Учебно-методический комплекс по УД "Физическая культура" для педагогических заведений
рабочая программа на тему

колесникова светлана викторовна

Приложение и информационное обеспечение УМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

5. Информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий,   интернет ресурсов, дополнительной литературы

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы (в соответствии с перечнем учебных изданий для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы по специальностям среднего профессионального образования, прошедших рецензирование в ФГАУ «ФИРО»).

Основные источники:

  1. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник для начального и профессионального образования [Текст]/ А.А. Бишаева. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.  
  2. Бишаева, А.А. Физическая культура: примерная программа учебной дисциплины для профессий начального и специальностей среднего профессионального образования [Текст]/ А.А.Бишаева. – ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015.
  3. Решетников, Н.В. Физическая культура: учебник для СПО (ФГОС) [Текст]/ Н.В. Решетников. М.: Академия, 2012.
  4. Попова, С.Н. Лечебная физическая культура: учебник для ВПО [Текст]/ С.Н. Попова. – М.: Академия, 2012.
  5. Бутин, И.М. Физическая культура 9-11 кл, учебное пособие для учащихся [Текст]/ – И.М. Бутин.- М.: ВЛАДОС, 2003.
  6. Лях, В.И. Программа по физической культуре для средней (полной) общеобразовательной школы [Текст]/ В.И. Лях. Изд.М., 2007.

Дополнительные источники:

  1. Блеер, А.Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник [Текст]/ А.Н. Блеер. – М.: Академия, 2010.
  2. Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов [Текст]/ Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2011. ФГОС.
  3. Кремлева, О.И. Оздоровительная направленность уроков физического воспитания в учреждениях начального профессионального образования [Текст]/ О.И.  Кремлева. –М.: Издательский центр «Академия», 2011.  
  4. Туревский, И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры [Текст]/ И.М Туревский. — М., 2005.
  5. Журнал «Физическая культура в школе».

                                                                                                                                                                                                                                          55


6. Глоссарий основных понятий и терминов

Активность - это энергичная, интенсивная деятельность, которая проявляется осознанно или спонтанно.

Быстрота - способность выполнять двигательное действие с максимальной скоростью (за наименьший промежуток времени).

Выносливость  - это способность человека противостоять утомлению.

Гибкость  - вид физических способностей человека, которые определяют его возможности выполнять движения с максимальной амплитудой.

Двигательная активность - вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве.

Двигательное умение  - уровень владения двигательным действием, который характеризуется преимущественной направленностью контроля на содержание изучаемого движения.

Диагностика – процесс распознания и оценки свойств, особенностей и состояния человека, заключающийся в целенаправленном исследовании истолковании полученных результатов и их обобщение в виде заключения

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, использующий наиболее разумные формы индивидуального и коллективного поведения, целью которого является сохранение и укрепление здоровья.

Координация движений - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.

Ловкость - способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся игровой ситуацией.

Метод круговой тренировки - организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы.

Мониторинг - непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.

Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Обучение - то специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Оздоровительные задачи – задачи, которые направлены на укрепление здоровья.

Отдых - восстановление организма после нагрузки.

Переутомление  - патологическое функциональное состояние организма, при котором отмечается постоянное ощущение усталости, вялости, нарушение сна и аппетита и др.

Принцип наглядности - выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.

Принцип доступности -  дидактический принцип, который означает учет возрастных различий и особенностей обучаемых при отборе материала с тем, чтобы изучаемый материал по содержанию и объему был посилен учащемуся.

Принцип систематичности  -суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.

Поточный способ – способ, который предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание учащихся.                       56

Рост-увеличение в числе, в размерах, развитие.

Сила-энергия, воздействующая на материальные тела, а также степень интенсивности, напряжённости её.

Соревновательный метод - это сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или высокое достижение.

Сознательность-умение, способность разбираться в окружающей действительности.

Скоростно-силовые качества - это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.

Спорт - физические упражнения для развития и укрепления организма, а также система организации и проведения соревнований в различных областях физической культуры.

Техника- совокупность приёмов, применяемых в каком-н. деле, мастерстве.

Тест- система формализованных заданий, по результатам выполнения к-рых можно судить об уровне развития определённых качеств испытуемого, а также о его знаниях, умениях и навыках.

Тестовое задание — составная часть педагогического теста, отвечающая требованиям технологичности, формы, содержания и, кроме того, статистическим требованиям: известной трудности; достаточной вариации тестовых баллов; положительной корреляцией баллов задания с баллами по всему тесту

Тренировка — систематические упражнения с целью образования и развития умений и навыков, повышения функциональных возможностей организма в целом или в конкретной деятельности.

Упражнения — это двигательные действия и их комплексы, систематизированные для физического развития человека

Утомление  - функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости.

Физическая подготовка – Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия обеспечения жизнедеятельности человека.

Физические качества - это врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

Физические упражнения - естественные и специально подобранные движения, применяемые в физическом воспитании.

Физическое развитие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.

Физическая нагрузка - мера воздействия средств на организм занимающегося, а также степень преодолеваемых при этом трудностей.

Цель -то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Целью физического воспитания - является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность

                                                                                                                                                                 57

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1

Техника безопасности на занятиях физической культуры.

Техника безопасности – это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения студентов.

Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие настудентов таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;

К занятиям по физической культуре допускаются только студенты, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;

На уроках по физической культуре участвуют только студенты, которые имеют соответствующих уровень допуска из медицинского учреждения и предоставили преподавателю документ;

Студенты, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.

После болезни студенты обязаны предоставить преподавателю справку из медицинского учреждения.

Студенты для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;

На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;

После физической нагрузки студентам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

Приложение №2

Примерный комплекс для развития силы и быстроты.

Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Проявление силы зависит от ряда факторов: поперечника мышцы (ее массы), нервно-координационных отношений, степени владения техникой движения, волевых качеств.

Для развития силы используют метод повторного поднимания тяжестей, а также метод динамических усилий при прыжковых и метательных движениях. Рекомендуются спокойные и объемные занятия Они приводят к росту мышечной ткани и улучшают обмен веществ. Силовые упражнения целесообразно включать в конец основной части занятий.

Очень полезны для членов семьи мужского пола упражнения с гантелями. Гантели с оптимальной массой — это те, которые можно поднять без видимого напряжения 8—10 раз. Начинать следует с гантелей, масса которых составляет 50% от оптимальной. В ходе тренировки массу гантелей можно увеличивать до 80% от оптимальной, чтобы можно было их поднять 4—6 раз.

Примерные упражнения для развития силы:

— сгибание и разгибание рук в упоре (стоя, лежа);

— приседания на одной, двух ногах;

— подтягивание;

— наклоны назад с поворотом туловища вправо и влево сидя, ноги закреплены, руки за голову (или вдоль туловища). То же с гантелями;

— лежа на спине, поднимание прямых ног перпендикулярно туловищу;

— сгибание и разгибание рук с гантелями, круги руками внутрь и наружу, подскоки (на месте и с продвижением), приседания на одной и двух ногах. Упражнение выполняется с гантелями;

— из различных исходных положений растягивание эспандера или резинового амортизатора;

— спортивные и подвижные игры.

Быстрота — комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений. Воспитание этого физического качества во многом зависит от состояния центральной нервной системы. Наиболее успешно скоростные качества развиваются в детском и подростковом возрасте. Скоростные нагрузки очень активно воздействуют на сердечно-сосудистую систему, поэтому их применение в среднем и особенно пожилом возрасте ограничено. Упражнения для развития быстроты, как правило, выполняются сериями и включаются в начало основной части занятий. Интервалы между повторениями должны обеспечивать восстановление работоспособности и зависят от индивидуальных особенностей занимающихся.

Примерные упражнения для развития быстроты:

— бег в упоре стоя с максимальной скоростью (20—30 с);

— семенящий бег (8—12 м);

— имитация движений рук как при беге с максимальной скоростью (20—30 с);

— бег с ускорением 10—15 м (3—6 раз);

— бег на коньках на скорость, 15—20 м (4—6 раз);

— повторное проплывание отрезке 10—20 м;

— спортивные, подвижные игры.

Приложение №3

Примерныйкомплекс общеразвивающих упражнений без предмета

  1. Круговые вращения головы.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – 4 – круговые движения головой вправо; 1 - 4 – в другую сторону.

2. Наклоны головы.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклон головы вперед; 2 – наклон головы назад, 3 – наклон головы вправо, 4 – наклон головы влево.

3Качели.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На раз правое плечо поднимаем вверх, левое тянем вниз. На 2-и.п. На 3 – левое плечо поднимаем вверх, правое тянем вниз, на 4 – и.п.

4Круговые вращения в плечевом суставе.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. На 1 - 4 – круговые вращения вперед, на 1 – 4 – назад.

5. Рывки руками.

И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. На 1-2 – рывки правой рукой, на 3-4 – левой рукой.

6. Тренажер.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки впереди, согнуты в локтях. На раз поворот туловища в правую сторону, на 2 – и.п., на 3 – поворот туловища в левую сторону, на 4 – и.п.

7. Наклоны туловища.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху. На раз – наклон в правую сторону, на 2 – и.п., на 3 – наклон в левую сторону, на 4 – и.п.

8. Радуга.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки в замке впереди. На раз – руки вверх, правую ногу назад, выгибаемся назад. На 2 – и.п., на 3 руки вверх, левую ногу назад, прогибаемся назад. На 4 – и.п

9. Наклоны вперед.

И.п. – широкая стойка ноги врозь. На 1-3 пружинистый наклон вперед, на 4 – И.п.

10. Махи ногами.

И.п. – о.с. На 1 – мах правой ногой, хлопок под ней, на 2 – И.п. На 3-4 тоже самое с другой ногой.

11. Приседания.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

ПРИМЕРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

п/п

Физические способности

Контроль-ное

упражнение (тест)

Воз-раст, лет

Оценка

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

1.

Скоростные

Бег

30 м, с

16

17

4,4 и

выше

4,3

5,1–4,8

5,0–4,7

5,2 и ниже

5,2

4,8 и

выше

4,8

5,9–5,3

5,9–5,3

6,1 и ниже

6,1

2.

Координацион-ные

Челночный бег

3*10 м, с

16

17

7,3 и

выше

7,2

8,0–7,7

7,9–7,5

8,2 и ниже

8,1

8,4 и

выше

8,4

9,3–8,7

9,3–8,7

9,7 и ниже

9,6

3.

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

16

17

230 и

выше

240

195–210

205–220

180 и ниже

190

210 и

выше

210

170–190

170–190

160 и ниже

160

4.

Выносливость

6-минутный

бег, м

16

17

1500 и выше

1500

1300–1400

1300–1400

1100

и ниже

1100

1300 и выше

1300

1050–1200

1050–1200

900 и ниже

900

5.

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя, см

16

17

15 и

выше

15

9–12

9–12

5 и

ниже

5

20 и

выше

20

12–14

12–14

7 и ниже

7

6.

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки)

16

17

11 и

выше

12

8–9

9–10

4 и

ниже

4

18 и выше

18

13–15

13–15

6 и ниже

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".

Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью сп

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных ...

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

Учебно-методический комплекс по УД "Физическая культура" для педагогических заведений

В УМК входит программа обучения  студентов педагогических заведений на овладение основами знаний  и умений в таких разделах,как легкая атлетика,степ аэробика,оздоровительные виды аэробики,иг...

Учебно-методическая разработка комплекса учебных заданий

Материал включает полный пакет разработанных учебных занятий по профессии 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) на 1 полугодие....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...