Материалы для урока по предмету "Психология общения" "Личные границы"
методическая разработка

Елена Вертинская

Цель:

Определить понятие «психологической границы» с целью выяснения своих границ и правильного разграничения во взаимодействии с другими.

 

 

Задачи:

1. Определить понятие «психологические границы».

2. Помочь выявить, где начинаются и где заканчиваются у участников их собственные границы.

3. Предложить варианты эффективного взаимодействия и обозначения собственных границ во взаимодействии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lichnye_granitsy.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ

«ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ. КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ»

 разработан педагогом-психологом ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» Вертинской Е.В.

Цель:

Определить понятие «психологической границы» с целью выяснения своих границ и правильного разграничения во взаимодействии с другими.

Задачи:

1. Определить понятие «психологические границы».

2. Помочь выявить, где начинаются и где заканчиваются у участников их собственные границы.

3. Предложить варианты эффективного взаимодействия и обозначения собственных границ во взаимодействии.

Содержание

Время (мин)

1. Беседа на тему:  «Что такое личные границы?».                          15

2. Упражнение «Нарушение личной границы».                         10

3. Признакам, по которым можно определить,

    что личные границы не выстроены

    или неустойчивы.                                                                10

4.  Анализ конкретных ситуаций
    с использованием метафорических ассоциативных карт.       5

5. Установление личных границ.                                        15

6. К чему приводит неумение выстраивать свои границы.        10

7. Упражнение: «Как отстоять свои личные границы».                15

8. Завершение. Рефлексия.                                 10

Итого                                                                                         90

Программа тренинга:

1. Беседа на тему: «Что такое личные границы?».

Цель: выявить определение психологических границ.

Психолог задает группе вопрос, что же такое личная граница?

Инструкция: Прежде чем я скажу определение, интересно ваше представление – что вы понимаете под личными границами? Зачем они нужны? А что было бы, если бы этих границ не было?

Пояснение. Личная граница – это четко очерченная разграничительная черта между вами и окружающими вас людьми. Личное пространство – это тот набор сугубо интимных принципов, правил, которые вы избрали для себя сами и считаете это нормой своего существования.

Зоны личных границ

   

              0,5 м                         1,5 м                     3,0 м               более 3 м      

       

Интимно-                 Персонально-         Социальная        Публично-
эмоциональная        личная                                                  общественная  

  1. Для очень близких, родных людей – муж, жена, родители (прикосновение к телу, объятия и поцелуи, слово на ушко).
  2. Друзья, родственники, коллеги, партнеры.
  3. Официальные встречи, люди, которых я впервые вижу, мастера по оказанию услуг, продавцы, знакомые, соседи.
  4. Публичные выступления, концерты, общественные мероприятия.

 

2. Упражнение «Нарушение личной границы».

Цель: обозначить ситуации нарушения границ, предложить вариант интерпретации для сохранения собственных границ, показав тем самым границы своей ответственности.

Задание: 1 вариант – два друга, 2 вариант два человека, которые не общаются или находятся в состоянии конфликта, или был конфликт.

Два человека стоят друг напротив друга. Постепенно сходятся. Что чувствует каждый из вас? В какой момент хочется остановиться?

Психолог просит поделиться участников ситуациями. Когда они испытывали дискомфорт в общении с другими, когда нарушались их границы. Как нарушаются наши границы? Кто-нибудь может привести пример и личной жизни, когда он испытывал подобное?

В повседневной жизни это выражается в поведении: люди могут брать ваши вещи, садиться на ваше место, пользоваться вашими деньгами, не отдавать долг, манипулировать вами и многое, многое другое.

Как бы там не происходило, человек, в чьи границы вторглись, может испытывать замешательство, страх, гнев, пытаться избежать дальнейшего общения.

Если же границы слабые – в личные границы вторгаются довольно регулярно, такой человек испытывает довольно сильный стресс, он не может адекватно защититься от атак. Человек может чувствовать напряжение в теле, может чувствовать неприятные эмоции. Всё это может привести к внутреннему конфликту – отсутствие настроения, потеря энергии, подавленное состояние, лень, отсутствие радости, заболевание. Или к разрыву отношений.

Люди со слабыми границами ощущают себя глупыми, неудачниками, которые сами себе все портят и во всем сами виноваты.

Вопрос психолога: почему человек нарушает личные границы другого человека?

- не понимание              нарушение личных границ приводит к конфликтам:

- не знание                     внешним – реакция

                                        внутренним – замкнутость, внутренние разрушение

Мы сейчас поговорим о том, к какой из 5-ти, написанных на доске категорий, относятся данные признаки нарушения личных границ.

- обвиняют человека в своих проблемах:

  • ты испортил мне жизнь;
  • это все из-за тебя;
  • если бы не ты, все было бы нормально;
  • я так и знал, что не стоило тебя просить;

- контролируют поведение:

  • ты больше не должен(на) поступать так;
  • сделай так, так и так;
  • не делай так больше никогда;
  • я тебе говорю, что так надо сделать;

- дают непрошенные советы о том каким следует быть:

  • я бы на твоем месте сделал по-другому;
  • надо было уже давно сделать;
  • лучше, чем я, тебе никто не скажет, как исправить ситуацию;
  • я вижу, что происходит, я лишь хочу помочь;

- дают установки, какие события как расценивать:

  • это полный бред;
  • ведь ты же не собираешься его прощать?!;
  • если так сделаешь – позор тебе на всю жизнь;
  • ничего, более убогого, я не видела;

- дают оценки вашей внешности и личности:

  • ты бездельник(ца);
  • ты далеко не красавиц(а);
  • я думал(а), ты оденешься симпатичнее;
  • твой вкус в одежде – просто ужасен.

3. Признаки, по которым можно определить, что личные границы не выстроены или неустойчивы.

  • Неумение говорить "нет" даже в ответ на необоснованные претензии и явные манипуляции /Пример: знакомый, имеющий привычку не отдавать долги, просит занять ему большую сумму денег и человек в ущерб себе одалживает ему эту сумму или ее часть/
  • Сильное чувство вины, что появляется каждый раз, когда человек отказывает кому-либо в помощи или услуге, которую оказывать не обязан /Пример: человек по причине плохого самочувствия отказывается работать сверхурочно, но при этом испытывает сильную вину перед начальником и коллегами и планирует обязательно остаться сверхурочно в следующий раз/
  • Привычка постоянно оправдываться и отчитываться за каждое свое действие, если в этом нет необходимости /Пример: женщина устала на работе и, придя домой, прилегла отдохнуть, но как только увидела мужа, начала оправдываться, почему она лежит, а не готовит обед/
  • Привычка оправдывать агрессоров и обидчиков вместо того, чтобы дать им отпор /Пример: женщина, которую постоянно критикует и оскорбляет муж, уверена, что он так ведет себя только потому, что она сама каким-то образом его провоцирует/
  • Неумение психологически отстраняться от обидчиков и не принимать обиды близко к сердцу /Пример: человеку нахамили в метро утром, и из-за этого происшествия его настроение будет испорчено на весь день/
  • Иррациональное чувство ответственности за жизнь и благополучие других /Пример: женщина много лет полностью содержит неработающего мужа-алкоголика, так как уверена, что это "ее крест"/ 
  • Неумение определить круг своих прав и обязанностей /Пример: в большой семье один человек постоянно выполняет большую часть бытовой работы в то время, когда другие члены семьи откровенно отлынивают от дел/.

4. Анализ конкретных ситуаций с использованием МАК.

Цель: демонстрация конкретных ситуаций нарушения личных границ.

Вопросы к картинкам: Какие личные границы нарушены на этой картинке?

Назовите возможные варианты отстаивания своих личных границ в данной ситуации.

 5. Установление личных границ.

Цель: научиться устанавливать личные границы.

Индивидуальные правила: сядьте и пропишите все свои правила, по которым вы живете сами с собой. А так же другие нормы, установленные для себя, соблюдая которые вы чувствуете себя уверенными и счастливыми. Правила прописываются по принципу: что вы делаете и что вы не делаете.

Например: ложусь строго в 23 часа, в воскресенье – отдых, после 21 часа на звонки по работе не отвечаю, в долг не даю, родственников в свою фирму на работу не беру, совет, если о нем не спросят, не даю.

У каждого из вас будут свои правила и они постоянно меняются по мере вашего развития.

Определение своих границ:

- Деньги (сколько я готов одолжить, готов ли вообще давать в долг, кому готов давать в долг, пожертвования)

- Вещи (можно ли другим брать мои вещи, что можно брать, а что нельзя, на какое время можно брать мои вещи)

- Информация, личные достижения (какие сферы вашей жизни принадлежат только вам, кого вы допускаете в них, кого категорические нет)

- Пространство (где проходят ваши телесные границы, насколько близко, кому можно к вам прикасаться, кому нельзя)

- Время (сколько времени вы готовы уделять другим, ваш режим дня)

- Эмоции (вы имеете полное право на свои собственные чувстваи не должны за них оправдываться, необходимо отказаться от стереотипов «ты же отличник», «ты же моя мама», «ты же мой друг»)

6. К чему приводит неумение выстраивать свои границы.

- дискомфорт, раздражение

- непонимание

- безразличие

- человек невнимательно слушает

- хочется отдалиться

- появляется желание убежать от всех

- развивается наглость, хамство

- панибратство

- садятся на шею

- безответственность

- скрытность, потеря доверия

- отношения М+Ж – неуважительное отношение – промолчала – стерпела

- оправдание поведения М и себя – страдание

- пропадает желание строить отношения – разрыв

-родитель+ребенок – не хочет общаться, закрытие, уходит из дома, девиантное поведение.

7. Упражнение: «как отстоять свои личные границы».

Цель: попробовать использовать разные способы отстаивания собственных границ.

Инструкция: Психолог приглашает двух участников. Задание – предложить свои варианты «отстаивания границ». Как мы можем показать, что идет нарушение границ и что за них заступать – не надо.

Пояснение.

Как мы можем проявить свои границы перед другими людьми:

1. При помощи речи, Я-сообщения: «Мне неприятно, когда ты…», «В случаях, когда ты так поступаешь, я чувствую…», «Я прошу тебя так больше не делать», «Давай о чем-нибудь позитивном».

Записывайте себе все ситуации, которые выводят вас из равновесия, придумайте свои стоп-фразы на часто повторяющиеся ситуации.

2. При помощи правды о себе (ложь обозначает ваши границы не в том месте, где они находятся на самом деле).

3. При помощи установления эмоциональной дистанции (если человек нарушает ваши границы, то отстраниться от близкого общения с ним и вовлеченности в его дела).

4. При помощи установления временных рамок общения (вы решаете сколько, когда и с кем общаться, вплоть до полного отказа от общения).

Необходимо четко и уважительно сообщать о своих границах.

Отстаивая свои личные границы не надо забывать, что личные границы есть не только у вас, но и у окружающих вас людей.

Вопрос психолога: вы уверены, что не нарушаете границы других?

Пример: выполняя групповую работу делаете свои задания и задания того, кто не справляется или делать не хочет, даете совет, когда вас не спрашивают, оцениваете внешний вид, обзываете.

Рекомендации: Вспомните, что вы чувствуете, когда нарушаются ваши границы. Тоже чувствует и тот, чьи границы вы нарушаете в данный момент.

При нарушении чужих границ умейте попросить прощение.

КОГДА ВАШИ ГРАНИЦЫ ОПРЕДЕЛЕНЫ ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО СЛЕДОВАТЬ СОБСТВЕННЫМ ПРАВИЛАМ И ПРИУЧАТЬ К НИМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

8. Завершение.

Цель: завершение тренинга; каждый из участников говорит в слух, как бы ему хотелось, чтобы с ним обращались в группе; озвучивание своих личных границ.

Каждый участник озвучивает свое пожелание, не высказывая обид и претензий к другим членам группы. Начинает педагог-психолог, или преподаватель, или классный руководитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - классный час "Общение - это просто!"

Данный классный час я разработала, используяя материалы, которые я подчерпнула на тренинге в Академии социального управления. Благодаря этому материалу мне удалось провести интересное занятие для студ...

Методическая разработка урока "Невербальные средства общения"

Методическая разработка урока по теме: "Социальная психология общения: невербальные средства общения" по дисциплине "Социальная психология" для студентов 4-го курса по специальности "Информационные си...

Методическая разработка урока учебной дисциплины "Деловая культура в гостиничном бизнесе". Тема урока "Культура телефонного общения. Деловой телефонный разговор"

Урок разработан в соответствии с требованиями, прдъявляемыми к современному урока. План-конспект урока оформлен в виде таблицы. Чётко обозначены все этапы урока, указана деятельность обучающихся и пре...

Методические материалы по учебной дисциплине "Психология общения"

Методические материалы по учебной дисциплине "Психология общения" разработаны для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"...

Личные границы педагога в учебно-воспитательной работе

Личные границы педагога в учебно-воспитательной работе В практике начинающего педагога нередки ситуации, когда ученики принимают свободу самовыражения за вседозволенность, демократичность &ndash...

Урок на тему: Составление личного финансового плана

Урок на тему: Составление личного финансового плана...