Эссе «Как мне помогла арт-терапия»
опыты и эксперименты на тему

Мечкасская Марина Васильевна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no2.docx535.93 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Евгений\Desktop\Новый рисунок.bmpF:\ФОТО\мы АНЯ СВАД\LostFile_JPG_113915514.jpg

Психоло г

Мечкасская Марина Васильевна

Эссе  «Как мне помогла арт-терапия» 

(История моего успеха)

Я работаю психологом в лицее. Опыт работы в сфере образования уже достаточный, почти 10 лет. В своем эссе хотелось поделиться своими успехами в области использования техник арт-терапии. Надеюсь, мой опыт поможет кому-либо решить свои проблемы.

F:\ФОТО\работа\LostFile_JPG_85526002.jpg

Одна из консультаций мальчика 5 класса и его мамы произошла с использованием песочной терапии. Мама пришла на консультацию с проблемой общения ребенка в семье. Женщина развелась с отцом мальчика и вышла замуж за другого мужчину, сейчас мальчик в 5 классе, и у женщины от нового мужчины появилась дочь, на данный момент ей 3 года. Мальчик, назовем его Игорь (имя изменено). Игорь хорошо общается с сестрой, всегда играет с ней, хорошо отзывается. В школе учится хорошо. Но иногда с матерью может огрызаться, не идет на контакт. С новым отцом отношения не складываются. Маму беспокоит это. С Игорем мы поиграли в песочнице, и я попросила его изобразить в ней картину, она запечатлена выше.

Интерпретируя изображенную на песке картину, я пришла к выводу, что мальчику не хватает мужского общения, и информации о своем биологическом отце. Правая сторона песочницы характеризует мужскую сторону, взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами. На ней Игорь использовал динозавров, драконов, ниже заповедник с разнообразными животными. Затем с мамой мы поговорили об этом. Она подтвердила, что они не разговаривают с сыном на эту тему, и она всплакнула даже (что говорит о том, что мама прочувствовала данный момент). Мама в разговоре со мной пришла к выводу, что поговорит с сыном об отце, расскажет ему о нем. К тому же он часто заводил об этом разговор, а она пресекала все попытки.

Попавшие в левый верхний угол фигуры символизируют процессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями о доме, о матери, о другой значимой женщине - там Игорь изобразил дремучий лес с пауками и змеями.

Фигуры, находящиеся в центральной верхней части, могут отражать то, о чём в данный момент думает, фантазирует ребенок. Создание озера можно рассматривать как глубокие переживания и душевные раны, связанные с утратами, в нашем случае отца.

Попавшие в центральную левую часть фигуры могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с матерью, домом, значимой женщиной. В этой части сосредоточиваются самые важные фигуры. Описывают, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления.

Фигуры в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины. А также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации. Там у нас гараж машин. Мама рассказала, что нынешний ее муж имеет свой автосервис, разбирается в машинах, а Игорь тоже интересуется машинами. И мама решила, обсудив это с мужем, найти компромиссное решение об общении сына с мужем в этой области.

Фигуры, расположенные в левом нижнем углу, могут отражать некие совершённые в прошлом действия. Они могут быть также связаны с домом, матерью, значимой женщиной, ребёнком. А как мы говорили выше, там заповедник.

В нижней центральной части находятся фигуры, отражающие, как правило, некоторые действия, реализуемые в данный момент, или отношение к ним, а также актуальные желания клиента. Там Игорь изобразил друзей.

Попавшие в правую нижнюю часть фигуры символизируют некие действия, которые возможны в будущем. Действия по отношению к социальному окружению или значимым мужским фигурам.

По истечении месяца, мама пришла ко мне на консультацию еще раз, и с радостью рассказала о том, что они с сыном хорошо поговорили, он ее поблагодарил, отношения с отцом наладились, они вместе ухаживают за машинами, разговаривают, играют в компьютерные игры-ралли. Мама сказала, что в их семье теперь лад и радостные лица, поблагодарила за помощь.

Хотелось бы привести таблицу, которую я использую, как рассматривать песочницу, думаю, она поможет начинающим психологам.

Песочница

Символическое значение

Верхняя часть

Символизирует ментальные процессы. О чём человек думает, фантазирует, планирует, вспоминает

Нижняя часть

Символизирует сферу реальных действий, поступков человека. То, что он сделал, что делает, что хочет сделать

Центральная часть (по горизонтали)

Символизирует эмоциональные процессы. Что человек переживает, что он чувствует, о чём беспокоится, чему радуется

Левая часть

Условно обозначается как «женская часть». Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью; связь с домом. Левая часть - это то, что человек уже имеет, на что может опираться

Правая часть

Условно обозначается как «мужская» часть. Символизирует будущее, взаимоотношения со значимыми мужчинами: отцом, братом, мужем, другом. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме. Может отражать взаимоотношения с партнёром по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим

Центральная часть (по вертикали)

Символизирует настоящее, актуальные в данный момент процессы человека. О чём он думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигуры, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует «я» клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент

В своей работе, кроме песочной терапии я также использую техники музыкотерапии и  изотерапии. Ниже представлены некоторые фотографии.

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для проведения конкурса по теме: Антидотная терапия

Для проведения внеаудиторного мероприятия – внутрибригадного конкурса...

Научно-познавательная конференция по теме: «Принципы рациональной антибактериальной терапии. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам»

Данная тема изучается студентами МСО и ФО, согласно рабочей программе по дисциплине «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии»....

Методическое пособие для самоподготовки студентов по "Терапии", раздел: "Пульмонология"

Одной из основных клинических дисциплин в подготов­ке фельдшера является «Терапия».В соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения со­держания и уровню подготовки выпускников по специально­с...

Новые приемы арт - терапии для развития креативности несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра.

Статья содержит подробную информацию о новом приеме арт - терапии с воспитанниками реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.

Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по ПМ 02 МДК 02.01 Раздел 1 "Сестринская помощь в терапии" Тема: "Сестринская помощь при неотложных состояниях в терапии"

В данном     методическом пособии для самостоятельной работы студентов  представлены алгоритмы оказания доврачебной помощи по дисциплине «Сестринский уход в терапии», составле...

Как дети помогли Царю Дадону

сценарий использовала несколько раз, каждый раз проходил на ура!...