Разработка углубленного речевого обследования обучающихся с ДЦП
методическая разработка на тему

Лапшина Надежда Викторовна

речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uglublennogo_rechevogo_obsledovaniya.doc307 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

углубленного речевого обследования

Дата заполнения  «____»__________  20 ___г.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________

Возраст ____________         Школа  __________________        Класс    __________ 

Родители (законные представители)_______________________________________

 _____________________________________________________________________

Заключение невропатолога  _____________________________________________

Заключение психиатра  _________________________________________________

1. Общие сведения.

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

КОНТАКТ

                      Не вступает

                      Формальный (внешний)

                      Не проявляет заинтересованности

                      Избирательный

                      Легко и быстро

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

                     Активный \ пассивный

                     Работает с удовольствием \ из подчинения

                     Колебания настроения

                     Избалованность \ конфликтность

                     Неадекватное поведение

СОСТОЯНИЕ СЛУХА

                     Патологии не выявлено

                     Тугоухость \ глухота

                     Заключение ЛОР (по карте)

                     Нуждается в дополнительном обследовании

СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ

                     Патологии не выявлено

                     Косоглазие (сходящее, расходящее)

                     Заключение офтальмолога (по карте)

                     Нуждается в дополнительном обследовании

МОТОРИКА

ОБЩАЯ:

                ходит самостоятельно

                ходит с опорой

                нарушение координации движений

КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:

                                                  ведущая рука (правая/ левая)

                                                  хватание

                                                 недостаточность мелкой моторики                

                                                 синкинезии

                                                 гиперкинезы

                                                 моторика не нарушена

                                                 другое

2. Состояние мимической и жевательной мускулатуры

Первичное

обследование

Вторичное

обследоване

В ПОКОЕ

                    Носогубные складки: симметричные

                                                         ассиметричные

                                                         сглаженные

                    Смыкания губ: полное

                                              неполное

Рот закрыт: постоянно, временно, отсутствие

Рот открыт: постоянно, временно, отсутствие                   

Наличие гиперкинезов

Саливация

Амимия лица

В ДВИЖЕНИИ

                    Нахмурить, поднять брови (произвольно, по заданию)  

                    Закрыть, открыть глаза (оба, попеременно)

                    Оскалить, сжать зубы.

                    Надуть, втянуть щёки

                    Открыть, закрыть рот

                    Рот: полуоткрыт,  широко открыт, закрыт

Имитация жевания

Глотание

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИМИКИ            

                                                                                       живая

                                                                                       вялая

                                                                                       напряженная

НАРУШЕНИЕ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

спастичность  

гипотония

дистония

ассиметрия лица

гиперкинезы

апраксия

атаксия

оральные синкинезии

3. Выраженность неврологической симптоматики

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

Парезы                                                           (спастические, вялые)          

Гиперкинезы

Кинетическая апраксия

Оральные синкинезии

Саливация

 

4. Строение артикуляционного аппарата.

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

ГУБЫ

            ОБЩИЙ ВИД: толстые \ тонкие

                                      без особенностей

Другое

ЗУБЫ

   ОБЩИЙ ВИД: мелкие \ крупные

                                редкие \ кривые

    ПРИКУС: не нарушен

                       открытый передний

                       открытый боковой

                       прогнатия (верхняя часть выдается вперед)

                        прогения  (нижняя челюсть выступает вперед)

Другое

ЯЗЫК

               ОБЩИЙ ВИД: широкий \ узкий

                                         толстый \ тонкий

                                         маленький \ большой

                                         напряженный

                                         беспокойный

                                         географический

Наличие девиации

Укорочение уздечки

Без особенностей

РАСПОЛОЖЕНИЕ ЯЗЫКА В ПОЛОСТИ РТА

                                             неподвижен

                                             комом

                                             насильственные движения

ТВЁРДОЕ НЕБО

                               ОБЩИЙ ВИД: узкое

                                                         высокое \ низкое

                                                         плоское

                                                          готическое

Наличие расщелины

Без особенностей

Другое

МЯГКОЕ НЕБО

                              ОБЩИЙ ВИД:  укороченное \ длинное

                                                         подвижное \ малоподвижное

                                                         раздвоение увула

                                                         отсутствие увула

Наличие расщелины

Без особенностей

Другое

5. Подвижность артикуляционной моторики.

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

ДВИЖЕНИЕ ГУБ

                                 подвижные

                                 малоподвижные

                                 смычка

                                 оскал

                                 выпячивание вперёд

Другое

ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКА

                                 Вперед-назад

                                 Вверх-вниз

                                 Вправо-влево

                                 Высовывание жалом

                                 Распластывание

                                 Произвольное высовывание языка

                                 Пощелкивание

                                 Облизывание (круговые  движения)

Другое

ДВИЖЕНИЕ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

                                 Открывание \ закрывание рта

                                  Движения нижней челюстью

                                 Умение держать рот закрытым

Другое

ОБЬЁМ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ

                                   В полном объёме                

                                   Недостаточен

                                   Замена движений

                                   Умение держать артикуляционную позу

                                   Способность к переключению

                                   Произвольное высовывание языка

СОСТОЯНИЕ МЯГКОГО НЕБА

Поднимание небной занавески при энергичном произнесении  звука «А»

Наличие \ отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком  прикосновении шпателем к мягкому небу)

Другое

6. Просодическая организация речи.

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

ДЫХАНИЕ

                   Брюшной тип (диафрагматическое)

                   Грудной тип (реберное)

                   Смешанный  тип (грудобрюшное \ диафрагмальное)

Другое

НАРУШЕНИЯ ДЫХАНИЯ:  свободное

                                                 затрудненное

                                                 поверхностное

Частота  (норма, ускоренное)

Равномерность  ( ровное,  прерывистое)

Дифференциация носового и ротового выдоха

ГОЛОС

   Сила   (сильный, слабый, затухающий, др.)

   Высота (высокий, низкий, непостоянный др.)

   Тембр  (назализованный, хриплый, напряженный, дрожащий)  

РИТМ

              норма

              растянутый

              скандированный

              зависит от проявления гиперкинезов

МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

          Нарушение

          Отсутствие голосовых модуляций

          Монотонность

ТЕМП

              не нарушен

              тахилалия ( замедленный)

              брадилалия (ускоренный)

ЗАПИНКИ

ЗАИКАНИЕ

7. Импрессивная речь

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

 Понимает / не понимает

 На бытовом уровне

 Ситуативное

ИНСТРУКЦИИ

                               простые

                               сложные

ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ

                                                  Слова-предметы и их части

                                                  Слова-действия

                                                  Слова-признаки

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

                                                                                   предложные

                                                                                   сравнительные

                                                                                   обратные

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕНОСНОГО СМЫСЛА

8. Экспрессивная речь.

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

                                     8.1. Характеристика собственной речи

ТИПЫ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ФРАЗ

Отсутствие звуковых средств общения

Произносит отдельные звуки, звукоподражания, лепетные слова

Произносит несколько простых общеупотребительных слов

Использование парадигматических средств общения

Пользуется простой  фразой

Пользуется развернутой  фразой.

Сложносочиненная  \ сложноподчиненная фраза

Фраза с однородными членами, с использованием деепричастных и причастных оборотов

ЭХОЛАЛИЯ

РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ

СТЕПЕНЬ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ 

8.2. Связная речь

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

                                         По предметно-практическим действиям

                                         По сюжетной картинке

                                         По серии картинок

ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА

                                                     Услышанного

                                                     Прочитанного

                                                     Рассказ-описание (предмета)

                                                     Рассказ по представлению

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАССКАЗА

                                                          Развернутость

                                                          Точность

                                                          Последовательность

                                                          Правильность оформления

8.3.  Уровень сформированности лексикона

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС    достаточный

                                              в пределах обихода

                                              ограничен

ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ

ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

НАРЕЧИЯ

АНТОНИМЫ

СИНОНИМЫ

8.4. Уровень сформированности грамматической компетенции

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ                                                             

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ                                                   

СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ АГРАММАТИЗМА

                                                                                       Отсутствие

                                                                                       Наличие

Другое

8.5. Звукопроизношение

ПЕРВИЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Ль

Р

Рь

Н

Нь

М

Мь

Т

Ть

изолированно

слово

спонтанная

речь

Д

Дь

К

Кь

Г

Гь

Х

Хь

В

Вь

Ф

Фь

Б

Бь

П

Пь

А

О

У

Ы

Э

изолированно

слово

спонтанная

речь

ВТОРИЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Ль

Р

Рь

Н

Нь

М

Мь

Т

Ть

изолированно

слово

спонтанная

речь

Д

Дь

К

Кь

Г

Гь

Х

Хь

В

Вь

Ф

Фь

Б

Бь

П

Пь

А

О

У

Ы

Э

изолированно

слово

спонтанная

речь

9. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции.

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ       нарушен

                                                              не нарушен

ФОНЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ               сформировано

                                                                               не сформировано

10. Слоговая структура слова.

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

Не нарушена

НАРУШЕНИЯ:  элизии (усечения звука, слога)

                            персеверации (повторение слога)

       антиципации (уподобление одного слога другому)

       итерации (добавление гласной в место стечения согласных)

       перестановки слогов

        контаминации (соединение частей двух слов)

11. Письменная речь (письменные работы прилагаются)

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

СПИСЫВАНИЕ

ДИКТАНТ

ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ОШИБКИ:

                         Оптического характера

                         Акустического характера

                         Артикуляторного характера

                         Графического обозначения синтаксической    

                         структуры предложения

                         Комбинированные

                         Смысловые

                         Речевые

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО ОТСУТСТВУЕТ

12. Чтение

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

СПОСОБ ЧТЕНИЯ                                                                              

                                                                                побуквенное

                                                                                послоговое

                                                                                слог + слово

                                                                                целыми словами

ПОНИМАНИЕ  ПРОЧИТАННОГО

ОШИБКИ ПРИ ЧТЕНИИ

                                         Пропуски (гласных, согласных, слогов)    

                                         Добавления (итерации)

                                         Антиципации ( уподобления)

                                         Персеверации (повтор)

                                         Усечение окончаний

                                         Искажения

                                         Замены

                                            Не правильно поставленное ударение

                                         Интонационные ошибки

                                         Угадывающее чтение

ОШИБКИ ОТСУТСТВУЮТ

13. Краткая характеристика ребёнка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность,  работоспособность, наблюдательность, отношение к дефекту).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________

_________________________________________________________________________________

УТОЧНЕННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________
________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕД____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Диагностические обследования"

Основными целями данной разработки  являются:1.     Ознакомление с терминологией по теме «Диагностические  исследования»2.     Развитие навыков чтения...

Методическая разработка по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания".

Данная методическая разработка предназначен для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания"....

Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

методическая разработка по ПМ01 "Обследование пациентов с заболеваниями эндокринной системы"

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 2 курса на практических занятиях по ПМ.01 Диагностическая деятельность ...

Методическая разработка «Проектирование и разработка программы дополнительного образования обучающихся»

Методическая разработка «Проектирование и разработка программы дополнительного образования обучающихся»...