Доклад. Августовская конференция. 2013 г.
материал по теме

 Юсупова Илюза Исламовна

Традиции и инновации в современной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2013_konferentsiya_traditsii_i_innovatsii.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции и инновации в современной музыкальной педагогике.


 Система музыкального образования, созданная в России в XVIII в.,  формируется и развивается на протяжении всех последующих веков.

        Традиционный подход музыкального образования проявляется в рамках объяснительно-иллюстративной парадигмы образования, суть которой музыкально-педагогической практикой понимается как обучение ученика исполнению эталонов музыкального искусства в соответствии с авторской трактовкой произведения. Позитивная сторона такого обучения выражается в искреннем стремлении традиционной музыкальной педагогики обучать исключительно образцам классического, высокохудожественного, полноценного искусства, добиваясь соответствующего же – профессионального – исполнения как результата обучения. Главенствующим в музыкальном образовании становится светское направление, ориентированное на  педагогические концепции и технологии, сформировавшиеся к этому времени в странах Западной Европы. В   рамках взаимодействия отечественных и западноевропейских традиций формировалось важнейшее качество отечественного музыкального образования - открытость его к диалогу и умение трансформировать зарубежный опыт в русле своей художественной ментальности.

        Постепенно в развитии отечественного музыкального образования намечается  проявление тенденций, тяготеющих к раскрытию творческого потенциала человека и новых возможностей для удовлетворения его потребностей в общении с музыкой. Новые идеи в области музыкального образования проходили стадии противостояния и взаимодействия с уже существующими нормами и установками. В результате   происходило обновление педагогических традиций при сохранении их глубинных оснований, его всеобщность, преобладание в нем духовно-содержательного начала над техническим, отношение к музыке как к искусству выражения человеческих чувств, пристальное внимание к внутреннему эмоционально-чувственному миру человека. 

«Любая традиция — это бывшая инновация, и любая инновация — в развитии будущая традиция.

Традиции в процессе исторического развития отечественного музыкального образования воздействовали на инновации, задавая им определенную направленность, а распространение и освоение инноваций в области музыкального образования со временем превращало их в традиции.

        Слайд №2.  Как отмечают исследователи: традиция ─ это самое главное, коренное, сущностное качество образования, которое всегда точно соответствует духовно-нравственному ориентиру и менталитету народа. Традиционные основы образования ─ “результат нравственных усилий народа в течение столетий”. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Реформы и инновации, отторгающие или деформирующие традиции, скорее всего не достигнут поставленных целей.

         Слайд №3 Понятие "нововведение” (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.  Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных свыше новшеств, то теперь инновация - результат, прежде всего, творческой педагогической деятельности преподавателя, ориентируется не только на государственные стандарты, но и на потребности и интересы личности ребёнка.    

Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы  решения проблемы не дают положительного эффекта в независимости от квалификации педагога.

        Именно поэтому важным направлением работы становится изучение педагогических инноваций  и создание  условий для их успешной работы. Вхождение учреждений дополнительного образования в систему рыночных отношений, приводит к необходимости быть конкурентноспособным.  А инновации во всех отношениях деятельности являются эффективным инструментом повышения конкурентноспособности организации.

        Слайд № 4 Итак, внедрение инноваций в образовательный процесс учреждения дополнительного образования с учетом  всех вышеперечисленных аспектов, будет  реальным и эффективным, если первым шагом на пути внедрения инноваций будет формирование инновационного климата в коллективе, который  способствует обсуждению, применению и отбору лучших методов построения учебного процесса на примере работы коллег. Следующим этапом должно стать внесение изменений в систему воспитательной работы, а также учебно-методическое обеспечение учебного процесса, учебного плана и программы. Эти преобразования повлекут за собой изменение в системе контроля и оценки уровня образования. В конечном итоге это приведет к качественным преобразованиям в деятельности педагогов и учеников.

                Существует несколько классификаций инноваций, но для сферы  музыкальной педагогики   первоочередное значение имеют инновации в методическом обеспечении образовательного процесса. Методические инновации – это инновации в области методики обучения, воспитания и преподавания. Этот тип инновации доминирует в частных методиках и позволяет адаптировать данные инновации под  личностные особенности ученика.  

        В учреждения дополнительного образования зачисляются дети, желающие научиться  игре на музыкальных инструментах с разными базовыми способностями: это память, слух и чувство ритма. Доминирующее условие – это желание учиться. Обучающиеся, по своим способностям классифицируются на одаренных, талантливых, способных и обучающихся со средними музыкальными способностями. В первую очередь инновационные методические программы нужны для детей со средними музыкальными способностями, так как именно они больше всего нуждаются в инновациях с целью всестороннего  овладения музыкальными знаниями. Перед обучающимися со средними музыкальными способностями не ставится задача профессиональной ориентации дальнейшего музыкального образования. В работе с этой группой обучающихся  педагогу следует использовать такие возможности, методы и способы обучения, порой не лишенные экспериментирования, чтобы  они  были понятны и пробудили интерес к музыке, творчеству, а значит к учебному процессу. Не все учащиеся, обладая средними музыкальными данными способны к усвоению исполнительских навыков в полном объеме, но при гибкой корректировке программы, введению новых тем музыкального развития, обучающиеся могут успешно учиться, художественно развиваться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками творческих коллективов.

        Слайд № 5. Педагог всегда был и остается главным стратегическим ресурсом системы образования. Ключевой характеристикой современного школьного образования является «новый» тип учителя – чуткого и внимательного к интересам детей, творчески думающего и открытого ко всему новому, владеющего современными методами и технологиями образования, способами конструирования педагогического процесса и умениями прогнозировать свой конечный результат. Педагог музыкального учреждения дополнительного образования по классу специальных дисциплин должен в рамках занятия реализовать не только учебно-воспитательную функцию, но и сыграть роль консультанта, психолога и наставника. Он должен   способствовать всестороннему развитию личности и формировать целостность характера, закладывая нравственные основы воспитания. Именно эти познания с профессиональным опытом должны стать основой в создании инновационных методов и техник обучения.   

        В более благоприятных условиях, с точки зрения возможности внедрения инновационных педагогических технологий, находятся предметы музыкально- теоретического цикла. Групповые занятия позволяют более активно применять различные виды новых педагогических технологий.

         В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами компьютерами, аудио- и видео-средствами, информационными технологиями и информационной продукцией (слайд-шоу, презентации, фонограммы, лекция с аудио сопровождением и личным показом, цифровые инструменты, нарезки)

Инновационные методики, которые используются в работе:

- Адаптированная  система обучения  А.С. Границкой. Наглядные пособия.

Эта система очень удобна при изучении музыкально-теоретических понятий на уроках сольфеджио и теории музыки.

- Ягненкова Н.В.   "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ" рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных уроков (Автор - А.А.Окунев) и приводит ряд нетрадиционных технологий урока:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, интервью, репортаж, рецензия;

- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение, урок-презентация ;

- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, телепередача, телемост, рапорт;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте,  ученый совет;

- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

 - перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", утренник, спектакль, концерт,   "посиделки" и др.

           Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Составление конспектов, хронологических и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.

 Представляется возможным привести еще ряд примеров педагогических инноваций, которые могут использоваться на уроках в ДМШ, и предлагаются в книге А.К. Колеченко "Энциклопедия педагогических технологий".

- Взаимоконтроль.

 Цели: 1) проверка знаний; 2) предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах; 3) снятие неуверенности у слабых учеников; 4) развитие речи учащихся; 5) интенсификация опроса; 6) воспитание Я-концепции. Группа разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям.  

- Ищу ошибки.

   Вызывает интерес у учащихся, развивает внимательность, сотрудничество при работе в малых группах.

- Консультанты на уроке (шефы).

  Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать. Технология может использоваться не только на уроках теоретического цикла, но и может быть эффективной на уроках специальности.

- Цепочка (опрос)

 Цели: 1) бесконфликтная проверка знаний, умений учащихся; 2) развитие умений формулировать вопросы. Данная технология применяется как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу.  

         Предложенные методы и технологии, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в детской музыкальной школе.

        На уроках фортепиано педагоги также используют в своей работе инновационные методы работы.  Много современных методик появилось для учащихся подготовительной группы. Это упражнения – игры, которые помогают ребёнку правильно сидеть за инструментом, ровно держать спинку, оставляя руки и ноги свободными, всевозможные   игры, для организации пианистических движений, переходя постепенно к играм развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука. Сколько нового появилось для знакомства детей с клавиатурой, в донотный период обучения, по развитию метро - ритмического чувства, восприятию нотной записи.  Особое место занимают  у педагогов творческие задания для детей. Инновационными являются  методы по развитию музыкальной фантазии у детей. Творческое развитие учащихся младшего и среднего школьного возраста разной степени одарённости, где главное - это ввести ребёнка в мир музыкального творчества, заинтересовать его такими формами музицирования, как сочинение музыки к стихам, создание пьес различного образного содержания в простых музыкальных формах, подбор аккомпанемента к детским песням, сочинение музыкальных сказок. Предлагая всё новые, постепенно усложняющиеся творческие задания, мы помогаем ребёнку активно освоить важнейшие элементы музыкального языка, применять их в собственном творчестве. Инновационным можно назвать работу по дополнению текста: досочинить конец пьесы, решить аппликатурные задачи, определить размер. При выполнении этих заданий происходит формирование навыка записи нот и остальных знаков записи текста, что имеет большое значение для закрепления связи между звуком и нотой.   Стимулирование творческих способностей ученика, нацеливание его на самостоятельные поиски способствуют развитию воображения ребёнка, укрепляют веру в свои силы, улучшают контакт между учеником и педагогом, создают атмосферу заинтересованности и увлечённости.

Слайд № 6.  При организации инновационной деятельности следует помнить, что:

•  "чужой" опыт педагог должен "пропускать через себя" (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод ;

•  инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям ребёнка, должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;

•  инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива;

•  инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;

•  в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения.

        Важно понимать, что педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития    педагогики и они необходимы для совершенствования системы музыкального образования. Повышение эффективности образовательного процесса – это основной результат и цель инновационных преобразований.    

Пусть же никогда не иссякает педагогическая мысль, наполненная большой любовью к детям и огромной ответственностью за свой нелегкий труд.

 Список литературы

  1. Праслова, Г А Традиции и инновации в историко-педагогической

  подготовке   педагога-музыканта теоретико-методологический анализ    

  Монография -СПб Астерион, 2007 .

  1. Никонова Л.С., Никонова Л.С. Воспитание музыкального вкуса (из опыта работы  МОУ ДОД ДМШ им. В.И. Ряховского).
  2. Барышева Т.А., Тулина И.Г., Шекалов В.А. Креативный ребенок: диагно-стика творческих способностей детей.

4.  Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии.

5.  Радионова Т. Учитесь импровизации // «Музыкальная жизнь». – 1990.- №7.

6 . Светличная, С. Л. Экспериментально – психологические исследования  

  взаимосвязи в развитии музыкальных и познавательных способностей детей 5-  

  7 лет.- Ставрополь,1999.6.

7. Циклер, Э. Творческое музицирование – основная тенденция музыкального воспитания XX века. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на конференцию «Педагогическая этика»

Д О К Л А Д на конференцию «Педагогическая этика» ...

Доклад на конференцию,посвященную передовым педагогическим технологиям,сопровождаемый презентацией

В сентябре в нашем колледже проводилась педагогическая конференция. Мой доклад был на тему :Игровые технологии как один из методов исследовательской деятельности обучающихся".Он сопровождался презента...

Презентация. Августовская конференция 2013 г.

Традиции и инновации в современной музыкальной педагогике....

Доклад на конференцию. Тема: Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО

На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно - воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информац...

Игры, в которые играют учителя. Доклад на конференции

Выступление посвящено необычным играм, которые придумывают учителя, чтобы решить вопросы организационные, возникающие практически на каждом уроке...