конспект открытого урока по психологии экстремальных ситуаций
план-конспект урока

Открытый урок по учебной дисциплине "Психология экстремальных ситуаций" разработан на основе модульной технологии с использованием учебного элемента и  ИКТ. Урок проведен со студентами, обучающимися по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_pes.docx40.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Боевой стресс и военные действия.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

  1. Изучить особенности проявления боевого стресса, основные характеристики, факторы, виды и симптомы.
  2. Проанализировать психологические последствия боевого стресса и военных действий.
  3. Выявить особенности психологической готовности военнослужащих
  4. Развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать изучаемые факты.
  5. Формировать ОК.1, ОК.2, ОК.4, ОК.6.
  6. Воспитывать чувство уважения к участникам военных действий, профессионально значимые качества.

Оборудование: 

1) методическое обеспечение: учебная литература, учебный элемент (17 шт.), программки (4 шт.); раздаточный материал: бланки для лото (30 шт.), «фишки» для лото (30 наборов), таблица «Виды стресса» (17 шт.), матричный контроль (60 шт.), лист контроля (30 шт.), анкета для рефлексии (30 шт.).

2) материальное обеспечение: проектор, ноутбук, колонки.

Ход урока

  1. Организационный этап. Эмоциональный настрой на урок.

- Встаньте все ровно. Выпрямитесь.

- Здравствуйте, 
Слово какое чудесное, 
Красивое, доброе, чуточку нежное. 
-Здравствуйте! 
Скажем мы новому дню! 
-Здравствуйте! Скажем мы нашим гостям! 
Здоровья желаем всем и всему!

У.- Присаживайтесь, пожалуйста.

II. Актуализация знаний.

У.- Прежде чем начнем изучение новой темы, давайте повторим  материал по теме «Стресс» и «Факторы экстремальности и риска в трудовой деятельности». Знания этих тем нам пригодятся в изучении сегодняшней темы урока.

У.- Сегодня на уроке будет осуществляться рейтинговая система оценивания, которая будет предполагать:

1. оценку работы по проверке домашнего материала и она будет складываться из нескольких видов деятельности:

- психологическое лото,

- работа с ассоциативными рядами;

2. оценку при выполнении заданий в ходе урока;

3. активность на уроке.

За каждый правильный ответ вы будете начислять себе по одному баллу. Фиксировать результаты работы по каждому виду  необходимо будет в индивидуальных листах учета контроля, которые лежат у вас на столах. Подпишите свою фамилию. В конце урока вы подсчитаете общее количество баллов. Те, кто наберет за урок

От 45 баллов и выше -  оценка «5»

От 20 до 44 баллов- оценка «4»

Менее 20 баллов- оценка «3»

У.- И для начала я вам предлагаю сыграть со мной в «психологическое лото». У вас на столах лежат  наборы «фишек» с терминами и карточки. На карточках каждое окошко пронумеровано. Этому номеру соответствует определенный вопрос. Я его зачитываю. Вы находите «фишку» с правильным ответом и закрываете соответствующее окошко.

1. «Психологическое лото»

1) Для описания совокупности всех неспецифических изменений внутри организма Ганс Селье ввел понятие…… (Стресс)

2) Это личностная черта, которая обуславливает повышенную стрессоустойчивость , и определяет факт того, что люди, мотивированные на достижение чего- либо, легче переносят стрессовую ситуацию, чем люди, мотивированные на избегание неудач (Баланс мотивации достижения и избегания)

3) Феномен осознавания, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями (Психологический стресс)

4) Эмоциональный субсиндром, связанный с изменением общения при стрессе (Социально- психологический субсиндром)

5) Этим понятием обозначается всё, что может нас взволновать: несчастье, грубое слово, обман, а также монотонность, одиночество, изоляция (Психический стрессор)

6) Эта категория реагирования на стресс характеризует людей, которые могут долго и методично работать на пределе своих возможностей, выполняя большую нагрузку («Стресс вола»)

7) Стрессовая активация, связанная с положительными событиями, вызывающими позитивные эмоции (Эустресс)

8) На этой стадии развития стресса энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными; человек не имеет больше возможности сопротивляться (Стадия истощения)

9) Каким понятием обозначаются механизмы, способствующие выработке адекватных методов реабилитации, способных поднять устойчивость человека к воздействию стрессовых факторов (Стрессоустойчивость)

10) Этой личностной чертой, обусловливающей повышенную стрессоустойчивость определяется характеристика степени независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, личной ответственности за свои действия и поступки (Уровень субъективного контроля)

11) Обязательным сигналом эмоционального стресса является… (Тревога)

12) Эта стадия развития стресса наступает, если стрессогенный фактор продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени; происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам (Стадия сопротивления)

13) Стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы (Копинг- механизмы)

14) К этой категории реагирования на стресс относятся люди, которые бурно и энергично реагируют на стресс («Стресс льва»)

15) Эмоционально- стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие ослабляющую, деструктивную силу (Дистресс)

У.- Проверяем. На слайде правильные ответы. Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте 1 балл и общее количество занесите в лист учета контроля в графу «Психологическое лото».

2. Задание «Ассоциативные ряды»

У.- Следующее задание вы будете выполнять в подгруппах по 4 человека. Каждой подгруппе представлен ассоциативный ряд вопрос, по которым вы должны будете представить характеристику ключевого понятия, расположенного по центру. Задания представлены в учебном элементе на с.2-4. На обдумывание 3 минуты. Отвечать может как 1 человек из подгруппы, так и каждый, освещая свой вопрос. При этом каждый из отвечающих получает по 1 баллу.

У.- Оцените свою работу и занесите результаты в лист контроля знаний.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

1) Сообщение темы и задач урока.

У.- Мы с вами повторили ключевые понятия, связанные с темой «Стресс» и «Факторы экстремальности» и сегодня продолжим говорить о профессиональной деятельности, осуществляемой в экстремальных условиях.

У.- Эпиграфом сегодняшнего урока будут являться слова римского поэта, родившегося в 70 г. до н.э. Публия Вергилия Марона: «От войны нельзя ждать никаких благ».

У.- Объясните смысл его слов?

У.- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

У.- Тема урока «Боевой стресс и военные действия». Записываем в тетрадь.

Изучая тему сегодняшнего урока, мы постараемся найти подтверждения  или опровержения словам Вергилия. Поэтому это высказывание мы возьмем с вами в качестве гипотезы.  Проведя  анализ основных характеристик, составляющих сущность боевого стресса, нам надо будет найти  ответ на вопрос: как и почему боевой стресс проявляется различным образом у  разных воинов? Для этого нам необходимо исследовать:

План.

  1. Сущность боевого стресса. Факторы и виды боевого стресса.
  2. Психологические последствия боевого стресса и военных действий.
  3. Психологическая готовность военнослужащих.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

У.- Вся человеческая история может быть поделена на две части – войну и мир. Это два полярных состояния, в которых находится любое общество в своем развитии и отношении с внешним окружением. Несмотря на все надежды и прогнозы гуманистов, что с прогрессом цивилизации конфликтные, разрушительные формы взаимоотношений в человеческом обществе, в том числе и войны, постепенно сойдут на нет, не оправдались. Более того, в последние столетия их число увеличивается. ХХ век фактически стал апогеем человеческой воинственности и эволюции войны как особого общественно-политического явления.

У.- У Еремеевой О. было задание опережающего характера, и она нам сейчас представит краткий обзор российских войн 20 века.

СООБЩЕНИЕ СТУДЕНТКИ «Характеристика российских войн 20 века».

У.- Современные боевые действия сопровождаются повышенным стрессогенным воздействием. Специалисты выделяют боевые стрессоры, которые подразделяются на специфические и неспецифические для боевой обстановки. Первые обладают повышенным уровнем стрессогенности, ко второй группе относятся стрессоры, присущие как боевой обстановке, так и другим видам стрессовых ситуаций.

У.- Выпишите их себе в тетрадь из учебного элемента с. 5.

У.- Определите признак разделения предложенных боевых стрессоров на специфические и неспецифические.

У.- На военнослужащего во время военных действий влияет огромное количество разнокачественных факторов. Посмотрите отрывок из фильма «9 рота», попробуйте их выделить и  сформулировать.

ВИДЕОФРАГМЕНТ из фильма «9 рота»

У.- Итак, пожалуйста, какие факторы, влияющие на военнослужащего во время военных действий, вам удалось отметить?

У.- Сравните ваши формулировки с теми, которые предлагают нам специалисты. Учебный элемент с. 6. Запишите их в тетрадь.

У.- Эти факторы являются стимулами, которые посылают в центральную нервную систему постоянный поток нервных импульсов и передаются мозгу, и на их основе развертывается приспособительная деятельность. Следовательно,  у военнослужащего запускаются сформировавшиеся функциональные системы, обеспечивающие выживание и эффективные действия в боевой обстановке.

Когда действующие стимулы воспринимаются  воином как знакомые, включается конкретная функциональная система, и он действует по уже готовой программе, совершая привычные действия в автоматическом режиме. Если стимул оказывается неизвестным, он переживает ситуацию как новую (неизвестную), неожиданную (неожидаемую вообще), внезапную (ожидаемую в другое время, в ином месте, в иных масштабах), неопределенную (нехватка информации для принятия решения; отсутствие акцептор результата действия; избыток информации; ошибка информации).

Во всех случаях, когда боевая ситуация квалифицируется как новая, неожиданная, внезапная, неопределенная, опасная, угрожающая его личностной целостности, «срабатывает» инстинкт самосохранения человека, мозгом подается сигнал тревоги и запускается генетически обусловленная программа.

У.- То есть в данной ситуации какой возникает механизм? (Приспособительный или общий адаптационный синдром).

У.- Общий адаптационный синдром возникает при переживании какого психического состояния? (стресс)

У.- Давайте сделаем вывод: что же происходит с воином во время военных действий?

У.- А сейчас на основании той информации, которую вы получили, сформулируйте определение понятию «боевой стресс».

У.- А теперь давайте сравним ваше определение с тем, которое представлено в учебном элементе на с. 7.

Боевой стресс - это совокупность психических состояний, переживаемых воинами в процессе адаптации к условиям боевой обстановки (стрессорам), неблагоприятным для их жизнедеятельности или угрожающим их здоровью и жизни.

У.- Запишите его в тетрадь.

У.- Какие ключевые характеристики отражены в определении?

 У.- Здесь важно обратить внимание на каждую из составляющих. Боевой стресс — это процесс адаптации воина к изменяющимся условиям боевой обстановки, ответная реакция организма на внешние и внутренние стимулы, проявляющиеся в бою. В этом отношении стресс — это важнейшее условие выживания человека на войне. Без своевременной и полноценной адаптации, без мобилизации всех сил организма человек на войне был бы простой мишенью или «пушечным мясом».

У.- Критический анализ существующих подходов к пониманию стресса позволяет выделить следующие его виды. Рисунок в учебном элементе, с.7-8.  Объясните значение известных вам понятий.

У.- Что означает конструктивный стресс? Деструктивный стресс?

У.- А если мы соотнесем эти понятия с разновидностями стресса, как по- другому можно будет их назвать? (Эустресс, дистресс)

У.- Прочитайте характеристику остальных понятий.

У.- Объясните их значение: травматический стресс? Стресс- девиации? Посттравматическое стрессовое расстройство? Посттравматический рост?

У.- Перенесите данную схему из учебного элемента к себе в тетрадь.

У.- В целях формирования целостного взгляда на феномен боевого стресса заполните таблицу, которая у вас лежит на столах. Выполнять это задание вы будете в парах.

Основание для классификации

Вид стресса

По типу стрессора, вызывающего стрессовую реакцию

По характеру влияния на организм, психику и поведение  военнослужащего

По времени проявления

У.- Проверяем, что у вас получилось. По типу стрессора, какие виды боевого стресса вы определили? Почему? (Конструктивный, деструктивный)

- По характеру влияния, какие виды боевого стресса вы определили? Почему? (Травматический и стресс- девиации)

?- По времени проявления, какие виды боевого стресса вы определили? Почему? (ПТСР, посттравматический рост).

У.- Поставьте себе за выполнение данного задания то количество баллов, которое у вас получилось в графу «Таблица».

У.- Что такое боевой стресс?

???- Какие факторы приводят к возникновению боевого стресса?

- Какие виды боевого стресса вы узнали?

- Чем отличаются посттравматическое стрессовое расстройство и посттравматический рост?"

- Как вы думаете, правильно ли включать девиации войны в стрессовую проблематику?

У.- Мы переходим к изучению второго вопроса «Психологические последствия боевого стресса и военных действий».

У.- Участие в боевых действиях можно рассматривать как стрессовое событие исключительного характера, которое может вызвать общий дистресс практически у любого человека. Очень точно состояние военнослужащих описывает Эрих Ремарк в романе «На Западном фронте без перемен»: «Мы больше не молодежь. Мы уже не собираемся брать жизнь с бою. Мы беглецы. Мы бежим от самих себя. От своей жизни. Нам было восемнадцать лет, и мы только еще начинали любить мир и жизнь; нам пришлось стрелять по ним. Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну».

У.- По отношению к ним Ремарк использует понятие «потерянное поколение». Объясните смысл этой формулировки. О чем она говорит?

У.- В отличие от многих других стрессовых ситуаций, участие в войне может явиться психической травмой с отдаленными последствиями. Еще в период Первой мировой войны в научном обороте появилось понятие «психические боевые потери», которые представляли собой разного рода отсроченные психические явления, наблюдавшиеся у бойцов. Психиатры заметили следующее явление: солдаты, не получившие физических увечий, ранений или получившие незначительные повреждения во время боевых действий, проявляли симптомы некоего заболевания, причину которого не могли установить. У солдат отмечалось угнетенное состояние, слабость, истощение, нарушение сна, аппетита, вспышки немотивированной агрессии. Позже было выяснено, что причиной этого заболевания является психическое переживание (травма), полученная в ходе боевых действий. Зигмунд Фрейд назвал это явление «военный невроз».

Очевидно, что чем более интенсивный боевой стресс пережил военнослужащий в боевой обстановке, тем больше вероятность возникновения у него негативных психологических последствий после прекращения воздействия боевых стрессоров, что затрудняет послевоенную адаптацию участников боевых действий.

У.- В каких основных симптомах проявляются негативные  психологические последствия боевого стресса, вы узнаете из учебного элемента, стр. 9. Запишите их в тетрадь.

У.- Перечислите основные симптомы проявления негативных психологических последствий боевого стресса.

У.- Психика каждого человека по-своему защищается от экстремальных воздействий: механизмами защитного поведения может стать двигательная возбудимость и активность, агрессия, апатия, психическая регрессия или же употребление алкоголя и наркотических веществ.

Л. Китаев-Смык разработал следующую типологию участников боевых действий с деструктивными постстрессовыми изменениями личности.

1. «Надломившиеся», которым присущи постоянное переживание страха, неполноценности и неуравновешенность, склонность к жесткости. Часто они стремятся к уединению и употребляют алкоголь и наркотики.

2. «Дурашливые», склонные к инфантильным поступкам, неуместным шуткам. Как правило, они недооценивают реальную угрозу для собственной жизни.
3. «Остервеневшие», которые за время боевых действий выработали в себе гиперагрессивность. Они опасны и для себя, и для окружающих, особенно когда в руках у них оружие.

У.- Запишите их в тетрадь. Учебный элемент, стр.10.

У.- Как правило, люди, пережившие военную ситуацию, потратили много сил на борьбу за жизнь и уже сам факт того, что они остались живы, является для них огромным ресурсом для дальнейшего преодоления ситуации и возвращения к нормальной жизни.

У.- В учебном элементе на стр. 11 представлены стадии проявления психических реакций. Запишите их в тетрадь.

У.- Назовите стадии проявления психических реакций человека, пережившего военную ситуацию.

У.- А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма «9 рота» и ответить на вопрос: какие стадии проявления психической реакции прослеживаются в этом фрагменте?

ВИДЕОФРАГМЕНТ из фильма «9 рота» (последний бой с уходом войск).

У.- Итак, пожалуйста, какие стадии проявления психической реакции вы отметили?

У.- В лист учета контроля в графу «Анализ ситуации» 1 балл  за выполнение этого задания поставит себе …….

У.- Преодоление индивидом психотравмирующего воздействия стрессоров боевой обстановки зависит не только от успешности когнитивной переработки травматического опыта, но и от взаимодействия трех факторов:

- характера психотравмирующих событий,

- индивидуальных характеристик ветеранов,

- и особенностей условий, в которые ветеран попадает после возвращения с войны.

У.- Важно отметить, что после выхода из зоны боевых действий отрицательно сказывается на самочувствии военнослужащих и на возникновении у них чувства социальной несправедливости отсутствие семейной и дружеской поддержки.

У.- Поэтому проведенные исследования указывает на то, что лица, принимавшие участие в боевых действиях, нуждаются в активной психологической, а иногда и психотерапевтической помощи. И в большей степени те, кто морально, физически и психологически не был готов к выполнению воинского долга в экстремальных и опасных для жизни ситуациях.

О значимости психологической готовности к несению службы в опасных регионах говорят исследования О.Ю. Литвиновой. На основании проведенного исследования ею были выделены четыре типа профиля психологической готовности военнослужащих применительно к функционированию личности в экстремальных условиях жизнедеятельности.

У.- Какие это профили, вы рассмотрите самостоятельно в учебнике, с. 121.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

У.- Пожалуйста, назовите типы профилей психологической готовности военнослужащих, выделенные О.Ю. Литвиновой. Приведите примеры.

V. Первичная проверка понимания и закрепление материала.

У.- Давайте вернемся к словам Публия Вергилия Марона. Изменилось ли у вас понимание значения его слов.

У.- Проводя анализ основных характеристик понятия «боевой стресс» мы с вами доказали или опровергли состоятельность его высказывания?

У.- Так что же мы можем сказать: «От войны нельзя ждать благ»?

У.- Сформулируйте высказывание, которое будет доказывать нашу предполагаемую гипотезу.

У.- Как и почему боевой стресс по- разному проявляется у разных воинов?

У.- Как вы думаете, выполнение вами ваших профессиональных обязанностей, например, при ликвидации чрезвычайной ситуации можно приравнивать к боевым действиям?

У.- Может ли у спасателей развиться боевой стресс? При каких обстоятельствах?

У.- У вас на столах лежат матрицы с предложенными вопросами и вариантами ответов. Вам необходимо отметить только один правильный ответ знаком «Х» или «+». На выполнение задания 3 минуты.

У.- А теперь накладываем контрольную матрицу на лист с ответами и подсчитываем количество правильных ответов. А также отмечаем для себя вопросы, в которых сделаны ошибки, чтобы при подготовке к следующему уроку обратить на них внимание.

У.- Результаты занесите в лист контроля в графу «Матричный контроль».

VI. Итог урока. Рефлексия.

  1. Рефлексия.

У.- А сейчас я прошу вас оценить себя на уроке с помощью анкеты самоанализа.

У.- Война — самое суровое испытание психологических и физических возможностей человека, его плоти и духа. Можно с полным основанием утверждать, что никакое из самых драматических природных явлений и техногенных катастроф по мощи своего психологического воздействия на людей несравнимо с войной и боем.

У.- И дай Бог вам, юношам, и нам всем никогда не испытать на себе этого страшного слова «война».

  1. Выставление оценок.

Отметить активность обучающихся на уроке по пятибалльной системе.

У.- Подсчитайте количество баллов. Соотнесите их с критериями:

Критерии оценивания:

Оценка «5»- от 45 баллов и выше

Оценка «4»- от 20 до 44 баллов

Оценка «3» - менее 20 баллов

У.- Поднимите руку те, кто набрал от 45 баллов и выше, вы получаете  оценку «5»; кто набрал от 20 до 44 баллов- оценку «4»; кто набрал менее 20 баллов- оценка «3».

VII. Информация о домашнем задании. 

  1. Учебник, стр. 118-121,  записи в тетрадях.
  2. Посмотреть фильм «9 рота» и ответить на вопросы:

1. Как осуществлялась подготовка к экстремальным условиям?

2. В чем заключалась психологическая готовность? Как она формировалась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"

Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...

открытый урок по психологии общения

Конспект открытого урока по психологии общения на тему: " Конфликт: его сущность и основные характеритистики" с использованием техногологии модульного обучения....

Программа по учебной дисциплине Психология экстремальных ситуаций

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальност...

Методическая разработка "Психология экстремальных ситуаций. Как подготовить себя к действиям в условиях ЧС"

В разработке рассматривается психология экстремальных ситуаций и способы защиты при терроризме...