Символы России Методическая разработка классного часа для преподавателей
учебно-методический материал на тему

Воеводина Ирина Васильевна

Аннотация

Работа предназначена для преподавателей, работающих с подростками 12-16 лет. Направлена на формирование гражданской позиции, патриотизма, коммуникативных компетенций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное

профессиональное  образовательное учреждение

 «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Предметно-цикловая комиссия

«Математических и естественнонаучных дисциплин»

 

        Символы России        

Методическая разработка классного часа

для преподавателей

Составитель:  Воеводина И.В.

г. Хабаровск

2018 г.


Оглавление

содержание

страницы

1

Введение

3

2

Основная часть.

5

3

Заключение

19

4

Список использованных источников.

20

5

Фотоальбом


Введение

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие и создаем   систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики - герба, флага, гимна. Они, являясь символами государства, отражают в своем содержании исторические, политические, военные, культурные традиции государства и проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур.

Государственные символы - национальный герб, флаг, гимн играют роль социально-политических феноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом.

Государственная символика знаменует обретение государством не только определенных внешних форм, что важно само по себе как этап в завершении становления государственности, но и внутреннего содержания, подчеркивающего стратегию в реализации политического курса, в преемственности историко-культурных традиций народа, проживающего в данном государстве. Особо важно использование государственной символики в воспитании подрастающего поколения, воспринимающего в ходе воспитательного процесса атрибуты государства, государственной власти, их специфику в сравнении с другими государствами.

Государственная символика несет в себе отпечаток эволюции национально-государственной идеологии, изменение содержания которой отражается в изменении формы символа. Любое государство стремится максимально отобразить в символике собственное могущество, военную силу, мощь, другие позитивные свойства и качества. Не случайно в истории России на гербах отдельных государств-княжеств, изображались реальные животные, символизирующие силу, храбрость, отвагу - лев, медведь, олень, орел, сокол, конь, рысь и многие другие.

Изучение причин появления национально-государственной символики позволяет исследователю более целостно, полно представить историю развития государства, изменения в политическом курсе, уровень культуры, идеологию и т.д. Законодательное закрепление символов способствовало организационному и идейно-политическому укреплению государства, росту его международного авторитета.

Необходимость изучения национально-государственной символики вызвана также таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и др.

Не менее значимую роль играет государственная символика в международной политике, во взаимоотношении России с другими странами. И речь идет не только об официальном дипломатическом протоколе, предполагающем использование государственной символики (подъем государственного флага, исполнение государственного гимна и др.), но и о так называемой «народной дипломатии», о повседневном общении людей -представителей разных государств.


Содержание

1.Название темы «Символы России»

2.Учебные цели:

2.1. Формирование   Гражданственности: Познакомить учащихся с историей Государственной символикой России;

развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.

2.2. Формирование положительной мотивации в обучении.

2.3.Развитие памяти, внимания. Краткости и грамотности при составления ответа.

3.На классном часе формируются компетенции:

–информационная (готовность к работе с информацией);

–коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

–кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

–проблемная (готовность к решению проблем).

4.Продолжительность занятия 1 час.

5.Оснащение:

Мультимедийная система

Государственный гимн России (аудиозапись);

Государственный гимн России (плакат со словами);

Государственный гимн СССР (аудиозапись);

"Интернационал" (аудиозапись);

"Патриотическая песня" М.И. Глинки (аудиозапись);

6. Подготовительная работа: презентации, чтецов.

7. Ход мероприятия

Учащийся.

Есть у нашей любимой Отчизны,

У России, - начну я рассказ, -

Символы, отражение жизни

Тех, кто жил задолго до нас.

Это герб, овеянный славой:

Золотой орел на щите

И копьем пораженный лукавый –

Нет врагов у России нигде!

Это флаг, победа с которым

Неизменно всегда была.

Это гимн, где каждое слово

Помнят люди. Любима страна!

Как огонь, на ветру трепетали

Православные русские стяги.

С верой в победу в бой люди вступали –

Так начиналась история флага.

Флаг во многом подобен гербу был:

Та же птица расправила крылья,

Тот же цвет орла окружил,

И Петра триколор не забыли.

Гимн России, гордость в нем народа, -

Самая торжественная песнь.

Появился он с двухтысячного года,

Слава государству, честь.

Итак, рассказ окончен мой,

Пролетели пред нами года.

Каждый символ с особой судьбой,

Будем помнить мы всегда.

Ведь история, память народная, -

Это то, что должны все знать.

Восславим Отечество наше свободное,

Сделаем все, чтоб могло оно процветать!

Наш разговор с вами сегодня будет о символах нашего государства. Разговор мы начнём о флаге.

Где должен находиться Государственный флаг России? В каких случаях и как он вывешивается? Как следует относиться к Государственному флагу? Зачем нужен Государственный флаг?

Рассказ ученика:

Флаг в переводе с греческого языка означает "сжигать, озарять, гореть".Сколько на земле государств, столько существует и флагов. У каждого государства свой флаг. И все они разные: одноцветные и многоцветные, с полосками и в узорах, со звездами и с крестами. Каждый знак, фигура, цвет, полоса имеет свое значение. У каждого флага своя история, своя судьба. Сегодня мы узнаем историю российского флага. Давайте рассмотрим Государственный флаг России.

В законе о Государственном флаге, принятом Государственной Думой и подписанном Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным 25 декабря 2000 года, о нем говорится так: "Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, нижней – красного цвета".Возникает вопрос: почему именно белый, синий и красный?У историков существует несколько точек зрения на происхождение этих цветов в Государственном флаге России.Первая из них объясняет подобное сочетание тем, что царь Петр Первый взял эти цвета у герба Москвы: белый – это белый конь, синий – это синий плащ на Георгии Победоносце, красный – это красный щит герба.Вторая точка зрения утверждает, что триколор российского флага имеет историческое значение. Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра Первого – царя Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством, и основными многочисленными народами являлись белорусы (белый цвет), украинцы (синий цвет) и русские (красный цвет). Общность и единство этих национальностей и отражает флаг. По-иному объясняют расцветку Российского флага геральдисты (ученые, изучающие государственную символику). Они полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.

Рассказ ученика:– Государственный флаг России постоянно поднят над зданиями органов власти нашей страны, над зданиями дипломатических представительств России за рубежом. В преддверии государственных праздников он вывешивается на площадях, учреждениях, домах. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части черную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа. Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня.В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа, – день Государственного флага Российской Федерации. Как это ни удивительно, но современный Государственный флаг Российской Федерации пришел к нам из глубины веков.

По указу Петра Первого с 1693 года на российских кораблях стали поднимать бело-сине-красный флаг: "...на синей полосе золотой с царской короною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия". Позднее, в 1705 году, царь издал указ поднимать этот флаг на торговых судах, а на военных судах – Андреевский флаг (голубой крест на белом поле).

В 1858 году император Александр Второй утвердил новый Государственный флаг – черно-желто-белый триколор. Цвета флага соответствовали цветам на гербе и означали: черный – землю, желтый – золото, белый – серебро.

При Александре Третьем (1881–1894) Государственным флагом вновь признается бело-сине-красный флаг, но и черно-желто-белый не исчезает, а принимается как флаг династии Романовых.

Бело-сине-красный Государственный флаг просуществовал до Февральской революции 1917 года. Сначала с его полотнища был убран орел, а позже, в апреле 1918 года, был утвержден Декрет о флаге РСФСР. Вот как описывается этот флаг в первой Советской Конституции 1918 года: "Флаг РСФСР состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые буквы: РСФСР".

После образования СССР согласно Конституции 1924 года буквы РСФСР были заменены на золотые серп и молот и над ними красной пятиконечной звездой, обрамленной золотой каймой. Красное полотнище означает символ героического прошлого нашего народа, серп и молот – союз рабочих и крестьян, красная пятиконечная звезда – символ Красной Армии. Красное знамя водрузили советские солдаты над рейхстагом в Берлине в знак победы над фашистской Германией.

Флаг, переполненный огнем,
Цветущий, как заря,
И тонким золотом на нем
Три доблести горят:
То молот вольного труда,
Серпа изгиб литой,
Пятиконечная звезда
С каймою золотой.
Был побежден народный враг
Народною рукой,
И сто народов это флаг
Взвивают над собой –
На самой высшей высоте,
На самой дальней широте,
Среди полей и городов,
Меж волн бесчисленных рядов.
В нем – человеческий привет,
И проще флага в мире нет;
В нем – нашей славы жаркий цвет,
И жарче флага в мире нет;
В нем – нашей силы грозный свет –
Сильнее в мире флага нет;
В нем – правда наших красных лет, –
Правдивей флага в мире нет!

ученик

Были Государственные флаги и у союзных республик, входивших в состав Союза Советских Социалистических Республик. Они лишь немногим отличались от флага СССР. Флаг СССР просуществовал до 1991 года. Он был заменен уже хорошо известным бело-сине-красным триколором.

Все меняется, все возвращается на круги своя. Наш Государственный флаг гордо реет над нашей страной. Государственный флаг России – наша гордость, наша святыня – символ независимости и величия нашей Отчизны. Он символизирует нашу необъятную Родину с ее непростой судьбой, ее славным прошлым. Долг каждого гражданина – оберегать честь нашего флага.

Мы продолжаем разговор о символике России. Ребята приготовили материал о гербе.

Рассказ учащегося:

– Слово "герб" в переводе с немецкого языка означает "наследство". В русском языке это слово появилось в XVI–XVII веках. Герб – символ, знак отличия, эмблема государства. Он изображается на государственных флагах, на государственных печатях, которыми скрепляются указы, договоры и другие официальные документы, на бланках официальных бумаг, на зданиях правительства и посольств государства, на бумажных и металлических деньгах, на почтовых марках, чтобы показать принадлежность тому или иному государству, городу или области. Придумать герб – непростое дело. Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составления гербов.

Правило первое

Герб может быть различным по форме: овальным (варяжский); треугольным (французский); квадратным, закругленным внизу (испанский); четырехугольным, заостренным внизу (французский); вырезной, причудливой формы (германский).

Правило второе

Герб может быть различным по цвету, и каждый цвет что-либо обозначает: красный – страсть; зеленый – свободу; голубой – верность и честь; черный – смелость; пурпурный – храбрость.

Правило третье

На гербах часто помещаются геометрические фигуры (квадраты, треугольники, ромбы), животные (лев, орел), растения (лилия, роза), элементы неживой природы (солнце, месяц, звезды), мифические создания (дракон, кентавр, единорог), человек. Каждый из них имеет свое значение.

– Что изображено на современном Государственном гербе России? Попробуйте объяснить значение каждого составляющего элемента.

Учащиеся вспоминают составные части Государственного герба Российской Федерации и пытаются их объяснить.

– А теперь обратимся к его изображению.

Учащиеся рассматривают изображения современного Государственного герба России Слайд. В законе "О Государственном гербе Российской Федерации" дано следующее его описание:

"Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона".

Рисунок современного герба выполнил художник Е.И. Ухналев. Напомню, что современный Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года.
Что же символизирует каждая составляющая часть Государственного герба Российской Федерации?
Щит Государственного герба России – красного цвета. О чем это говорит? Золотой двуглавый орел, взмывающий над страной на своих могучих крыльях, – это символ единства народов России, живущих в двух частях света – Европе и Азии. Три короны (две малые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой истории трех восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) – это древнерусские символы государственной власти и его защиты. На груди орла – красный щит. На щите изображен всадник – святой Георгий Победоносец на белом коне. Своим копьем он поражает дракона, что олицетворяет победу добра над злом, готовность нашего народа защищать свое государство от недругов. Говорят, что это столица России Москва поделилась с Россией своим гербом. Как вы думаете, менялся ли российский герб или всегда был таким, как сейчас? Может быть, кто-то видел изображения других российских гербов? Что на них изображено?

 Впервые двуглавый орел как символ появился в России более 500 лет назад на гербовой печати Ивана III в 1497 году. Он олицетворял мощь и независимость государства. Крылья орла были опущены вниз, клювы закрыты, на головах – зубчатые короны.

А вот щит с изображением герба Москвы на груди орла появился позднее, при царе Иване Четвертом (Грозном) в 1547 году.С 1613 года страной начинает управлять династия Романовых, которые также внесли немалые изменения в облик герба России. В 1650 году в лапах орла появляются скипетр и держава, крылья орла поднимаются вверх и раскрываются, открываются и клювы.

Над головами орла сначала появляется одна корона между головами, потом две короны на каждой голове и православный крест посредине. Позднее крест заменяется на третью корону, что символизирует в православии Святую Троицу.

В 1722 году Петр Первый создает Герольдмейстерскую контору для создания гербов российских городов и вместе с тем вносит изменения в цвет орла. В 1726 году он становится не золотым, а черным, а поле щита окрашивается в желтый цвет. На самом орле появились цепь ордена Андрея Первозванного и голубая лента, соединяющая короны.
В ХIХ веке при царе Александре I вместо скипетра и державы в лапах орла появляются стрелы-молнии, факел и лавровый венок. А в 1826 году при государе Николае I на крыльях орла размещают гербы Казанского, Астраханского, Сибирского, Польского и Финляндского царств и Херсонеса Таврического, входивших в состав России.

Четыре с лишним столетия символом царской власти – гербом Российской империи – был двуглавый орел.

 Но 25 октября 1917 года (по новому стилю) было создано государство, которое назвали РСФСР, или Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Потребовался новый герб взамен старого царского. Существует много рассказов о том, как появился первый советский герб.

Вот как об этом рассказывал В. Бонч-Бруевич.

Рассказ "Советский герб" читает учитель:

"Все создавалось заново в нашей стране. И государственный герб тоже нужен был новый, какого еще никогда не существовало в истории народов, – герб первого в мире государства рабочих и крестьян. В начале 1918 года мне принесли рисунок герба, и я тотчас же понес его Владимиру Ильичу...Владимир Ильич в это время был у себя в кабинете. Я положил рисунок на стол перед Лениным.– Что это – герб?.. Интересно посмотреть! – и он, наклонясь над столом, принялся разглядывать рисунок. На красном фоне сияли лучи восходящего солнца, обрамленные снопами пшеницы; внутри перекрещивались серп и молот, а из перевязи снопов вверх, к солнечным лучам, был направлен меч.

– Интересно! – сказал Владимир Ильич. – Идея есть, но зачем же меч? Мы бьемся, мы воюем и будем воевать... пока не выгоним из нашей страны белогвардейцев и интервентов... Мы не нападаем, а отбиваемся от врагов, война наша оборонительная, и меч – не наша эмблема. Мы должны крепко держать его в руках, чтобы защищать наше государство до тех пор, пока у нас есть враги, пока на нас нападают, пока нам угрожают, но это не значит, что так будет всегда. Из герба нашего государства мы должны удалить меч. – И Владимир Ильич карандашом перечеркнул меч на рисунке. – А в остальном герб хорош. Давайте утвердим проект.И он поставил на рисунке свою подпись."

Этот проект Герба Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и был утвержден в 1918 году.

 

Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный –
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимает в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье...
Но не орел, не лев, не львица
Собой украсили наш герб,
А золотой венок пшеницы,
Могучий молот, острый серп.
Мы не грозим другим народам,
Но бережем просторный дом,
Где место есть под небосводом
Всему, живущему трудом.

Не будет недругом расколот
Союз народов никогда.
Неразделимы серп и молот,
Земля, и колос, и звезда.

А немного позднее, в 1922 году, наше государство стало могучим Союзом Советских Социалистических Республик. И появился новый герб. Вот как он описан в статье 169 Конституции 1922 года:

«Государственный герб СССР представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца и обрамлении колосьев с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" На верху герба имеется пятиконечная звезда».

Но так как СССР состоял из 15 республик, то по Конституции каждой республике полагалось иметь свой Государственный герб. Главные символы – серп, молот и пятиконечная звезда – присутствовали в каждом гербе, но в гербе каждой республики было и что-то свое. Они все такие одинаковые, но и все такие разные!

Ещё одним символом  нашей страны является гимн

Послушаем рассказы учащихся, которые подобрали материал о гимнах России.

Слово "гимн" в переводе с греческого языка означает "хвалебная, торжественная песня". И действительно, ее исполняют в особых, наиболее важных торжественных случаях. Гимн звучит при вступлении в должность Президента Российской Федерации и руководителей органов государственной власти, при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время встреч и проводов глав государств, во время проведения спортивных состязаний или военных мероприятий. Часто мы слышим Государственный гимн на праздниках, на военных парадах. Отдавая дань уважения, люди встают, а военные отдают честь. Гимн – это песня, посвященная Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой Государственный гимн. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Историки считают, что первый российский гимн возник в XVIII веке. Это был военный марш-гимн, который создавался для поднятия духа русской армии и флота. В декабре 1790 года русская армия под предводительством великого полководца Александра Васильевича Суворова взяла неприступную турецкую крепость Измаил. Это стало переломным моментом в ходе Русско-турецкой войны. Торжественное и приподнятое настроение, упоение победой, гордость за свое Отечество читаются в каждой строчке этой песни. Ее авторы – композитор Иосиф Анатольевич Козловский (1757–1831) и поэт Гаврила Романович Державин (1743–1816).

Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый росс!
Звучной славой украшайся!
Магомета ты потрес!

Воды быстрого Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ...

Но этот марш-гимн был неофициальным. Первым же официальным гимном России в 1815 году стал гимн, написанный на музыку английского гимна. Автором слов был великий русский поэт, наставник Александра Сергеевича Пушкина, будущий воспитатель императора Александра Второго – Василий Андреевич Жуковский (1783–1852).

Он написал стихи "Молитва русских":

Боже, царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю –
Всё ниспошли!

Чуть позднее, в 1833 году, к гимну "Боже, царя храни!" русский композитор А.Ф. Львов (1798–1870) написал другую мелодию. Это было сделано по указу царя, которому не нравилось, что русский гимн звучит на мелодию английского. Пришлось и Жуковскому переделать первоначальные слова. И стал гимн звучать так: Звучит аудиозапись "Боже, царя храни!".

Боже, царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, царя, царя храни!

В феврале 1917 года император Николай Второй отрекся от власти, а вместе с ним ушел в прошлое и гимн. Все чаще и чаще раздавалась на улицах "Марсельеза". Звучит аудиозапись "Марсельеза".

 Родилась она во Франции. Автором русского перевода был поэт Петр Лаврович Лавров (1823–1900), а сделал ее музыкальную обработку композитор Александр Константинович Глазунов (1865–1936):

Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры,
Ненавистен нам царский чертог!

Но "Марсельеза" не стала гимном молодой Советской Республики. 10 января 1918 г. на Третьем съезде Советов прозвучал "Интернационал".

Звучит аудиозапись "Интернационала".

Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем.

Припев:

Это есть наш последний
И решительный бой,
С Интернационалом
Воспрянет род людской!

Никто не даст нам избавленья –
Ни Бог, ни царь и ни герой,
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Чтоб свергнуть гнет рукой умелой,
Отвоевать свое добро,
Вздувайте горн и куйте смело,
Пока железо горячо.

Припев.

Лишь мы, работники всемирной
Великой армии труда,
Владеть землей имеем право,
Но паразиты – никогда.
И если гром великий грянет
Над сворой псов и палачей,
Для нас все так же солнце станет
Сиять огнем своих лучей.

"Интернационал" пришел в Россию из Франции. Поэт Эжен Потье (1816–1887) и композитор Пьер Дегейтер (1848–1932) написали его в 1887 году. На русский язык в 1902 году его перевел поэт А.Я. Коц.Этот гимн продержался до 1 января 1944 года. На одном из заседаний было принято решение о создании нового Государственного гимна СССР. После длительных раздумий и доработок был утвержден текст поэта Сергея Владимировича Михалкова (1913) и журналиста Г.А. Эль-Регистана (1899–1945) на музыку композитора Александра Васильевича Александрова (1883–1946). Немного позднее, в 1977 году, С.В. Михалков внес небольшие поправки в текст гимна. И он стал звучать так.

Звучит аудиозапись Государственного гимна СССР.
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина – сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
На правое дело он поднял народы,
На труд и на подвиги нас вдохновил!

Припев.

В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И Красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!

Этот гимн был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР 27 мая 1977 года. Но ничто не стоит на месте. В начале 90-х годов произошел распад СССР. Новому государству потребовался новый гимн. Долгое время Государственным гимном России официально считалась "Патриотическая песня" Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), написанная еще в 1834 году. Эта музыка без слов, написанная для оперы "Жизнь за царя", являлась гимном 10 лет – с 1991 до 2001 года.

 Все течет, все меняется. И эта песня недолго оставалась гимном. Современный Государственный гимн России был утвержден Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000 года. Российский народ услышал его впервые в ночь на 1 января нового 2001 года. Накануне нового XXI века у России появился новый гимн. Слова Гимна Российской Федерации написал советский писатель Сергей Владимирович Михалков. Он же был автором Государственного гимна СССР.Прочитайте самостоятельно слова Гимна России (слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова):

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

– Что вас больше всего удивило, порадовало, вызвало чувство гордости за нашу Родину?

Ответы учащихся.

– В словах гимна отражаются могущество и величие нашей Родины, ее необъятные просторы, богатая история. Эти стихи объединяют людей всех национальностей, всех, кто любит свою страну, гордится ею и желает ей процветания.В  отличие от других государственных символов – герба и флага – гимн можно не только увидеть на листе бумаги, но и услышать. Как уже было сказано, мелодию Государственного гимна написал известный композитор и хоровой дирижер Александр Васильевич Александров. Впервые она прозвучала еще в годы Великой Отечественной войны, когда Красная Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину. Ее знают во всем мире. Вместе с легко запоминающимися словами она ярко представляет нашу широкую матушку-Русь с ее бескрайними полями, лесами, реками и озерами, городами и деревнями. Вот так вместе с историей нашего государства неоднократно менялась и символика нашего государства.

И, как истинные патриоты и граждане своего государства, мы должны знать слова главной песни своей страны.

Исполнение Гимна России.

Ведущий.

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях; любое надругательство над ними наказуемо.

По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношениях к политике, своему государству и к своей Родине.  А русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего отечества. Начнем нашу викторину

1.Представление команд.

 На нашей викторине встречаются две дружины.

Приветствуем дружину «Русичи» с девизом: «Русоволосые и сероглазые, лицом все светлые и сердцем славные!» (хором),

Приветствуем дружину «Братья славяне» с девизом:

Своею статью все пригожие,

 Все разные и похожие,

 Зовётесь ныне  - россияне,

 Издревле, кто вы?

     Дружина.

 Мы – братья славяне!

            - Представляем наших судей, которые будут смотреть и оценивать знания, смекалку команд.

Звучит  музыка из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» (финал оперы «Славься»).

1 –й тур «Дальше… дальше… дальше…»

Для ответа каждой команде отводится 1 минута.

Вопросы для тура

  1. Назовите символы государства. (Герб, флаг, гимн.)
  2. Торжественная песня - символ государства. (Гимн.)
  3. Наука, изучающая государственную символику. (Геральдика.)
  4. Что означает слово «флаг»? (Сжигать, озарять, гореть.)
  5. Назовите цвета Государственного флага РФ в порядке их расположения. ((Белый, синий, красный)
  6. Как расположены бело-сине-красные полосы на Российском флаге? (Горизонтально.)
  7. Как выглядит Андреевский флаг? (Синий косой крест на белом поле.)
  8. Кому Пётр I передал в 1705 году флаг бело-сине-красный? (Торговым судам.)
  9. Чьим символом является Андреевский флаг? (Военно-морского флота.)
  10. Кто дал военно-морскому флоту Андреевский флаг? (Пётр I в 1705 году.)
  11. Куда смотрит двуглавый Орёл на гербе России? (На Запад и на Восток.)
  12. Каким был флаг СССР? (Красного цвета с изображением серпа и молота.)
  13. Когда был написан первый гимн России? (В 1833 году.)
  14. Что символизируют СКИПЕТР  и ДЕРЖАВА? (Незыблемость устоев нашего Отечества.)
  15. Что символизирует щит на груди Орла с изображением Святого Георгия Победоносца? (Подчёркивает роль Москвы как собирательницы и защитницы земель русских, державную преемственность России и Руси Московской.)
  16. До какого года герб Российской империи с двуглавым Орлом олицетворял нашу державу? (До 1917 года.)
  17. Кем устанавливаются размеры флага, его цветовая гамма? (Верховной властью страны.)
  18. Кто в России утверждает флаг? (Государственная дума и Президент.)
  19. Назовите дату введения нового Государственного герба в России. (30 ноября 1993 года.)
  20. Что означает потеря знамени во время боевых действий? (Ликвидация полка.)
  21. Какие бывают флаги? (Военные флаги-знамёна, торговые, штандарты глав государств.)
  22.  По геральдическим условиям, какая символика древнее – флаговая или символика герба? (Символика герба всегда древнее флаговой.)
  23. По геральдическим канонам, из чего заимствуются цвета, входящие в состав национального флага? (Из государственного герба.)
  24. В соответствии с геральдическими принципами, какой флаг в России имеет право на существование прежде всего? ( Чёрно – золото – белый.)
  25. Назовите дату постановления Верховного Совета России  считать официальным флагом РФ бело-сине-красный. (21 августа 1991 года.)
  26. Какого цвета был государственный флаг Российской империи с 1858 по 1883 год.  (Чёрно-жёлто-белый.)
  27. Основные регальные цвета власти московских князей и царей. (Красный, золотой, белый.)
  28. Любимые цвета русского народа. ( Красный, синий, белый.)
  29. Какая музыка исполнялась в России в качестве гимна с 1991 по 2001 гг.? (Музыка из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».)
  30. Кто авторы и композитор второго гимна СССР? (Музыка – А.В.Александров, авторы текста – С.В. Михалков и Г.Г.Эль – Регистан.)
  31.  Государственный гимн с 1917 по 1943 гг. («Интернационал» - международный пролетарский гимн.)
  32. Какую мелодию наигрывали часы на Спасской башне Московского Кремля до 1917 года? («Боже, царя храни».)
  33. Какое знамя стало Знаменем Вооружённых сил России? (Красное Знамя.)

33. Как назывался у русичей до крещения Руси всадник с копьём? («Ездец».)

34. В кого превратился «Ездец» после крещения Руси? (В Святого Георгия Победоносца.)

2–й тур «Заморочки из бочки»

  1. Одно из древних символов Русского государства – знамя, бывшее с русским войском при штурме Казани в 1152 году. Ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Что это за знамя? (Красное знамя «Всемилостивейшего Спаса».) (2 балла.)
  2. По преданию, на поле Куликовом воинов  вдохновляла икона-хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. Этот стяг-знамя был тёмно-багряного цвета. Он был вручен со словами: « Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов». Кто вручил это знамя и какому полководцу? (Сергий Радонежский князю Дмитрию.) (2 балла.)
  3. Во время Великой Французской революции 1792 года молодой офицер-сапёр. Капитан Руже де Лиль сочинил песню, назвав её «Боевая песня Рейнской Армии». Под каким названием известна сейчас эта песня-гимн? («Марш марсельцев», сокращённо «Марсельеза».) (2 балла.)
  4. За несколько веков в своих когтях Орёл держал разные символы власти, какие? (Крест, меч, державу, просто яблоко, Евангелие, пальмовую ветвь, молнии, скипетр.) (1 балл.)
  5. Иван III позаимствовал изображение двуглавого орла с коронами на голове в новом гербе у византийцев. Кто привёз из Византии этот символ? (Софья Палеолог – наследница византийского престола, вторая жена Ивана III.) (2 балла.)
  6. Этот правитель в первый раз изменил русский герб со времён Ивана III. (Михаил Фёдорович (1613 – 1645) – первый царь династии Романовых.) (1 балл.)
  7. Какую «геральдическую» реформу провёл Александр II ? (Появились большой, средний и малый гербы, различавшиеся степенью сложностью рисунка.) (1 балл.)
  8. Что символизировали три короны над головами Орла? (Символ Святой Троицы, позднее – символ единства трёх братских народов – русского, украинского и белорусского.) (1 балл.)

3–й тур «Конкурс капитанов» (домашнее задание)

«Преданья старины глубокой»

Ведущий.

Символы – это живая история, легенда о прошлом и настоящем, о жизни и славных делах народа и государства. В этом убедят нас воеводы, приведя примеры из истории России.

Возможные рассказы.

  1. Вновь построенный корабль проходит обряд крещения. На русском императорском флоте при спуске корабля служили торжественный молебен в присутствии государственных сановников. Иногда царя и членов императорской семьи. Во время молебна судно и поднятые флаги (императорский штандарт, кормовой Андреевский флаг и гюйс) окроплялись святой водой. И под звуки национального гимна и салюта судно спускали на воду. Кораблям давались имена в честь военных побед, выдающихся государственных деятелей, полководцев, святых или мифических героев («Полтава», «Гангут», «Аскольд», «Дмитрий Донской», Император Александр III», «Князь Суворов», «Св. Пётр», «Аврора»).
  2. Героизм моряков возвеличивалась слава русского военно-морского флага. Охрана его в бою являлась священной заповедью каждого моряка.

«Все воинские корабли российские, - гласил первый петровский морской устав 1720 года, - не должны ни перед кем спускать флага».

Это требование свято исполняется и поныне.

В 1806 году в Адриатическом море близ берегов Далмации бриг «Александр» подвергся нападению пяти французских кораблей, которые намеревались захватить его. Командир брига лейтенант И.Скаловский обратился к экипажу: «Помните, что мы, русские, плаваем вдали от нашего Отечества… Мы находимся здесь не для того, чтобы считать врагов. А бить их. Мы будем биться с врагами до последнего снаряда, до последнего человека, но не сдадимся. И я уверен, что экипаж «Александра» высоко будет держать честь своего флага…»

Неравный бой длился несколько часов. Трижды французы пытались взять русский корабль на абордаж, и трижды были отбиты. В итоге ожесточённой схватки два вражеских корабля были уничтожены артиллерийским огнём. Третий спустил флаг и сдался в плен. А остальные бежали.

3. В историю нашего флота навсегда вошёл героический подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «кореец». Во время русско-японской войны 1904-1905 годов русские корабли не раз вступали в бой с превосходящим по силам противником, дрались до последнего снаряда и погибали, но не сдавались врагу.

В песне «Стерегущий», написанной композитором К. Листовым и поэтом В.Гуяновым, есть такие слова:

                            В бездну морскую

                            Ушёл «Стерегущий»,

                            Сердцем равняясь

                            На крейсер «Варяг».

                            Пал миноносец,

                            Но не был спущен

                            Гордый Андреевский флаг!

4. Было много подобных подвигов и в годы Великой Отечественной войны. Вот лишь один из них. 10 августа 1941 года в неравном бою с тремя фашистскими эсминцами на сторожевом корабле «Туман» был сбит флагшток. Раненый рулевой Константин Семёнов бросился к флагу и вместе с флагштоком высоко поднял его над головой. Осколком Семёнов был ранен вторично. На помощь ему пришёл радист Виктор Блинов. Бело-голубое полотнище с красной звездой, серпом и молотом продолжало реять над кораблём.

5. В «Слове о полку Игореве» говорится: « В поле Русь, с багряными щитами,/ Длинным строем изрядилась к бою,/ Алча чести, а для князя славы…/Всё дружине храброй отдал Игорь,/ Красный стяг один себе оставил,/Красный стяг, серебряное древко…»

6.й тур «Гонка за лидером»

  1. Что означает расположение полос Российского Государственного триколора? (Древнерусское понимание строение мира: внизу – мир физический, красный; выше – небесный, голубой; ещё выше – мир божественный, белый.)
  2. Почему красный, синий и белый – любимые цвета русского народа? (Красный соотносился с храбростью, удалью; подвенечный наряд невесты был красного цвета. Русские крестьяне и казаки одевались в синие кафтаны и рубахи, подпоясывались красными кушаками. Белыми называл народ свою веру и царя государя.)  
  3. Назовите авторов и композитора первого гимна России. (Первая строчка взята из английского гимна «Боже, храни короля!», две следующие принадлежат А.С. Пушкину, остальной текст написал поэт В.А. Жуковский, композитор А.Ф. Львов.)
  4. Каким правителем создана первая общегосударственная печать, от которой ведёт начало символика Российского державного герба.  (Первый государь объединённой Руси Иван III.)
  5. Что было изображено на печати Ивана III? (Всадник, поражающий копьём дракона и двуглавый орёл с коронами на головах.)
  6. Что означает изображение всадника, поражающего копьём змея? (Борьба со злом, постоянная готовность защищать свою страну, многолетняя борьба с многочисленными врагами.)
  7. Какой элемент ввёл в русский герб царь Михаил Фёдорович Романов? (Третья корона над головами Орла.)
  8. Какое слово для обозначения флага было с глубокой древности у восточных славян? («Стяг».)
  9. Что изображалось на стягах русских дружин? (Языческие боги, русские святые.)
  10. Как назывались стяги с изображениями русских святых? (Иконы-хоругви.)
  11. Что символизируют цвета Российского триколора? (По русским обиходным понятиям XVII -    XIX вв. красный (“жаркой”) символи зировал отвагу, войну, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь, самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий - небо, целому дрие, верность, духовность, веру. Бе лый - “нетленное совершенство”, мир, чистоту, правду, благородство, совер шенство, невинность.)
  12. С чьим именем связывают историки первое появление трёхцветного флага? (Появление в России трёхцветного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича.)
  13. Когда и где был поднят первый Российский трёхцветный флаг? (Впервые он был поднят в 1667 г. на первом отечественном корабле «Орёл».)
  14. Как выглядел первый Российский триколор? (Флаг этот представлял собой белое полотнище с прямым синим крестом и двумя красными прямоугольными полями.)

Подведение итогов. Награждение.


Заключение.

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях.  По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношениях к политике, своему государству и к своей Родине. Данное занятие способствует закреплению знаний учащихся о символах Российской Федерации, об их  назначении и роли в жизни граждан страны. Способствует принятию личностью государственной символики как общественной ценности; воспитывает у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотизм.


Использованная литература

  1. Алексеева А.Н., Грачёва И.В., Качаева М.А. Мир русской души. – Рязань, 1998.
  2. Барабин А.  Как появился двуглавый орёл в гербе России // Наука и жизнь, 2001, № 3.
  3. Голубева Т.С.  Государственная символика России // Начальная школа, 2001, №     7.
  4. Дыгало В.А.  Откуда и что на флоте пошло. 2-е издание. – М., 1991.
  5. Каменцева Е.И., Устинов Н.В.  Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.
  6. Кармаков П.К.  О символах и эмблемах // Ступени. Вожатый, 1991. 3 9-10. с.20 – 28.
  7. Мамаев К. Флаги рассказывают. – Л., 1972.
  8. Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М., 1994.


Аннотация

Работа предназначена для преподавателей, работающих с подростками 12-16 лет. Направлена на формирование гражданской позиции, патриотизма, коммуникативных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа, посвященного Великим Победам и Великим Героям Великой России Тема: «Г.К. Жуков и его битва за Москву...»

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов и внеклассных мероприятий....

методическая разработка классного часа "Автомобилисты России"

методическая разработка классного часа "Автомобилисты России"...

Методическая разработка классного часа «Юноши России присягают…»

ВведениеКлассный час, посвященный землякам, воевавшим в «горячих точках»,играет  важную роль  в плане формирования у обучающихся патриотизма и чувства гордости за страну, пропага...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа «Донорство в России»

Сегодня мы  ближе познакомимся  с историей донорства в России, важности и необходимости донорства, о Национальном дне донора, кто может стать донором, что значит  Почетный донор России ...

Методическая разработка классного часа на тему «НИКТО НЕ ЗАБЫТ – НИЧТО НЕ ЗАБЫТО». посвященного памятной дате России — Дню неизвестного солдата

Классный час на тему "Никто не забыт - ничто незабыто" приуроченный ко Дню неизвестного солдата подходит для проведения классных часов как в отдельной небольшой группе учащихся, так и для об...

Методическая разработка классного часа по теме: «12 декабря – День Конституции РФ (Конституционные права гражданина России)»

Для проведения классного часа составлены вопросы на знание конституционных прав гражданина России, предложено решение анаграмм, знакомство с некоторыми статьями Конституции РФ, решение правовых ситуац...

Методическая разработка классного часа "Крым - Россия навсегда!

Методическая разработка классного часа для обучающихся среднего профессионального образования "Крым - Россия навсегда!...