Выступление для пед.совета на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ"
статья на тему

Чулякмина Альфира Мухаммятовна

Доклад для выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ

Слайд 2.

Мастерство – это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер-токарь,

прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…

А.С. Макаренко

Слайд 3.  Педагогическая техника – совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.

Слайд 4  Структура педагогической техники

Уметь управлять собой.

Уметь управлять другими.

Уметь

сотрудничать.

  • Социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
  • Управлять своими эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического климата, создание творческого самочувствия);
  • Владение телом (целесообразность и выразительность мимики и жестов);
  • Техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия логичность и выразительность речи).
  • , логичность и выразительность речи).
  • При организации урока;
  • При организации КТД;
  • При общении;
  • При организации режимных моментов;
  • При контроле дисциплины;
  • При предъявлении требований.

  • Уметь познать личность, разобраться в ней;
  • Верное восприятие личности ученика;
  • Уметь правильно понимать ребенка;
  • Уметь влиять на ребенка;
  • Уметь защищать ребенка;
  • Уметь взаимодействовать;
  • Уметь представить информацию.

                      Школу делает школой учитель.

Учителя разные – ведь они вырастают из разных учеников.

Художник учится смешивать краски и наносит мазок на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические приемы….

Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам он играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.

Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немного крепких профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется двумя-тремя секретами.

- Видишь – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? – Так. – А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? – Да. А теперь мы с тобой перевяжем нить узлами – вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь ещё. Видишь какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? – Да.

Приёмы педагогической техники – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Это каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приёмов.

  1. ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

¤ Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвёртые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

Задача педагога: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: «В.Ф. Шаталов задаёт ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н. Лысенковой дети выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И.П. Волков даёт ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить из этого материала.»

Конечно, перечень приемов можно значительно расширить. В этом мы ещё убедимся.

  1. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ

         «Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня ученик (и даже студент) границы своей информированности, и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение – лишь воспитание исполнителей!

Задача педагога1: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения». 

И ещё момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?…), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школярски закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников, и, соответственно, наши образовательные усилия.

Задача педагога 2: использовать открытые задачи

Благо, как  показывает наш опыт , такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах

  1. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» – говорил академик А.Л. Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь ведущий к знанию, - это деятельность».

Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приёмы педтехники. И результат такой подготовки известен.

Задача педагога: организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности.

Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применяемости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах…

4 ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

 задача педагога: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет непредставим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

5.ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ

(высокого КПД)

 Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывал эффективности своего труда! Наверное наш идеал, как и всякий другой идеал недостижим. Но стремится к нему полезно.

Задача педагога: максимально использовать возможности знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность самоорганизации учеников, тем выше идеальность обучающего и управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят её подкрепить. А ещё принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.     Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать  высоко на проволоке более сложные трюки» Сетка, сеть – образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники – сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Каждый учитель использует свои приемы при общении  и управлении детьми, но хотелось бы более подробно остановиться на приемах организации учебного процесса.

У молодого учителя на вооружении два-три десятка приемов. Любой начинающий педагог умеет провести индивидуальный опрос у доски, а вот организовать работу детей в группах или жужжащий пересказ – для многих уже проблема. Между тем у опытного учителя за годы труда соответствующих приемов накапливается до двухсот. Осваивая по 10-15 приемов в год, молодой педагог тратит не менее 10 лет на то, чтобы приобрести необходимый для урока инструментарий.

Прием обучения – это конкретное, часто элементарное действие учителя, вызывающее ответное действие ученика, в результате чего достигаются соотносимые цели обоих действующих лиц. (Дидактика средней школы.., 1982,с.212)

Прием – это способ педагогических действий в определенных условиях.

Приемы педагогической техники могут быть связаны с какими-то средствами обучения, а могут быть совершенно независимы от них.

Основания для классификации приемов педагогической деятельности разные:

Слайд 5.  Классификация приемов по методам обучения (По Высоцкой С.И.)

Бытует мнение, что учителю в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приемы, с помощью которых эти методы будут осуществляться.

Приемы объяснительно-иллюстративного метода: они предполагают

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
  •  повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
  • демонстрация учащимся объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
  • предъявление учащимся готового плана;
  • намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

 Приемы репродуктивного метода

  • задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
  • задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
  • задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
  • наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

Приемы метода проблемного изложения         

  • раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
  • интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
  • установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
  • риторические вопросы учителя в ходе изложения;
  • предъявление учащимся конфликтного примера.

 Приемы частично-поискового метода

  • включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
  • задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
  • задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
  • выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

Приемы исследовательского метода

  • задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
  • задание с избыточными данными;  
  • задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;  
  • задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;
  • задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.

Слайд 6.  Классификация приемов по педагогическим функциям.

Каждый прием есть отражение некоторой педагогической функции, выполняемой учителем на уроке. Вот примерный список основных педагогических функций:

  1. Установить контакт с аудиторией
  2. Объяснить новый материал
  3. Закрепить материал
  4. Получить «Обратную связь»
  5. Снять напряжение
  6. Повысить интерес
  7. Активизация внимание
  8. Отвлечь внимание
  9. Контроль сформированности знаний
  10. Контроль сформированности умений
  11. Повторить материал
  12. Собрать, сплотить аудиторию.

Объяснение нового материала:

  • Лекция
  • Лекция с попутной беседой с опорой на знания учащихся
  • Использование опорного конспекта
  • Самостоятельное изучение нового материала по компьютерной презентации
  • Изучение через учебник с использованием разных приемов работы с текстом: составление вопросов, пересказ по опорным словам
  • Образное введение в тему с последующим проблемным вопросом
  • Выведение нового понятия на основе сравнения двух терминов
  • Использование разноцветного мела разных графических знаков для выделения учебного материала

Повышение интереса к учебному материалу:

  • Просмотр кинофильмов, использование мультимедиа, наглядности.
  • Опрережающие задания – выступления, сообщения, доклады, рефераты
  • Домашние задания на выбор
  • Вживание в образ (мы космонавты, учёные)
  • Дидактические игры: кроссворды, ребусы, лото

Формирование ЗУН

  • работа с учебником: чтение и пересказ, составление схем, заполнение таблиц, решение задач, выполнение упражнений,
  • Совместное сочинение  
  • Дидактические игры: «Отзовись, число» при устном счете «Контакт с инопланетянином»

Повторение и закрепление учебного материала

  • Разные виды диктантов: терминологические, словарные, схематические, выборочные, распределительные, цифровые, графические, творческие и т.д.
  • Викторина
  • Взаимопроверка
  • Дидактические игры с подниманием пальцев, рук, хлопанием, топанием

Контроль сформированности ЗУН

  • Фронтальный опрос,  проверочные работы, тестирование.
  • Проверка домашнего задания (постоянный контроль выполнения дом. задания – стимул к выполнению ДЗ, отмечает в таблице: - нет дом. задания, 0 – справился частично, + - выполнено все задание
  • Дифференцированный подход к контролю знаний (2 уч. у доски, 9 уч. по карточкам, остальные с учителем )

Для снятия напряжения

  • Динамические паузы
  • Считалки при выборе: кто пойдет отвечать
  • «Кандидаты на медаль» - выдается медаль за самую сутулую / прямую спину

приемы для активизации внимания

  • Смена видов деятельности, наглядности
  • Смена роли учащегося во время урока (в ситуации ролевых игр)
  • Изменение интонации
  • Словесные приемы привлечения внимания
  • «В слове «жесткий» желающие могут сделать ошибку».
  •  «Даю возможность послушать, потом буду спрашивать».
  • До объяснения: «Любой уважающий себя ученик 8 класса должен ответить на два вопроса после объяснения темы».
  • После объяснения: «Минусом, если не поняли, откуда взялась формула, плюс, если научились эту формулу применять»
  • «Мне хотелось бы, чтобы ты работал в классе, а не за окном».

Слайд 7. Классификация приемов по способу информационного обмена (по В.В.Гузееву)

 В основании классификации приемов может лежать и способ информационного обмена – например, основное направление информационного потока. (по В.В.Гузееву) Это называется информационным режимом обучения. Существует три информационных режима:

  • Интраактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, т.е. учащиеся. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.
  • Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для объяснения.
  • Интерактивный режим – это информационные потоки двусторонние (диалог). Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа ,консультация.

Несколько примеров интерактивных приемов:

  • Использование направленных и ненаправленных вопросов (лучшее соотношение – на 2 направленных вопроса задается один ненаправленный. Направленный, значит конкретно указывает, кто будет отвечать)
  • Слово-предложение-вопрос-ответ (Книга-Я вчера читал книгу-О чем эта книга?-…)
  • Опрос тройкой (Вызываются одновременно: 1 отвечает, 2 дополняет, 3 комментирует ответ)
  • Приемы поиска ассоциаций (листы ассоциаций, блуждающие листки)

Чем руководствуется учитель при выборе методов, организационных форм, средств, приемов обучения? Всегда ли можно сказать, что критерием являются интересы, способности, склонности, потребности учащихся?

Еще очень давно Л.Н.Толстой обнаружил три закона реальной педагогической практики, к сожалению, царящих в школе и сегодня:

  1. Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.
  2. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников.
  3. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики.

           Американский психотрерапевт Джеффри Зейг однажды после не вполне удавшейся ему демонстрации одного терапевтического приема сказал: «Прием отличный, только не тот клиент попался».

Бездумный, некритичный перенос заимствованных приемов, созданных в определенных условиях, в Ваши, совсем иные, условия может привести к тому, что для этих прекрасных приемов «дети окажутся неподходящими». Будем помнить, что в профессиональной деятельности учителя главным является  не только, чтобы учить, но и, чтобы думать.

Каждый педагог, готовясь к уроку, ставит перед собой, перед учениками определённые цели и задачи. И одним из путей достижения цели учителя будет являться привлечение внимания учащихся к учебному материалу. У каждого учителя есть свои приемы по привлечению внимания учащихся к учебному материалу.

Далее мы перенесем себя на урок, где проживем этапы урока, а учителя-мастера поделятся теми приемами педагогических техник, которые они применяют в своей деятельности, достигая предметных, метапредметных и личностных результатов уч-ся.

  1. Повышение интереса к учебному предмету (мотивация) представят учителя:

2.ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ, изученных ранее тем:

            Самый непродуктивный, утомительный и, – увы! – распространенный способ повторения – традиционно-репродуктивный. Когда высшей доблестью становится дословное повторение вслед за учителем или книгой.

Мы будем говорить о другом повторении – активном и развивающем. Главный принцип такого повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания. Поделятся своим приемами организации повторения, контроля, самоконтроля на уроке наши коллеги:

3.УРОВНИ И ВИДЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    Вредный и достаточно распространенный педагогический прием – наказание домашним заданием, повешение объема или сложности. Психологическое основание его в том, что иные взрослые подсознательно (если не сознательно) убеждены: школьное образование – необходимый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому много копий сломано по поводу домашнего задания на страницах педлитературы, особенно зарубежной. Задавать или не? Каковы допустимые объемы и время на домашнее задание? Как оно влияет на успеваемость?

Не будем вдаваться в не слишком убедительные теоретические рассуждения. Мы уверены в одном: если уж задавать, то с максимальной пользой!

   Представят опыт :

4. КОЛЛЕКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УМЕЕМ ЛИ?

Во что зачастую превращается совместное творчество группы взрослых людей? Кто не знает ответа на этот вопрос – пусть включит телевизор. И посмотрит заседание депутатов Верховного Совета. И что же он увидит? А увидит он: неумение слушать и слышать коллег; неумение спорить тактично; агрессивную реакцию на критику…

Что же мешает взрослым дядям и тетям? (О политических разногласиях мы не говорим.) Да они ведь просто не умеют работать коллективно! Ну, не учили их, не было принято… И учит поздновато. А мы давайте сделаем то, что можем, - научим детей коллективному сотрудничеству, решению задач сообща.

ФАКТОР УСПЕХА

Что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников? Или, скажем, количество книг в школьной библиотеке? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Результаты грандиозного исследования американского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными. Все важно: и квалификация учителя, и оборудование кабинетов…. Но больше всего – класс! Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большому счету важнее чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе, количество книг и даже квалификация учителя.

В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за "малым" – помочь классу умело организоваться на своих уроках. Наверное, в этом и кроется секрет лучших учителей, умеющих СОЗДАТЬ КЛАСС.

Представляют опыт по организации коллективной учебной деятельности: