открытый урок по психологии общения
план-конспект урока на тему

Конспект открытого урока по психологии общения на тему: " Конфликт: его сущность и основные характеритистики" с использованием техногологии модульного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Конфликт: его сущность и основные характеристики.

Образовательная технология: технология модульного обучения.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучить сущность конфликта и его основные характеристики.

Задачи урока:

  1. актуализировать знания обучающихся по изученному учебному материалу;
  2. познакомить обучающихся с основными понятиями темы: «конфликт», «объект конфликта», «стороны конфликта», «конфликтогены», «конфликтная ситуация», «инцидент»;
  3. изучить структуру, динамику, функции и типологию конфликтов;
  4. развивать навыки анализа ситуаций;
  5. формировать общие и профессиональные компетенции.

Оборудование: 1) учебная литература: Ефимова Н.С. Психология общения;

                           2) методический материал: учебные элементы (10 шт.);

                           3) раздаточный материал: задание на соответствие (8 шт.), ситуация (8 шт.), карточки для рефлексии (16 шт.), сигнальные карточки (12 шт.), текст теста (16 шт.), листы цветной бумаги (12 шт.), листы учета контроля (12 шт.).

Ход урока

  1.  Организационно- мотивационный момент.

  1. Проверка группы к уроку.

  1. Упражнение на эмоциональный настрой.

У.- Посмотрите друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.

Положите руку на сердце и повторяйте за мной:

Я есть любовь,

Я есть воля,

Я есть сила,

Я есть добро,

Я есть все прекрасное,

Я есть Человек.

Все зависит от меня,

Все в моих руках.

  1. Мотивация.

У.- Австрийский писатель Карл Краус говорил: «Общение- это то, что способствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить». Я рада, что мне сегодня предстоит окунуться в тайны общения вместе с вами.

II. Организация учебной деятельности обучающихся по модулям.

УЭ 0. Определение темы и цели урока.

У.-  Для того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из кинофильма «Большая перемена».

ПРОСМОТР ФИЛЬМА

У.- Итак, пожалуйста, какая ситуация представлена нам в видеофрагменте?

- Что произошло между героями фильма?

- Как называются такие ситуации?

- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

У.- Действительно, сегодня мы будем рассматривать проблемы взаимоотношений людей в процессе общения. И тема урока: «Конфликт: его сущность и основные характеристики». Запишите ее в тетрадь.

У.- Какую цель вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

У.- Эта тема рассчитана на четыре  часа, поэтому сегодня мы с вами рассмотрим основные понятия и характеристики конфликта. Определит ход нашей с вами работы учебный элемент, который лежит у вас на столах. Изучив данный элемент, вы освоите:

- основные понятия темы такие, как «конфликт», «конфликтогены», «объект конфликта», «стороны конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент»;

- структуру, динамику, функции и типологию конфликтов.

У.- Сегодня на уроке у нас будет осуществляться рейтинговая система оценивания. Рейтинговая система оценивания будет предполагать:

1. оценку работы по проверке домашнего материала, которая будет складываться из нескольких видов деятельности:

- устные ответы,

- выполнение тестового контроля,

- выполнение практико- ориентированных заданий;

2. оценку вашей работы на уроке;

3. активность на уроке.

За каждый правильный ответ вы будете начислять себе по одному баллу. Фиксировать результаты работы по каждому виду  необходимо будет в индивидуальных листах учета контроля, которые лежат у вас на столах. Подпишите свою фамилию. В конце урока вы подсчитаете общее количество баллов. Те, кто наберет за урок

От 45 до 55 баллов-  оценка «5»

От 20 до 44 баллов- оценка «4»

Менее 20 баллов- оценка «3»

У.- Работать по достижению поставленной цели мы начнем с повторения учебного материала, тесно связанного с темой сегодняшнего урока.

УЭ 1.  Входной контроль. Актуализация опорных знаний и навыков.

1. Устный опрос.

У.- Итак, пожалуйста, первый вопрос.

  1. Какие структурные элементы выделяют в процессе общения?
  2. Что характеризует перцептивная сторона общения?
  3. Что характеризует коммуникативная сторона общения?
  4. Что характеризует интерактивная сторона общения.
  5. Что побуждает людей взаимодействовать?
  6. Какие типы взаимодействия выделяют в психологии общения?
  7. Что представляет собой тип взаимодействия кооперация?
  8. Как по- другому можно сказать? Кооперация- это есть что?
  9. Сформулируйте определение понятия «конкуренция».
  10. Конкуренция- это есть что?

У.- Спасибо. Оцените свою работу. Занесите в графу «Устные ответы» то количество баллов, которое вы набрали.

2. Тестовый контроль.

У.- Следующее задание:  я зачитываю определение, вы записываете под номером вопроса ответ, который должен содержать понятие данного определения.

  1. Стратегия поведения во взаимодействии, направленная на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции). (Сотрудничество)
  2. Стратегия поведения во взаимодействии, предполагающая ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм). (Противодействие)
  3. Стратегия поведения во взаимодействии, реализующаяся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. (Компромисс)
  4. Стратегия поведения во взаимодействии, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм). (Уступчивость)
  5. Стратегия поведения во взаимодействии, которая представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого. (Избегание)

У.- Поменяйтесь тетрадями, осуществите взаимопроверку выполненной работы.

У.- Давайте проверим ответы. Оцените работу в соответствии с установленными критериями, т.е. за каждый правильный ответ начислите по одному баллу и общее количество занесите в лист учета контроля в графу «Тестовый контроль».

3. Практико- ориентированные задания.

У.- Следующее задание вы будете выполнять в парах.

Соотнесите автора с основными положениями его теории взаимодействия:

  1. Р. Белз

А. Считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.

  1. Дж. Хоманс

Б. Каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций: «Р», «Д», «В».

  1. З. Фрейд

В. Любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех феноменов: позитивные эмоции, решение проблем, постановка проблем, негативные эмоции.

  1. Э. Гоффман

Г. Считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения.

  1. Дж. Мид

Д.Считал, что межличностное взаимодействие определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве.

  1. Э. Берн

Е.Ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление.

Правильные ответы:

1-В; 2-А; 3-Д; 4-Е; 5-Г; 6-Б.

У.- Итак, пожалуйста, что у вас получилось? (Спросить подгруппы)

У.- Сравните свои ответы с правильными. Оцените свою работу.

У.- Для выполнения следующего задания нам понадобятся сигнальные карточки, на которых  у вас отмечены позиции взаимодействия, выделяемые Эриком Берном в теории трансактного анализа: «Родитель», «Дитя», «Взрослый».

По физическим признакам и выражениям определите позицию собеседника, поднимая карточку с соответствующим символом.

Похлопывает собеседника по плечу; «хочу»; хмурит брови; «на мой взгляд»; кусает ногти; шмыгает носом; «только попробуй»;  сдержан; «запомни раз и навсегда!»;  смущается; «правильно ли я понял, что»; внимателен; ставит руки на бёдра; надувает губы; «не буду».

У.- Спасибо. Оцените свою работу. Занесите результат в лист учета контроля в графу «Сигнальные карточки».

УЭ 2. Изучение теоретического материала по новой теме.

У.- Посмотрев в начале урока видеофрагмент из кинофильма «Большая перемена»,  мы убедились в том, что люди не умеют слушать друг друга, не умеют идти на компромисс, тем самым нарушают взаимоотношения, что ведет к внутреннему разладу, т.е. приводит к внешним и внутренним конфликтам.

Конфликты в последние десятилетия стали основной причиной гибели людей. По приближенной оценке, разного рода конфликты, повлекли за собой в завершившемся столетии около 300 млн. человеческих жизней. Поэтому проблема любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем. Следовательно, для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

У.- И вот на сегодняшнем уроке мы с вами обратимся к данной проблеме, которая возникает в процессе взаимодействия людей.

У.- Какие ассоциации возникают у вас со словом конфликт?

У.- Действительно, все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

У.- Как выдумаете, что же такое конфликт?

У.- Наиболее известными специалистами в области конфликтов являются Валентин Иванович Андреев, Наталья Владимировна Гришина, Борис Иосифович Хасан. Из зарубежных конфликтологов: Хелена Корнелиус и Шошана Фейр.

У.- Обратимся к учебным элементам, которые лежат у вас на столах. На странице 2  учебного элемента даны определения разных авторов. Прочитайте и сравните их. Какие признаки конфликта можно выделить?

У.- Какие же признаки конфликта можно выделить? (Противоречие, две стороны)

У.- Слово «конфликт» происходит от латинского «столкновение», а с точки зрения психологии Конфликт- явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

У.- Выпишите определение конфликта в свои тетради из учебного элемента.

У.- Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены. Прочитайте определение данного понятия в учебном элементе и объясните его.

У.- Что же такое конфликтогены? Как вы это понимаете?

У.- Сам по себе «конфликтоген- одиночка» не способен привести к конфликту. Для этого должна возникнуть цепочка конфликтогенов, т.е. получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» отвечает «обидой на обиду», чтобы компенсировать свой психологический проигрыш. При этом его ответ не должен быть слабее, поэтому для полной уверенности он делается с «запасом». В результате сила конфликтогенов возрастает.

У.- Запишите определение понятия «конфликтогены» в тетрадь.

У.- В вашей жизни бывают конфликты? Приведите примеры.

У.- А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Снежинки». Главное условие- работать молча, не смотря на соседей.

Молча возьмите листок.

Сложите его пополам.

Оторвите правый верхний угол.

Сложите ещё раз пополам.

Ещё раз оторвите правый верхний угол.

Ещё раз сложите пополам.

И ещё раз оторвите верхний правый угол.

Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” своим одногруппникам.

У.- Почему все снежинки получились разные, не смотря  на то, что был дан четкий алгоритм действий? (Ответы)

У.- Каждый из нас- индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления.

У.- Назовите возможные причины конфликтов?

У.- Все причины, которые могут привести к конфликту, условно разделяют на 4 группы:

  • Объективные: наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов общества или группы;
  • Организационно- управленческие: присутствие противоборства между различными людьми: официальными и неофициальными руководителями, формальными и неформальными группами;
  • Социально- психологические: разрыв отношений между определенными группами и внутри них;
  • Психологические: появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами обществами и группами.

У.- Запишите их в тетрадь из учебного элемента.

У.- Конфликт оказывает определенное влияние на внешнюю среду и свои подсистемы. Как вы думаете, какое влияние оказывает конфликт?

У.- Используя учебный элемент, ответьте на вопрос: какие функции выполняет конфликт?

У.- Откройте учебник на стр. 49, запишите в тетрадь, при каких условиях конфликт деструктивен, а при каких конструктивен.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

У.- Итак, пожалуйста, при каких же условиях конфликт деструктивен, а при каких конструктивен?

У.- Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента. Прочитайте в учебном элементе определения этих понятий и запишите их в тетрадь.

У.- Как вы поняли определение понятия «конфликтная ситуация»?

У.- Что такое инцидент?

У.- Используя схему  в учебном элементе, изучите структуру конфликтной ситуации и попытайтесь ее описать.

У.- Какие структурные элементы выделяют в конфликтной ситуации? (Объект конфликта, стороны конфликта, позиции конфликта).

У.- Что является объектом конфликта?

Объект- конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта.

У.- Кто принимает участие в конфликте?

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

У.- В психологии тех, кто участвует в конфликте, еще называют участниками.

У.- Чем отличается внешняя позиция конфликта от внутренней позиции?

Внешняя позиция- это та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам.

Внутренняя позиция- набор истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт (скрытая мотивировка).

У.- Отразите схему «Структура конфликтной ситуации» у себя в тетради.

У.- Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие стадии проходит конфликт в своем развитии? Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вы будете работать в группах по четыре человека.

ЗАДАНИЕ: В течение 5 минут вам необходимо обсудить ситуацию и попытаться определить стадии протекания конфликта. Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них?

СИТУАЦИЯ. Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не замечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшим домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выполнены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспевающего ребенка. С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я проводил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не нашел.

Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в общении, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недовольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает. Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать.

Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль постепенно прекратился. Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились. Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной стороны. Подобных споров не повторялось.

У.- Пожалуйста, какие предположения у вас возникли?

У.- Сравните свои ответы с правильным ответом  из учебного элемента и запишите в тетрадь.

У.- Какие же стадии развития конфликта вы отметили?

У.- Оцените работу. В зависимости от того, сколько стадий вы правильно выделили, поставьте соответствующее количество баллов в графу «Работа в группах».

У.- Конфликты представляют собой сложное социально- психологическое явление. Они отличаются большим разнообразием. Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Изучая, конфликт с самых различных точек зрения, исследователи выделяют различные основания для классификации его типов. Мы рассмотрим типы конфликтов, которые выделяются по субъектам взаимодействия.

У.- Снова обратимся  к учебному элементу. Какие типы конфликтов выделяют по субъектам взаимодействия? В чем их особенности?

У.- Запишите в тетрадь.

У.- А сейчас я вам предлагаю проанализировать ситуации и определить тип конфликта.

Вопросы для анализа:

  1. Присутствует ли в данной ситуации конфликт?
  2. Что является объектом конфликта?
  3. Выделите стороны конфликта?
  4. Какой тип конфликта реализуется?

АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ

  1. Ты должна подготовиться к контрольной работе по психологии  на завтра, а по телевизору  показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).
  2. Подруга  взяла у тебя тетрадь с конспектами и обещала  вернуть её через два дня. С тех пор прошла  неделя. Эта тетрадь очень  нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонила  ей  и напомнила про тетрадь, она клятвенно обещала  её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыла, куда её положила, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт).
  3. Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).

У.- Оцените работу. Графа «Анализ ситуаций».

УЭ 3. Практическая работа.

У.- Возможно в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?»

- Чтобы развеять ваши сомнения и помочь вам определиться в этом вопросе я предлагаю выполнить тест «Конфликтная ли вы личность?» На выполнение теста вам отводится 10 минут.

У.- На основе проделанной работы вы каждый для себя отметили склонность своей личности к конфликтности. Это даст вам возможность контролировать свои действия и поступки.

УЭ 4. Выходной контроль.

У.-  Итак, сегодня на уроке мы познакомились с такими понятиями как «конфликт», «конфликтогены»,  «объект конфликта», «стороны конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Выяснили, что существуют разнообразные типы конфликтов. Обсудили структуру и динамику конфликта. А сейчас, чтобы систематизировать полученные знания по изученной теме, я предлагаю вам выполнить задания для закрепления, предложенные в учебном элементе. На выполнение работы 10 минут.

У.- Давайте проверим выполненную вами работу. Оцените свою работу в соответствии с установленными критериями.

Правильные ответы:

1.

А) ссора, обида, вражда, драка, агрессия….

Б) страх,  ненависть, сожаление….

В)В.И. Андреев, Н.В. Гришина, Б.И. Хасан, Х.Корнелиус, Ш.Фэйр.

2.

1) Инцидент.

2) Объект конфликта.

3. Кластер на слайде.

III. Подведение итогов учебной деятельности.

  1. Рефлексия.

У.- Что нового и полезного вы узнали сегодня на уроке?

- Какое значение лично для вас имеет сегодняшний урок?

- Какой вывод вы сделали сегодня для себя?

У.- А сейчас я прошу вас оценить себя на уроке. Перед вами лежат карточки, в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.

УРОК

Я НА УРОКЕ

ИТОГ

Интересно

Работала

Поняла материал

Скучно

Отдыхала

Узнала больше, чем знала

Безразлично

Помогала другим

Не поняла

Озвучить работу по карточкам.

  1. Выставление оценок.

Отметить активность обучающихся на уроке по пятибалльной системе.

У.- Подсчитайте количество баллов. Соотнесите их с критериями:

Критерии оценивания:

Оценка «5»- от 45 до 55 баллов

Оценка «4»- от 20 до 44 баллов

Оценка «3» - менее 20 баллов

У.- Поднимите руку те, кто набрал от 45 до 55 баллов, вы получаете  оценку «5»; кто набрал от 20 до 44 баллов- оценку «4»; кто набрал менее 20 баллов- оценка «3».

 

  1. Домашнее задание.

- Выучить изученный теоретический материал.

- Написать эссе на тему «Если мира в тебе нет, то мира и вокруг тебя быть не может».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - классный час "Общение - это просто!"

Данный классный час я разработала, используяя материалы, которые я подчерпнула на тренинге в Академии социального управления. Благодаря этому материалу мне удалось провести интересное занятие для студ...

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЭТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Зональный круглый стол  «Социально-психологическое сопровождение учебного процесса в ПУ»...

конспект открытого урока по психологии экстремальных ситуаций

Открытый урок по учебной дисциплине "Психология экстремальных ситуаций" разработан на основе модульной технологии с использованием учебного элемента и  ИКТ. Урок проведен со студентами,...

Материалы для урока по предмету "Психология общения" "Личные границы"

Цель:Определить понятие «психологической границы» с целью выяснения своих границ и правильного разграничения во взаимодействии с другими.  Задачи:1. Определить понятие «пси...

Методическая разработка открытого урока "Механизмы конструктивного общения"

Методическая разработка открытого урока "Механизмы конструктивного общения"...

"Барьеры общения" - презентация к уроку по предмету психология общения

Сопроводительная презентация урока по теме "Барьеры общения" по предмету психология общения, раскрывающая основные теоретические моменты и предлагающая некоторые практические задания для зак...

Методическая разработка интегрированного урока английского языка, якутского языка и психологии общения на тему «Моя профессия IT» в группах 2 курса по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Мир информационных технологий на сегодняшний день переполнен различной информацией, а порой очень сложными словами, которые сложно поддаются трактовке при переводе и использованию их в профессионально...