Программа по учебной дисциплине Психология экстремальных ситуаций
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Липецкой области
ГОБ ПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
________________ Небогин А.В.
«________» ___________________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 20.02.02 ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
2018г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение « Усманский многопрофильный колледж»
Разработчик:
Зелепукина О.Н., преподаватель психолого- педагогических дисциплин высшей квалификационной категории.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно- цикловой комиссии педагогики и психологии
(Протокол №__________ от «________» _______________________ 2018 г.)
Председатель предметно- цикловой комиссии
_______________________ (Минаева О.В.)
Роспись ФИО
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 13 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология экстремальных ситуаций»
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» может быть использована в профессиональной подготовке по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология экстремальных ситуаций» относится к профессиональному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
Дисциплина является практико-ориентированной. В ходе освоения данной учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими ряд способностей, а также профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Компетентности, сформированные в результате освоения программы, необходимы при изучении профессиональных модулей. Темы, входящие в программу, могут осваиваться в составе МДК для совершенствования практических навыков и дальнейшего формирования общих и профессиональных компетентностей.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: изучение особенностей экстремальных ситуаций и психологии поведения человека в экстремальных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать представление об истории развития и основных понятиях экстремальной психологии;
2) ознакомить с видами экстремальных ситуаций, условий и состояний;
3) способствовать расширению кругозора студентов в вопросах психологического здоровья и реабилитационного потенциала личности;
4) сформировать понимание психологических проблем поведения личности и группы в экстремальных ситуациях;
5) способствовать приобретению навыков и опыта психологической диагностики и помощи при экстремальных ситуациях.
- результате освоения учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» обучающийся должен уметь:
- оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику его развития;
- оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
- вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
- учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи;
В результате освоения учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» обучающийся должен знать:
- особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
- систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
- факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
- понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;
- классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
- основные направления работы с различными группами пострадавших;
- общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
- алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации;
- признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;
- механизмы образования толпы;
- принципы профилактики образования толпы;
- основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;
- алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;
- о влиянии этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях;
- стадии развития общего адаптационного синдрома;
- субсиндромы стресса;
- виды стресса;
- механизм адаптации в экстремальной ситуации;
- механизмы накопления профессионального стресса;
- стадии формирования и симптомы профессионального выгорания;
- отсроченные последствия травматического стресса;
- этапы профессионального становления;
- основные виды профессиональных деформаций;
- принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
1.Написать эссе: - Причины стремления человека к экстремальности. Каким образом это отражено в истории развития человечества? - «Что для вас лично является невозможным? Как часто вы сталкиваетесь с ситуациями невозможности?» 2. Представьте этапы развития экстремальной психологии в виде таблицы, в которой будут выделены исторические вехи и наиболее яркие достижения науки. 3. Посмотрите программу «Человек и война. Психология массовой эйфории» из цикла «Власть факта», телеканал «Культура». Ответьте на предложенные вопросы. 4. Используя таблицу 4.1 в учебнике, подготовьте анализ вопроса: какие виды и формы террористических актов встречаются в нашей стране? 5. Подготовить презентацию по одной из предложенных тем: «Психологические аспекты терроризма» «Особенности психологической диагностики личности в экстремальных ситуациях» «Особенности диагностики психоэмоциональных состояний пострадавших по аудиовизуальным показателям» «Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства и его симптомов» «Методы и методики диагностики адаптационных возможностей личности и совладающего поведения» 6. На основе предложенных к просмотру фильмов составьте аналитическую таблицу. («9 рота», режиссер Ф. Бондарчук. Россия, Финляндия, Украина 2005; «Неваляшка», режиссер Р. Качанов. Россия, компания «Слово» 2007; «Кровавый спорт», режиссер Н. Арнольд. США, 1988; «Вертикаль», режиссеры Б. Дуров, С. Говорухин. СССР, Одесская киностудия, 1967; «Кон-Тики», режиссеры Х. Роннинг и Э. Сандберг. Великобритания, Норвегия, Дания, 2012). 7. Прочитайте и проанализируйте отрывок из романа Н.С.Лескова «Обойденные» по предложенным вопросам. 8. По предложенной схеме подготовьте анализ фильмов «Крик души. Депрессия», реж. Н.Сутырин; «Боль. Жестокая радость бытия», реж. Д.Пищулин. 9. Посмотрите документальный фильм «Спасти любой ценой» и художественный фильм «Вторжение», реж. В. и О. Басовы и ответьте на вопросы. | 31 2 2 2 2 2 5 6 2 4 4 |
1. Экстремальные условия и экстремальные состояния: различие в понятиях. 2. Особенности развития личности в экстремальных условиях. Виды экстремальных состояний личности. 3. Философский смысл войны в представлениях Гомера. 4. Психология жестокости в Средневековье. 5. Идеи гуманизма как протест против войн в эпоху Возрождения. 6. Проблема боевого стресса в психологии. 7. Возможные причины виктимизации в современных условиях развития нашей страны. 8. Психологическая безопасность личности: компоненты, уровни, особенности. 9. Игровая роль жертвы в экстремальных условиях: адаптация или деградация. 10. Социальная роль жертвы в экстремальных условиях: адаптация, прогресс или регресс. 11. Роль защитных механизмов и копингов в борьбе с последствиями травматизации личности. 12. Принципы и правила оказания экстренной психологической помощи. 13. Психотерапевтический метод в работе с пострадавшими в экстремальных ситуациях. 14. Техники самопомощи при острых реакциях на экстремальные ситуации. | 19 |
Изучение вопросов. Особенности тоталитаризма. Психологические составляющие насилия. Особенности и формы терроризма и экстремизма. | 4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Введение в психологию экстремальных ситуаций | Содержание учебного материала | 10 | ||
1. | Предмет и задачи психологии экстремальных ситуаций. | 2 | 3 | |
2. | История и этапы становления экстремальной психологии. | 4 | ||
3. | Понятия «экстремальные условия» и «экстремальные состояния». | 4 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические работы 1.Экстремальные условия и экстремальные состояния. Анализ телепередачи «Стихийные группы. Власть толпы» из цикла передач «Теория невероятности». | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельные работы 1. Выполнение практико- ориентированных заданий: 1.1.Написать эссе: Причины стремления человека к экстремальности. Каким образом это отражено в истории развития человечества? 1.2. Представьте этапы развития экстремальной психологии в виде таблицы, в которой будут выделены исторические вехи и наиболее яркие достижения науки. 1.3.Посмотрите программу «Человек и война. Психология массовой эйфории» из цикла «Власть факта», телеканал «Культура». Ответьте на предложенные вопросы. 2.Написание и защита рефератов по предложенным темам: Экстремальные условия и экстремальные состояния: различие в понятиях. Особенности развития личности в экстремальных условиях. Виды экстремальных состояний личности. | 10 | |||
Раздел 2. Общее представление о психологии экстремальных ситуаций | 26 | |||
Тема 2.1 Экстремальные ситуации. Виды, особенности. | Содержание учебного материала | 10 | 3 | |
1. | Понятие «экстремальная ситуация». Влияние экстремальных ситуаций на человека. Субъекты экстремальной ситуации. | 2 | ||
2. | Чрезвычайные ситуации и катастрофы. | 2 | ||
3. | Катастрофическое сознание: структура, особенности формирования. | 2 | ||
4. | Кризисная и критическая ситуации в контексте экстремальности. | 2 | ||
5. | Ситуации острого стресса (дистресса). | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические работы 1.Чрезвычайные ситуации и катастрофы. Анализ документального фильма «Зона молчания» (реж. И. Твердовский, телеканал «Культура»,2011). | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельные работы 1.Написание и защита рефератов по предложенным темам
2.Написать эссе по вопросу: «Что для вас лично является невозможным? Как часто вы сталкиваетесь с ситуациями невозможности?» | 8 | |||
Тема 2.2 Ситуации психологического и физического насилия. | Содержание учебного материала | 4 | 3 | |
1. | Тоталитаризм. Ситуация насилия. | 2 | ||
2. | Терроризм и экстремизм как типы экстремальных ситуаций. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические работы 1. Тоталитаризм. Ситуация насилия. Анализ документального фильма «Душ» (реж. Н. Сванидзе, телеканал «Россия-1»,2015). 2.Терроризм и экстремизм как типы экстремальных ситуаций. Анализ исторического журнала «Власть факта. Терроризм», телеканал «Культура». | 4 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельные работы 1.Подготовка к практическим занятиям. Изучение вопросов: Особенности тоталитаризма. Психологические составляющие насилия. Особенности и формы терроризма и экстремизма. 2.Выполнение практико- ориентированного задания: 2.1.Используя таблицу 4.1 в учебнике, подготовьте анализ вопроса: какие виды и формы террористических актов встречаются в нашей стране? 2.2.Подготовить презентацию на тему «Психологические аспекты терроризма». | 8 | |||
Тема 2.3 Экстремальные условия профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 12 | 3 | |
1. | Факторы экстремальности и риска в трудовой деятельности. | 2 | ||
2. | Боевой стресс и военные действия. | 2 | ||
3. | Экстремальность в спорте. | 2 | ||
4. | Профессиональная деятельность сотрудников ОВД и спасателей МЧС. | 2 | ||
5. | Профессиональная надежность и адаптация личности к работе на объектах повышенной опасности. Профессиональное развитие. | 2 | ||
6. | Профилактика синдрома профессионального выгорания у специалистов экстремального профиля. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические работы 1. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД и спасателей МЧС. Анализ документального фильма «Профессия- спасатели». | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельные работы 1.Выполнение практико- ориентированного задания. На основе предложенных к просмотру фильмов составьте аналитическую таблицу. («9 рота», режиссер Ф. Бондарчук. Россия, Финляндия, Украина 2005; «Неваляшка», режиссер Р. Качанов. Россия, компания «Слово» 2007; «Кровавый спорт», режиссер Н. Арнольд. США, 1988; «Вертикаль», режиссеры Б. Дуров, С. Говорухин. СССР, Одесская киностудия, 1967; «Кон-Тики», режиссеры Х. Роннинг и Э. Сандберг. Великобритания, Норвегия, Дания, 2012). | 6 | |||
Раздел 3. Последствия экстремальных ситуаций для человека | 18 | |||
Тема 3.1 Личность и группа в экстремальных ситуациях | Содержание учебного материала | 10 | 2 | |
1. | Психологическая травма. Виды психологических травм. | 2 | ||
2. | Посттравматические стрессовые расстройства. | 2 | ||
3. | Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах. | 2 | ||
4. | Потеря как экстремальная ситуация. Этапы переживания горя. | 2 | ||
5. | Поведение толпы при экстремальных ситуациях. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические работы 1.Поведение толпы при экстремальных ситуациях. Просмотр фильмов с последующим анализом. | 4 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельные работы 1.Выполнение практико- ориентированного задания. 1.1.Прочитайте и проанализируйте отрывок из романа Н.С.Лескова «Обойденные» по предложенным вопросам. 1.2.По предложенной схеме подготовьте анализ фильмов «Крик души. Депрессия», реж. Н.Сутырин; «Боль. Жестокая радость бытия», реж. Д.Пищулин. | 6 | |||
Тема 3.2 Психологическое здоровье личности и экстремальные условия | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
1. | Психологическое здоровье личности и экстремальные условия. | 2 | ||
2. | Виктимизация личности в экстремальных условиях. | 2 | ||
3. | Виктимный и жизнестойкий копинг- стили поведения личности в экстремальной ситуации. | 2 | ||
4. | Болезнь как один из типов экстремальной ситуации. Психологический потенциал личности в ситуации болезни. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические работы | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельные работы 1.Написание и защита реферата. Возможные причины виктимизации в современных условиях развития нашей страны. Психологическая безопасность личности: компоненты, уровни, особенности. Игровая роль жертвы в экстремальных условиях: адаптация или деградация. Социальная роль жертвы в экстремальных условиях: адаптация, прогресс или регресс. | 6 | |||
Раздел 4. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях | 30 | |||
Тема 4.1 Методологические проблемы психодиагностики экстремальных состояний личности | Содержание учебного материала | 6 | 3 | |
1. | Принципы психодиагностики личности в экстремальных ситуациях. | 2 | ||
2. | Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства и его симптомов. | 2 | ||
3. | Диагностика адаптационных возможностей человека. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические работы 1.Апробация методов диагностики. Самодиагностика. | 4 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельные работы 1.Выполнение практико- ориентированного задания. Подготовить презентацию по одной из предложенных тем: Особенности психологической диагностики личности в экстремальных ситуациях. Особенности диагностики психоэмоциональных состояний пострадавших по аудиовизуальным показателям. Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства и его симптомов. Методы и методики диагностики адаптационных возможностей личности и совладающего поведения. | 3 | |||
Тема 4.2 Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи | Содержание учебного материала | 12 | 3 | |
1. | Принципы оказания первой психологической помощи пострадавшим. | 2 | ||
2. | Экстренная психологическая помощь. Особенности и правила. | 2 | ||
3. | Основные направления экстренной психологической помощи. | 2 | ||
4. | Методы оказания экстренной психологической помощи. | 2 | ||
5. | Психотерапия в экстремальных ситуациях. | 2 | ||
6. | Дебрифинг. Правила и особенности проведения. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические работы 1.Организация и проведение психопрофилактической работы и психологического просвещения населения в экстремальных ситуациях. 2.Разработка психологического дебрифинга. | 4 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельные работы 1.Выполнение практико- ориентированного задания. Посмотрите документальный фильм «Спасти любой ценой» и художественный фильм «Вторжение», реж. В. и О. Басовы и ответьте на вопросы. | 4 | |||
Тема 4.3 Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях | Содержание учебного материала | 12 | 3 | |
1. | Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс. | 4 | ||
2. | Самопомощь при острых реакциях на стресс. | 4 | ||
3. | Экстренная психологическая помощь при проявлении отсроченных реакций на травматический стресс. | 4 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические работы 1.Решение ситуационных задач. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельные работы 1.Написание и защита реферата по предложенным темам. Роль защитных механизмов и копингов в борьбе с последствиями травматизации личности. Принципы и правила оказания экстренной психологической помощи. Психотерапевтический метод в работе с пострадавшими в экстремальных ситуациях. Техники самопомощи при острых реакциях на экстремальные ситуации. | 3 | |||
Тематика курсовых работ (проектов) | ||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | ||||
Всего: | 162 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» требует наличия учебного кабинета, оснащенного посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом преподавателя.
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно- методические рекомендации, видеофильмы и т.п.)
Технические средства обучения: ноутбук, экран, проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Одинцова М.А. Психология экстремальных ситуаций.- М.: Издательство Юрайт, 2017.
Дополнительные источники:
- Крюкова М. А. Профессиограмма спасателя поисково-спасательной службы МЧС России: рук-во. ГУ ЦЭПП МЧС России (филиал ВЦЭРМ МЧС России, г. Санкт-Петербург)/ М. А. Крюкова. — М., 2000.
- Одинцова М. А. Психология жизнестойкости / М. А. Одинцова. — М.: Флинта, 2015.
- Одинцова М. А. Психология стресса / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
- Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/ под общей ред. Ю. С. Шойгу. — М.: Смысл, 2007.
- Психология экстремальных ситуаций/ под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. — М.: Психологический ин-т РАО, 2008.
- Сидоров П. И. Психология катастроф: учебник для вузов/ П. И. Сидоров, И. Г. Мосягин, С. В. Маруняк; под ред. П. И. Сидорова. — Архангельск.: Издат. центр СГМУ, 2007.
- Смирнов Б. А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б. А. Смирнов, Е. В. Долгополова. — Xарьков.: Гуманитарный Центр, 2007.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Промежуточным контролем освоения обучающимися дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» является экзамен.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
| Формы контроля обучения: - устный опрос, - письменное тестирование; - контрольные работы; - домашнее задание творческого характера; - практические задания; - самостоятельная работа. Методы оценки результатов обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-606206-1426067332.jpg)
Методическая разработка обобщающего урока - викторины по учебной дисциплине "Психология " на тему "Психология подростка"
Обобщающий урок-викторина на тему: «Психология подростка» составлен на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП.02 «Психология» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в нача...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-317310-1421173067.jpg)
Примерная программа адаптационной учебной дисциплины - Психология личности и профессиональное самоопределение
Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин, перечень дисциплин адаптационного учебного плана определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей континг...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-1065019-1538712105.jpg)
Программа учебной дисциплины "Психология общения" для профессий 18511 "Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования"
Программа «Психология общения» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18511 «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяй...
конспект открытого урока по психологии экстремальных ситуаций
Открытый урок по учебной дисциплине "Психология экстремальных ситуаций" разработан на основе модульной технологии с использованием учебного элемента и ИКТ. Урок проведен со студентами,...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1382800-1643719417.jpg)
Рабочая программа по учебной дисциплине "Психология общения"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальностям 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/20/picture-990603-1697779313.jpg)
Методическая разработка "Психология экстремальных ситуаций. Как подготовить себя к действиям в условиях ЧС"
В разработке рассматривается психология экстремальных ситуаций и способы защиты при терроризме...
Учебная программа по учебной дисциплине ОП.02 Психология + УММ
Сборник учебно-методических материалов содержит разработки практических занятий и методические рекомендации к самостоятельной работе студентов. Он предназначен для студентов средних профес...