2 Портфолио: требования
учебно-методический материал на тему

Сабанова Наталья Архиповна

Сейчас в школах от каждого ученика требуют портфолио, но для чего это надо ребенку, многие родители не понимают. На самом деле, в этом документе будет собрана максимально полезная информация о ребенке для учителя, который будет с ним работать, и продолжать развивать его творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_portfolio.docx34.18 КБ
Файл 2_portfolio.pptx212.35 КБ
Microsoft Office document icon 2_zashchita.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Добрый день, уважаемые родители, сегодня мы рассмотрим тему ……

Начнем с того, что выясним значение слова «портфолио» 

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося.

Портфолио ученика:

- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А-4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения и др.); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

 .

Преимущество Портфолио как инструмента фиксирования индивидуальных достижений младших школьников:

- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

 - разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;

- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

 На каждой работе ученик пишет маленькую рефлексию, чем работа важна для него, почему он вложил ее в портфолио. Не обязательно это должна быть работа, высоко оцененная учителем, важна оценка ее учеником. Это развивает у учащихся навыки рефлексии, само и взаимо-оценку (ибо учащиеся могут оценивать портфолио друг друга по определенным критериям).

Важно повышение самооценки ученика и развитие навыков самопрезентации. Материалы папки личных достижений ученика могут оцениваться только на основании качественных показателей с указанием оригинальности материалов и особенностей мышления автора, актуальности и проработанности, полноты и аккуратности и т.д.

2. Работа в группах.

Предложить родителям рассмотреть  несколько вариантов портфолио и выбрать тот, с которым будет удобно работать им и детям.

Выбор обоснуйте.

3. Итак, мы сегодня с вами выяснили, что   портфолио является одной из инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Понятия самооценки и портфолио тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является инструментом фиксирования индивидуальных достижений младших школьников.

3. Я выдаю каждому из вас    памятку по работе с портфолио

Приложение 1

ПОРТФОЛИО

Фамилия, имя

Учащегося ___ класса ___  

_____ «Средней общеобразовательной школы №___»

г.  …….

СОДЕРЖАНИЕ

Страницы раздела «Портрет»:

-Мой портрет (знакомьтесь: это – я)

-Место для фото (или автопортрета)

-Напиши о себе (как умеешь):

        Меня зовут                         

        Я родился                                  (число, месяц, год)

        Я живу в                                

        Мой адрес________________

        Моя семья________________

-Нарисуй портрет своей семьи

-Родословное дерево

-Чем я люблю заниматься

-Я ученик

-Я могу делать

-Я хочу научиться в этом году…

-Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

-Я читаю

-Мой класс, мои друзья, мой первый учитель

-Мой распорядок дня

Время

Дела

Рисунок

Утро

День

Вечер

-Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?

Какая игрушка у меня самая любимая?

Сколько у меня друзей и как их зовут?

Какой у меня самый любимый цвет?

Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?

Страницы раздела «Коллектор»

-Правила поведения в школе

-Законы жизни класса

-Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения

-План-памятка «Решения задачи»

-Памятка «Как учить стихотворения»

-Памятка «Работа с тетрадью»

-Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

-Памятка «Правила общения»

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

-Моя лучшая работа

-Задание, которое мне больше всего понравилось

-Я прочитал ….. книг

-Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

-Что я теперь умею, чего не умел раньше?

-Мои цели и планы на следующий учебный год:

-Чему я еще хочу научиться?

-Какие книги прочитать?

-Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

-Мои проекты

-Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

Приложение 2

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Портфолио – это такая папка (портфель достижений), в которой собраны все достижения, успехи, мнения и творческие находки ученика.

1.        Обговорите  со своим ребёнком, где он хочет хранить материалы портфолио. Это может быть: обыкновенная папка-скоросшиватель, папка с файлами.

2.        Договоритесь, что будет делать ваш ребёнок, а что будете делать вы, чтобы портфолио делалось вместе. Можно предложить, что ребёнок будет собирать материалы, а вы их  будет складывать в папку.  Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то жертвовать.

3.        Оформление папки начните с титульного листа: на нём фотография ребёнка (какая нравиться ему, а можно взять и не одну, а можно сделать коллаж под названием «Я расту», где ваш ребёнок соберёт фотографии и скомпонует  их, чтобы оформить титульный лист.

4.        Для начала определите,  какие разделы  «будут жить» в вашем портфолио. Мы предлагаем самые основные:

•        «Мой портрет»

•        «Коллектор»

•        «Рабочие материалы»

•        «Мои достижения»

В эти разделы можно поместить свои отзывы, рассказы о себе и друзьях, фотографии с места событий, грамоты, благодарности, письма друзей, именинные медали, вообщем, всё, что относится к темам раздела.

5.        Все разделы лучше сопровождать фотографиями, поэтому без вашей, Родители, помощи не обойтись!

6.        Обсуждайте «пополняемость» портфолио с ребёнком, и не забывайте его хвалить, если портфолио постепенно пополняется.

7.        Демонстрируйте достижения ребёнка, помогите ему составить презентацию своих достижений.

Желаем успехов!

Приложение 3

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО

УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Общие положения

ПОРТФОЛИО  – форма контроля и оценки достижений  учащегося,  как  средство мотивации личностного развития.

       В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, носит обучающий  характер,   есть   не   форма,   а   «инструмент»,   с   помощью   которого   формируется   у   младших  школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной  

мотивации.

ПОРТФОЛИО  – специальное образовательное пространство (место), где  

происходит  совместная  работа  детей, родителей  и учителя  по накоплению, систематизации,  анализу и  представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период  времени. Основной смысл: показать всё, на что ты способен.

2. Цели и задачи.

Цель портфолио: - обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Задачи портфолио:

-Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;

-Развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности;

-Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт;

-Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода.

Классный     руководитель     проводит     информационную     работу     по     формированию  портфолио с обучающимися и их родителями.

       Руководитель   школьного   методического   объединения   координирует   деятельность  учителей по данному направлению работы.

Психолог   проводит   индивидуальную   диагностику ученика.

        Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе информирует педагогов  о мероприятиях, проводимых  в муниципальном образовании, субъекте РФ, участие в которых  гарантирует   пополнение   содержания   портфолио   обучающегося,   является   ответственным   за  внедрение в практику работы школы портфолио как инструмента фиксирования его индивидуальных достижений.

3. Структура портфолио.

    Портфолио может иметь следующую структуру:

    • I раздел –  «Мой портрет» (информация о владельце);

    • II раздел –  «Коллектор» (правила школьника, памятки, законы жизни в классе и в школе);

• III раздел –  «Рабочие материалы»:  

    Конкурсы, спортивные соревнования: этот раздел включает в себя участие в конкурсах различного уровня (школы, района, области), прописываются все спортивные достижения.

    Олимпиады: в данном разделе отражается участие обучающегося во всех предметных и тематических олимпиадах.

    Научно-исследовательская деятельность: в этом разделе фиксируются все творческие  работы, проектные работы, исследовательские работы.

    Общественно-культурная деятельность: данный раздел включает весь спектр культурно- массовых мероприятий школы, района, области в которых обучающиеся принимали  участие.

 • IV раздел - «Мои достижения» включает в себя:

    •   Работы,   проекты,   исследования,   которые   учащиеся   выполнили   в   учреждениях  дополнительного образования;

    • Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние  работы;   прикладные   проекты;   упражнения   и   задачи,   выполненные   сверх   учебной  программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии,  зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-,  видеокассеты   с   записью   выступления;   листы   самоконтроля   с   описанием   того,   что  учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист  целей и т.п.);

•   Собственные   изделия   учащегося   (модели,   поделки,   картины,   стихи,   музыкальные  произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.).

    •   Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио»:

  • Проектные   работы     –   указывается   тема   проекта,   дается   описание   работы.  Возможно   приложение   в   виде   фотографий,   текста   работы   в   печатном   или электронном варианте.
  • Исследовательские   работы   и   рефераты   –   указываются   изученные   материалы, название реферата, количество страниц и т.п.
  • Техническое   творчество   –   модели,   макеты,   приборы.   Указывается   конкретная работа, дается ее краткое описание.
  • Работы по искусству  – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.
  • Другие   формы   творческой   активности:       участие   в   школьном   театре,   хоре,  оркестре.   Указывается   продолжительность   подобных   занятий,   участие   в гастролях, концертах.
  • Занятия   в   учреждениях   дополнительного   образования,   на   различных   учебных   курсах.  Указывается   название   учреждения,   продолжительность   занятий   и   их  результаты.
  • Занятия внеурочной деятельностью.
  • Участие  в олимпиадах и конкурсах.   Указывается  вид мероприятия,  время его проведения, достигнутый учащимся результат.
  • Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.   Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.
  • Спортивные достижения.  Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

           4. Оценка результатов портфолио.

В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и  лауреаты в различных номинациях:

           •   « Самый оригинальный портфолио »;

           •   « За лучшее оформление работ »;

           •   « Идея! »;

           •   « За многогранность таланта »;

           •   « За трудолюбие »;

           •   « За творческий подход » и др.

5. Возможный вариант составления портфолио.

Фамилия, имя

Учащегося ___ класса ___  

_____ «Средней общеобразовательной школы №___»

г. Кемерово, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Страницы раздела «Портрет»:

-Мой портрет (знакомьтесь: это – я)

-Место для фото (или автопортрета)

-Напиши о себе (как умеешь):

        Меня зовут                         

        Я родился                                  (число, месяц, год)

        Я живу в                                

        Мой адрес________________

        Моя семья________________

-Нарисуй портрет своей семьи

-Родословное дерево

-Чем я люблю заниматься

-Я ученик

-Я могу делать

-Я хочу научиться в этом году…

-Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

-Я читаю

-Мой класс, мои друзья, мой первый учитель

-Мой распорядок дня

Время

Дела

Рисунок

Утро

День

Вечер

-Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?

Какая игрушка у меня самая любимая?

Сколько у меня друзей и как их зовут?

Какой у меня самый любимый цвет?

Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?

Страницы раздела «Коллектор»

-Правила поведения в школе

-Законы жизни класса

-Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения

-План-памятка «Решения задачи»

-Памятка «Как учить стихотворения»

-Памятка «Работа с тетрадью»

-Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

-Памятка «Правила общения»

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

-Моя лучшая работа

-Задание, которое мне больше всего понравилось

-Я прочитал ….. книг

-Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

-Что я теперь умею, чего не умел раньше?

-Мои цели и планы на следующий учебный год:

-Чему я еще хочу научиться?

-Какие книги прочитать?

-Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

-Мои проекты

-Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

Тезаурус

Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся [3, с.51].

Предметное портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося по определенному предмету, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях [6, с.32].

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [7, с.87].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портфолио Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.

Слайд 2

Особенности портфолио на первой ступени обучения Первая ступень обучения – начальная школа (1 – 4-е классы) Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения. Отсутствие отметки в течение первого года обучения в начальной школе ни в коем случае не должно пониматься как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя. Напротив, отметка заменяется развернутой системой взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности, которая строится на содержательно-оценочной основе. Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей. Незаменимую помощь в этом может оказать портфолио.

Слайд 3

Типы портфолио Электронный портфолио Демонстрационный портфель (витрина ученика) Оценочный портфель (портфель учителя и ученика) Общий портфель (сборный) или другими словами Портфолио отзывов, Портфолио документов Портфолио работ

Слайд 4

«Демонстрационный портфель» («витрина ученика») представляет собой контейнер (папку, коробку), где хранятся работы ученика, свидетельствующие о его достижениях. Сюда могут быть включены : - отдельные лучшие работы из «общего портфеля »; - размышления ученика о своих достижениях; - «папка самоуважения» с вырезками, фотографиями.

Слайд 5

«Общий портфель» («сборный») представляет собой папку, где хранятся работы ученика. В «общий портфель» следует включать: образцы письма ребенка – черновики и чистовики из всех предметных областей, выдержки из дневников; списки прочитанных книг, контрольные таблицы по развитию навыков и умений впечатления (рисунки, заметки) о прочитанных книгах, открытые вопросы с рубрикаторами баллов; магнитофонные записи чтения вслух; фотографии работ и различных видов деятельности ребенка; контрольные таблицы по математике и примеры решения задач.

Слайд 6

«Оценочный портфель» («портфель учителя и ученика») – набор документации, которая оценивает прогресс ученика и является частью общей оценки. Здесь хранятся: - копии материалов из «демонстрационного портфеля»; - записи наблюдений за учеником; высказываний ребенка; - записи бесед; - описание интересов ученика; - материалы тестов, контрольных работ.

Слайд 7

Электронный портфолио - это новый вид портфолио, в который могут быть включены: сертификаты , отчеты и письменные работы учащихся, но и аудио- и видеоматериалы, которые позволяют проследить уровень коммуникативной компетенции учащихся.

Слайд 8

Педагогическое значение технологии портфолио Реализация индивидуального подхода в процессе обучения ученика. Средство обратной связи. Инструмент оценочной деятельности.

Слайд 9

Работа в группах Рассмотрите варианты портфолио . Выберите какой-то один, с которым будет удобно работать Вам и вашему ребенку.



Предварительный просмотр:

Уважаемые члены комиссии, разрешите представить персональный сайт……«Прощание с Азбукой»

Цель данного ресурса вижу в применении новых информационных источников для учеников и их родителей , а также в  демонстрации продуктов совместной деятельности.

А теперь пройдёмся по страницам моего сайта. Основные разделы меню: «Главная», «Обо мне»,  «Мероприятия и события», «Методические материалы», «Гостевая книга», «Контакты»

Раздел «Мероприятия и события» содержит разработки уроков и мероприятий, проведенных мной и моими сокурсниками в период практики, презентации, видео, аудиоматериалы, материалы к урокам и мероприятиям, анонсы конкурсов, результаты участия учащихся и их родителей в различных конкурсах и фестивалях.

В рамках подготовки к празднику «Прощание с Азбукой» были проведены следующие мероприятия:

1.Посещение школьной библиотеки  (знакомство).

2. Экскурсия в центральную детскую библиотеку.

3. Поделки – буквы (создана папка с поделками).

4. Изготовление собственных азбук (совместно с родителями)

Пятиклассники   приготовили разнообразные интересные задания.

- Загадки о школьных принадлежностях и сказочных героях,

-  дети собирали на скорость буквы и  составляли разные по сложности слова из букв,

- угадывали литературных героев по телеграммам.

-Учили песни, частушки, разучивали танцы,  стихи, готовились к инсценировке сказок, сценок.  

Раздел «Методические материалы» содержит  ссылки на интересные и необходимые для творческой деятельности сайты, материалы для проверки знаний учащихся, творческие работы учащихся.

И, конечно же, «Гостевая книга».  Приятно читать отзывы посетителей сайта!

В разделе «Контакты» вы не только с легкостью определите адрес запланированных мероприятий, но и сможете отправить личное сообщение автору сайта.

Таким образом, созданный мной ресурс выступает «помощником»  для учащихся и их родителей, а также для установления профессиональных контактов

Спасибо за внимание!

Писать о событиях в прош. Времени!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио студента

Презентация к методической разработке...

Портфолио "Педагогический Оскар"

Мини презентация своей деятельности...

Требования к оформлению портфолио 3курс

Материал для квалификационного экзамена по ПМ1...

Технология портфолио.Тематический портфолио на занятиях по английскому языку.

Статья со ссылкой на методические материалы к занятию по теме: "Профессиональные навыки и умения"...

ПОРТФОЛИО преподавателя профессиональных модулей, педагога-организатора Ссылка на скачивание портфолио https://cloud.mail.ru/public/43Y2/78ZutY2SG

акааа      ПОРТФОЛИО преподавателя профессиональных модулей, педагога-организатора в ГБПОУ ДЗМ "МК №5" ОП2       Содержание Общие сведения о преподава...

Экологические требования при проектировании зданий и сооружений. Экологическая оценка земельных ресурсов для строительной отрасли. Экологические требования к проектам строительства.

Экологические требования при проектировании зданий и сооружений. Экологическая оценка земельных ресурсов для строительной отрасли. Экологические требования к проектам строительства....

Портфолио учителя. Современные требования к нему

Данная презентация направлена на ознакомление с портфолио учителя и требованиями к нему. Она поможет создать портфолио молодым педагогам и педагогам, которые еще не оформили своё портфолио....