Взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов работы с детским хореографическим коллективом
статья

Взаимодействие традиционных и инновационных форм

и методов работы с детским хореографическим коллективом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini_sayt.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие традиционных и инновационных форм

и методов работы с детским хореографическим коллективом

Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития детей. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Именно хореография в сочетании с музыкой успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.

Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала детей, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата особое значение приобретает на занятиях хореографией  взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов работы.

К традиционным формам и методам работы с детьми на занятиях хореографией мы относим методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.

Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец, с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в занятие способствует формированию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право - и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

Развивая у детей на первом году обучения – выворотность ног, подъем стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела партерной гимнастикой, я сразу учу детей элементарным танцевальным движениям (это галопы, подскоки, танцевальный бег). На основе выученного материала строятся более сложные танцевальные комбинации, этюды, что у детей развивает  память, музыкальность, чувство ритма, работоспособность и т.д.

Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников.

Данный способ включает в себя следующие компоненты:

-  визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);

- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);

- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку, для работы на следующем этапе);

- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).

Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии 

В первом случае, обучающиеся   разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком.

Группа может насчитывать от 10 до 12 человек и  состоять из участников какого-

либо танца или этюда); 

Коллективная форма обучения такая форма применяется для проведения сводных репетиций,  ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп. 
Индивидуальная форма
 – это работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми.

Технология игрового обучения. 

Многие занятия я выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели. Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме сказок: для занятий с группами младшего школьного возраста. На примере такого занятия можно проследить, как традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества.

Используемых на занятиях игры:

-    «Чья команда длиннее?» (шпагаты);

- «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные жанры, народности);

-   «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения).

- прием «Этюдная композиция»

-игра «Картина» придумывают фигуру, и принимают определенную позу

Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время танцевального занятия. Для переключения внимания, во время короткого отдыха от физической нагрузки, я объясняю детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, грусть,

удивление, размышление и т.д.).

Подобным же образом, в игровой форме, можно познакомить детей с анатомией частей тела - суставов и мышц, объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогают детям более ярко раскрывать свою эмоциональную выразительность в творчестве, развивать музыкальность в танце, осознанно усваивать танцевальный материал и избегать возможных травм. Сведения по ритмике и основам актерского мастерства активно используются при разучивании и исполнении музыкальных игр, танцев-игр, а в последствии при изучении нового

танцевального репертуара. 

Таким образом, в процессе игры развиваются  профессиональные качества детей такие, как выворотность, гибкость, растяжка, умение «входить в образ», импровизировать.

Технологии здоровье сберегающего обучения

Одной из главных составляющих организации учебного процесса является применение здоровье сберегающих технологий. 

Я ставлю при этом перед собой следующие задачи:

1) организацию работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

2) создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

3) мотивацию на здоровый образ жизни;

4) формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела.

Здоровье сберегающие технологии должны быть органичной составляющей всего обучения. Они могут включаться в музыкально-танцевальные игры, в работу над этюдами. Так выполнение этюда «Ветерок»  способствует вентиляции легких. 
Упражнение выполняется стоя и сидя. Условия - в полную силу грудной клетки набрать воздух (вдох), задержать дыхание как можно дольше, затем резко, шумно вытолкнуть воздух из легких (выдох) и расслабиться. Затем повторить все снова. Вариант этого этюда: можно предложить детям в конце музыкальной фразы изобразить как «ветерок» постепенно затих и успокоился в конце этюда, т.е. происходит постепенная релаксация у

детей до полного расслабления мышц лица. 

Информационные технологии

В своей работе данные технологии мною используются не как образовательные для детей, а как вспомогательные для обеспечения материально-технического оснащения.

Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.

Применение компьютера позволяет:

-  накапливать и хранить музыкальные файлы;

-  менять темп, звуковысотность музыкального произведения;

-  производить монтаж, компоновку музыкального произведения;

-  хранить фото- и видеоматериалы коллектива.

Компьютер даёт возможность:

-  активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;

-  эффективно осуществлять поиск и переработку информации;

-  пользоваться почтовыми услугами Интернета;

-  поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.

В результате, применения инновационных технологий в хореографическом коллективе  обучение становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов, а также гармоничному развитию личности обучающихся,  их самоопределению и самореализации,  помогает познать себя, дарит им радость движения, общения, обогащает их  внутренний мир. 


Список литературы

  1. Филатов С.В. От образного слова – к выразительному движению. – М.: 1993.
  2. Слонимский Ю. В Честь танца. – М.: 1988.
  3. Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М.: 1983.
  4. Красовская В.М. О классическом танце/ В кн. Н. Базарова, В. Мей "Азбука классического танца". – Л.: 1983.
  5. Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. – М.: 1990.
  6. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80
  7. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил. 
  8. Тарасенко Т.В. Импровизация - необходимый творческий процесс в становлении личности танцора /Международная научно-теоретическая конференция «Ауезовские чтерия - 3». Шымкент, 2004. – Стр. 97-99. 
  9. Фокина Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности. – Тюмень, 2002 
  10. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
  1.  Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с. 
  1. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37. 
  2. http://mus-school.ru