Программа "Нюрць сянакубць" (забавные игры)
рабочая программа на тему

Салиндер Елена Николаевна

Цель программы ;способствовать приобщению детей к культуре народов Севера через национальные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_salinder_e.n._-_gotovo.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. полностью всех авторов

Салиндер Елена Николаевна

Муниципальное образование

Ямальский район

Название общеобразовательной организации

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

Название программы

«Нюрцьꞌсянакубц″»

Цель программы

Способствовать приобщению детей к культуре народов Севера через национальные игры.

Задачи программы

Задачи:

обучающие:  

  • ознакомление  учащихся с разнообразием игр и игрушек народов Севера;
  • ознакомление  воспитанников с  историей народов Крайнего Севера;          
  • ознакомление  с особенностями традиционной одежды, фольклором коренных народов Севера;
  • содействие  привития интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, как одному из условий здорового образа жизни;

развивающие:

  • развитие  интереса  и любви  к родному краю;
  • развитие кругозора, творческого воображения;

воспитывающие:

  • формирование уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.                                                                                                                                                                                                            

Педагогические условия

Предметно-развивающая среда в этнопедагогическом чуме и на территории школы-интерната.

Средства

Классы

1 класс

Апробация

Программа прошла апробацию в Салемальской школе-интернате в системе дополнительного образования детей в период с 2013-2015 гг.

Краткое содержание

Данная программа направлена на приобщение детей к культуре народов Севера через национальные игры, ознакомление учащихся с разнообразием игр и игрушек народов Севера; содействие  привития интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, как одному из условий здорового образа жизни; развитие  интереса  и любви  к родному краю; развитие кругозора, творческого воображения;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.

Программа направлена на детей 6-лет. Основная тематика дополнительной общеобразовательной программы имеет этнокультурную направленность.  Основные темы занятий: игры и игрушки,  фольклор. Занятия имеют теоретическую и практическую направленность. В практической части занятия ребята совместно с  педагогом играют, изготавливают элементы игрушек. Практическая значимость заключается в том, что полученный опыт, в максимально приближенных к реальным условиям жизни в тундре, способствует осознанию учащимися своих корней, становлению патриотического сознания личности.

Особенность программы заключается в том, что все занятия проводятся в чуме и на территории школы-интерната. Результатом реализации данной программы является  успешная социализация и адаптация детей младшего школьного возраста, восстановление некоторых забытых игр тундровых детей.

Пояснительная записка

Настоящая программа имеет общекультурнуюнаправленность.

Игра –  единственная деятельность ребенка, которая была во все времена у всех народов. Она является важнейшим средством всестороннего развития ребенка.   Игры способствуют  развитию творческих способностей, физических и умственных норм, правил поведения. За последние десятилетия детская игра претерпела заметные изменения не только на уровне игровых сюжетов.  Она приобрела иной пластический рисунок, иные средства осуществления.  

К сожалению,  стали забываться игры тундровых детей, которые учили  правилам поведения в тундре, способствовали развитию трудовых навыков. Их вытеснили сотовые телефоны, айпады, компьютеры, планшеты…Конечно, такая техника необходима современному человеку, но все таки, сидя за компьютерными играми, дети теряют своих настоящих друзей, теряют здоровье, теряют детство.

Возникла потребность восстановить и сохранить  игры и игрушки народов Севера, возродить  и массовое развитие национальных игр и традиций. У малочисленных народностей Севера, не было детских садов и школ для организованного общественного воспитания подрастающего поколения, дети вместе с родителями делили все трудности кочевого образа жизни. Именно через игру осуществлялось воспитание и приобщение детей к трудовым традициям семьи. В своей книге «Из глубины веков» Е.Г. Сусой пишет: «Распространенным занятием мальчиков в тундре является игра в охотника. Их первое оружие – лук, созданный по образцу древнего дедовского лука со стрелой».  Родители очень серьезно относились к играм своих детей – обеспечивали соответствующими предметами (арканом, нартами, мехом, кусочками сукна и т.д.) для целенаправленной подготовки их к труду в соответствующих   игровых ситуациях. Во время игр дети, вступая в различные взаимоотношения друг с другом подражают взрослым, сознательно следуют определенным этическим правилам.  «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»,– писал В.А. Сухомлинский. В педагогической науке игра рассматривается как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, творческих способностей. Игра – это естественный спутник жизни  ребенка, источник радости.

Общая характеристика программы

Национальные игры народов Севера – это уникальные игры, они связаны с жизнью в тундре, с традициями тундровой семьи. К сожалению, игры коренных народов Севера для современных детей кажутся неинтересными, старомодными. Почему? Наверное, потому что жизнь в интернате, в современных условиях, с современной техникой меняет нас, нам уже не хочется мастерить что-то  своими руками, придумывать новые игры. А может быть, потому что родители не рассказывают и не показывают нам игры их детства.

  Перед нашей школой-интернатом поставлена задача: возрождать, сохранять и развивать традиции коренных малочисленных народов Севера. Эти задачи определены  Программой по изучению и сохранению традиций коренных малочисленных народов Севера, куда входят   такие предметы, как родной язык, КНЯ, литература народов Севера.

Установка этнопедагогического чума, его материально-техническое оснащение дали возможность проводить занятия для детей в условиях максимально приближенным к реальным. Ведь национальные игры и игрушки, фольклор являются неотъемлемой частью культуры. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка.  Сохраняя игры старшего поколения, мы сохраняем не только традиции и культуру своего народа, но и учимся жить в тундре.    Национальные игры Севера передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества.

Цель:  Способствовать приобщению детей к культуре народов Севера через национальные игры.

Задачи:

обучающие:  

  • ознакомление  учащихся с разнообразием игр и игрушек народов Севера;
  • ознакомление  воспитанников с  историей народов Крайнего Севера;          
  • ознакомлениес особенностями традиционной одежды, фольклором коренных народов Севера;
  • содействие  привития интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, как одному из условий здорового образа жизни;

развивающие:

  • развитие  интереса  и любви  к родному краю;
  • развитие кругозора, творческого воображения;

воспитывающие:

  • формирование уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.

Отличительные особенности  программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Нюрць сянакубцꞌ»  разработана  в  соответствии  с  «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». При разработке программы использованы материалы дополнительных образовательных программ: «Ямальский сувенир» автор-составитель: Сусой Ксения Леонидовна,        педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Ямальский ЦВР), «Радуга из бисера» (автор Евай Ирина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Ямальский ЦВР).

            В данной программе используются педагогическая технологии развивающего обучения с направленностью  на творческое развитие качеств личности  И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова,  методика коллективных творческих дел (КТД) И.П. Щуркова, методика Школы адаптирующей педагогики  Е.А. Ямбурга, Б.А. Бройде.

Няруй В.Н. Внеклассная работа в сельской школе Ямала: Методическое пособие для учителей, Няруй В.Н., Сэрпива В.М. «Ненцы: уроки предков»: Научно-методическое пособие.

     Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов: 33 часов.

Продолжительность

занятия

Периодичность

в неделю

Количество часов

в неделю

Количество часов в год

30 мин.

один раз

1 час

33 ч

        Независимо от направлений работы ведется опора на следующие педагогические принципы:

   1.Принцип сознательности и активности (данный принцип предусматривает сознательное, активное отношение занимающихся и понимание изучаемого материала).

               2. Принцип наглядности (тесно связан с принципом сознательности). Суть его состоит в том, что преподаватель, используя демонстрацию, создает ясное представление  об изучаемом материале, помогает более отчётливо понять его.

       3. Принцип систематичности и последовательности (данный принцип предполагает определённую систему обучения, установление логической связи и правильной последовательности). Реализуя этот принцип, в процессе обучения, исходят из педагогических правил от простого к сложному и наоборот.

       4. Принцип доступности (требует подбора упражнений, занятий  по сложности в соответствии с   индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности).

Программа реализуется через следующие формы:

 На занятиях применяются разные формы игр: сюжетно ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры-забавы; имитирующие игры; игры-соревнования, инсценировки.

Основные   формы  проведения занятий: индивидуальная, фронтальная,групповая.

       

Методы:

  • наглядные (демонстрация слайдов, фильмов, иллюстраций);
  • словесные (рассказ, беседа, художественное чтение);
  • игровые (подвижные, настольные, спортивные).

Материально-техническое обеспечение программы:

-Этнопедагогический чум, специально оборудованный для проведения   занятий.

- Таблицы по технике безопасности, пожарной безопасности.

- Инструкции по правилам поведения в чуме.

 -Компьютер, планшеты.

 -Аптечка.

 -Инструменты и материалы  (швейные иглы, нитки,  ножницы, сукно, клей ПВА).

 Канцелярские принадлежности:

-альбомы

-ластики

-карандаши простые

-карандаши цветные, фломастеры, кисти, краски акварельные, калька и копировальная бумага.

Планируемые результаты:

1 раздел. Вводное занятие. История возникновения фольклора.

Обучающийся научится:

- Соблюдать правила безопасности во время проведения  подвижных игр

-различать жанры устного народного творчества

-играть и общаться в коллективе

Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать дисциплину и правила безопасности во время проведения игр

-самостоятельно организовать и провести игру в малых группах

-слушать и инсценировать небольшие сцены из произведений

-различать спортивные игры.

2 раздел. Бытовое назначение игрушки в жизни детей.

Обучающийся научится:

-играть в национальные игры народов Севера

-распределять роли во время игр

- проявлять творческие способности

Обучающийся получит возможность научиться:

-изготавливать элементы национальных игрушек

-проявлять самостоятельность в условиях игровой деятельности

- толерантности, доброте, взаимопониманию во время совместных игр

-контролировать и оценивать свои действия во время игр

3 раздел. Чум – символ мироздания

Обучающийся научится:

-правилам поведения в чуме

-сотрудничать с педагогом и сверстниками

-любви к родному краю

Обучающийся получит возможность научиться:

- Расширить знания по прикладному  искусству

-некоторым бытовым словам во время занятий в чуме (аниторова, лакамбой, нянь, симзы, и т.д)

- Закрепить представления  о жанровых и языковых особенностях фольклора народов Севера.

- бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- любознательности, активности  и заинтересованности в познании  окружающего мира.

Ожидаемые результаты:

  1. высокий уровень мотивации на ведение здорового образа жизни;
  2. расширение кругозора детей об играх, игрушках, фольклоре  и забавах народов Севера;
  3. соблюдение дисциплины, правил безопасного поведения в местах проведения  игр;
  4. самостоятельная организация и проведение игр в малых группах сверстников;
  5. соблюдение норм общения и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в процессе игр;
  6. проявление самостоятельности в принятии адекватных решений в условиях игровой деятельности. 

Ожидаемые результаты

Основные требования к знаниям, умениям воспитанников

К концу первого года обучения дети должны

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила поведения при организации и проведении подвижных игр.

Соблюдать правила безопасности при проведении подвижных игр

Историю возникновения народного фольклора

Различать жанры УНТ. Слушать сказки, инсценировать небольшие сцены из произведений. Работать в группах.

Народные игры, игрушки,  праздники.

 Спортивные игры народов Севера. Чум-жилище коренных народов Севера.

Уметь играть коллективно, распределять роли. Изготавливать элементы игрушек из сукна, утиных носиков, принимать участие в проводимых  методических занятиях и воспитательных мероприятиях.

  Способы проверки:

мониторинг образовательной среды (анкетирование детей и родителей), оценка уровня знаний в ходе проведения  мероприятий, конкурсов,  практических занятий.

Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит:     сформированность  у  обучающегося    коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и  управление ею.

К ним относятся:

-  способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую;

-умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

- способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа,  установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

- умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира.

В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

В том числе

Виды деятельности ученика

Теоретических

Практических

1.Вводное занятие. Техника безопасности.

Правила поведения детей при организации и проведении подвижных игр

1

1

-

-Знакомятся  с коллективом. Игра  «Нинаˮ торамдахаваˮ» «Давай знакомиться» Инструктаж по ТБ при организации и проведении подвижных игр

 2.   История возникновения народного фольклора

 1

1

-

-Получают  первоначальные сведения о фольклоре.

2.1.Истоки национальной культуры

1

1

-

-Отвечают на вопросы по теме

-Работают  в группах.

2.2.Сказки народов Севера

2

1

 1

-Уточняют жанры фольклора (ӈарканенэцяꞌ табекохоꞌ инзеле״ илар тас' ӈэӈгу),

«Хартꞌиринат"вадаку"тенед»

2.3.Игры «Путешествие по сказкам»

3

1

2

-распределяют роли

-инсценируют сказки

-формирование художественного вкуса, культуры чувств и общения

-Соотносят реального и фантастического в сказочных сюжетах.

2.4. Игры и игрушки народов Севера

1

1

-

-Уточняют информацию

 -обсуждают задание

2.5. Спортивные игры народов Севера

1

1

-

-Работают  в группах

2.6.Народные игры в организации и проведении  праздников

2

1

1

-Уточняют представление об организации игр

- Работают  в группах

2.7.Календарные игры

2

1

1

-знакомятся  с календарными играми народов Севера

-Закрепляют  знания об играх

-работают парами

2.8.Итоговое занятие

Конкурс «Я проведу игру»

3

2

1

-Распределяют  роли.

-Умение работать в коллективе, группе

Итогом темы служит проведение итогового занятия-конкурса «Я проведу игру» на школьном уровне  в каникулярное время в школьном чуме

3.Тема «Бытовое назначение игрушки в жизни детей»

3.1. Бытовое назначение игрушки в жизни детей: кукла «Нухуко»

1

1

-

- уточняют и закрепляют знания  о кукле «Нухуко».

3.2. Совместная

работа с родителями «Игрушки моей семьи»

2

1

1

-знакомятся с технологией изготовления поделок из сукна

- научатся работать швейными принадлежностями

-Работают парами

3.3.Подготовка к празднику «Иринана" хаданана" сянакубця"»«Во что играли наши бабушки и    дедушки»

3

1

2

-Проявлять самостоятельность  при  выборе участия в мероприятии

-обсуждают задание

3.4.Праздник игры «Иринана" хаданана" сянакубця"»«Во что играли наши бабушки и    дедушки»

1

-

1

-научатся распределять роли («Лимбя няби нув̓ сармикˮ», «Ханзерˮманяˮ сянакуваˮ)

-обсуждают задание

3.5.«Игрушка своими руками»

3

1

2

-знакомятся с технологией изготовления поделок из сукна

- научатся работать канцелярскими принадлежностями

-Работают парами

3.6.Акция «Подари игрушку другу» «Нитˮмядозэяд мисˮ».

1

-

1

-научатся толерантности, доброте, взаимопониманию, взаимовыручке

Итогом темы «Бытовое назначение игрушки в жизни детей»  будет проведена акция «Подари игрушку другу» на уровне поселка (д/с «Золотая рыбка)

4.Тема «Чум – символ мироздания»

4.1.«В гости в игровой чум»

1

-

1

- познают уклад жизни в тундре

-уточняют представление о жилище ненцев – чуме.

4.2.Праздник «Северные посиделки»

4

2

2

-Умение работать в коллективе, группе

-Активизируют словарь (циновки, макод, симзы, нюк, тюмю)

-научатся толерантности, доброте, взаимопониманию, взаимовыручке

-Закрепят представление о жанровых и языковых особенностях фольклора народов Севера.

-Рефлексия  (оценка их состояния и отношения к полученным знаниям).

Итогом темы «Чум – символ мироздания» планируется проведение праздника «Северные посиделки» в чуме при школе.

Итого:

33

17

16


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№п\п

Название  раздела

Темы

Описание

Часы

Прогнозируемые результаты

 1.

Вводное занятие.

Правила техники безопасности

Теория: Беседа. Характеристика курса обучения в целом.  Правила техники безопасного труда. Инструктаж по пожарной безопасности. Знакомство с коллективом, планирование работы, расписание группы. Правила поведения детей при организации и проведении игр в чуме, подвижных игр на улице.                                      

Формы работы:  объяснительно-иллюстративный.

1 (1/-)

-Сплочение коллектива. Знакомство   с правилами безопасного труда и правилами ПБ

2

«Фольклор и фольклористика».

2.1.История возникновения народного фольклора

Теория:Беседа. Народное творчество ненцев - неотъемлемая часть всемирного культурного фонда, тематически и жанрово богатого и разнообразного.

Форма работы:  беседа, объяснение.

1 (1/-)

-Различие жанров УНТ. Слушают сказки, инсценируют небольшие сцены из произведений.

-Работают в группах.

2.2.Истоки национальной культуры

Теория: Познакомить детей, что основу культуры Ямала составляют многонациональные культуры народов населяющих автономный округ.

Формаработы:объяснительно-иллюстративный.

Практика:  Словарная работа по теме.

1(1/-)

-Благоприятная атмосфера для детского словотворчества произведений.

-Воспитание толерантности.

2.3. Сказки народов Севера.

Теория:Беседа, рассказ, демонстрационный показ, работа с художественной литературой, использование  DVD- CD дисков.                                

Практика: Привлекать детей к участию в совместном с педагогом рассказывании  произведений народов Севера.

2(1/1)

-Развивать способность слушать произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.

2.4. Игры « Путешествие по сказкам»

Теория: Чтение сказки «Кукушка». «Халяко», «Почему собака стала другом человека».

 Беседа, демонстрационный показ, работа с художественной литературой, использование  DVD- CD дисков.                            

Практика: Проведение мини-викторины, инсценировка сказки народов Севера «Кукушка»

3(1/2)

-Ознакомление с искусством народов Севера.

 -Активизировать словарь.

-Работают  в группах.

2.5. Игры и игрушки народов Севера

Теория: Беседа, рассказ, демонстрационный показ, работа с художественной литературой, использование  DVD- CD дисков.                                  

 Формы работы:  объяснительно-иллюстративный.

1(1/-)

-Распределение ролей.

-Учить детей толерантности, доброте, взаимопониманию.

2.6. Спортивные игры народов Севера

 Теория: Беседа.  Необходимость физического воспитания подрастающего поколения: укрепление здоровья, формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, развитие двигательных способностей.

1(1/-)

-Различать  спортивные игры «Перетягивание палки», «Парнэко», «Стойбище», «Пирдырма»

2.7. Народные игры в организации и проведении  праздников

Теория:  Знакомство с  играми  и развлечениями на открытом воздухе: национальные виды соревнований, которые сопровождали праздники, связанные с хозяйственной деятельностью (например, завершение оленеводческого цикла осенью), свадьбы и т.д.

Практика: Проведение игр «Парнэко»(Ведьма), Лахацие″мана»(По кочкам), «Лынзекова»(Прятки), «Хоркынзь»(Охота на куропаток). «Лэмороко» (Воробышки)около чума на свежем воздухе. Развивать координацию движений, силу ног и туловища.

2(1/1)

-Повышение самооценки, коммуникабельности.

2.8. Календарные игры

Теория:Познакомить детей с народными традициями и обрядами, ввести детей в активную творческую деятельность.

Практика:  Разнообразие народных игр «Талрава» , «Лынзекова», фольклорного материала, составляющих ту основу, на которой формируется детская духовно-нравственная культура.

2(1/1)

-Самостоятельное решение,  проявление фантазии при организации игр.

2.9. Итоговое занятие

Конкурс «Я проведу игру»

Теория: Беседа.Подготовка сценария к конкурсной игре. Подготовка атрибутов к мероприятию, разучивание игр.

Практика:Проведение конкурса.

3(2/1)

-Проявление самостоятельных решений при  выборе участия в мероприятии.

3.

 «Бытовое назначение игрушки в жизни детей

3.1. Бытовое назначение игрушки в жизни детей: кукла «Нухуко».

Теория: Беседа.Знакомство с куклой «Нухуко». Ознакомление с историей появления  куклы.

Практика: ТБ при работе с готовым материалом.  Цветовое сочетание. Обработка, оформление.

1(1/-)

- Уметь накладывать на носик птицы сукно при изготовлении элементов  куклы.

-Демонстрация работ.

3.2. Совместная работа с родителями «Игрушки моей семьи»

Теория: Беседа.Рассказ с демонстрационным показом, упражнения на закрепление умений и навыков.

Практика: Выполнение ручных строчек. Анализ качества выполненных работ детьми, окончательное оформление работы родителями.

2(1/1)

-Развитие трудолюбия у детей.

-Расширение знаний по прикладному искусству

3.3. Подготовка к празднику «Иринана" хаданана" сянакубця"» «Во что играли наши бабушки и дедушки»

Теория: Беседа, рассказ, демонстрационный материал.Подготовка сценария к празднику.  Подготовка атрибутов к мероприятию, национальной одежды, разучивание игр, развитие речи.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Практика: Проведение мероприятия.

3(1/2)

-Проявление самостоятельных решений при  выборе участия в мероприятии.

-Повышение самооценки, коммуникабельности

3.4. Праздник игры

«Иринана" хаданана" сянакубця"»«Во что играли наши бабушки и    дедушки»

Теория: Беседа: инструктаж во время проведения праздников.

Практика: Демонстрационный показ

1(-/1)

-Сплочение коллектива.

-Повышение самооценки воспитанников.

3.5. «Игрушка своими руками»

Теория: Правила техники безопасного труда.

Рассказ с демонстрационным показом, упражнения на закрепление умений и навыков

Практика: Художественная литература, иллюстрации, цветное сукно, катушечные нитки, клюв утки(гуся), ножницы, напёрстки, иголки.

3(1/2)

-Расширение знаний по прикладному искусству.

-Умение работать с данным материалом.

-Проектирование будущей работы.

-Самостоятельное

решение,  проявление фантазии.

З.6. Акция «Подари игрушку другу»

Теория:Беседа.

Практика: Обучающиеся дарят игрушки, выполненные самостоятельно, друзьям, одноклассникам.

1(-/1)

-Воспитание  толерантности, доброты.

-Анализ творческих работ.

4.

«Чум-символ мироздания»

4.1.« В гости в игровой чум»

Теория: Беседа. Уточнить представление детей о жилище ненцев – чуме.

Практика: приглашение учеников 2 класса в чум: общее чаепитие

1(-/1)

-Активизировать словарь (циновки, макода, симзы, нюк, тюмю, сяй ед, пэ ед).

-Закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях фольклора народов Севера.

4.2. Праздник «Северные посиделки»

Теория: Беседа. рассказ, демонстрационный материал, развитие речи.

Практика: Подготовка сценариев, оформление работ, участие в выставках, мероприятиях.

4(2/2)

- Соответствие полученных результатов требованиям программы 1 года обучения.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

               Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Нюрць сянакубцꞌ»  разработана  в  соответствии  с  «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». При разработке программы использованы материалы дополнительных образовательных программ: «Ямальский сувенир» автор-составитель: Сусой Ксения Леонидовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Ямальский ЦВР), «Радуга из бисера» (автор Евай Ирина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Ямальский ЦВР).

             Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов: 33 часов.  Возраст детей: 6-7 лет.   

Основными формами организации образовательного процесса являются индивидуальная, фронтальная, групповая.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся; оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся.

          Групповая форма работы ориентирует учащихся на создание так называемых «творческих пар». Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы. Групповая форма помогает ощутить помощь со стороны друг друга, учитывая возможности каждого.Для поддержания интереса и  активности детей на занятиях используются специальные методы:

           - наглядные (демонстрация слайдов, фильмов, иллюстраций);

- словесные (рассказ, беседа, художественное чтение);

           - игровые (подвижные, настольные, спортивные).

Программа реализуется через следующие формы: сюжетно-ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры-забавы; имитирующие игры; игры-соревнования, инсценировки.

Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит:

сформированность  у  обучающегося    коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

К ним относятся:

-  способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую;

- умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

- способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа,  установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

- умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира.

    В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Ресурсное обеспечение программы:

-Этнопедагогический чум, специально оборудованный для проведения   занятий.

- Таблицы по технике безопасности, пожарной безопасности.

- Инструкции по правилам поведения в чуме.

 -Компьютер, планшеты.

 -Аптечка.

 -Инструменты и материалы  (швейные иглы, нитки,  ножницы, сукно, клей ПВА).

 Канцелярские принадлежности:

-альбомы

-ластики

-карандаши простые

-карандаши цветные, фломастеры, кисти, краски акварельные, калька и копировальная бумага.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1.Быковский В.А. Азбука Ямала. ЧастьI/ В.А. Быковский. – Екатеринбург: Издательство «Баско», 2012

2.Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО. / Автор-составитель Фёдорова Л.В. – Тюмень: изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002

3.Козак О.Н. «Зимние игры для больших и маленьких». СПб.: Союз, 1999г.

Дополнительная литература для детей:

1.«Явь и Легенды ненецкой семьи». Авторы: В.Н. Няруй, В.В. Крылов. Салехард, 2002. (диплом ТЭФИ-2002 г., в номинации просветительская программа, фонд «Большая Арктика»).

2. «Колыбель». Авторы: В.Н. Няруй, В.В. Крылов. Салехард, 2002  («Лучший учебный фильм» фестиваля антропологических фильмов, Салехард, 2002.).

3. «Лайка-мой друг». Авторы: В.Н. Няруй, В.В. Крылов.  Салехард, 2006.

3. «Звон тынзяна», Авторы: В.Н. Няруй, В.В. Крылов.  Салехард, 2006.

4. «Ненецкий календарь». Видеосборник. М. Окотэтто. Санкт-Петербург, 2007.

5.«Удивительное путешествие в тундру». Студия «Ханавэй», Салехард, 2008.

6.«Мир северных номадов или правила поведения на стойбище оленеводов». Студия «Илебц», Салехард, 2008.

7. Семь песен из тундры. «Гирон-Фильм», Финляндия, 2000.

8. Северный колорит, сборник телевизионных программ на ненецком и русском языках.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.

2. Няруй В.Н. Внеклассная работа в сельской школе Ямала: Методическое пособие для учителей. Салехард: ЯНОИУУ, 2002.

Няруй В.Н., Сэрпива В.М. «Ненцы: уроки предков»: Научно-методическое пособие. СПб., ООО «Миралл», 2005.

Няруй В.Н., Потапова Л.И. Книга для учителя ненецкого языка: 1-9 классы: Методическое пособие. - М.: «Вентана-Граф», 2007.

Козак О.Н. «Зимние игры для больших и маленьких». СПб.: Союз, 1999г.

Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.

 Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.

Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН,  2003 г.

 Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2008 г.

Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и  Пеньковская Л.А. .  М., «Просвещение», 1976.

Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.

Шесталов Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.

Аромштам М., Чему нам учиться  у  ненецких детей, или  этнопедагогика  для взрослых. «Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра. Подвижные игры на внимание и быстроту. Встречные эстафеты на лыжах.

Технологическая карта урока по физической культуре в 4Д классе МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области...

Ролевые игры. Занятие в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме "Любите книгу-источник знаний"

Ролевые игры. Примерный материал занятия в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме"Любите книгу-источник знаний" (форма-устный журнал). Роли участников игры и их обязанности. Роль книги в жизни чело...

Игра-квест «Сказочный калейдоскоп» ( по типу игры «Кладоискатели») Для учащихся начальных классов

Игра-квест «Сказочный калейдоскоп»( по типу игры «Кладоискатели»)Для учащихся начальных классовМесто проведения: парк «Юнатов»(в случае плохих погодных условий игра проходит в  здании ОДОД «Север...

«Давай с тобой играть» Развивающие игры

Ход занятия.    Беседа о добрых словах приветствия. Психолог. Здравствуйте мои замечательные и любознательные друзья! Я сегодня пришла к вам в гости, чтобы поиграть с вами. Зовут м...

Методическая разработка игры-викторины «Своя игра»

Методическая разработка игры-викторины  «Своя игра»...

Буклет для родителей "Игры своими руками. Игры с фонариком на примере игры "Кто спрятался?""

Буклет для родителей "Игры своими руками. Игры с фонариком на примере игры "Кто спрятался?""...