеру звучания. Это консонирующие интервалы (консонансы), что значит благозвучные, спокойно звучащие; и диссонирующие (диссонансы), т.е. неблагозвучные, требующие разрешения, перехода в спокойное, благозвучное состояние.

    В чистых интервалах (октава, кварта, квинта) верхний и нижний звуки интонируются (поются) устойчиво.

Пение интервалов как соотношение ступеней лада:

  1. большая секунда - начало гаммы I - II;
  2. малая секунда - конец гаммы VII - I;
  3. чистая квинта - крайние звуки трезвучия I - V;
  4. большая терция - начало мажорного трезвучия I - III;
  5. малая терция - начало минорного трезвучия I - III;
  6. чистая кварта - конец развернутого трезвучия V -1.

Пение интервалов от звука вверх и вниз:

  1. спеть большие интервалы (63, 62);
  2. спеть малые интервалы (мЗ, м2);
  3. спеть чистые интервалы (ч4, ч5, ч8, ч1);
  4. спеть один интервал (например, 62) от всех звуков.

      Виды работ  

 1. Цифровая цепочка интервалов. Ученик поет один интервал вслух, другой – про себя.

 2.Каждый следующий интервал поется от начального звука предыдущего интервала.      

   Этот звук следует пропевать про себя.

 3. Сыграть интервал (например, тритон). Ученик поет его разрешение.

4.Одни ученики поют неустойчивые интервалы (вдвоем по голосам), другие – их разрешение.                                                    

5.Играть один и тот же интервал в различных октавах и от различных звуков (привыкать

   к звучанию интервала на инструменте). (Заучивать ин-л по сб. сольф. П.Драгомирова,

   М.Климова)

 6. Петь от одного и того же звука вверх и вниз одинаковые интервалы.

 7. Ин-лы одной и той же ступеневой величины, но различных качеств.

 8. Петь ин-л (напр. БЗ) от различных звуков вверх и вниз.

 9. Один ученик поет звук, другой подстраивает снизу (сверху) заданный интервал.

10.Петь по секвенции интервалы одной ступеневой и качественной величины.

11. Определить интервал между звуками, потом спеть его. Сначала назвать интервал вслух (потом про себя), затем спеть его.

Устные упражнения.

  1. Определить, сколько раз звучит тот или иной интервал в прослушанных пяти заданиях.
    Например, сколько раз звучала секунда в последовательности 2, 8, 5, 2, 3. Интервалы
    могут звучать и мелодически, и гармонически.
  2. Определить, с какого интервала начинается мелодия.

Письменные задания:

Мелодические интервалы более легки для определения и поэтому проигрываются один раз.

Гармонические интервалы проигрываются два раза и в более спокойном темпе. При выполнении таких заданий ученики также самостоятельно выставляют оценки (все правильно - «пять», одна ошибка - «четыре» и т.д.).

  1. Определить интервалы от звука вверх и вниз (пять тактов). Ученики дописывают второй звук и подписывают обозначение интервалов.
  2. Определить интервалы на слух без записи нот и без обозначения качества, лишь обозначая цифрами.

  1. Для быстрой и четкой реакции при определении интервалов рекомендуется следующее задание: пять интервалов записано цифрами на доске (например: 3, 5, 8, 4, 1), педагог проигрывает их в другом порядке, ученики при прослушивании соответственно их записывают.
  2. Определение интервалов в двухголосном музыкальном отрывке. Записываются интервалы только обозначением цифр («телеграмма») после двух - трех проигрываний. Например, звучит:

Записывается: 3, 3, 8, 3, 3, 5, 3, 3, 3, 6,1.

5.   Записать римскими цифрами ступени, на которых звучат терции с разрешением. Например, звучит:

Записывается: II, VII, IV, V, VII.

6.   Записать нотами терции с разрешением (два проигрывания). Например:

7.   Записать интервалы, аккорды, пройденные в ладу (два проигрывания)

  Записывается:  м6  Т6  м3  б3  Т35  б6V

   Каждый интервал, образованный ступенями того или иного лада, приобретает окраску устойчивых или неустойчивых, в зависимости от того, из каких ступеней он слагается. Это определяет его ладовое положение.

   Переходим к вопросу разрешения неустойчивых интервалов.

Разрешение неустойчивого интервала называется переход его в устойчивый интервал.

Устойчивый интервал состоит из двух устойчивых ступеней.

Неустойчивый интервал – из двух неустойчивых ступеней, либо одной устойчивой и одной неустойчивой.

 На каждой ступени гаммы можно построить любые интервалы, которые принято называть в классической теории музыки диатоническими интервалами благодаря тому, что они образуются между ступенями натурального мажора и натурального минора.

                                           



Предварительный просмотр:

              УВЕЛИЧЕННЫЕ И УМЕНЬШЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.

   Каждый диатонический интервал может быть увеличен или уменьшен при помощи повышения или понижения на хроматический полутон одной из ступеней, входящих в его состав. Увеличенные интервалы могут образоваться из чистых и больших интервалов, а уменьшенные - из чистых и малых интервалов. Исключением является чистая прима - она не может быть уменьшена.

Интервалы, различные по количественной величине, но одинаковые по тоновому составу (звучанию), называются энгармонически равными интервалами.

ув2 = мЗ

ум7 = 66

   ув4=ум5 - тритоны

   ув5 = мб

   ум4 = 63.

Так, шаг за шагом, предлагая все новые, постепенно усложняющиеся творческие задания, педагог помогает детям освоить навыки свободного построения и пропевания интервалов.

Все навыки построения, определение и записи интервалов усваивались детьми не заметно для них - через игру, творчество, занимательность заданий. Накопление знаний происходило постепенно. Следует сохранять баланс между эмоциональным восприятием музыки и теоретическим понятием. Разнообразие форм работы не дает детям скучать: пение, письмо, импровизация, работа с наглядными пособиями, игры - все это, как правило сочетается на одном уроке.

          УВЕЛИЧЕННАЯ КВАРТА И УМЕНЬШЕННАЯ КВИНТА (ТРИТОНЫ).

С эти интервалом дети познакомились еще в донотный период, следующая ступень познания - понятие об увеличенных и уменьшенных интервалах.

 При изучении этих интервалов следует обратить внимание учеников на их необычные выразительные свойства. Их ладовая неопределенность создает фантастическое звучание.

Тритон нередко используется в мелодии при создании сказочных образов.

Например, в теме Морского царя из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко», в партии Наины из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».

ПРАВИЛА РАЗРЕШЕНИЯ ДИАТОНИЧЕСКИХ ТРИТОНОВ.

Для разрешения тритонов, построенных от звука, необходимо нижний звук интервала представить одной из заданных в таблице ступеней и разрешить интервал по правилам (звуки ув4 при разрешении движутся противоположно друг другу - «расходятся», звуки ум5 - навстречу друг другу «сходятся»).

       Ув4

    Ум5

Мажор

        IV

    VII

Минор

        VI

     II

           Зная данные ступени, разрешим предложенные интервалы.

Например: в интервале ув4 «Ре-Соль-диез» представим нижний звук 4-й ступенью, построим ч4 вниз и, определив тональность (Ля мажор), разрешим его. Представим   теперь этот звук 6-й ступенью, построим   для обнаружения тоники тональности 63 вверх и разрешим в минорную тональность Фа-диез минор:

                         ув4                                  ув4

                          IV                                   VI

Разрешим теперь уменьшенные квинты.

Например: в интервале Ум5 (Ре-Ля-бемоль) представим  нижний звук 7-й ступенью, построим  вверх малую секунду и, определив тональность (Ми-бемоль мажор), разрешим звуки интервала. Представим теперь нижний звук интервала 2-й ступенью, построим  вниз 62 и, определив тональность (До минор), разрешим интервал.

               Ми-бемоль мажор                 До минор

                                   ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.

Увеличенные и уменьшенные интервалы, заключающие в мажоре VI Ь, а миноре VII# ступень, называются характерными.

Существует 2 группы характерных интервалов: ув2 - ум7; ув5 - ум4.

                                                                            1 группа          2 группа

Вторая группа характерных интервалов - ум4, ув5.

УВ5, как и все увеличенные интервалы, строятся в мажоре на VI Ь, а УМ4 (ее обращение) на  III ступени мажора.

            МАЖОР

   Ув2-VIb

 ум7 - VII

   Ув4-VIb

 ум5 - II

   Ув5-VIb

ум4 - III

                                                                           МИНОР

С понижением VI ступени в гармоническом мажоре меняется «краска» некоторых интервалов. В мажоре на VI b строятся увеличенные характерные интервалы (ув2, ув4). Для получения ум7 и ум5 необходимо выполнить их обращения.

В миноре на VII # будут строиться наоборот, уменьшенные характерные интервалы (ум5, ум7).

Для получения ув2 и ув4 - выполнить их обращения.

При разрешении звуки увеличенных интервалов должны двигаться противоположно друг другу. При разрешении уменьшенных, должны двигаться на встречу друг другу.

Результатом всей проделанной работы служит Итоговый зачет в 7 классе

                               (II четверть). 

Цель его проведения:

  1. выявления уровня знаний учащихся по данному разделу сольфеджио;
  2. подготовка к выпускному экзамену. Содержание зачета:

  1. письменная работа (из пяти заданий);
  2. устный опрос по билетам.

Требования:

  1. в письменной работе каждое правильно выполненное задание оценивается в один балл, высшая оценка за письменную работу - пять баллов.
  2. в устном ответе учитывается не только теоретическая сторона, но и устные практические примеры на данную тему.

Кроме того, педагогом указываются типичные ошибки, делаются выводы по дальнейшей подготовке к выпускному экзамену (какие темы из этого раздела усвоены недостаточно хорошо и требуют доработки).

Несомненно одно - урок теории и сольфеджио должен быть наполнен положительными эмоциями, проходить в атмосфере дружелюбия и радости познания, только это может принести подлинный успех в работе по формированию профессионального музыканта и воспитанию высоких человеческих качеств.

                           

                            Использованная литература:

  1. О.Булаева, О.Геталова. «Учусь импровизировать и сочинять. Магия интервалов.»
  2. Л.Лехина. «Путешествие в страну интервалов.»
  3. Л.Борухзон, Л.Волчек, Л.Гусейнова. «Азбука музыкальной фантазии.»
  4. В.Кузнецов «Проблемы и пути развития музыкального слуха в свете освоения современной музыки».
  5. В.П.Середа. «Музыкальная грамота. Сольфеджио».
  6. Ж.Металлиди, А.Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио».
  7. В.А.Вахромеев. «Элементарная теория музыки».
  8. http://u.foto.radikal.ru/0704/cb/3b956f2f09d7t.jpg
  9. (http://foto.radikal.ru/f.aspx?i=4cdl85528d8a4431a6ca3a5aa2ad5053)
  10. http://v.foto.radikal.ru/0704/46/0adb724c87cat.jpg
  11. (http://foto.radikal.ru/f.aspx?i=6a0677de30da4196alb94cf3750d9652)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ СЛУХОВОГО ГАРМОНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Слуховой анализ в курсе сольфеджио музыкальной школы...

Открытый урок по сольфеджио с учащимися 3 класса на тему: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения»

План открытого урока по сольфеджио с учащимися 3 классана тему: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервал чистая квинта»...

Методическое пособие "Поговорим об интервалах" (Песенки-правила).

Песенки- правила являются музыкальным обучающим дидактическим материалом, отвечают идее сольфеджио, возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста, способствуют оптимизации обучения. Дет...

Дважды гармонические лады.

Лекционный мультимедийный материал по предмету "Элементарная теория музыки" на тему "Дважды гармонические лады". (Автор - М.С.Коняхина)....

Понятие об интервалах. Составные интервалы. Обращение интервалов.

Лекционный мультимедийный материал по предмету "Элементарная теория музыки" на темы: "Понятие об интервалах" и "Составные интервалы. Обращение интервалов". (Автор - М.С.Коняхина)....

Экологическая конференция на тему:"Способы уменьшения отрицательного воздействия традиционной энергетики на нау планету".

Программа экологической конференции на тему " Способы уменьшения отрицательного воздействия традиционной энергетики на нашу планету"...

Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, 1 класс

Формирование умения решать задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц...