Взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов работы с детским хореографическим коллективом
статья
Взаимодействие традиционных и инновационных форм
и методов работы с детским хореографическим коллективом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_sayt.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие традиционных и инновационных форм
и методов работы с детским хореографическим коллективом
Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития детей. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Именно хореография в сочетании с музыкой успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала детей, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата особое значение приобретает на занятиях хореографией взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов работы.
К традиционным формам и методам работы с детьми на занятиях хореографией мы относим методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец, с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в занятие способствует формированию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право - и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.
Развивая у детей на первом году обучения – выворотность ног, подъем стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела партерной гимнастикой, я сразу учу детей элементарным танцевальным движениям (это галопы, подскоки, танцевальный бег). На основе выученного материала строятся более сложные танцевальные комбинации, этюды, что у детей развивает память, музыкальность, чувство ритма, работоспособность и т.д.
Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников.
Данный способ включает в себя следующие компоненты:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);
- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);
- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку, для работы на следующем этапе);
- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).
Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии
В первом случае, обучающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком.
Группа может насчитывать от 10 до 12 человек и состоять из участников какого-
либо танца или этюда);
Коллективная форма обучения такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп.
Индивидуальная форма – это работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми.
Технология игрового обучения.
Многие занятия я выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели. Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме сказок: для занятий с группами младшего школьного возраста. На примере такого занятия можно проследить, как традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества.
Используемых на занятиях игры:
- «Чья команда длиннее?» (шпагаты);
- «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные жанры, народности);
- «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения).
- прием «Этюдная композиция»
-игра «Картина» придумывают фигуру, и принимают определенную позу
Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время танцевального занятия. Для переключения внимания, во время короткого отдыха от физической нагрузки, я объясняю детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, грусть,
удивление, размышление и т.д.).
Подобным же образом, в игровой форме, можно познакомить детей с анатомией частей тела - суставов и мышц, объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогают детям более ярко раскрывать свою эмоциональную выразительность в творчестве, развивать музыкальность в танце, осознанно усваивать танцевальный материал и избегать возможных травм. Сведения по ритмике и основам актерского мастерства активно используются при разучивании и исполнении музыкальных игр, танцев-игр, а в последствии при изучении нового
танцевального репертуара.
Таким образом, в процессе игры развиваются профессиональные качества детей такие, как выворотность, гибкость, растяжка, умение «входить в образ», импровизировать.
Технологии здоровье сберегающего обучения
Одной из главных составляющих организации учебного процесса является применение здоровье сберегающих технологий.
Я ставлю при этом перед собой следующие задачи:
1) организацию работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
2) создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
3) мотивацию на здоровый образ жизни;
4) формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела.
Здоровье сберегающие технологии должны быть органичной составляющей всего обучения. Они могут включаться в музыкально-танцевальные игры, в работу над этюдами. Так выполнение этюда «Ветерок» способствует вентиляции легких.
Упражнение выполняется стоя и сидя. Условия - в полную силу грудной клетки набрать воздух (вдох), задержать дыхание как можно дольше, затем резко, шумно вытолкнуть воздух из легких (выдох) и расслабиться. Затем повторить все снова. Вариант этого этюда: можно предложить детям в конце музыкальной фразы изобразить как «ветерок» постепенно затих и успокоился в конце этюда, т.е. происходит постепенная релаксация у
детей до полного расслабления мышц лица.
Информационные технологии
В своей работе данные технологии мною используются не как образовательные для детей, а как вспомогательные для обеспечения материально-технического оснащения.
Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.
Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы коллектива.
Компьютер даёт возможность:
- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
- эффективно осуществлять поиск и переработку информации;
- пользоваться почтовыми услугами Интернета;
- поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.
В результате, применения инновационных технологий в хореографическом коллективе обучение становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов, а также гармоничному развитию личности обучающихся, их самоопределению и самореализации, помогает познать себя, дарит им радость движения, общения, обогащает их внутренний мир.
Список литературы
- Филатов С.В. От образного слова – к выразительному движению. – М.: 1993.
- Слонимский Ю. В Честь танца. – М.: 1988.
- Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М.: 1983.
- Красовская В.М. О классическом танце/ В кн. Н. Базарова, В. Мей "Азбука классического танца". – Л.: 1983.
- Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. – М.: 1990.
- Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80
- Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
- Тарасенко Т.В. Импровизация - необходимый творческий процесс в становлении личности танцора /Международная научно-теоретическая конференция «Ауезовские чтерия - 3». Шымкент, 2004. – Стр. 97-99.
- Фокина Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности. – Тюмень, 2002
- Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
- Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
- Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.
- http://mus-school.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации и характер деятельности хореографического коллектива
От того, как организована деятельность коллектива и в какой форме, зависит успех Не только в достижении творческих результатов, но и воспитании участников, В формировании гармонически развитой л...
Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".
Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....
Статья: Методы реализации целей и задач в работе со студенческим хореографическим коллективом
Творческие выступления на различных площадках подкрепляется реальными достижениями в виде дипломов, грамот, кубков. У ребят повышается самооценка, появляется уверенно...
Рабочая программа воспитания в детском хореографическом коллективе
Рабочая программа воспитанияК дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "Хореография"...
Рабочая программа воспитания в детском хореографическом коллективе
Рабочая программа воспитанияК дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "Хореография"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Проблема социализации детей и подростков в условиях высокого уровня информационных технологий и сложных социально-экономических процессов, становится все более актуальной и требует разработки и реализ...
Методический доклад «Психологические и физиологические аспекты работы хореографа с детским хореографическим коллективом. Выбор репертуара»
Хореографическое искусство является одним из важнейших средств воспитания широкого профиля, его специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Танец дает не только эстетическое и духо...