Программа по общефизической подготовке 5-9 классы
рабочая программа на тему

Мостицкий Виктор Викторович

Программа «ОФП» составлена на основе типовой  комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов (Авторы: доктор  педагогических наук  В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич, Москва «Просвещение», 2008) и государственной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Р.Ф. на 2006-2015 г», а также на основе рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована  к конкретным условиям функционирования группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ofp_5-9_klassy_.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Департамент образования администрации города Братска.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24».


 РАССМОТРЕНО                            РЕКОМЕНДОВАНО                            УТВЕРЖДЕНО Заседание НМС                              ЭМС ГИМНЦ                                        Приказ №_____

МОУ «СОШ №24»                         департамента образования                   от_______________

Протокол________                         администрации г.Братска                     Директор

От______________                         протокол №_____от____                       МОУ «СОШ №24»

Зам.директора по НМР                   Директор ГИМНЦ                                Л.А. Савоськина

Подъячева    Е.А.____                     Кускова И.Н.__________                     ________________              

         

 

Авторская педагогическая разработка

 « ОФП»

Программа     дополнительного образования

        

 Автор разработки:

Мостицкий Виктор Викторович

учитель физической культуры,

МОУ «СОШ №24»

Братск- 2017

Пояснительная записка

Программа «ОФП» составлена на основе типовой  комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов (Авторы: доктор  педагогических наук  В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич, Москва «Просвещение», 2008) и государственной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Р.Ф. на 2006-2015 г», а также на основе рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована  к конкретным условиям функционирования группы. 

Адаптированная программа «ОФП» предназначена для учреждений общего и дополнительного образования и рассчитана на трехлетний курс обучения детей с 7 по 16 лет.

Программа составлена на основе материала, который учащиеся изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей в зависимости от пола, возраста, времени года и местных особенностей, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.

В программу входят инвариативные блоки, предусматривающие базовую подготовку спортсмена. Новизну программы определяет комплексность решения образовательных и воспитательных задач при ее реализации.

Опыт  работы со школьниками показывает, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

Хорошая физическая подготовленность является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности учащихся. У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Всё это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.

ОФП -  это система физических упражнений, направленных на развитие всех физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании. В основе программы положены виды физических упражнений: гимнастика, аэробика, бег, баскетбол, волейбол, спортивные игры. ОФП - не спорт, но ни в одном виде спорта без нее не обойтись. И чем выше уровень спорта, тем большее внимание уделяется ОФП.

Цели и задачи программы

          Цель программы – активизация процессов психо-физической адаптации учащихся к жизни.

 Курс по ОФП в нашей школе  осваивается на принципах:

 - реализации желания детей заниматься конкретными видами спорта,
- учета специфики спортивных занятий,
- комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся,
- постепенном усилении физической и мышечной нагрузки,
- разнообразной физической деятельности учащихся,
- преемственности урочных и внеурочных работ.
   Реализация основной цели осуществляется через ряд
задач:

 Здоровьесберегающие:

  • укрепления здоровья и закаливания занимающихся;
  • удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
  • ведение закаливающих процедур;
  • укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
  • снятие физической и умственной усталости.

Образовательные:

  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой,
  • введение индекса физического состояния ребенка;

Развивающие:

  • достижения всестороннего развития;
  • развитие координации движений;
  • развитие памяти, мышления

Воспитательные:

  • формирование моральных и волевых качеств гражданина;
  • воспитание дисциплинированности, смелости и решительности учащихся

Условия набора.

  • Программа предназначена для детей 11-16 лет.
  • В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Возможен добор отдельных обучающихся в объединения  2-3 годов обучения в случае отчисления из них детей по каким-либо причинам.

Сроки реализации программы  -  3 года.

  • Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1часа. Количество часов в год 34 ч.

Наполняемость группы по годам обучения

  • 1 год обучения – от 8 до 15 человек
  • 2 год обучения – от 6 до 12 человек
  • 3 год обучения – от 3  до 10 человек

Формы организации обучения:

  • Командная, малыми группами, индивидуальная.

Формы проведения занятий:

  •    Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований

           Ожидаемые результаты:

  • Личностными результатами освоения учащимися содержания программы секции являются следующие умения:
  • — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
  • Метапредметными результатами (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
  • — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • — организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
  • Предметными результатами
  • — представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • — бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • — организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • — характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
  • — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • — подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • — находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • — выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  • — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;


Средства диагностики:

  • наблюдения;
  • собеседование;
  • анкетирование родителей;
  • анкетирование учащихся;
  • тестирование и мониторинг здоровья.

Средства и методы контроля

При подборе средств и методов для проведения практических занятий педагог   использует упражнения из различных видов спорта (для повышения эмоциональной окраски занятий). Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения.

По завершению учебного года проводятся контрольные испытания: прыжок в длину с места, челночный бег3х10м., подтягивание на перекладине, кросс.

В течении учебного года проводятся соревнования по изученным видам спорта внутри группы, внутри образовательного учреждения.

          Спортивные соревнования в объединении повышают интерес к занятиям; их следует проводить систематически с приглашением родителей.

Основные направления реализации программы:

–  организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры (пионербол, баскетбол, элементы волейбола), развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка)  в рамках работы программы;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

Место проведения:

  • Спортивная площадка;
  • Футбольное поле;
  • Класс (для теоретических занятий);
  • Спортивный зал.

Инвентарь:

  • Волейбольные мячи;
  • Баскетбольные мячи;
  • Канат;
  • Кегли или городки;
  • Скакалки;
  • Теннисные мячи;
  • Малые мячи;
  • Гимнастическая стенка;
  • Гимнастические скамейки;
  • Сетка волейбольная;
  • Щиты с кольцами;
  • Лыжи, палки;
  • Секундомер;
  • Маты;
  • Ракетки;
  • Шашки;
  • Обручи.

Условия реализации программы внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (ОФП).

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка,                                           физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен,                 уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.  

Семья

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

                                                                               Детские спортивные секции и школы.

Школьные оздоровительные лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой  работы лагеря.

     Программа рассчитана на учащихся, прошедших медицинский осмотр и   допущенный врачом к занятиям.

     Основная задача руководителя  - воспитание школьников , овладение физической культурой и  совершенствования личностных взаимоотношений. Руководитель на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка, находит индивидуальный подход, позволяющих благоприятно воздействовать на физическое и психическое здоровье школьника, поддерживает тесную связь с родителями и классным руководителем.

     Программа секции «ОФП» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. При составлении плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников.

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

     

Содержание программы. 5-9  классы

- Строевые упражнения

- Упражнения для рук плечевого пояса

            - Упражнения для ног

- Упражнения для шеи и туловища

- Упражнения для всех групп мышц

- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое  место»,

«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»

- Упражнения для развития быстроты

- Упражнения для развития ловкости

-Упражнения для развития гибкости

- Упражнения для развития прыгучести.

- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.

- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.

-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).

-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).

- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.

- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.

- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.

-  Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.

- Метание различных мячей в цель.

- Эстафеты с разными мячами.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Теорет.

Практ.

Всего

(ЗОЖ)Гигиена, предупреждение травм, ТБ, режим дня, самоконтроль, упрощенные правила судейства,  умение самостоятельно заниматься физкультурой, тестирование и мониторинг здоровья, экскурсии.

1

Футбол

1

5

Легкая атлетика

1

3

Лыжная подготовка

7

Баскетбол

1

7

Волейбол

1

7

Спортивные соревнования

-

5

Итого:

5

29

34 часа

Данная программа предполагает внесение изменений и дополнений.

Поурочное планирование занятий по ОФП .5-9 КЛАССЫ

 № п/П

Дата

Раздел Программы

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

   1

Техника безопасности на занятиях. Планирование тренировок.

1

Развитие умения максимально проявлять свои способности  при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Знать технику безопастности  при проведении занятий легкой атлетики, правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

Формировать навыки и способность управлять своими эмоциями в процессе занятий, владеть уметь предупреждать конфликтные ситуации.

Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

2

Легкая атлетика

Легкая атлетика: Бег на короткие дистанции.

1

3

Стартовый разбег по сигналу и самостоятельно, на прямой и на повороте.

1

4

Ускорения, бег по повороту,  финиширование.

1

5

Бег на время,  дистанции  30, 60 м.

1

6

Футбол

Футбол: Ведение и обводка.

1

Знать технику безопастности  при проведении занятий по футболу, правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и рассуждений

7

Отбор мяча.

1

8

Волейбол

Волейбол: Приём мяча. Передача мяча.

1

Развитие мотивов учебной деятельности, умения обобщать, анализировать, творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой.

Уметь применять изученные элементы волейбола в игровых заданиях.

Уметь слушать учителя , товарищей, уважительно относится к другой точке зрения.

Формировать умение  видеть указанную ошибку и исправлять ее в соответствии с требованиями.

9

Приём мяча. Передача мяча.

1

10

Подача мяча.

1

11

Подача мяча.

1

12

Нападающий удар. Блокирование мяча.

1

13

Нападающий удар. Блокирование мяча.

1

14

Учебно-тренировочная игра.

1

15

Учебно-тренировочная игра.

1

16

Баскетбол

 Баскетбол: Ведение мяча правой и левой рукой.

1

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование

Личностного смысла учения, установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Передвигаться в стойке баскетболиста, уметь выполнять бросок мяча в кольцо, выполнять ведение мяча левой и правой рукой.

Уметь слушать и слышать друг друга и учителя, владеть культурой речи, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение, точно выражать свой мысли в соответствии с поставленной задачей.

Уметь хохранять заданную цель; одекватно оценивать свои действия и действия товарищей, педагога.

17

Ведение мяча правой и левой рукой. Броски мяча в кольцо.

1

18

Броски мяча в кольцо.

1

19

Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия.

1

20

Лыжная подготовка

 Лыжная подготовка: Классические лыжные ходы.

1

Формирование

Положительного отношения учащихся к занятиям физической культурой,

накопление необходимых знаний,умений в использовании

ценностей физической культуры для достижения значительных результатов в физическом совершенство-вании.

Знать и уметь выполнять технику класиче

ского хода, подьёмов и спусков с горы, выполнять повороты и торможение с горы.

Сохранять доброжела-

тельные отношения друг к другу, устанавливать рабочие отношения, оказывать посильную помощь товарищу при выполнении физических упражнений.

Формировать умение самостоятельно

Выделять  и формулировать познавательную цель.

21

Классические лыжные ходы.

1

22

Подъёмы и спуски с горы.

1

23

Торможение на лыжах.

1

24

Повороты на лыжах.

1

25

Эстафеты на лыжах.

26

Преодоление дистанции  3км.

1

27

Баскетбол

 Баскетбол:Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия.

1

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование

Личностного смысла учения, установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Передвигаться в стойке баскетболиста, уметь выполнять бросок мяча в кольцо, выполнять ведение мяча левой и правой рукой.

Уметь слушать и слышать друг друга и учителя, владеть культурой речи, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение, точно выражать свой мысли в соответствии с поставленной задачей.

Уметь хохранять заданную цель; одекватно оценивать свои действия и действия товарищей, педагога.

28

Овладение мячом и противодействия.

1

29

Овладение мячом и противодействия.

1

30

Отвлекающие приёмы.

1

31

Футбол

Футбол: Удары по мячу. Тренировочная игра.

1

Формирование

положительного отношения учащихся к занятиям физической культурой,

накопление необходимых знаний  и умений.

Уметь проводить комплекс общеразвивающих упражнений  в движении, знать и уметь выполнять основные виды передвижений и поворотов в футболе

Уметь выполнять передвижения игрока в футболе, вести мяч различным способом.

Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

32

Индивидуальные действия без мяча, с мячом.

1

33

Тактика нападения. Тактика защиты.

1

34

Сдача тестов по ОФП.

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при занятиях физической культурой и спортом: материалы международной научно – практической конференции 25-26 марта 1999 г. – Томск: ТГПУ.
  2. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет, М.: АРКТИ, 2004 г.

3.   Громова О.Е. Спортивные игры для детей, М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

4   Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя, М.:

     ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.

5.  Лях В.И,, Зданевич А.А. Комплексной  программы  физического воспитания  

   учащихся 1-11 классов - М.: Просвещение, 2008.

      6.  Сиваков В. И. О психоэмоциональном перенапряжении школьников. «Физическая

           культура в школе», 2004. – № 2. – с.74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащегося выпускного класса к экзаменационному выступлению

Подготовка учащегося выпускного класса к концертному выступлению....

Методические материалы по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

алгоритмы выполнения заданий 2-14, рекомендации для учащихся и теория...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Тестовые задания по дисциплине "Подготовка и раскрой материалов" в рамках программы средней профессиональной подготовки по профессии "Оператор швейного оборудования".

Тестовые задания по дисциплине "Подготовка и раскрой материалов" в рамках программы средней профессиональной подготовки по профессии "Оператор швейного оборудования"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» в 10 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, базовый уровень).

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» разработана на основе федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» в 10 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, базовый уровень).

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» разработана на основе федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...