Библиотека и информационные технологии
статья на тему

Статья о применении инфомационных технологий в библиотеке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biblioteka_i_informatsionnye_tehnologii.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Елисеева Н.В., Беликова Е.В., ГПБОУ ВО «ЛАТТ»

БИБЛИОТЕКА И ИНФОРМАЦИНННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  Одной из составляющих        профессиональной        компетенции  является информационная компетенция.        Немаловажную роль в ее формировании играет библиотека образовательного учреждения. Но может  случиться, что однажды из нашей жизни исчезнут такие культурные феномены, как книга, библиотека. Или же книга всегда будет с нами? Ответ далеко не очевиден. Никого не надо долго убеждать в том, что библиотека и книга имеют огромное значение в образовательном процессе. Именно библиотеки всегда играли важнейшую роль в распространении информации и развитии образования и многие века служили основным способом хранения и передачи культурной традиции. Как говорил Лобачевский, который был ректором и библиотекарем Казанского университета: «Дайте мне хорошую библиотеку, и я создам вокруг нее университет». То есть библиотека является центром, одним из основных компонентов любого образовательного учреждения. Главная задача, стоящая перед библиотекарями, конечно, просветительская. Возникает вопрос: а может, надо оставить печатную продукцию и перейти целиком на электронные издания, на мультимедийную продукцию, туда перебросить все силы? Может, таким образом будет оказываться более сильное влияние на современное молодое поколение,  учебную литературу станет более близкой им? Но нет, как известно, образовательная функция библиотеки раскрывается в процессах увеличения количества и повышении качества знаний, расширении кругозора личности читателя, формировании умений и навыков самостоятельного поиска информации, ее переработки и получения знаний, становлении основы непрерывного образования на базе самообразования. Студенты и  преподаватели сегодня должны владеть информацией для выполнения профессиональных задач, эффективно находить, оценивать, использовать информацию на уровне, который требуется для включения личности студента и преподавателя в разнообразные виды деятельности и отношений.

В связи с этим образовательное учреждение и библиотека работают в режиме диалога. Современная библиотека, обеспеченная печатными и электронными изданиями, способна оказать реальную помощь учебному процессу, тем более что ее пользователями являются и студенты, и педагоги. Конечно, есть преподаватели, которые учат между делом и работе с информацией, и поиску в Интернете, но все же — это исключения, не правило. Потому что у преподавателя другие задачи. Он должен учить своему предмету. Он предлагает студенту тему для исследования или просто параграф для усвоения и задание. Например, написать реферат, доклад. А как и где студент нашел материал для этого доклада, как он его отобрал, понял — об этом преподавателю думать некогда. Он будет оценивать результат, а не процесс. Но в этом процессе кто-то должен студенту помогать! Эту немаловажную роль помощника и берут на себя хорошая библиотека и библиотекарь образовательного учреждения. В современных условиях они оказывают услуги навигации в информационном пространстве, в поисках необходимых знаний, качественном анализе найденной информации и участвуют в приращении новых знаний. Информация и знания становятся важнейшими стратегическими ресурсами развития.

Студенты, приходящие в библиотеку, очень рады, что все доступно: традиционные учебники, электронный читальный зал с выходом в Интернет и, соответственно, к удаленным электронным ресурсам. Но как только они начинают этим пользоваться, звучат вопросы: что? где? как?

И здесь библиотекарь развеивает миф об Интернете, где якобы можно найти все. Далеко не все! Он уже знает это из собственного опыта. И этот факт подтвердит любой специалист по работе с информацией. Там, кроме искомого, можно получить массу непроверенной и недостоверной информации. Интернет можно поставить в ряд величайших изобретений человечества. Просто с ним, как со всяким источником информации и как со всякими высокими технологиями, надо уметь работать, чтобы от этого получать пользу, а не вред. А многие студенты сегодня умеют пользоваться хорошо только социальными сетями, и абсолютное большинство не владеет технологией поиска информации даже в традиционных учебниках, не говоря уже об Интернете, что свидетельствует об очень низкой информационной культуре обучающихся. Также возникают трудности с установленными в обязательном порядке в образовательных учреждениях интернет-фильтрами, которые зачастую не дают доступ даже к федеральным образовательным официальным ресурсам.

В связи с этим мы и возвращаемся в современную библиотеку с ее основными функциями за помощью.

Да, можно и нужно использовать мультимедийные ресурсы, работать с новейшими технологиями. Самое главное знать: что искать? как это делать? где можно найти? Зато новые технологии очень эффективно помогают в открытии для молодежи целого мира — мира информации, привлекают молодого читателя в библиотеку. Вот тогда и приходит осознание необходимости работника библиотеки с его знаниями и опытом. Если читатель не умеет работать с традиционной книгой и находить быстро нужную информацию в учебнике, то он никогда не отыщет то, что ему нужно в огромном потоке информации.

Поэтому и возникает острая необходимость не только привлечь читателя в библиотеку, но и научить грамотно работать с информационными источниками, находящимися в ней. На современном этапе с введением ФГОС нового поколения большой объем времени отводят на самостоятельное изучение материала. У студента возникают потребности научиться самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать и синтезировать ее. Вот здесь и становится востребованной работа грамотного библиотекаря. Сегодня они работают как поисковики, как консультанты в этом мире информации. Чаще всего работа по ознакомлению студентов и педагогов с электронными путеводителями проходит в форме индивидуальных консультаций. Но как было уже проверено, проведение массовых мероприятий по информационной грамотности, студенческих конференций и библиотечных часов приносит свои плоды. И все что для этого требуется — желание работников библиотек создать условия в библиотеках образовательных учреждений, в которых студенты чувствовали бы себя уверенно. На уроках этого добиться не всегда удается, поэтому отдельные студенты не могут проявить себя в полной мере и у них не возникает интереса приобретать новые знания и умения. Проблему по побуждению и привлечению студентов к самостоятельной работе подчас и позволяют решить внеклассные мероприятия, проводимые в нашей библиотеке в форме конкурса, игры, в том числе и командной. Содержание таких мероприятий и методика их проведения дают преподавателям и библиотекарям возможность использовать самые разнообразные методы работы. Это осуществимо еще и потому, что конкурс как действие или процесс знаком всем с детства. Во время игры они погружаются в предложенные ситуации на подсознательном уровне. Пропадает боязнь незнания чего-либо, смущение от неуверенности в своих силах, поскольку обучающиеся сами порой не замечают, насколько их увлекают эти мероприятия.

  Именно с этой целью в библиотеке техникума проводятся мероприятия по технологии поиска информации в сети Интернет, обучению культуре общения, совершенствованию навыков пользования традиционными книгами и словарями. Интересные конкурсные задания с применением презентаций, видео- и фотоматериалов дают возможность заинтересовать и увлечь пользователя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме: "Информационная культура"

Презентация к уроку по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме "Интернет и информационная культура"...

Формирование информационной компетентности учащегося при обучении информатике и информационным технологиям на основе деятельностного подход

Целью реализации модели является подготовка специалиста, обладающего информационной компетентностью В разработке представлен краткий материал по предмету «Информатика и информационные технологии» напр...

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем»

Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для...

Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."

Содержание 1. Педагогические цели использования ИТ 2. Методические возможности средств ИТ 3. Классификация педагогических программных средств 4. Использование информационных технологий на урока...

Презентация по теме "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Презентация по теме  "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельнос...